Реферат по предмету "Психология"


Влияние национального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста

Министерствообразования РФ
РоссийскийГосударственный Педагогический
Университетимени А.И. Герцена
Институтдетства
Кафедрапсихологии и психофизиологии ребёнка
Курсоваяработа
Тема:
«Влияниенационального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста»
Выполнила: студентка 2-го курса,
1 группы
очной формы обучения
Афанасьева МаринаВалерьевна
Санкт –Петербург
2008

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Теория привязанности
1.2 Роль матери в развитии ребенка
1.3 Роль и влияние общения в семье напсихическое развитие ребенка
1.4 Стили родительского воспитания иих влияние на развитие детей
1.4.1 Авторитарный стиль
1.4.2 Либеральный стиль
1.4.3 Авторитетный стиль
1.5 Специфика и задачи воспитания веврейской семье
Глава 2. Практическая работа поисследованию взаимоотношений родителей и ребенка
2.1 Цель исследования
2.2 Задачи исследования
2.3 Характеристика выборки
2.4 Описание методов
Заключение
Список используемой литературы
 

Введение
Проблема взаимоотношениймежду детьми и их родителями является одной из наиболее сложных и вечноактуальных проблем психологии. Психологами практически всех направленийподчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенкакак человеческого существа, формирования его внутренней жизни являютсяокружающие его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребенокосознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего,но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни.  Спецификародительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении свозрастом ребенка.
Гипотеза нашей работызаключается в том, что особенности национального воспитания оказываютблагоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Люди в разных странах по-разному относятся к процессудеторождения и к тому, как затем воспитывать детей. В каждой культуре естьсоответствующий способ воспитания детей, который включает в себя такие аспекты,как:
· Кто занимаетсявоспитанием детей,
· Какой стильвоспитания считается наиболее правильным в данной культуре,
· Особенностивоспитания мальчиков и девочек и т.д.
Когда исследователи сталиоценивать особенности развития младенцев в разных культурах, то оказалось, чторазвитие не всегда идет одинаковым способом. В своей работе мы выбралиеврейскую культуру и ее представителей в городе Санкт-Петербург.
Глава1. Теоретическая часть 1.1 Теорияпривязанности
Первоначально теория привязанностибыла предложена Джоном Боулби в качестве альтернативы психоаналитическойконцепции. В рамках психоанализа это раннее поведение ребенка описывается какинстинктивное. Боулби же хотел показать важность взаимного обучения. Изучаяповедение детей, оставшихся без попечения родителей, он пытался объяснить ихтревогу и формирование у них защитных механизмов в тех случаях, когда отношениясо взрослыми не соответствовали потребностям детей. Эта теория оказала огромноевлияние на понимание развития ребенка и была объявлена «одним из самых надежноспрятанных психологических секретов».
Согласно Джону Боулби,между ребенком и ухаживающим за ним взрослым в первые два года формируютсятесные отношения. Они строятся на взаимной направленности друг к другу: ребенокактивно ищет контакта, а мать эмоционально отвечает на него. Это поведениебиологически обусловлено и эволюционно оправдано, поскольку в первые дни послерождения ребенок должен найти того, кто будет защищать и оберегать его. Именнопоэтому в первые часы после появления на свет он бодрствует существенно больше,чем позднее. Он предпочитает запах материнского молока другим запахам и чащефиксирует взгляд на лице матери. Этого человека Боулби назвал «фигуройпервичной привязанности». Важным положением теории является то, что ребенок неможет формировать бесконечное число связей с разными людьми. Каждая связьтребует от него активности, а ресурс у него небольшой. Любой разрыв отношенийбудет восприниматься болезненно и сужать возможности для дальнейшегоформирования связей. Более того, тип отношений, которые он сформировал сблизкими ему людьми, потом будет лежать в основе всех последующихвзаимоотношений.
На основе опыта общения сблизкими людьми ребенок формирует «внутреннюю рабочую модель» взаимодействия,которая затем развивается и совершенствуется на протяжении всей его жизни.Внутренняя рабочая модель – комплекс связей между сигналами, идущими отвзрослого, и реакциями новорожденного, и наоборот. Младенцы неосознанно придаютзначение объектам их социального мира, ориентируясь на поведение взрослых иконтекста, в котором эти взаимодействия с ними случаются. Внутренняя рабочаямодель позволяет ребенку создавать ряд ожиданий о причинах и последствияхтекущих взаимодействий, а затем и о тех, которые будут переживаться в будущем.Она включает сначала эмоции относительно «фигуры привязанности», а потом иформирующиеся постепенно представления и мысли. Ребенок, всматриваясь вовзрослого, как в зеркало, познает себя. Именно поэтому во внутренней рабочеймодели представление о себе является дополнительным от представления о фигурепервичной привязанности.
Выбор слов в понятии«внутренняя рабочая модель» не случаен и подчеркивает факт, что представленияребенка о взаимосвязях являются активными (рабочий компонент) и постоянноконструируются в процессе развития (модельный компонент), так что модели,сформированные в младенчестве, позднее реконструируются на более высокихуровнях сложности. Эти представления находятся на неосознаваемом уровне, нооказывают влияние на мысли и поведение на уровне сознания. Следовательно,внутренняя рабочая модель отражает генетическую потребность придавать значениеи запоминать действие, реципрокно (взаимно обратное соответствие) связанное сфигурами первичной привязанности. Младенцы придают значимость разным объектамих социального мира исходя из того, как родители относятся к этим объектам,более того, они и себе придают значимость на основе отношения к ним родителей.
В оптимальных условияхфигура(ы) первичной привязанности (мать и отец) физически и психологическидоступны и крайне чувствительны к нуждам ребенка. Основная функция фигурыпервичной привязанности по Боулби не в удовлетворении потребности в любви, какв классическом психоанализе, и не в удовлетворении физических потребностейребенка, как в бихевиоризме, а в обеспечении защиты и безопасности. Именнопоэтому эффективная привязанность обеспечивает ребенку инициативу, развитиеисследовательского поведения и стремления к познанию. На основе взаимодействияс близкими людьми ребенок формирует защитную базу, объясняющую мир какбезопасный, и чувство идентичности с объектом первичной привязанности. Поведениелюдей, с которыми ребенок себя идентифицирует («фигуры первичной привязанности»)в момент кризиса позволят ребенку понять границы собственных возможностей. [10]
Ребенок генетически можетсоздать не более десятка привязанности, и среди них возникает иерархическаяорганизация, когда отношения с мамой и папой становятся наиболее значимыми, а сбабушкой – менее (или наоборот, если воспитанием занимается бабушка).Привязанности изменяются во времени, поэтому сейчас существуют различные способыделения на стадии. Рассмотрим одну изклассификаций стадий развертывания привязанности, которую предлагает Д. Штерн:
ü  В первые два месяца, ребенок выделяетсебя и фигуру первичной привязанности. На основе этих ощущений возникаетчувство себя и своего тела,
ü  Начиная со 2 до 9 месяца у негоскладывается чувство «внутреннего Я», которое формируется через восприятие Другого.Ребенок воспринимает себя следующим образом: «Я – тот, кого обнимают», «Я –тот, на кого редко смотрят»,
ü  На третьем этапе (до полутора лет)возникает чувство своей субъективности, то есть отделенности себя от фигурыпервичной привязанности.
ü  Четвертый этап связан со становлениемречи, на основе которой понимание себя и других резко ускоряется. Возникаетчувство «Словесного Я» и словесных отношений с окружающими. [9]
Оказывается, что еслиребенок ощущает безопасную привязанность от обоих родителей, то в подростковомвозрасте окружающие будут оценивать его как социально компетентного. Если удевочки есть безопасная привязанность с отцом, то она менее агрессивна, чем ееменее счастливые сверстницы. Матери формируют с детьми более безопасныепривязанности по сравнению с отцами. Восприятие собственного достоинстваопосредуется привязанностью и социальной компетенцией.
К двум годам ребенок знает, что есть «свои» и «чужие» ивнутреннее понимает, как плохо быть чужим и как приятно – своим.
Отличиетеории привязанности от отечественных исследований состоит в том, что вроссийской традиции акцент делался на совместной деятельности ребенка ивзрослого или на общении, понимаемом как деятельность. При этом взрослыйпонимался как фактор становления самосознания ребенка. Теория привязанности,авторы которой рассматривают ее как эволюционно-этологический подход, акцентируетсяна отношении ребенка и взрослого, которое существует в неразрывном единстве.Взрослый как бы интериоризуется (принимается внутрь) ребенком и начинает жить внем.
Достоинствомтеории привязанности является то, что она активно включает другие подходы. Дляобъяснения взаимодействия ребенка с фигурой привязанности используютсяпредставления теории научения, объясняющей фиксацию у ребенка многих реакцийтем, что взрослые подкрепляют их, усиливая внимание к нему. При этом берутсяэлементы культурно-исторической теории Л.С. Выготского, поскольку помогающееповедение матери описывается как построение зоны ближайшего развития. Дляописания интеллектуального роста ребенка Боулби опирается на представление о сенсомоторныхсхемах Ж. Пиаже. [13]
1.2 Рольматери в развитии ребенка
Психическоеразвитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействияребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействияматери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия каквидотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условияхоткрытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения,содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своихисследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, чтокаждая конкретная культура выбирает определенные черты характера итемперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в даннойкультуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины иженщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. Вкаждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей, в первуюочередь матери, которые и являются основными “производителями” личности ребенкакак члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить оконкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждойкультуре способах или путях “производства” этой модели. В современном обществеженщины имеют возможность быть успешными во многих сферах жизнедеятельностинаравне с мужчинами. Этот прогресс породил конфликт между требованиями кженщине со стороны семьи и карьеры. Многие матери делают выбор в пользукарьеры, возвращаясь к трудовой деятельности еще до достижения детьмигодовалого возраста.
Однако помнению большинства психологов роль матери имеет огромное значение для развитияребенка младенческого возраста, а в некоторых ситуациях мать просто незаменима.Именно она имеет возможность чутко и своевременно реагировать на потребностимладенца. А это очень важно, так как у ребенка, потребности которогосвоевременно удовлетворяются, формируется доверие к окружающему миру;закладывается нормальная самооценка; он способен проявлять заботу о матери илюбовь к ней, устанавливать привязанность к людям; готов исследовать окружающиймир. Уже на первом году такой ребенок развивается как личность и становитсяспособным функционировать самостоятельно.
Если же матьне уделяет достаточного внимания своевременному удовлетворению потребностеймладенца, он чувствует себя незащищенным и, прежде всего, обеспокоенудовлетворением своих первичных потребностей. Такой младенец не можетразвиваться в личностном плане, так как его развитие сводится скорее кпоследовательности реакций на неудачи окружения, чем к внутренним стремлениям.Кроме того, нарушение взаимодействия с матерью может привести к отставанию всоциально-эмоциональном развитии, нарушению психического здоровья и отсутствиюинтереса к познавательной деятельности.
Отрицательнымявляется не только слишком слабый интерес матери к потребностям ребенка, но итенденция к гипертрофированной заботливости, так как это приводит кнежелательной резкой перемене, когда мать возвращается к прежним заботам. А вслучае чрезмерной психической стимуляции матерью младенца, у него можетвозникнуть тревога и недоверие, а у матери – произойти эмоциональное перегорание.Таким образом, чувствительность к сигналам младенца, удовольствие отвзаимодействия с ним, отзывчивость на его реакции, положительно сказывается наразвитии ребенка. Задача матери снижать напряжение сразу же после егопроявления и давать удовлетворение прежде, чем потребность достигнет высшейточки. В этом случае малыш выглядит для окружающих малотребовательным. При этомболее сложной задачей, чем различие наличия или отсутствие потребностейявляется отличие одной потребности от другой. Заботливая мать, которая недопускает несвоевременных отлучек и не позволяет себе увлекаться другимилюдьми, делами и личными интересами, точно определяет желания ребенка, онапонимает первый язык младенца и следует ему, что в свою очередь, важно дляудовлетворения именно насущной потребности, а не какой-либо другой.
Если матьвосприимчива, доступна для младенца и эмоционально реагирует на него, принимаяего поведение и сотрудничая с ним, у ребенка развивается уверенность всобственных силах и большая степень доверия к матери, которая обеспечивает егобезопасной опорой для исследований, способствует появлению новых интересов испособов действия. При этом, распространение эмоций, родившихся в сфереобщения, на познавательную деятельность является одним из механизмов, благодарякоторым ребенок из состояния сосредоточения на человеке и отношениях с нимпереходит к общению по поводу предметов, перерастающему в совместнуюдеятельность взрослого и ребенка. [10]
1.3 Рольи влияние общения в семье на психическое развитие ребенка
Общение — один изважнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте совзрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опытачеловечества.
Ребёнок неразрывно связанс обществом, с другими людьми. Эти связи формируют его духовный мир, поведение.Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье — первому коллективу, которыйдает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужнознать и как надо себя вести. В семье ребёнок получает первые практическиенавыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми,усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневногообщения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме,семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценкидобра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка и взрослого создаетсемья. Это включает в себя постоянное взаимодействия с родителями, родственниками,соседями. Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в нейпредставлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы».Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители,значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка,позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные иинтеллектуальные возможности. [1]
Стиль отношения взрослыхк ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилюдетского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенностьребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенностьименно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленнуюагрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе какнегативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у негосостояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучногообщения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнегов положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги иощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения со взрослымиу ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождаетсяочень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горестии радости как собственные. В общении со взрослыми он впервые осознает, чтонужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.
Именно с близкимивзрослыми (мамой, папой, бабушкой и др.) ребенок встречается на первых этапахсвоей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервыеслышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своейдеятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческихвзаимоотношений.
Известен феномен«госпитализации», при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничиваетсялишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценногоэмоционального общения между ребенком и взрослым человеком. Доказано, что такиедети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном,так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, ихигры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом.Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общенияс другими людьми. [2]
В нормальной обыденнойжизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы,не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихсяв семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в томчисле неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальнымифакторами.
Неврозы у детей невозникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами иподдерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним,отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении. Нужнопозволять детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать возникающие у нихнервные напряжения, действовать согласованно в вопросах воспитания, принимая вовнимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Современный мирхарактеризуется ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени,недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и длярасслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, ихневротизация, появление множества личностных проблем. Подобная личностнаядисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказываетнегативное влияние на их психику. На эмоциональную атмосферу в семье и напсихическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы,среди которых: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятостьродителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. [4, 6]
Дошкольный возрастхарактеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям(особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребностив любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошоориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен пониматьпричины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражениясобственных чувств и переживаний. Частые конфликты, громкие ссоры междуродителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства,неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником ихпсихического нездоровья. [3]
1.4 Стилиродительского воспитания и их влияние на развитие детей
Воспитание детей — сложное, но в то же время благодарное занятие. Исследовательница Баумринд,изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания,пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявлениеродительской теплоты, стратегия создания и поддержания дисциплины, способобщения и ожидания, возлагаемые на ребенка. Она выделила три стиля воспитания:авторитарный, либеральный и авторитетный.
Исследования показывают,что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостьюребенка в школе, его сексуальной активностью, вероятностью его вовлечения впреступную деятельность, проявлением жестокости и антиобщественного поведения,депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем егосамооценки. [8] 
1.4.1 Авторитарный стиль
Авторитарному(диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгаядисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок” превалирует над общениемребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики.Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и кажется,что они несколько отстранены от своих детей. Родители отдают инструкции иприказы, при этом, не обращая внимания на мнение детей и не признаваявозможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение иследование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегдаправы, а непослушание наказывается — часто физически. Но родители все же непереступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения. Так как детиво избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятсябезынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своихдетей, чем это характерно для их возраста.
Этот стиль воспитанияприводит к ряду недостатков в развитии ребенка. Такие дети в подростковыйпериод легче поддаются дурному воздействию со стороны сверстников; онипривыкают не обсуждать свои проблемы с родителями и зачастую попадают подсильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях,они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей ипринципов. Существует обратная зависимость между подобным авторитаризмом ихорошей успеваемостью. [7] 1.4.2 Либеральный стиль
Для либерального(свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми,низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель-ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей большихожиданий.
Либеральные родителизаботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего онибеспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческиестороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят,что именно это научит их отличать правильное от неправильного. Либеральнымродителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своихдетей, они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Еслиопределенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляютследовать им в полной мере.
Парадоксально то, чтодети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены такимпсихологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высокасклонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного родаантиобщественные действия.
Стейнберг указывает напрочную взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостьюв школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят сними обсуждений и дискуссий на различные темы. Другими негативнымипоследствиями являются нарушения сна и отсутствие чувства безопасности. 1.4.3 Авторитетный стиль
Для авторитетного стилявоспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренныедисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение.Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферуполную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие отлиберальных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы.Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные ипроблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимостьдетей при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуютот детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируютих выполнение. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используютразумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. У детей есть альтернатива,их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за своипоступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнениявзятых ими обязательств.
Исследования такжепоказывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со сторонысверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. У таких детейвероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения,существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха вжизни.
Более того, в отличие отдругих детей они лучше приспособлены к жизни. Стейнберг доказывает, что этидети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления иминаркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность бытьвовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий,депрессий и проявления агрессивности.[5]
1.5 Спецификаи задачи воспитания в еврейской семье
Традиционное отношениеевреев к детям, основы которого были заложены в библейскую эпоху, отражаетнормы и представления, характерные для патриархальной семьи. Согласнобиблейскому предписанию, деторождение — основная цель брака. Продолжение родабыло одной из высших ценностей в социальной этике древних израильтян.Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти.
Чадолюбие стало одной изнаиболее характерных черт еврейской национальной психологии. Забота о детяхначиналась с момента их появления на свет: новорожденного купали, обмывалисоляным раствором и пеленали. Уход целиком возлагался на мать, которая кормиламладенца грудью.
Первые годы жизни ребенкавоспитывала в основном мать. Когда дети становились старше, ответственность завоспитание сына принимал на себя отец; о воспитании дочери до ее замужествапродолжала заботиться мать. Дети обязаны были почитать обоих родителей.Почитание родителей проявлялось главным образом в повиновении их воле.
Еврейская традиция особоподчеркивает лежащую на родителях обязанность воспитания детей в соблюдениирелигиозных заповедей и обучения их Торе. В Государстве Израиль уделяетсябольшое внимание охране здоровья и воспитанию детей. В стране существуетширокая сеть разнообразных детских учреждений. Имеются сотни дневных дошкольныхзаведений, обслуживающих десятки тысяч детей в возрасте от 6 месяцев до 4 лет. [15]
В традиционном иудаизмеобязанность воспитания детей лежит не на матери, а на отце, так как отец всегдавоспринимается в семье как авторитет, которого следует слушаться и которыйможет быть строгим, в отличие от матери, которая может дать ребенку послаблениеи баловать его сверх меры. И ко всему прочему, мама гораздо больше временипроводит с детьми, а отец может весь день работать и встречаться с семьей повыходным, что бы избежать такой ситуации Тора обязывает отца воспитывать детей,уделять им время не смотря на усталость и занятость. [16]
Воспитательные задачи,стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Ихуспешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько«удачным» получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей.Как и все родители, еврейские мамы и папы мечтают, чтобы их ребенок успешнореализовал заложенный в нем потенциал: добился успехов, был счастлив в семейнойжизни, удачлив в делах, уважаем в своем кругу и т.п. Для достижения этой целивзрослые пользуются определенными воспитательными приемами — наказанием,поощрением, увещеванием, ориентацией на авторитеты. Не правда ли, всеперечисленное с равным успехом относится к любой нормальной семье, независимоот ее морального климата, устоев, социального уровня, религиозной принадлежности?Однако для удачного еврейского воспитания всего этого недостаточно. Все помыслыи поступки, сопутствующие становлению каждого еврея как личности, должны бытьсоотнесены с Торой. «Удачный» ребенок в еврейской семье — это нетолько тот, кто честен, бескорыстен, щедр, великодушен, но и свободен от ложныхбеспокойств, страхов и волнений. Он выполняет свои духовные обязанности срадостью и совершенно искренне, строит свои отношения с родителями на основелюбви, уважения и страха перед ними.
Прежде всего сами родителидолжны жить в соответствии с Торой и обладать теми человеческими качествами,которые они хотели бы видеть в своих детях. Это требует от взрослых постояннойи упорной работы над собой, воспитания в себе черт характера, которые они хотятвидеть в своих детях. Наивно было бы предполагать, что многие из взрослыхблизки к идеалу, однако важно постоянное стремление к самоусовершенствованию.Когда дети наблюдают, как близкие им люди искренне стремятся что-то изменить всебе к лучшему, это побуждает их разобраться с неполадками в самих себе,вооружает терпением в борьбе с возможными ошибками и недостатками.
В семьях, где существуеттесная эмоциональная связь между детьми и родителями, последние обладаютнеобыкновенной силой воздействия на подростков. Согласно Торе ребенок обязанвыделять своих родителей изо всех людей, с которыми ему приходится сталкиватьсяв жизни. Создатель предписывает естественный страх перед родителями,сочетающийся с глубоким почтением и уважением. Всем детям свойственна некотораяидеализация дорогих для них людей, поэтому зачастую они испытываютблагоговейное чувство к своим родителям и ощущают на себе их сильнейшеевлияние. Любой разговор с детьми, любой контакт имеет глубокий смысл и далекоидущие последствия.
Таким образом, родителипостоянно чувствуют себя ответственными за все сказанное и содеянное. Мысль отом, что все промахи могут нанести детям непоправимый вред, пугает. Но неследует впадать в уныние: чтобы ошибки, совершаемые родителями зачастуюсовершенно бессознательно, могли существенным образом повлиять на характервзаимоотношений в семье, они должны многократно повторяться. Кроме того,постоянное общение с детьми и духовная близость с ними сглаживают возможныешероховатости, нейтрализуют неблагоприятный резонанс от допущенных ошибок.Важно отнестись к этому осознанно и умело использовать свою власть.
Правильное воспитание веврейской семье должно установить с детьми отношения, наполненные любовью,доверием и страхом. Благодаря такому стилю воспитания ребенок приучается подчинятьсяобщественным правилам, с легкостью выполнять то, что считается правильным, а нето, что ему хочется делать.
Ребенок должен боятьсяпоследствий своего неудовлетворительного поведения. Тогда, став взрослым, онбудет страшиться наказания за свои проступки, зная, что «есть Глаз,который видит, и есть Ухо, которое слышит». Приучая ребенка к послушанию,родители одновременно знакомят его с понятиями «поощрение» и«наказание». Страх перед наказанием стимулирует послушание. Неследует забывать, однако, что страх должен строиться на родительской любви.Любовь и влечет за собой страх — страх ослушаться того, кого любишь. Такимобразом, не страх сам по себе, а любовь является главным в воспитании детей.Доверие — это то чувство, которое связывает любовь и страх. Если ребенокдоверяет родителям, чувствует, что наказание — не следствие их дурногонастроения, то в конце концов он признает, что наказан заслуженно. В этомслучае у ребенка не возникает чувство враждебности и желание отомстить занесправедливость.
Итак, мы видим: любовь,доверие и страх — важнейшие компоненты сознания, которое еврейские родителидолжны выработать в своих детях. Такого человека можно с полным правом назвать«удачным продуктом» еврейского воспитания. Итак, когда родители воспитываютв своих детях чувства любви, страха и доверия к себе, они тем самым строятнеобходимую основу для духовного роста своих детей. Эти чувства не толькосоставляют основу духовного существования еврея, но и позволяют родителямразвивать своих детей в желательном направлении и в соответствии с важнейшейзадачей еврейского воспитания: вырастить поколение, которое будет следоватьпримеру родителей и перенимать их взгляды, систему их ценностей и образ жизни.
Недостаток родительскойлюбви оттолкнет ребенка. Отсутствие веры вызовет отчужденность и непослушание.Неустрашимость толкнет на поиски собственных путей в жизни — когда родителитеряют власть, дети берут ее в свои руки. [14]
Глава2. Практическая работа по исследованию взаимоотношений родителей и ребенка 2.1 Цель исследования
Выявить спецификуотношения матери к ребенку, уровень благополучия в семье, а также эмоциональноесостояние ребенка. 2.2 Задачи исследования
1. Оценить текущеепсихоэмоциональное состояние детей в исследуемой группе;
2. Определить степеньэмоционального благополучия детей в еврейской семье;
3. Выявить спецификуотношения матери к ребенку в еврейской семье. 2.3 Характеристика выборки
Эксперимент поисследованию отношений родителей и ребенка проходил в школе-саду «Менахем». Испытуемые- дети дошкольного возраста (3-7 лет). В исследовании приняло участие 10 детей(5 мальчиков и 5 девочек, 5 детей старшего дошкольного возраста и 5 детеймладшего дошкольного возраста). 2.4 Описание методов
Для решения поставленныхзадач нами были использованы следующие методики:
1. Методика «Рисуноксемьи». Для исследования использовалось: лист белой бумаги А4, 24 цветных карандаша.Рисунок проводился по отдельности с каждым ребенком. Ребенку давалась инструкция:«Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Послетого, как он выполнит задание, спрашивалось: кто здесь нарисован.
Обработка данных: каждыйрисунок оценивался в баллах по критериям:
· Размер фигур
· Цветовая гамма
· Количество людей
· Наличие лишнихдеталей или людей
· Расположениеребенка относительно родителей
· Нажим
· Детализациячеловека
Каждый критерийоценивался максимум в 10 баллов.
Результаты: дети младшегодошкольного возраста за рисунок получили от 22 до 39 баллов, а дети старшегодошкольного возраста – от 58 до 66 баллов. 50 % испытуемых на рисунках нерисовали себя, изобразили схематичный рисунок. Это дети младшего дошкольноговозраста. Дети старшего дошкольного возраста изобразили себя на рисунках,рисовали яркие и детализированные рисунки.
Выводы: исходя из анализа рисунков детей мы пришли к выводу, что 50%детей относятся к эмоционально благополучным (дети старшего дошкольноговозраста), и 50% относятся к эмоционально неблагополучным (дети младшегодошкольного возраста).
2. Краткий цветовойтест Люшера. При применении краткого вариантаиспользуется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0),темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4),фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7). Карточки всех цветов былразложены на столе перед детьми. Для детей 5-7 лет предлагалось выбрать цвет,который сейчас больше всего нравится. Ребенок показывал его, а исследовательубирал данную карточку. Так продолжалось до того момента, пока все карточки небыли убраны. Детям 3-4 лет все цвета раскладывались в виде ромашки и задавалсявопрос: какой лепесток ты сорвешь первым. И так до того момента, пока вселепестки не были убраны. Последовательность выборов заносилась в таблицу.
3. МетодАнкетирования. Для данного эксперимента была использована анкета на выявлениеотношения матери к ребенку. Состоит из 42 вопросов с вариантами ответов вскобках, которые нужно подчеркнуть (Приложение 1). Анкета давалась домой на 1неделю.
Обработка данных: ответыанкеты обрабатывались в баллах:
Всегда, да – 4 балла
Часто – 3 балла
Иногда – 2 балла
Редко, не знаю – 1 балл
Никогда, нет – 0 баллов.
Если данный ответ имелотрицательное значение, то баллы ставились наоборот. Все вопросы разделены на 3шкалы:
1.  Чувствительность – нечувствительность
2.  принятие – отвержение
3.  Поддержка – игнорирование
Результаты: все материотносятся к своим детям чувствительно, все их поддерживают, 90% матерейпринимают своих детей.

Списокиспользуемой литературы
1. БардианА.Н. Воспитание детей в семье. — М.: Просвещение, 1972.
2. Баркан А.И.Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своегоребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. ГинтарасХоментаускас Семья глазами ребенка. Дети и психологические проблемы в семье.М.: У-Фактория, 2006.
4. ГуркоТ.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования,1995.В. Н. Дружинин Психология семьи. Спб: Питер, 2005.
5. КовалевС.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1983.
6. КовалевС.В. Психология семейных отношений. М.: Просвещение, 1986.
7. МатейчекЗ. Родители и дети: Книга для учителя: Пер. с чешского. — М.: Просвещение,1992.
8. Немов Р.С. Психология.Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000.
9. Популярнаяпсихология для родителей. Под ред. Спиваковской А.С. СПб.: СОЮЗ, 1997.
10. Семаго Н., Теорияи практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьныйвозраст. М.: Речь, 2006.
11. СпиваковскаяА.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика,1986.
12. Чуб Н. В. Справочникдля родителей. Психология ребенка от А до Я. М.: Основа, 2007.
13. http://www.mjcc.ru/Evreiskii_Jenskii_Virtyalnyi_Klyb/Evreiskaia_semia/Evreiskoe_vospitanie/index.html
14. http://www.eleven.co.il/article/10975
15. http://shmaisrael.nnm.ru/vospitanie_deteiy_v_iudaizme


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.