Реферат по предмету "Педагогика"


Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших классов

Содержание
 
Введение
Раздел 1. Методическиеособенности преподавания экономики для школьников младших классов
1.1 Формирование основэкономической культуры младших школьников в учебной деятельности
1.2 Основные цели,задачи и принципы экономического образования младших школьников
1.3Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений
1.4Курс «Азбука гражданина» и курс «Занимательная экономика»
1.5 Игра, как формапроведения урока1.6Ознакомление с экономическими понятиями на уроках математики
Раздел 2.Разработка концепции курса «Основы экономики» по теме «Управление предприятием»
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
 
Формирование основ экономической культуры младшихшкольников на уроке экономики специально не исследовалось, хотя такие урокиведутся сегодня во многих школах Украины
Повседневнаядействительность показывает, что изучение экономики в начальных классахстановится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей,методических наработок появляется много, продуктивность работы поэкономическому образованию и воспитанию невысока. На наш взгляд, основная причинанизкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьниковкак основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этойработе нет системы. Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальнойнаучно-методической подготовки в области экономики. Во-вторых, используютсятрадиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учетаспецифики самого предмета «Экономика». В-третьих, отсутствует единаяапробированная программа курса «Экономика» для младших школьников. В-четвертых,огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике ещераз доказывает известную истину, что большое количество не всегда адекватновысокому качеству. Мы считаем, что в настоящее время крайне мало качественной учебно-методическойлитературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности,усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим особенностяммладшего школьного возраста, а по содержанию отвечает современным требованиям иположениям экономической науки.
Такимобразом, в новых условиях социально-экономического развития Украины вопросыформирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важнойстратегической проблемой образовательной системы.
Раздел1. Методические особенности преподавания экономики для школьников младшихклассов
 
1.1Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебнойдеятельности
 
Экономическаякультура младшего школьника — это качественная характеристика его личности,включающая в себя первоначальные экономические знания, умения и навыкипростейшей экономической деятельности, элементы экономического мышления исознания, а также экономически значимые качества личности (бережливость,инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность).
Объемэкономических знаний, необходимых и доступных младшими школьникам, определяетсяразработанной программой, включающей следующие содержательные линии: «Человек иего потребности», «Товар, купля и продажа товаров», «Домашняя экономика»[2]. Наиболееэффективными методами формирования основ экономической культуры младшихшкольников являются практикумы, дидактические игры, конкурсы, простейший анализэлементарных экономических ситуаций; составление и решение задач сэкономическим содержанием; работа с цифровым материалом и др. Урок экономикиявляется наиболее эффективной формой организации экономической подготовкимладших школьников. Учитывая вышесказанное, считается возможным определитьэкономическую культуру как качественную характеристику личности, показывающуюуровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практическойэкономической деятельности, развитость экономического мышления и сознания,степень реализации экономически значимых качеств личности в сфере общественногопроизводства, распределения, обмена и потребления[15]. Авторы, изучавшиепроблему формирования экономической культуры у младших школьников(М.Л.Алферова, А.Ф.Аменд, Е.В.Савина, О.М.Стригина, С.Л.Чернер) подходят копределению этого понятия с разных точек зрения. М.Л.Алферова понимает подэкономической культурой младших школьников интегрированное качество личности,включающее в себя потребности и мотивы, экономическое сознание, совокупностьэкономических знаний и умений практической деятельности, ценностных ориентации,и позволяющее формировать у ребенка способность самостоятельно реализоватьразличные экономические потребности, социально-ценностное отношение к нормамкультуры и обеспечивающее дальнейшее становление экономической культуры  Е.В.Савинаподчеркивает, что экономическая культура это совокупность достижений младшихшкольников в общественно-полезной и учебной деятельности по овладениюпервоначальными экономическими знаниями, правилами и нормами экономическиграмотного поведения, по формированию экономически значимых качеств личности[5]. Учитывая все вышеизложенное, я считаю, что экономическая культура младшегошкольника является компонентом экономической культуры выпускникаобщеобразовательной школы, а затем и общей экономической культуры человека,базой для дальнейшего углубления и совершенствования экономических знаний иумений, дальнейшего экономического самоопределения личности. Экономическаякультура является неотъемлемой частью общей культуры личности. Приняторазличать несколько составляющих общей культуры личности. Этот вопросрассматривался в работах В.В.Воронова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяша, О.С.Газмана, Л.И. Романовой, В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова.
1.2Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников
Опыт работы показывает, что экономическоеобразование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление,освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современномрыночном мире. Целью экономического образования будет приобретениеэлементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы длядальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачамиявляются:
·  всфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике,принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономическойдеятельности;
·  всфере самосознания – осмысление своего индивидуальногопотенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
·  всфере мотивации– развитие интереса к проблемам экономикистраны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления ксамовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты,адаптацией к условиям рынка[7].
Реализация поставленных задач и цели может идти путем:
1. Интеграцииэкономики с математикой или технологией, где экономические знания будутнаходить практический выход (математические расчеты, качества личности –трудолюбие, предприимчивость, экономность).
2. Врамках отдельных курсов, для которых разработаны и рекомендованы Министерствомобразования под редакцией Л.М.Клариной, Т.Смирновой, И.Стасовой или авторскиеразработки.
Автор опыта в своей деятельности руководствуется принципамиразвивающего обучения:
·  направленностьобучения на развитие личности учащегося;
·  субъектнаяпозиция ученика в познавательной деятельности;
·  стимулированиеученика к самостоятельной деятельности;
·  развитиеадекватной самооценки;
·  обеспечениемотивированности, осознанности;
·  деятельныйподход;
·  ориентацияна сотрудничество;
·  поэтапностьформирования знаний, умений;
·  использованиежизненного опыта учащихся;
·  ориентацияна посильность,
·  научностьзнаний;
·  комфортностьучастников образовательного процесса [6].
 
1.3 Содержание, методы и приемы работы по формированиюэкономических знаний, умений
 
В рамках общего экономического образования вначальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненнымопытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается нанастоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность игражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я– производитель и др.). Для изложения теоретического материала используютсяследующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемныеситуации, видео сюжеты для размышления. В программе экономического курсапредусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление менюдля школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичногосырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут бытьследующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”,“Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходноепроизводство” и другие [17].
Для активизации учащихся и поддержания интереса кизучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры(“Мир профессий”, “Праздничный стол”, “Робинзон”, “Путешествие на островБартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели” и другие),компьютерные и настольные игры (“Жизнь или кошелек”, “Монополия”, “Банкир”),дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы (“Самая экономнаяхозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентациис использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носитпознавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраскаусиливает мотивационный аспект [14].
Активность ученика в процессе обучения тесно связанас его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участиев обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу,заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучшепомогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию,игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – вернаядорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не можетжить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного кабстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младшихшкольников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают,дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы,загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление изакрепляют знания [20].
Учитывая психологические и возрастные особенностимладших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введеныэкскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Длянекоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания иправильного написания, произношения экономических терминов можно вести“Словарик”, который дети сами сделают на уроках технологии.
Для эффективной работы по данному курсу важна теснаясвязь с родителями. Их необходимо посвящать в то, происходит на занятиях,вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного участияв расширении представлений детей о различных аспектах экономической жизнисемьи, города, страны. Этому могут способствовать и специальные домашниезадания, при выполнении которых детям предлагается обращаться за помощью кродителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы ихдоказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устнаяили письменная информация о содержании курса, о результатах занятий,консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб,обмен опытом между родителями.
 
1.4 Курс «Азбука гражданина» и курс «Занимательнаяэкономика»
 
Курс «Азбука гражданина» в сочетании с курсом«Занимательная экономика» дает возможность обучающимся почувствовать своюпринадлежность к стране, обществу, познакомить с правами и обязанностями.
Начальный курс экономики и азбуки гражданина ставитсвоей целью формирование экономического мышления и восприятия культурыповедения в условиях рыночного общества у младших школьников.
Задачи:
·  формироватьосновы экономических знаний;
·  освоитьпервоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе;
·  создатьосновы для дальнейшего наиболее глубокого изучения экономики в старших классах;
·  привитьморальные нормы, понятия о добре и зле;
·  приобщитьшкольников к событиям страны;
·  формироватьинтерес к окружающей жизни;
·  обогащатьличный опыт учащихся [12].
 В основе преподавания курса лежат следующиедидактические принципы:
1. Обучениена высоком уровне трудности.
Несмотря на доступную и занимательную формуизложения материала, овладение экономическими категориями является достаточнотрудной задачей, для решения которой ребенку небходимо прилагать некоторыеусилия. Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя другдруга, разрешая противоречия, дети эмоционально включаются в общую деятельность.
2. Быстрыйтемп изучения материала.
На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новымматериалом, либо с новым, более широким взглядом на ранее изученный материал.
3. Ведущаяроль теоретических знаний.
Эта роль заключается в выявлении и осознании сущностиосновных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментомизучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков.
4. Осознаниепроцесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемогоэкономического материала с другими областями знаний и окружающей жизнью.
Созданиедоверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют врамках данного курса, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенкаопыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностейвсех детей.
Главнаяособенность и отличие курса — это приоритет общечеловеческих, нравственныхценностей. Постоянно, на различных примерах, происходит рассмотрениеморально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которыесложились в процессе исторического развития представлений о достойном обликебизнесмена. Нравственное воспитание осуществляется созданием ситуаций, которыеставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
Усвоениеэкономических понятий построено на принципе сотворчества, преломляясь черезопыт бытия. Ученик переносит на себе возникающие экономические, бытовыеситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступкамипредлагаемых персонажей [13].
Главноев процессе обучения – не столько усвоение фактов и знаний, сколько пробуждениеинтереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности, что достигаетсяиспользованием на уроках различных форм и методов организации учебногопроцесса, способствующих развитию творческих способностей обучающихся. Дляэтого можно использовать учебные пособия Б.А. Райзберга «Экономика для детей виграх, задачах и примерах», А.А. Смоленцевой «Знакомим дошкольника с азамиэкономики с помощью сказок», программу «Семь шагов в мир экономики».Это даетвозможность разнообразить изучаемый материал, на практике закрепить полученныезнания.
1.5Игра, как форма проведения урока
 
В современных условиях непрерывное экономическоеобразование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов.Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы егоорганизации.
Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономикина языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальныхклассах — игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделатьэкономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры [9].
Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда,воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.
В сюжетно-дидактических играх моделируются реальныежизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовойпродукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболееэффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.
В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье длямаленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комнатапереговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия дляразвития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”,“Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей омире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания,умения и навыки [17].
Одной из форм познавательно-игровой деятельностиявляется комплексно-тематическое занятие.
Обогащаются занятия по математике, экологии,ознакомлению с окружающим миром. Это даёт возможность интегрировать задачиэкономического воспитания в разные виды деятельности. В процессекомплексно-тематических занятий “ Город-завод”, “Трудовой день города”.
Новые образовательные задачи, в том числе иэкономические, решаются через математическую, экологическую, художественную идругие виды детской деятельности через создание и решение проблемных задач,ситуаций, вопросов. Прежде всего, следует учитывать, что игра как средствообщения, обучения и накопления жизненного опыта является сложнымсоциокультурным феноменом.
В процессе игры:
·  осваиваютсяправила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в “большую”жизнь;
·  рассматриваютсявозможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различныхтипов экономических и социальных институтов в миниатюре;
·  приобретаютсянавыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальныехарактеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
·  накапливаютсякультурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечённымидополнительными средствами — наглядными пособиями, учениками [8].
Значение игры невозможно исчерпать и оценитьразвлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что,являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество,в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра-школа профессиональной и семейной жизни, школачеловеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек,обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учиться. В игре нетлегко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развиваетсяна языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активныхконтактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частьюдобровольна и желанна [15].
Урок, проводимый в игровой форме, требуетопределённых правил, требует определённых правил.
1. Предварительная подготовка. Надо обсудить кругвопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Этостимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта,соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданностии будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3. Обязательная констатация результата игры.
4. Компетентное жюри.
5. Обязательные игровые моменты необучающегохарактера для переключения внимания и снятия напряжения.
Одна из форм проведения урока – это деловаяигра. Деловая игра предполагает воспроизведение некоторойдействительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, чтоего действия отражаются на общих результатах. Такое обучение помогаетформировать навыки сотрудничества, воспитывает ответственность за качествовыполненной работы, формирует умение делать выбор.(Приложение 1).
Значительноеместо в обучении экономике отводится сказке. Народные сказки, вобравшие вековойэкономический опыт народа, используются для воспитания таких “экономических”качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В нихэкономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемныхситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность исамостоятельность мышления [19].
Включаясьв решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферусоциальной жизни людей.
Основноезнакомство детей с экономическими понятиями мною осуществляется на факультативныхзанятиях. Для этих занятий я использую комплект учебных пособий: книга длячтения Т.В.Смирновой “Белка и компания”. В этой книге в доступной для детскоговосприятия форме сказок раскрываются основные понятия рыночной экономики:потребности, производство, товар, цена, предприятия, кредит, банкротство, залоги т.д.
Героисказки –Белка, ёжик Пыхтя, мышонок Шмыг, лис Фукс, стараются вместе решитьнелёгкие задачи, которые ставит перед ними жизнь леса. Чтобы вести своёхозяйство разумно, им приходится постоянно думать, считать, планировать.Поддерживая и выручая друг друга, наши герои стараются понять, как действуютосновные экономические законы. А дети, незаметно для себя овладеваютэкономическими знаниями [1].
Кромеуроков в игровой форме можно использовать отдельные игровые моменты, напримеригра «Кто больше?». На отдельных карточках записаны определения, каждое изкоторых имеет номер. Количество карточек должно быть на 3-4 больше количествадетей в классе. Карточки раскладываются на все столы в классе. Задача учениковсостоит в том, чтобы за 5-7 минут, передвигаясь по классу, садясь на свободныеместа, ответить на наибольшее количество вопросов.
Приконтроле за уровнем усвоения материала, особенно во 2 классе, рекомендуетсяиспользовать вопросы, требующие ответа «да», «нет», «+», «-». Например:
Самостоятельнаяигра по теме «Деньги»:
1.  Всегдали можно расходовать деньги на то, что хочется?
2.  Всегдали деньги находятся в движении?
3.  Нужноли платить налоги?
4.  Можноли купить за деньги здоровье, дружбу, уважение?
Главное– в каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь ихза собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрятьлюбую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Использованиетаких подходов в работе позволили добиться неплохих результатов. При проведенииисследования «Мое отношение к учению» у выпускников начальной школы выяснилось,что отрицательного или крайне отрицательного отношения к данному предмету нетни у одного ученика. У всех обучающихся активно-положительное или положительноеотношение к предмету. Качественная успеваемость составила 87-100% [15].1.6Ознакомление с экономическими понятиями на уроках математики
Большинство задач, включенных в учебники математикипо разным программам, являются задачами с экономическим содержанием.
 Рассмотрим следующую задачу: “Математика, 3 класс”(традиционная система). “Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколькодеталей сверх нормы сделает рабочий за счет сэкономленного времени?”.
 Методика работы над данной задачей сводится кпоиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительноевлияние на развитие математических способностей. В задаче хорошо представлены иэкономические понятия (производительность труда, объём работ, время работы,норма, экономия), а экономический аспект описываемой в задаче ситуации,остаётся вне обсуждения. Для его усиления возможно провести дополнительнуюработу над задачей после ёе решения. С этой целью уместно предложить детямвопросы, связанные с повышением производительности труда, увеличением за счетэтого выпуска деталей, с зависимостью качества продукции от скоростиизготовления, с поощрением рациональных способов работы, с дополнительнымзаработком рабочего. Можно даже решить несколько дополнительных задач.
· Сколькоденег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь емуплатили 200 грн?
· Насколько гривень больше получит рабочий за счет сэкономленного времени? [12].
При решении задач дети могут обучиться элементарнымрасчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти болеевыгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.
Например:
1. Урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м?Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 гривень за кг, а напокупку семян он затратил 100 гривень? (ЗАТРАТЫ, ДОХОД, ФЕРМЕРСТВО)
2. Отец получает 4000 грн в месяц, а мама – 2000грн. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяцакупить телевизор за 8000 грн и съездить в отпуск на 15000 грн, если 2/3зарплаты уходит на бытовые расходы? (ЗАРПЛАТА, БЫТОВЫЕ РАСХОДЫ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ).
Недостаток экономического воспитания нередкопроявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общегопользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самаянебольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этойтемы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах затраченных напокупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Учитываявозрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическимсодержанием я часто предлагаю в занимательной форме, для чего в содержаниезадачи вводятся любимые детьми сказочные, мультипликационные, телевизионные,литературные герои.
Например:
1. Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Дляэтого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере6000 грн. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 грн, наняли охрануза 36000 грн. Вся стоимость оказанных услуг по ремрнту автомобилей составила500000 грн. Из них заплатили налоги 10000 грн. Какой будет чистая прибыль нашихпредпринимателей за год, за месяц?
2. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьямстало тесно жить в старом теремке. Задумали они построить новый дом.Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить – 10000 грн,стены поставить – 36000 грн. Крышу установить – 20000 грн, отделать изнутри –24000 грн. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег онидолжны вернуть в банк, если за использование кредита дополнительная плата 1/5 частьот суммы кредита? [10]
При решении предложенных задач учащиеся знакомятся сэкономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметическиевычисления.
Решение экономических задач вносит разнообразие вурок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащаетсоциально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире исловарный математический и экономический запас, закладывает первоначальныеосновы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимыхв условиях рыночной экономики.
Решение задач с экономическим содержанием поможетвоспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию вреальной жизни и принимать самостоятельные решения.
Систематическое решение экономических задач науроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни ипедагогическим процессом [11].
Дети на каждом шагу встречаются с экономическойтерминологией. Раскрыть для учащихся начальных классов содержательную сторонуэкономических понятий и отработать вычислительные навыки помогаютматематические задания.
Также можно использовать такие задания, которыевыступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа напоставленные вопросы экономического содержания.
При решении заданий есть большие возможности длясоздания проблемных ситуаций и создания индивидуальной, групповой работы,заданий разного уровня сложности. Нестандартные задания по математике сэкономической информацией способствуют осознанию содержания экономической терминологии,но и повышают интерес к математике, способствуют общему развитию младшихшкольников, расширяют кругозор.
Наличие задач с экономическим содержанием на урокахматематики в начальной школе способствует получению первоначальнойэкономической грамотности, вносит практическую направленность. Например, признакомстве с семейным бюджетом учащиеся могут научиться просчитыватьрациональную покупку, что необходимо семье. При изучении темы “Цена,количество, стоимость” дети могут познакомиться с формированием цены товаров,видами затрат, разными профессиями в сфере торговки [4].
По опыту работы можно утверждать, что интеграцияэкономики и математики дает положительные результаты:
· значительноувеличивает активность детей на уроке;
· развиваетвнутреннюю мотивацию к учению;
· усиливаетпознавательные мотивы;
· расширяетличный опыт учеников;
· преодолеваетоторванность математики от реальной жизни;
· повышаеткачество и прочность знаний;
· повышаетроль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
· приучаетк бережливости, экономии, предприимчивости.
Экономические знания полезны и доступны для усвоенияучащимися 2–4 классов, интересны детям, родителям и преподавателям [7].

Раздел 2. Разработка концепции курса «Основыэкономики» по теме «Управление предприятием»
 
10 класс «Управление предприятием»
Цель урока: Изучить и освоитьсущность и функции процесса управления, методы управления деятельностью фирмы,организационные структуры управления в современном предприятии. Ознакомиться свысшими органами государственного управления предприятиями и организациями. Оборудование:Учебник по экономике, тетрадь, ручка. В качестве вспомогательного наглядного материалаиспользуются схемы, таблицы.
І Организационный момент (3 мин)
ІІ Опрос домашнего задания по теме: «Основыпредпринимательской деятельности» — письменная контрольная работа (10 мин)
ІІІ Новая тема: «Управление предприятием» (20 мин)
Любой объект, явление или процесс (включаяпредприятие) можно рассматривать как систему. Под системой понимаютсовокупность взаимосвязанных в единое целое элементов.
Элемент системы – это часть целого, которая приданном рассмотрении не требует разъединения на составляющие. Таким образомлюбая система:
·  образуетсяиз 2-х или более элементов;
·  каждыйэлемент системы имеет характерные лишь для него свойства;
·  междуэлементами системы существуют связи, с помощью которых они влияют друг надруга;
·  системане может существовать вне времени и пространства.
Первая особенность предприятия как системызаключается в том, что оно является открытой системой, которая можетсуществовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей средой. Втораяособенность предприятия в том, что оно создано человеком ради его собственныхинтересов и, прежде всего для совместного труда.
Поэтому очевидной характеристикой любого предприятияявляется разделение труда: горизонтальное, вертикальное.
Горизонтальное – это разделение труда путемразложения работы на отдельн6ые задания. Результатом горизонтального разделениятруда является формирование подразделений предприятия, выполняющих отдельныечасти общего трансформационного процесса. Так как работа разделена междуподразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать ихдействия. Теперь рассмотрим такой вопрос нашей сегодняшней темы как функцииуправления. Функции управления – объективно обусловленные общие направления илисферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективноекооперирование совместного труда:
·  планирование–процесс определение цели деятельности, предвиденья будущего развития исоединения индивидуальных задач членов организации для достижения общегорезультата;
·  организация–процесс формирования структуры системы, распределения задач, полномочий иответственности между членами организации для достижения общей цели еедеятельности;
·  мотивация–причина, побуждающая членов трудового коллектива к совместным согласованнымдействиям, обеспечивающим достижение поставленной цели;
·  контроль–процесс измерения достигнутых за определенный период результатов, сравнениядостигнутого с запланированным и корректировка деятельности.Управлениепредприятием отображает совокупность взаимосвязанных процессов планирования,организации, мотивации и контроля, которые обеспечивают формирование идостижение целей предприятия.
Методы управления – способы влияния на отдельныхработников и произведенные коллективы в целом, необходимые для достижения целейфирмы: — материальные (экономические) -социально-психологические — организационные
1.Экономические методы управления реализуютматериальные интересы участия человека в производственных процессах путемиспользования товарно-денежных отношений.
2.Социально-психологические методы реализуют мотивысоциального поведения человека.
3.Организационные методы управления реализуют мотивыпринудительного характера. Их использование заинтересовывает людей к совместнойорганизации труда. Это комплекс способов и приемов влияния на людей, основанныйна использовании организационных отношений и административной власти руководства.Организационные структуры управления (ОСУ) в современном предприятии. ОСУ –такая форма систем управления, которая определяет состав, взаимодействие иупорядоченность ее элементов. В ОСУ каждый ее элемент (производственное илиуправленческое подразделение) имеет свое определенное место и соответствующиесвязи, обеспечивающие их взаимодействие.  Связи этих элементов системыуправления подразделяются на линейные, функциональные и межфункциональные. Характеруказанных связей определяет соответствующий тип ОСУ (табл.1).
Таблица 1Типы ОСУ линейная функциональная линейно-функциональная дивизиональная матричная

Высшие органы государственного управленияпредприятиями и организациями:
 1. Президент Украины через свой секретариат врамках полномочий определенных Конституцией Украины руководит всеми сферамидеятельности общества, включая экономику.
2. Верховная Рада Украины участвуют в управленииэкономикой опосредованно путем формирования необходимой законодательной базы.
3. Кабинет Министров Украины представляетцентральную исполнительную власть, практически реализуетсоциально-экономическую политику страны, координирует и направляет деятельностьконкретных звеньев национальной экономики через соответствующие центральныеорганы исполнительной власти – министерстве, ведомстве и других учреждениях.
IV Закрепление новой темы (10 мин)
V Домашнее задание – выучить конспект, подготовитькороткий доклад-рассуждение на тему «Моя фирма», «Управление фирмой», «Я –будущий президент», в докладе предложить свои идеи по управлению предприятием,фирмой. (2 мин).

Заключение
 
Анализпрактических занятий показывает, что экономическое образование и воспитаниешкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая егоориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.
Этоподготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннееразумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания иорганизации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Взавершении хотелось бы сказать, что какой бы предмет ни преподавался, главное,чтобы процесс обучения был интересным для учащихся, ставил перед ним конкретныезадачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческойсамостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
При написании данной курсовой работы я использовалаисследовательский, аналитический методы, а также метод синтеза. Ознакомилась сбольшим количеством учебной литературы по данному вопросу. После завершения написанияисследовательской работы могу свободно, на уровне изученного материала, владетьосновами преподавания экономики для детей среднего и старшего школьноговозраста.

Список использованных источников:
1. Аксьонова О.В. «Методика викладання економіки.» — К.: КНЕУ, 1998
2. Бондарчук О.І., Бондарчук Л. І. «Основи психології і педагогіки: курс лекцій.»- К.: МАУП,1999.
3. Журнал“Начальная школа” № 1/1998 год.
4. Зайдель Х.,Темен Р. «Основы учения об экономике» / Пер. с нем. –М.: ассоциация «Проф. Обр.»,1992.
5. Н.А.Зайченко. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург1998 год.
6. Мезеляев В.«Методика обучения основам экономических знаний в современной школе //Экономика украины». – 1994. -№6.
7. МеньшиковаО., Попова Т. «Нужны ли детям экономические сказки // Проблемы теории ипрактики управления». -1992. -№4
8. “Начальнаяшкола”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.
9. “Начальнаяшкола”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.
10. Олейник С.Н., Нестеренок Ю. В, Потапов М.К. «Старинные занимательные игры, задачи». – М.: Наука,1989.
11. Б.А.Райзберг.“Твоя экономика” Москва 1996 год.
12. Н.И.Романовская.“Экономическая игротека” Москва 1994 год.
13. Самоукана Н.В. «Игры в школе и дома» — М.: Новая школа, 1993.
14. Сандерс Ф. идр. «Основные экономические понятия. Структура преподавания». – М.:Аспект-Пресс,1995.
15. Т.О.СмирновойТ.Н. Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх изадачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров”2000 год.
16. Стандарты покурсу «Основы экономических знаний» // География и основы экономики вшколе.-1999.
17. СтейнлекДж.Ф. «Экономика для начинающих» // пер с англ. –М.: Республика,1994
18. Уткин Э.А.«Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам«Менеджмент», «маркетинг». –М.: Финансы и статистика,1996.
19. Е.Г.Фирсов.“Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
20. Хесс Карл«Капитализм для детей. Как стать препринимателем» -М.: Варгиус,1994.

Приложение
 
Деловаяигра
Тема:Выгодный вариант
 
Цель:научитьна практике решать проблему выбора.
Задачи:
1.  Сформироватьпредставление о том, что для осуществления выбора требуется рассмотретьразличные варианты и выбрать наилучший.
2.  Учитьпринимать решения и нести за них ответственность.
Оборудование:плакат «Дерево решений», листочки для голосования.
I.   Работанад темой урока:
1)  –Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. Для этого необходимо отгадатькроссворд:
  Т О В А Р
  Ы
  П О Т Р Е Б Н О С Т И
  О Г Р А Н И Ч Е Н Ы
  Р Е С У Р С Ы
 
·  Продуктчеловеческого труда, созданный для купли-продажи.
·  То,что человеку требуется, нужно.
·  Потребностибезграничны, а ресурсы …
·  Запасы,источники чего-либо, необходимые для производства товаров
-Чтои когда вам приходилось в жизни выбирать?
-Чтовлияет на выбор?
-Чтобысделать правильный выбор необходимо рассмотреть несколько вариантов.
-Попробуйтесоставить алгоритм выработки решений.
Алгоритм:
1.  Рассмотретьвсе варианты.
2.  Подсчитатьрезультат.
3.  Сравнитьих.
4.  Сделатьвыбор.
II. Игра «Выбор»
Каждомуважному делу нужно и можно учиться. У вас есть возможность сделать это прямосейчас. У одного владельца возникла проблема. Этот человек имеет всобственности здание и готов отдать в аренду.
-Чтозначит в аренду?
Емусделали три предложения:
1-оеразместить «Кафе мороженое»
2-ое«Ветеринарную клинику»
3-тье«Зал игровых автоматов»
Каждыйвариант по-своему привлекательный. Важна польза не только для себя, но и дляобщества.
Рассмотритеизображение дерева: корни, ствол, стебли. Процесс принятия важных решений напоминаетстроение дерева:
— корень – обозначает проблему;
— нижние ветви – варианты решения проблемы;
— верхние ветки — обозначают положительные и отрицательные стороны возможноговыбора.
Любоерешение имеет свои достоинства и недостатки.
— Давайте разберем. (Дети называют «+» и «-» каждого из предложенных вариантов, аучитель ставит рядом с их названиями только «+» и «-». Обсуждаем полученныерезультаты.)
— Можно ли выбрать больше одного варианта?
— Почему выбор ограничен? (Одно задание)
— Какое условие поставил владелец? (Должна быть польза для общества.)
— На листочках для голосования поставьте номер того варианта, который вывыбираете.
— То решение, которое приняло большинство, будем считать общим, то есть проблемарешена.
III.Итог урока:
— О чем говорили на уроке?
— Решили ли проблему?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гудридж против Департамента здравоохранения
Реферат Влияние родительской любви на ориентировку женщины в конфликте
Реферат Протекционизм и фритредерство, следует ли искать "золотую середину"?
Реферат Trench Warfare Essay Research Paper World War
Реферат Схемотехніка транзисторних ключів
Реферат Полиметаллические массивные сульфиды на современном морском дне
Реферат Proposal for the dissertation
Реферат Проектирование манипулятора
Реферат Початк граматичної традиції
Реферат Досвід імітаційного моделювання по оптимізації бази і фінансів системи охорони здоров я
Реферат Государственное регулирование рыночной экономики
Реферат Синтез системы автоматического управления непрерывным объектом
Реферат Взаимодействие PR-специалистов и журналистов
Реферат Социально экономическое развитие Китая в послесиньхайские годы
Реферат A Wise Decision Essay Research Paper A