Реферат по предмету "Иностранные языки"


Социальная дифференциация английского языка в Соединенных Штатах Америки

--PAGE_BREAK--black

discourse) как нечто подлежащее расшифровке, имеющее множество смыслов [Маковский, 1980: 43].

Традиция кодирования является основой и для афроамериканской музыки и на уровне текста дает очень интересные примеры аллегории и метонимии, часто остающиеся загадкой для белой расы. Для их понима­ния необходимо знание легенд, сказаний, языческих верований, приве­зенных из Африки, и особой трактовки заповедей Христа. Без этого, а также знания афроамериканской литературы, тоже являющейся своего рода кодированием, невозможно понять, что кроется за кажущимися про­стыми словами [Богданов, 2004: 175].

Таким образом, возникла уникальная ситуация, когда внутри одной нации и одного языка под влиянием социальных факторов возникла и впоследствии сохранилась языковая форма значительной части населения США, включающая в себя богатые культурные традиции.
Выводы к главе I
Таким образом, можно сделать вывод, что языком в его социальном аспекте занимается социолингвистика. Социолингвистика изучает общественную обусловленность возникновения, развития и функционирования языка, воздействия общества на язык и языка на общество.

Главными целями социолингвистики являются: изучение того, как используют язык люди, составляющие то или иное общество; как влияют на изменения языка изменения в обществе, в котором существует данный язык. Эти цели соответствуют двум кардинальным социолингвистическим проблемам – проблеме социальной дифференциации языка и проблеме социальной обусловленности развития языка.

В зависимости от масштаба объектов, которыми интересуется социолингвистика, различают макросоциолингвистику и микросоциолингвистику. Макросоциолингвистика изучает отношения и процессы, происходящие в крупных социальных объединениях. Микросоциолингвистика занимается анализом языковых процессов и отношений, имеющих место в реальных, небольших по численности группах носителей.

Важно отметить, что социолингвистика изучает проблемы, связанные с социальным аспектом владения языком, социальной регуляцией речевого поведения, со сложным комплексом вопросов, относящихся к смешению языков и образованию «промежуточных» языковых идиомов – пиджинов и креольских языков. Также социология принимает участие в решении вопросов языковой политики и языкового планирования.

На территории США выделяется большое количество этнических групп, одной из них является афроамериканская этническая группа, которая отличается от остальных не только самобытной культурой и традицией, но и собственным языком.

Афроамериканский вариант английского языка представляет собой социально-этнический диалект американского английского, используемый афроамериканским населением в определенной обстановке и обстоятельствах. Как и другие американские диалекты, афроамериканский вариант английского языка является систематичным вариантом языка, с собственным набором правил, который отличается от других диалектов фонетикой, лексикой и грамматикой.
Глава II: Социальная дифференциация английского языка в США

2.1.  Языковая ситуация и языковая политика в США
За последние годы в связи с активизацией социолингвистических исследований проблема языковой ситуации оказалась в центре внимания лингвистов.

Определяя языковую ситуацию, следует иметь в виду, что речь идет об образовании, наделенном определенными признаками системной организации. Причем эти признаки обнаруживаются в двух измерениях: горизонтальном (системные связи между компонентами ситуации, определяемые их социально-функциональным распределением по сферам социальной деятельности) и вертикальном (иерархия социально-коммуникативных систем и их компонентов). Определение также должно содержать на указание наличие двух аспектов языковой ситуации (объективного, включающего сами языковые системы и связи между ними, и субъективного, включающего ценностную ориентацию членов данного коллектива, их установки в отношении сосуществующих в данном ареале систем и подсистем языка). Таким образом, в самом общем виде языковая ситуация может быть определена как модель социально-функционального распределения и иерархии социально-коммуникативных систем и подсистем, сосуществующих в пределах данного политико-административного объединения или культурного ареала в тот или иной период, а также социальных установок, которых придерживаются в отношении этих систем и подсистем члены соответствующих языковых коллективов [Швейцер, 1987: 32].

Одним из существенных аспектов рассматриваемой проблемы является типология языковых ситуаций. Различаются языковые ситуации, при которых взаимодействуют друг с другом социально-коммуникативные системы разных языков (экзоглоссные ситуации), системы одного и того же языка (энодоглоссные систуации), функционально равнозначые системы (сбалансированные ситуации) и системы, функционально дополняющие друг друга [Найман, 2004: 63].

Понятие «языковая ситуация» применяется обычно к большим языковым сообществам – странам, регионам, республикам. Для этого понятия важен фактор времени: по существу, языковая ситуация – это состояние социально-коммуникативной системы в определенный период ее функционирования [Социолингвистика, www.krugosvet.ru].

Языковая ситуация в США характеризуется, прежде всего, абсолютным господством английского языка. Факт, казалось бы, самоочевидный, так же, как например, господство китайского языка в Китае, немецкого в Германии или русского в России, одного или нескольких национальных языков в большинстве национальных государств. Но здесь все не так просто и однозначно, если вспомнить, что Соединенные Штаты являются совершенно исключительным в истории сообществом, страной эмигрантов, а не государством, выросшим на местной этнокультурной почве (ethnicity
-
based

state). Более ста лет назад выходцы из исконно англоязычных этносов были в США меньшинством, а к настоящему времени они – лишь небольшое меньшинство, к тому же со слаборазвитым или вовсе отсутствующим этнокультурным самосознанием, перемешанное с потомками массы других этносов. Господство английского языка является, таким образом, уникальным культурным продуктом американского плавильного котла, а не следствием этнического доминирования. В общеисторическом смысле оно отнюдь не может считаться само собой разумеющимся, каковым оно представляется с обыденной точки зрения [Найман, 2004: 138].

Население США на протяжении более дух веков истории страны, а особенно в последние десятилетия, росло за счет иммигрантов. При этом мощнейшим оружием американизации, утери родных языков и перехода на английский всегда была и остается школа. Национальных школ в том смысле, в каком они всегда существовали в СССР и России (то есть с преподаванием большинства предметов на языках меньшинств) в Америке никогда не было. Языком обучения во всех государственных и частных школах всех уровней является только английский. В сочетании же с умелым, тонким и последовательным преподаванием так называемых civics(граждановедения, сначала вплетенного в другие предметы, а на старшей ступени преподаваемого в качестве отдельного предмета), это приводит к тому, что практически любой выпускник американской старшей школы становится англоязычным американцем, даже если он прибыл в страну всего 5-6-ю годами ранее [Жапов, http://www.abc-english-grammar.com].

Парадоксальность американской языковой ситуации состоит в том, что в стране, особенно в мегаполисах обоих побережий, можно услышать буквально все языки мира, и это удивительное многообразие подпитывается постоянным притоком новых иммигрантов, а с другой стороны, большинство людей, прибывших в страну в возрасте до 15 лет, и абсолютное большинство второго поколения становятся американцами [Оутмен, www.4uth.gov.ua].

Так отражается американизация сознания иммигрантов. Ведь большинство жителей США мыслят чрезвычайно американоцентрично, рассматривая США, сознательно или бессознательно, как City

on

the

Hill(то есть превыше всего), самое совершенное общество в человеческой истории [Жапов, http://abc-english-grammar.com]. Такое отношение автоматически переносится и на английский язык США, который воспринимается как абсолютно самодостаточный источник терминологии для всех остальных языков мира. Тот факт, что нечто техническое вполне переводимо, например, на русский язык, часто вызывает удивление. Поездки за границу, подтверждающие высокий международный статус и престиж английского языка, только укрепляют такое мнение. Соответственно, постоянно падает число изучающих иностранные языки (кроме испанского и китайского). В большинстве школ и ВУЗов ситуация парадоксальна: с одной стороны, выбор языков для изучения гораздо шире, чем в России, и почти всегда имеется преподаватель, являющийся носителем языка. С другой стороны, изучение их необязательно, и чаще всего не продвигается дальше начального уровня. Иначе говоря, ничто в современном мире, кроме внутренней потребности, не подталкивает американца к изучению языков, а миллионы иммигрантов в его собственной стране должны хоть как-то, пусть ломано, но изъясниться с ним по-английски. При этом, многие американские интеллигенты демонстрируют в этом смысле чудеса, выучивая множество языков до совершенства [Жапов, http://abc-english-grammar.com].

В США идет постоянная борьба между двумя сторонами политкорректности: официальным американизмом и официальным мультикультурализмом. Различия между ними не столь велики, как представляется на первый взгляд, поскольку сохраняются лишь поверхностные этнографические черты неамериканских культур. Тем более удивителен феномен распространения испанского языка за последние несколько десятилетий. Это, пожалуй, первый в американской истории случай возникновения параллельного течения в США. Началось все с массовой кубинской эмиграции в Майами с конца 50-х годов и по настоящее время, за которой последовали волны из Пуэрто-Рико, стран Центральной Америки (особенно Сальвадора), и настоящее цунами из Мексики на юго-запад США. В Майами испанский давно уже стал языком отдельной культурной элиты, а на юго-западе и в мегаполисах он быстро становится вторым языком []. В результате на юго-западе США возник культурный феномен Spanglish(Spanish
+
English), буквально «испанский английский», захвативший и часть англоязычной молодежи. Испанский стал единственным иностранным языком, поставляющим заимствованные слова в английский, языком, который американцы массово изучают, и довольно массово знают. Конечно, растет и количество изучающих китайский (по экономическим соображениям), и арабский (после трагических  событий 11 сентября 2001 года), но они, в отличие от испанского, не являются внутренними феноменами американской культуры  [Жапов, http://abc-english-grammar.com].

Дальнейшая эволюция языковой ситуации в США будет зависеть от:

— сохранения и укрепления статуса единственной супердержавы, породившей беспрецедентную роль английского языка в современном мире;

— продолжения массовой эмиграции из людей других стран в  США;

— идейной эволюции США в направлении либо большей многокультурности, либо, напротив, более жесткого культурного единообразия.
2.2. Лингвистические особенности афроамериканского варианта английского языка
 В настоящее время диалектная картина английского языка в США такова что, несмотря на большую территорию, высокая мобильность населения предотвратила глубокое диалектное дробление в стране. Но диалекты в языке Соединенных Штатов есть, они значительны, и различия между ними далеки от сглаживания. Далее речь идет об одном из таких диалектов – афроамериканский вариант английского языка (Black

English) или эбоникс.

Лингвисты до сих пор не могут ответить на вопрос происхождения афроамериканского варианта английского языка. Некоторые даже признают его частью литературного английского или вовсе относят его к отдельным языкам. Другие называют его диалектом – но диалект понятие областное, а не национальное, да еще несет в себе неполиткорректное значение неправильности, отклонения от нормы. Сленгом его тоже нельзя назвать, тем более, он  имеет стандартную форму (на нем говорят в афроамериканских церквях) и свой собственный сленг, который называется jive (джайв) [Социолингвистика, www.krugosvet.ru].

Существует несколько теорий происхождения афроамериканского варианта английского языка.

Согласно первой теории, которая называется креольской, рабы, привезенные в Североамериканские штаты, привезли с собой западноафриканские языки. В контакте с белыми хозяевами они развили примитивный способ общения с использованием английской лексики, а звуковой строй языка представляет собой нечто среднее между его английским и африканским источниками. Вторую теорию разрабатывают американские диалектологи. Они считают, что язык появился на основе специфических диалектов юга США, на которые особенно повлияли восточно-английские диалекты. Третья, и самая актуальная теория называется социолингвистической. Согласно социолингвистической теории своей непохожестью и другим словарным составом  афроамериканский вариант английского языка обязан тому неприятному факту, что его носители в течение веков были загнаны в «черные» гетто больших городов (так называемые «внутренние города», inner

cities) – и в замкнутых, вытесненных в нижний класс сообществах, в ограниченном пространстве и появилось это своеобразное явление [Швейцер, 1983: 161].

Но если южный носовой призвук и социально окрашенная лексика в языке очевидны, то западноафриканские корни заметны не так хорошо. Самая хорошо сохранившаяся отличительная черта говорящего на западноафриканском американском английском языке – манера жестикулировать. Также сохранилась система «call – response» (запросно-ответная система), то есть способ аудитории реагировать на оратора. Например, в афроамериканской церкви паства дружно отвечает проповеднику на его обращения через слово «Аминь!» как отзыв на пароль [Оутмен, www.4uth.gov.ua].

По звучанию эбоникс отличается от обычного американского английского. В нем, например, как в британском, отсутствует «густое» американское [r] после гласных. Например, «car», «summertime», иногда даже на письме обозначаются как cah, summahtime [Subscribe, subscribe.ru]. Хотя собственного стабильного правописания у Эбоникса  нет. Другие любопытные примеры произношения роднят афроамериканцев с нерадивыми российскими школьниками. И те, и другие игнорируют  межзубные звуки – правда, российские школьники заменяют их на [с] и [з], а афроамериканцы – на [t], [d], [f] и [v]. Например, buvvuh– это brother, def– это death; употребляют duhвместо the, datвместо that, doseвместо those, dereвместо there. Окончания -ingупрощают до -in’. С ударением обращаются вольно: police, например, произносят с ударением на первом слоге. Лексика изобилует переосмысленными словами из стандартного английского, например, простейшее слово catможет означать «друг», «приятель»; coolозначает «спокойный», «контролируемый»; dig– «понимать», «одобрять», обращать внимание»; bad– «очень хороший» [Subscribe,subscribe.ru].

Считается, что в афроамериканском вышеперечисленные особенности – не искажение нормы, а собственная норма, своя система, только другая.

В отличие от стандартного английского, грамматика афроамериканского варианта английского языка очень проста. Вместо шестнадцати времен стандартного английского в Эбониксе выделяется система, состоящая из пяти настоящих времен. Прошедшее время в афроамериканском варианте английского языка формируется за счет окружающих глагол наречий: last

night
«прошлой ночью», three

years

ago
«три года назад». Таким образом, глагол не нуждается в окончании как в дополнительном указателе на прошедшее время. Например: «Yesterday, I feed the cat and wash the dishes and sweep the floor» [Социолингвистика, www.krugosvet.ru].

Отрицание во всех временах, лицах и числах может выражаться словом ain’t. Также у афроамериканцев, как и у русских, есть двойное и тройное отрицание. Например, I

don

t

have

any«у меня нет ни одной» в Эбониксе превращается в  I

don

t

got

none
;I

never

had

a

job
  «у меня никогда не было работы» становится I

ain

t

never

got

no

job[Жапов, http://www.abc-english-grammar.com].

Примером лингвистических особенностей  афроамериканского варианта английского языка может служить следующий анекдот:

An elementary school teacher once asked her students to take a piece of paper and a pencil and to write something. A little boy raised his hand and said, «Teacher, I ain’t got no pencil. » The teacher, somewhat perturbed by his grammar, embarked on a barrage of corrective patterns:

«I /don’t/ have /a/ pencil.

You /don’t/ have /a/ pencil.

We /don’t/ have pencils.
»

Confused and bewildered, the child responded: «Ain’t nobody got no pencils?»[Brown, 1994: 41].


«Начальная школа. Учительница просит учеников взять лист бумаги и карандаш, чтобы что-то написать, маленький мальчик поднимает руку и говорит: «Я не иметь карандаша».

Учительница что-то возмущенно прокомментировала по поводу его грамматики и принялась его исправлять: У меня нет карандаша, у тебя нет карандаша, у нас нет карандаша.

Тут мальчик, абсолютно запутавшись, озадаченно спрашивает: «Никто не иметь карандаша?».

В предложениях «I

ain

t

got

no

pencil
.» и «Ain

t

nobody

got

no

pencils
?» использованы двойное и тройное отрицания, которые характерны афроамериканскому варианту английского языка.

Словарь афроамериканского варианта английского языка сложился из многих источников. Первый – фольклор, пословицы, поговорки. Из фольклора берут начало вербальные игры. Например, игра the dozen «дюжина» – смысл которой заключается в том, чтобы словесно унизить мать своего оппонента. Оппонент, должен незамедлительно ответить – так игроки показывают друг другу, что владеют ситуацией. В этих упражнениях оттачивается речитатив, знакомый в таких музыкальных направлениях как рэп или хип-хоп, отсюда берет начало умение быть ди-джеем, накладывать мелодии, создавать композиции и так далее. Все это давно стало частью всемирной коммерческой культуры [Шарапов, lingvomania.info].

Один из огромных пластов лексики афроамериканскому варианту английского языка дала церковь – первый общественный институт, объединивший черных рабов. Там они могли общаться, оттуда берут начало многие слова и выражения. Некоторые из них – больше чем слова. «Brother», «sister», «soul» – важнейшие понятия в афроамериканской культуре. Брат – это всякий афроамериканец. Слово soul(душа, душевный) вошло в качестве стержневого элемента в целую серию устойчивых словосочетаний, бытующих в Эбониксе: soul

food«любимая еда афроамериканцев», soul

brother«афроамериканец», soul

sister«афроамериканка», soul

music«синтез джазовой  и церковной музыки афроамериканцев» [Подстрахова, vfnglu.wladimir.ru].


Другой источник афроамериканского варианта английского языка – музыка. Афроамериканцы обогатили мировую культуру таким количеством музыкальных стилей и направлений, что в этом с ними мало кто может сравниться.

Самый неформальный, ненормативный словарный слой дал афроамериканскому варианту английского языка преступный мир. Именно из криминального мира гетто тянутся, например, длиннейшие синонимические ряды для обозначения каждого из наркотиков – большинство из этих слов, вошло в общий американский сленг. В таких гетто члены преступного сообщества специально работали над тем, чтобы их язык никому не был понятен. Типичный пример этому – употребить слово в противоположенном значении. Например, английское слово     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :