А. И. Кривоногова, Курганский государственный университет, аспирантЖАНРОВАЯ ПАЛИТРА САТИРИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ А. П. СУМАРОКОВА Вторая половина XVIII в. в русской журналистике характеризуется расцветом сатирических жанров. Основоположником сатирического направления в русской журналистике стал Александр Петрович Сумароков, одной из заслуг которого является издание первого частного журнала в России – «Трудолюбивая пчела» (1759). На страницах журнала А. П. Сумароков использовал различные сатирические жанры. Одним из первых он вводит в литературу и журналистику жанр сатирического диалога. Истоки жанра сатирического диалога восходят к временам античности (V–IV века до н. э.). В подражание Лукиану создавали свои диалоги А. П.Сумароков, В. Приклонский, М. Д. Чулков, М. М. Херасков и другие. Средневековую традицию учебно-назидательного диалога продолжает Н. И. Новиков. В майском номере «Трудолюбивой пчелы» 1759 г. А. П. Сумароков печатает «Разговоры мертвых». В ноябрьском номере журнала появляется публикация А. П. Сумарокова «О думном дьяке, которой с меня взял пятьдесят Рублев», которая является образцом сатирико-нравоописательного очерка. Фрагменты сатирических нравоописаний встречались еще в сочинениях античных сатириков. Однако в произведениях Горация и Ювенала нравоописательные зарисовки не имеют самостоятельного значения. В новое время жанр нравоописательного очерка достигает своего расцвета в английских просветительских журналах начала XVIII в. «Зритель» и «Болтун». В немецкой литературе очень активно жанр нравоописательного очерка разрабатывал Г.-В. Рабенер, в просветительской литературе Франции мастером жанра нравоописательных очерков выступил Л.-С. Мерсье, создавший цикл очерков «Картина Парижа» (1781–1788). Новым толчком к активной разработке этого жанра послужила полемика между сатирическими журналами 1769 г. Следовавшей традициям английских журналов «Всякой всячине», которую издавала Екатерина II, противостояла линия нравоописательной сатиры Н.И. Новикова на страницах журналов «Трутень» и «Живописец». В конце XVIII в. интерес к жанру нравоописательного очерка переживает новый подъем в сатирических журналах Н. И. Страхова («Сатирический вестник») и И. А. Крылова («Почта духов»). В этих изданиях из циклов очерков складывается особый тип повествовательного произведения с единым замыслом и строго продуманной композицией. А. П. Сумарокову принадлежит также заслуга введения в обиход русских сатириков уже довольно популярного в европейской литературе жанра сатирического «сна». Русская сатира XVIII в. усвоила обе разновидности жанра аллегорического «сна», наиболее яркими образцами которых в национальной модификации можно считать произведения А. П. Сумарокова («Сон. Счастливое общество», 1759) и А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву», 1791). Проведенное исследование показало, что жанровая палитра русской сатирической журналистики второй половины XVIII в. была чрезвычайно разнообразна. Русские писатели создавали интересные образцы сатирических жанров: пародийные лечебники (Н. И. Новиков «Сатирические рецепты», 1769), пародийно-сатирические ведомости (Н. И. Новиков «Сатирические ведомости», 1769), сатирические словари и пародийные грамматики (Д. И. Фонвизин «Опыт Российского сословника», 1783), сатирические письма (Д. И. Фонвизин «Письма дяди к племяннику», 1769); пародийные панегирики, прошения и надгробные речи (Н. И. Страхов «Плач Моды об изгнании модных и дорогих товаров, писанных Сочинителем Переписки Мод», 1793) и т. д. Важно отметить, что эти публикации уже отличает яркая публицистичность, что составляет важную особенность русской журналистики. У истоков русской сатирической журналистики стоял А. П. Сумароков.