Конспект урока«Почему не состоялось счастьеТатьяны Лариной и Евгения Онегина?(Тема любви в р. А. С. Пушкина«Евгений Онегин».)Урок, завершающий углублённоепрочтение романа.Урок, обучающий сочинению-рассуждению.Урок, обучающий составлению планаобычного и плана цитатного.Учитель: Астапова Н. А.Цели урока:1. Закончить углублённое прочтение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения- рассуждения, назвать составляющие его компоненты.^ Основная задача урока: обучение составлению плана сочинения.Технологии: групповой, исследовательский, творческий.Оборудование:-иллюстрации к роману и рисунки учащихся;-грамзаписи арии Онегина и Татьяны;-тексты романа;-учебник по литературе 10 кл. В. Г. Маранцмана;-оформленная доска.^ План. (Урока и как план сочинения). Обычный Цитатный І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.1. В плену у книг и света.2. Встреча героев. (Деревня).3. Письмо Татьяны.4. Свидание в саду.5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).6. Новая встреча. (Петербург.)7. Последнее свидание. Разлука навсегда.ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа- несостоявшегося счастья любимых героев автора. Или«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».А. С. Пушкин Вступление.І. «Любовь- это сердце всего». В. В. Маяковский Основная часть.ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни». Песня1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».2. Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»Он: «Скажи, которая Татьяна?»3. Она: «Я узнаю, ты мне послан богом».Он «… письмом невинной Тани тронут».4. Она «внимала чуть дыша».Он: «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал».Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»6. Он: «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»Она «… его не замечает».7. Он: «Как я ошибся, как наказан!»Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».ЗаключениеІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый». В. Г. Белинский(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох). Подготовительная работа.1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).2. Перечитать 8-ую главу романа.3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы: - как заканчивается роман? (8 глава). - о ком и о чем весь роман? - Ваше понимание (и А. С. Пушкина): что такое любовь? что такое счастье? Соотносятся ли они? - При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин? - Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда? - Почему Онегин не ответил взаимностью, хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту? - Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны? - Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его? - Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями? - Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки? - Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму? - Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину? - Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину? - Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным? - Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно). - Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны? - А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?^ Индивидуальные задания.1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?^ Оформление доски к уроку.Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая- пустая).Ход урока.І. Вступление.«Любовь- это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.) Беседа.1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь- это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)Любимая работа жизньлюбимые друзья страстьстрадание семья, детинесчастье болезньсчастье недуг3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)^ Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.Записываем первый вывод:Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.- Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.Переходим к основной части наших рассуждений.ІІ. Основная часть.1. В плену у книг и света.1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)2. Беседа с учащимися.- Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)-Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений? (И то и другое.)-Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках? (Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)^ Записываем вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. («Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)Далее по ходу урока по каждому пункту обычного плана будем записывать параллельно цитатный план.^ 2. Встреча. (Деревня). Беседа.- Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)- Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)- Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он: «Скажи, которая Татьяна?»^ 3. Письмо (Татьяны).Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны. Вопрос к классу:- Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?- Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)Она: «Я знаю, ты мне послан богом».Он: «… письмом невинной Тани тронут».^ 4. Свидание. (В саду.) Беседа.- Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?( Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)- Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба?( Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».Она: «… внимала чуть дыша».Он: « Напрасны ваши совершенства, Их вовсе не достоин я».^ 5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.) Беседа.-Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)- Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?(« Пружина чести - наш кумир. И вот на чём вертится мир!»)Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.^ Он: «Ещё одно нас разлучило, Несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал».)Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»Далее информационная минута.Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.^ 6. Новая встреча. (Петербург.) Беседа. - Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)- Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)- А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил!)- Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он: «Богиня царственной Невы!» Она: «… его не замечает».Давайте воочию увидим это.^ 7. Инсценировка. «Последнее свидание». (Сцена последнего свидания Онегина и Татьяны.) Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа. Беседа.- Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)- Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)- Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)- Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».^ 8. Какие ошибки совершили они оба?(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.- Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…- Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская- в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.^ 9. (Музыкальная пауза.)ІІІ. Заключительная часть урока.«Даль свободного романа».1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.Вопросы к классу:- Что вы можете сказать о композиции романа?- Какова в ней роль 8 главы?- В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)Затем Я. (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.Сначала: Она любит его, Он не замечет её.Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедьЧасто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.Критики, читатели о романе.2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.^ Вопрос к классу: -Однозначны ли их мнения?Ответ: «Нет, разные. Да, многие совпадают…»Вопрос: «А почему так?»Ответ: …Вывод (учитель): потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней- умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.) 2-я музыкальная пауза.вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.^ Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.Домашнее задание.Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)Вот перечень этих тем.1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».3. «Где нет страстей, Где нет печали- Там нет жизни. В. Белинский(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)4. «Я так люблю Татьяну милую мою». А. Пушкин5. Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».6. Моё мнение об Онегине. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)