Сессия министров иностранных дел Организации Исламской Конференции в Стамбуле А.А. Волович (Одесса) 31-я сессия министров иностранных дел Организации Исламской Конференции (ОИК) 14-16 июня с.г. в Стамбуле проходила в условиях, когда внимание мирового сообщества было особенно приковано к событиям и процессам в мусульманском мире в связи с широким обсуждением американского проекта реформирования Ближнего Востока. Накануне в США прошла встреча лидеров "большой восьмерки", которые выступили с инициативой установления "партнерства ради прогресса и общего будущего с регионом расширенного Ближнего Востока и Северной Африки". Сессия ОИК происходила за две недели до саммита НАТО в Стамбуле, на котором, в частности, рассматривался вопрос об усилении сотрудничества между Альянсом и ближневосточными государствами. Учитывая, что 27 государств "расширенного" Ближнего Востока и Северной Африки являются членами ОИК, которая насчитывает в целом 57 мусульманских стран, реакция этой организации на упомянутую инициативу "большой восьмерки" и перспективы сотрудничества ближневосточного региона с НАТО вызывает особенный интерес. Кроме этих проблем, в повестку дня сессии было включено свыше 110 других вопросов, поскольку почти каждая мусульманская страна имеет свои собственные проблемы и стремится заручиться поддержкой организации в их решении. Трехдневные дебаты завершились оглашением заключительного заявления, которое на этот раз получило название "Стамбульской декларации". Традиционно центральное место в этом документе заняло отношение мусульманского сообщества к арабско-израильскому противостоянию. Почти все делегаты сессии в своих выступлениях связывали успех реформирования Ближнего Востока с разрешением хронического арабско-израильского конфликта. Министры мусульманских государств заявили о своей солидарности с палестинским народом, выступили с требованием к Израилю немедленно прекратить блокаду палестинских территорий и Я. Арафата, подтвердили право палестинского народа на самоопределение и создание независимого палестинского государства. Участники сессии призывали Совет Безопасности ООН принудить Израиль "прекратить агрессию и государственный терроризм против палестинцев с целью разрушения инфраструктуры и экономики Палестины", а также направить международные миротворческие силы на палестинские территории. Мусульманские страны осудили убийство Израилем лидеров палестинской радикальной организации ХАМАС А. Ясина и А. Рантиси. Министры ОИК заявили о своем "неприятии" заявления президента США Дж. Буша от 14 апреля с.г., в котором он допустил возможность оставления части израильских поселений на палестинских территориях и призвал палестинских беженцев не абсолютизировать свое право на возвращение. Декларация ОИК содержит также осуждение строительства Израилем "разъединительной стены" вокруг палестинских территорий и призыв к Совету Безопасности ООН принудить Израиль демонтировать существующие израильские поселения на палестинских территориях, а также прекратить создание новых в соответствии с резолюциями СБ ООН 446 и 465. ОИК призвала своих членов усилить режим бойкота Израиля, рассматривая его в качестве "законной акции сопротивления, что отвечает международному праву". ОИК также заявила о своей солидарности с Сирией и "отвергла" американские санкции против этой страны, которые "противоречат международному праву, резолюциям ООН и Уставу ОИК". Участники сессии призывали Соединенные Штаты к "устранению недоразумения" между Дамаском и Вашингтоном путем конструктивного диалога. Министры мусульманских стран в очередной раз осудили оккупацию Израилем сирийских Голанских высот и попытки Тель-Авива расширить израильские поселения на них, а также навязать вопреки резолюции СБ ООН 497 от 1981 года израильское гражданство местному сирийскому населению. Декларация содержит требование к Израилю вывести свои войска из Голан на границу по состоянию на 4 июня 1967 года. ОИК выступила с требованием к Израилю "компенсировать материальные убытки и человеческие потери Ливана, нанесенные на протяжении длительного периода израильской оккупации юга этой страны и последующих нападений на нее". В рамках сессии состоялась встреча представителей соседних с Ираком стран, которые приветствовали предстоящую передачу полного суверенитета иракскому временному правительству согласно с резолюцией СБ ООН 1546 и пожелали ему успеха в его деятельности. Во время встречи указывалось на необходимость прекращения иностранной оккупации, важность достижения национального согласия в Ираке, сохранения его территориальной целостности как основы стабильности в Ираке и регионе. Представители соседних с Ираком государств подтвердили право иракского народа на свободное политическое самоопределение и контроль над своими природными ресурсами. Эти положения составили основу позиции ОИК относительно Ирака. В своем послании к участникам сессии Генеральный секретарь ООН К.Аннан призывал мусульманские страны оказать поддержку новому временному правительству Ирака. Выступая перед участниками сессии министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари высказывания надежды, что "мусульманские народы подадут руку помощи иракцам во время тяжелых испытаний". Касаясь вопроса модернизации и реформирования Ближнего Востока, участники сессии единодушно отмечали, что они могут самостоятельно решать свои проблемы, без иностранного вмешательства. Высказывая сомнение относительно приемлемости западной модели демократии для мусульманских обществ, министры ОИК в то же время соглашались с тем, что американская инициатива «реконструкции» Ближнего Востока стала определенным катализатором этого процесса в ближневосточных странах. Однако, по их мнению, настоящее, а не косметическое, реформирование должно продолжаться десятки лет. На сессии высказывались также определенные предостережения относительно американских предложений по расширению присутствия НАТО на Ближнем Востоке. Предлагалось делать акцент не на военных, а на политических и экономических аспектах урегулирования ближневосточных проблем. Наблюдатели не исключают, что под давлением США временное правительство Ирака может обратиться к НАТО с просьбой послать дополнительные войска в эту страну с целью усиления стабилизационных процессов. Следует отметить, что перед самой сессией ОИК, 11-12 июня, в Стамбуле состоялся международный научный симпозиум «Мусульманский мир в 21-ом столетии», в рамках которого обсуждались изменения в сфере политики, экономики и культуры. По своему содержанию Заявление участников симпозиума во многих своих положениях перекликается с положениями Стамбульской декларации ОИК. Характерным является то обстоятельство, что как в Заявлении, так и в Декларации практически не содержится прямой реакции на планы Запада по реформированию Ближнего Востока. Похоже, что мусульманские и арабские страны по крайней мере на официальном уровне ОИК и ЛАГ не спешат давать однозначные оценки этим планам, очевидно, оставляя возможность для дальнейшего политического маневрирования. Значительная часть дебатов на сессии была посвящена реформированию самой ОИК с целью превращения ее в более эффективный механизм защиты интересов мусульманских стран на международной арене и проведения реформ, которые бы отвечали мусульманским ценностям. Пользуясь случаем избрания представителя Турции Генсеком ОИК, турецкое руководство изложило свою достаточно радикальную точку зрения на необходимость реформирования этой организации. После завершения сессии министр иностранных дел Турции А. Гюль отметил, что в рамках своего председательства в ОИК его страна всячески будет способствовать демократизации и повышению эффективности работы организации. А. Гюль подчеркнул: "Если мы не сможем решить наши собственные проблемы, внешнее давление на нас усилится. Мусульманские страны должны объединить свои силы. OИК предавала мусульманские нации, действуя как лакей США. Она оказалась неспособной перейти к эффективным действиям даже после трагических событий в Палестине, Ираке и Афганистане. Сегодня организация воспринимается как центр разработки унизительного проекта - американской инициативы реформирования Большого Ближнего Востока". Президент Турции А. Сезер, со своей стороны, также подверг критике деятельность ОИК, отметив, что она не "смогла развязать ни одной из серьезных проблем мусульманского мира, что поддает сомнению саму необходимость ее существования". Привлекает внимание участие в работе сессии ОИК российского министра иностранных дел С.Лаврова. Как сообщил представитель МИД РФ, участие российского министра в саммите ОИК призван углубить отношения России с исламским миром. Особенное внимание российская делегация уделила проблемам сотрудничества с ОИК в вопросе послевоенного восстановления Чечни. С.Лавров напомнил просьбу России о предоставлении ей статуса наблюдателя в этой организации. До принятия решения ОИК по этому вопросу ходатайство России будет рассматриваться на заседаниях соответствующих комиссий организации. Визит С.Лаврова в Турцию и его участие в мусульманском форуме является продолжением сотрудничества России с ОИК, начало которому которой было положено участием президента РФ В.Путина в саммите ОИК в Малайзии в октябре прошлого года. В мае с.г. в Москве в рамках рабочей встречи министров иностранных дел ОИК находился глава внешнеполитического ведомства Турции А. Гюль. В ходе его встречи с С.Лавровым стороны подтвердили готовность сотрудничать в разрешении проблем Ближнего Востока. Приобщаясь к деятельности ОИК, Россия стремится хотя бы частично снять критику своих действий в Чечне со стороны некоторых влиятельных мусульманских стран, особенно после скандала вокруг убийства бывшего лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева в Катаре, в котором обвиняют представителей российских спецслужб. Однако попытка Москвы положить начало сотрудничеству с ОИК, на наш взгляд, преследует более важные цели, а именно: вернуться на Ближний Восток через «мусульманскую дверь», после того как США закрыли перед Россией другие двери, в частности, багдадскую. С другой стороны, большинство ближневосточных стран также стремятся поддерживать отношения с ЕС и Россией с целью ограничения своей зависимости от США На наш взгляд, в вопросе реформирования Ближнего Востока, Россия могла бы занять позицию, альтернативную американской и европейской, что определённым образом могло бы способствовать усилению её связей с мусульманским миром. Основой российской позиции мог бы стать постулат о своеобразии восточных (мусульманских) ценностей, создаваемых на протяжении тысячелетий цивилизационного развития и о бесперспективности механического перенесения западных (американских и европейских) ценностей на мусульманскую почву. Такая позиция вписывалась бы в политическую линию Кремля об особенностях славянского менталитета и путях развития российского общества, отличных от европейских. Очевидно, следует исходить из того, что взаимодействие между цивилизациями может успешно развиваться лишь на пути взаимообогащения. Кроме того, было бы целесообразно проводить мысль о том, что реформировать следует не столько Ближний Восток, сколько систему взаимоотношений между ближневосточными странами и западным "свободным миром", исходя из того, что эти взаимоотношения должны стать равноправными, взаимовыгодными, без двойных стандартов. Успешными были результаты сессии ОИК для Турции. Анкаре удалось реализовать все поставленные задачи на пути усиления своей роли в ОИК. Наряду с Таиландом и Боснией и Герцеговиной Турецкая Республика Северного Кипра повысила свой статус наблюдателя в организации. Хотя формально она не была признана, однако получила право принимать участие в следующих сессиях ОИК в качестве "Кипрского турецкого государства". Генеральным секретарем ОИК подавляющим количеством голосов на четырехлетний срок был избран турецкий кандидат. На этот пост претендовали также кандидаты от Бангладеш и Малайзии. Новым Генеральным секретарем ОИК после марокканца Абдульвахида Булькезиза стал 61-летний научный работник Икмеледдин Ихсан-оглы. Впервые со времени основания ОИК в 1969 году этот пост будет занимать представитель Турции. Избрание И. Ихсан-оглы было неслучайным. С 1980 года и до сего времени он возглавлял стамбульский филиал Центра исследований исламской истории, искусства и культуры при ОИК. В своем слове после процедуры избрания И. Ихсан-оглы, в частности, отметил, что будет прилагать особенные усилия с целью достижения большего понимания и сотрудничества между Востоком и Западом, между мусульманами и христианами, между ОИК и ЕС. Некоторые наблюдатели отмечают, что, невзирая на несовпадение позиций Анкары и Вашингтона по некоторым вопросам относительно иракской проблемы, а также значительное ухудшение турецко-израильских отношений, все же США решили поддержать кандидатуру Турции на пост Генсека ОИК, в расчете на последующую ведущую роль Турции в процессе "реконструкции" Ближнего Востока. Наблюдатели обращают внимание на то, что Саудовская Аравия и Египет не поддержала кандидатуру Турции. Это объясняется опасениями Эр-Рияда и Каира относительно усиления конкурентной роли Турции в борьбе за лидерство в мусульманском мире. Однако, несмотря на то, что Саудовская Аравия является наибольшим спонсором ОИК, а секретариат этой организации находится в саудовском городе Джидда, тем не менее большинство делегаций министерской сессии ОИК проголосовали за турецкого кандидата. Результаты проведения 31-и сессии министров иностранных дел ОИК в Стамбуле с полным правом можно назвать победой турецкой дипломатии. В значительной мере закреплению позиций Турции в ОИК способствовала активизация ее политики в последнее время в мусульманском мире, в частности усиление солидарности с палестинцами. Определенную роль в этом сыграло также дистанционирование Анкары от Тель-Авива. Мусульманским странам импонирует позиция Турции относительно реформирования Ближнего Востока, которая заключается в том, что каждая из ближневосточных стран должна самостоятельно определять параметры и масштабы проведения реформ без иностранного вмешательства. Усиление позиций Турции в мусульманском мире и ее быстро растущий авторитет в нем, очевидно, повысит шансы Анкары стать полноправным членом ЕС. Однако, если этого не произойдет, Турция намеревается значительно активизировать свою роль в мусульманском мире, в частности, используя председательство в ОИК. Следует ожидать, что благодаря новому энергичному турецкому руководству роль Организации Исламской Конференции действительно активизируется на международной арене, что, вероятно, будет способствовать в свою очередь также выходу Лиги Арабских Государств из состояния глубокой стагнации. Однако процесс реформирования и перестройки этих организаций, а также самих ближневосточных обществ потребует немало времени и усилий. Многое будет зависеть от того, насколько восприимчивым окажется мусульманское сообщество к процессу реформирования, насколько скоординированными будут его действия. Если мусульманам и арабам удастся успешно справиться с этим нелегким заданием, то они будут иметь шанс реформировать свои общества самостоятельно. Если же нет, то за них это сделают другие.