Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкина «Дубровский». Роль эпизода в раскрытии нравственной проблематики произведения. Обобщающий урок

Испытание героев в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Роль эпизода в раскрытии нравственной проблематики произведения.Обобщающий урок литературы в 6 классе (по программе А. Г. Кутузова).Цели урока: вовлечь учащихся в решение поставленных в произведении нравственных проблем, помочь понять и оценить авторскую позицию – неприятие насилия и утверждение любви как основы жизни; показать роль эпизода в художественном произведении; развивать умение видеть и интерпретировать художественные детали, понимать подтекст и общую идею произведения.^ Ход урока.I. Творческая «Разминка». Подумаем вместе…Перечитывая сказку «Царевна-лягушка», я задумалась над вопросом: почему сказка не кончается в тот момент, когда Иван-царевич сжег лягушачью шкурку? Лягушка-то уже предстала на пиру в человеческом облике. … Да, любовь способна творить чудеса, но это должна быть настоящая любовь. Ивану-царевичу ещё предстоит доказать силу своего чувства. Испытание любовью является традиционным и в фольклоре, и в русской литературе.^ II. Установление связи с изученным. Сообщение и запись темы урока и эпиграфа.1) Пушкин, как и многие другие писатели, испытывает героев любовью. Почему именно так? Ответ дал сам Пушкин в одном из своих стихотворений: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,^ И сердце вновь горит и любит — оттого,Что не любить оно не может.Выделенные строчки послужат эпиграфом к нашему уроку. Любовь- естественное состояние человека, это чувство знакомо каждому. И не надо придумывать каких-то специальных испытаний для героев. Любовь – лучший экзамен, она ставит человека перед нравственным выбором. Куда указывает нравственный «компас» героев романа «Дубровский»? В этом нам предстоит разобраться.2) Перечитывая роман, мы следили за взаимоотношениями героев и отразили их на схеме:Т. М. К. А. Г. В. Д. кн. В.В сложной системе взаимоотношений героев мы выделили любовный треугольник. Именно он помогает глубоко раскрыть характеры героев. Вспомните, что такое Леванидов крест в русских былинах (место встречи богатырей, место, где они принимали решения). Образно говоря, это нравственный перекресток. На схеме его легко увидеть. А вот какой эпизод романа соответствует этой точке во взаимоотношениях героев? Это должен быть ключевой эпизод, в котором герои делают окончательный нравственный выбор, выбирают дальнейший жизненный путь. Да, это сцена последней встречи Дубровского и Марьи Кирилловны, когда Владимир хотел её освободить. ^ Анализ ключевого эпизода. Установление его связи с другими эпизодами романа. 1) Постановка проблемы.Перечитаем (в лицах) данный эпизод ( глава 18 со слов «Вдруг раздались крики погони…). Когда мы слышим отчаянный крик Дубровского: «Вы никогда не могли согласиться!», мы сочувствуем ему: действительно, как же она могла так поступить! Когда перечитываем слова Марьи Кирилловны: «Я ждала вас до последней минуты…», мы сопереживаем ей: и правда, как он мог опоздать! ^ Кто же прав?2) Вспомним несколько ключевых моментов из жизни Марьи Кирилловны и соотнесем их друг с другом. Семнадцатилетняя девочка, послушная дочь, увлеченная читательница романов. Сначала так приятно было воображать себе героиней романа рядом с бедным учителем Дефоржем, разбойником Дубровским! А потом выяснилось, что в жизни все сложнее, чем в книжках, что надо самой принимать решения.^ Прокомментируем два эпизода.Глава 14 – объяснение Марьи Кирилловны с отцом. Какие слова характеризуют её отношение к Дубровскому? «…Лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Как видим, Дубровский для нее – средство избавления от нелюбимого жениха, столь же ужасные, как смерть или монастырь.Глава 18, сцена венчания. Был ли выбор у Марьи Кирилловны? Да, Кирилла Петрович мог заставить дочь пойти под венец. Но там, в церкви, он был не властен над ней. Она ждала… Что подумала бы любящая женщина в эти минуты? Что с ним? Убит? Ранен? Схвачен? Он ведь преследуем законом, всегда в смертельной опасности. Где хоть тень мысли о нем? Дубровский для нее по-прежнему лишь человек, который должен спасти ее от выбранного отцом жениха. Сама Марья Кирилловна так и не нашла в себе силы сказать «нет». Скажи она «нет», что было бы? Конечно, скандал. Но если в церковь явился бы Дубровский, скандал был бы еще грандиознее. И все же второй вариант для героини предпочтительнее. Так трудно взять на себя ответственность…3) ^ Но испытание героини еще не закончено. Обратимся вновь к ключевому эпизоду. Можно ли поведение Марьи Кирилловны назвать достойным поступком?Дубровский подсказывает ей оправдание: «Вы были приневолены…» Так хочется с этим согласиться, тем более что в церкви она не сказала «да». Но Марья Кирилловна находит в себе нравственную силу посмотреть правде в глаза. Девочка становится взрослым человеком – она наконец-то принимает самостоятельное решение. Она дала клятву перед Богом, она не может поступить не по-Божески. Это достойное решение. За попытку уйти от ответственности там, в церкви, ей теперь нести наказание всю жизнь. Но чистая совесть будет ее искуплением. 4) Как ведет себя в в критической ситуации князь Верейский? Кого он защищает? Оценивая его поведение, учтите два обстоятельства: во-первых, все знали, что Дубровский никогда никого не убивал, во-вторых, рядом с князем была женщина.^ Удивляет ли нас подобное поведение Верейского? Вспомним, как он ответил на письмо Маши, только ему предназначенное. Как видим, стрелка нравственного компаса князя указывает только в сторону его собственной персоны.5) Кирилла Петрович в ключевом эпизоде не участвует. Но он тоже проходит испытание любовью. Соотнесите слова автора о Троекурове «он любил ее до безумия» и его дальнейшее поведение по отношению к дочери. Нет ли здесь противоречия?6) Владимир Дубровский, вроде бы, и не нуждается в проверке. Он не раз доказывал свою любовь (отказался от мщения, после ограбления Антона Пафнутьича до последнего оставался в доме Троекурова, чтобы быть рядом с Машей, на свидании просил не любви, а права помочь Марье Кирилловне). Но автор и Дубровского подвергает решающему испытанию. Марья Кирилловна согласилась стать женой князя, Князь ранил Дубровского. Ревность, боль, отчаяние… А в руках пистолет, а рядом вооруженные разбойники. Как и почему поступил Дубровский? Почему он так и не отомстил Троекурову, ведь Маша теперь потеряна для него навсегда?^ Обобщение учителя. Вот она, авторская позиция – любовь, по мнению Пушкина, способна остановить насилие. Пушкин не верит, что можно, переступив через кровь, быть счастливым. Вспомним, что такие взгляды мы называем гуманистическими.Подведение итогов. Ключевой эпизод убедил нас, что в романе «Дубровский» у последней черты каждому герою дается шанс сделать достойный нравственный выбор. Чей выбор вы считаете достойным?VI. По теме урока вам предстоит дать развернутый ответ. Составим и запишем его план. Как писатели испытывают героев? «Любовный треугольник» в романе «Дубровский». Гуманистическая позиция автора.VII. Домашнее задание. Развернутый ответ по плану.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Один дома
Реферат Elie Wiesel Essay Research Paper Eliezer Wiesel
Реферат Как не стать жертвой преступления?
Реферат Франциск Феб
Реферат Характеристика платежного баланса Украины
Реферат Реклама. Методы воздействия на аудиторию
Реферат Организация молочного скотоводства в хозяйстве
Реферат Перечитывая Библию, Елизаров Евгений
Реферат Правопорядок як результат дотримання законності
Реферат Крылатые ракеты – национальное оружие России
Реферат Развитие телевизионной социальной рекламы в России
Реферат Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью
Реферат Планирование фонда оплаты труда на Механосборочном заводе- ОАО Улан-Удэнского авиационного заво
Реферат Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста воспитывающихся в 2
Реферат НАТО – военно-политическое объединение