Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Урок

Конспект урока«Почему не состоялось счастьеТатьяны Лариной и Евгения Онегина?(Тема любви в р. А. С. Пушкина«Евгений Онегин».)Урок, завершающий углублённоепрочтение романа.Урок, обучающий сочинению-рассуждению.Урок, обучающий составлению планаобычного и плана цитатного.Учитель: Астапова Н. А.Цели урока:1. Закончить углублённое прочтение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения- рассуждения, назвать составляющие его компоненты.^ Основная задача урока: обучение составлению плана сочинения.Технологии: групповой, исследовательский, творческий.Оборудование:-иллюстрации к роману и рисунки учащихся;-грамзаписи арии Онегина и Татьяны;-тексты романа;-учебник по литературе 10 кл. В. Г. Маранцмана;-оформленная доска.^ План. (Урока и как план сочинения). Обычный Цитатный І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.1. В плену у книг и света.2. Встреча героев. (Деревня).3. Письмо Татьяны.4. Свидание в саду.5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).6. Новая встреча. (Петербург.)7. Последнее свидание. Разлука навсегда.ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа- несостоявшегося счастья любимых героев автора. Или«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».А. С. Пушкин Вступление.І. «Любовь- это сердце всего». В. В. Маяковский Основная часть.ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни». Песня1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».2. Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»Он: «Скажи, которая Татьяна?»3. Она: «Я узнаю, ты мне послан богом».Он «… письмом невинной Тани тронут».4. Она «внимала чуть дыша».Он: «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал».Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»6. Он: «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»Она «… его не замечает».7. Он: «Как я ошибся, как наказан!»Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».ЗаключениеІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый». В. Г. Белинский(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох). Подготовительная работа.1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).2. Перечитать 8-ую главу романа.3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы: - как заканчивается роман? (8 глава). - о ком и о чем весь роман? - Ваше понимание (и А. С. Пушкина): что такое любовь? что такое счастье? Соотносятся ли они? - При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин? - Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда? - Почему Онегин не ответил взаимностью, хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту? - Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны? - Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его? - Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями? - Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки? - Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму? - Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину? - Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину? - Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным? - Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно). - Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны? - А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?^ Индивидуальные задания.1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?^ Оформление доски к уроку.Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая- пустая).Ход урока.І. Вступление.«Любовь- это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.) Беседа.1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь- это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)Любимая работа жизньлюбимые друзья страстьстрадание семья, детинесчастье болезньсчастье недуг3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)^ Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.Записываем первый вывод:Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.- Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.Переходим к основной части наших рассуждений.ІІ. Основная часть.1. В плену у книг и света.1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)2. Беседа с учащимися.- Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)-Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений? (И то и другое.)-Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках? (Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)^ Записываем вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. («Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)Далее по ходу урока по каждому пункту обычного плана будем записывать параллельно цитатный план.^ 2. Встреча. (Деревня). Беседа.- Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)- Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)- Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он: «Скажи, которая Татьяна?»^ 3. Письмо (Татьяны).Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны. Вопрос к классу:- Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?- Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)Она: «Я знаю, ты мне послан богом».Он: «… письмом невинной Тани тронут».^ 4. Свидание. (В саду.) Беседа.- Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?( Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)- Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба?( Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».Она: «… внимала чуть дыша».Он: « Напрасны ваши совершенства, Их вовсе не достоин я».^ 5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.) Беседа.-Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)- Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?(« Пружина чести - наш кумир. И вот на чём вертится мир!»)Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.^ Он: «Ещё одно нас разлучило, Несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал».)Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»Далее информационная минута.Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.^ 6. Новая встреча. (Петербург.) Беседа. - Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)- Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)- А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил!)- Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он: «Богиня царственной Невы!» Она: «… его не замечает».Давайте воочию увидим это.^ 7. Инсценировка. «Последнее свидание». (Сцена последнего свидания Онегина и Татьяны.) Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа. Беседа.- Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)- Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)- Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)- Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».^ 8. Какие ошибки совершили они оба?(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.- Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…- Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская- в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.^ 9. (Музыкальная пауза.)ІІІ. Заключительная часть урока.«Даль свободного романа».1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.Вопросы к классу:- Что вы можете сказать о композиции романа?- Какова в ней роль 8 главы?- В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)Затем Я. (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.Сначала: Она любит его, Он не замечет её.Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедьЧасто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.Критики, читатели о романе.2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.^ Вопрос к классу: -Однозначны ли их мнения?Ответ: «Нет, разные. Да, многие совпадают…»Вопрос: «А почему так?»Ответ: …Вывод (учитель): потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней- умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.) 2-я музыкальная пауза.вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.^ Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.Домашнее задание.Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)Вот перечень этих тем.1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».3. «Где нет страстей, Где нет печали- Там нет жизни. В. Белинский(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)4. «Я так люблю Татьяну милую мою». А. Пушкин5. Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».6. Моё мнение об Онегине. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соотношение и эффективность технических действий на соревнованиях различного уровня на примере р
Реферат Торсионные поля или размышления биофизика
Реферат Городецкая роспись и её роль в формировании навыков кистевой росписи обучающихся начальных классов на внеклассных занятиях
Реферат Рецензия на монографию по истории древнего мира ИМДьяконов Люди города Ура
Реферат Экспериментальное исследование состояния моторных функций у детей с дизартрией
Реферат Congress The Change In Term Limits Essay
Реферат The Immorality Of War Essay Research Paper
Реферат Травкин Николай Ильич
Реферат To Soon For Jeff Essay Research Paper
Реферат Confucius And Confucianism Essay Research Paper LIFE
Реферат Мордва и татары. Причины и последствия вражды
Реферат Государственный строй Новгородской и Псковской феодальных республик
Реферат Своеобразие поэтического виденья Пастернака
Реферат Понятие о компонентах и фазах. Гетерогенные равновесия.
Реферат Concept Of Comitatus Essay Research Paper Comitatus