А.П. Платонов «Юшка». «Нам жизнь дана, чтобы любить…» Незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости уважения и сострадания к человекуЦели урока: 1. обучающая: продолжить формирование умения анализа литературного героя;2. развивающая: умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;3. воспитательная: формирование у учащихся понятия о милосердии, сострадании, любви к ближнемутавлять, делать выводы .Оборудование: портрет А.П.Платонова; толковый словарь С.Ожегова, карточки с заданиями для групп; магнитофон с записями, учебники, тетради, схемы. Педагогическая технология: технология коллективной мыслительной деятельности. Эпиграф к уроку: «Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все» А.П. Платонов Ход урока.1. Сообщение темы и цели урока.2. Вступительное слово учителя. - Сегодня мы начинаем урок, тема которого сформирована словами русского поэта Ф.И.Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…» Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят не всех. Мне очень хочется, чтобы вы умели любить и чтобы вас всегда любили, и сегодняшний урок в какой-то мере должен этому помочь. Обратимся к эпиграфу нашего урока. «Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все» А.П. Платонов Чтобы понять эти слова писателя, обратимся к рассказу «Юшка». На прошлом уроке мы ознакомились с содержанием этого рассказа. Сегодня попытаемся проанализировать: - В чём смысл и цель существования человека по рассказу Платонова? Читать произведения А.П.Платонова не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того, чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя. 3. Работа в группахВопросы первой группы 1). Дать литературный портрет Юшке (зачитать из текста) - Что мы узнали о нём? 2). - Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? - Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним - единственным словом из предложенных: Слабый Жалкий Неказистый Невзрачный Тихий Скромный Незаметный Кроткий - Почему? Объясните значение этого слова с помощью «Словаря русского языка» С.Ожегова Вопросы второй группы 1). Приятно считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети? Какие чувства вызывают у вас такие люди как Юшка? Как Юшка объяснял поведение детей? 2). Как воспринимала его Даша? 3). Как вы понимаете слово терзать? Посмотрите значение этого слова в «Словаре русского языка» С.Ожегова. Подберите синонимы к этому слову (терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить). Вопросы третьей группы 1). Почему дети, которые только начинают жить, и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? 2). Как к Юшке относились взрослые? Как он сам объяснял их поведение? Вопросы четвёртой группы 1). Почему Юшка взял на себя заботу о девушке? Почему она всегда его помнила? 2). А как к Юшке относится автор? Из рассказа мы понимаем, что Юшке живётся очень тяжело. Но есть всё же место, где он вольнее начинает дышать. Это место - природа. Предлагаю мысленно встать на место Юшки и уйти в лес, послушать пение птиц. 4. Физминутка. 5. Анализ иллюстраций к рассказу «Юшка». Посмотрите, ребята, на иллюстрации, сделанные вами к одному и тому же произведению. Рисовали вы все по-разному, хотя иллюстрировали все одно произведение - Почему же не получилось одинаковых рисунков? Да потому, что все вы разные, у каждого из вас свой особенный, внутренний мир, и вы раскрываете его в своём рисунке. А люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражала его молчаливая кротость. 6. Дискуссионный вопрос: - Прав ли Юшка, когда говорил Даше: «Меня, Даша, народ любит»? - Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце - то у них слепое, да глаза зрячие! Любят - то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту»? - Юшка на возражения Даши ответил: «Он меня без понятия любит. ^ Сердце в людях бывает слепое».7. Учащиеся читают свои записи (Домашнее задание). - Вам была предложена творческая работа на эту тему. Тогда вы ещё не знали, что она сформулирована словами Юшки: «Сердце в людях бывает слепое». - Давайте послушаем ваши размышления. 8. Вы оказались единодушны в своём понимании «слепого сердца». Если подвести итог, то «слепое сердце» бывает у человека: 1.) группа записывает на сердцах качества таких людей. (серого цвета) чёрствые, не умеющие делать добро безжалостные, жестокие, злые 2.) группа качества сердца Юшки. (красного цвета) доброе, готовое сострадать жалеть, милосердное, внимательное, заботливое, уметь сочувствовать 3.) группа - В чём смысл и цель существования человека по рассказу Платонова? (любить людей, сострадать, проявлять милосердие) 4.) А в чём вообще вы видите смысл человеческой жизни? - Какие человеческие ценности Платонов считал самыми главными в жизни людей? 9. Завершим наш урок стихотворением Ф.И.Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…» Нам жизнь дана, чтобы любить, Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело… Нам жизнь дана, чтоб утешать Униженных и оскорблённых, И согревать, и насыщать Увечных, слабых и бездомных. Нам жизнь дана, чтоб до конца Воротиться с тьмой, бороться с ложью, И сеять в братские сердца Одну святую правду Божью. А правда в том, чтобы любить, Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело. 10. Заключительное слово учителя. Оценивание детей. Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности - любовь, милосердие, сострадание. Именно любовь к людям наполнила смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком… 11. Д/з. Прочитать «Неизвестный цветок» (сказку-быль).