На правах рукописи Алексеева Ирина Степановна Профессиональное становлениемолодых специалистов в условияхсельской школыСпециальность 13.00.01 – общая педагогика,история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата педагогических наукЯкутск – 2006 Работа выполнена на кафедре педагогики педагогического института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова»Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Мордовская Анна ВасильевнаОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Куликова Лидия Николаевна;кандидат педагогических наук, доцент Березовская Татьяна ВладимировнаВедущая организация Московский государственный областной университет Защита состоится « 23 » июня 2006 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.306.02 при ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» по адресу: 677891, г. Якутск, ул. Белинского, 58. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова.Автореферат разослан « 19 » мая 2006 г.Ученый секретарьдиссертационного совета Петрова С.М.^ Общая характеристика исследованияАктуальность исследования. В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Развитие системы педагогического образования акцентирует внимание на формирование учителя-профессионала, способного адаптироваться к меняющимся условиям социума, продуктивно реализовывать инновационные педагогические технологии, осуществлять в профессиональной деятельности саморазвитие, самообразование, самопроектирование личности. В настоящее время требуется определить концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности молодых специалистов в контексте многоэтапного, непрерывного процесса повышения квалификации, самосовершенствования и творческой самореализации педагога. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-личностное становление молодых специалистов в сельском образовательном пространстве осложнено совокупностью проблем: малокомплектностью школ, их информационной удаленностью, территориальной и методической разобщенностью учителей, многофункциональной деятельностью педагогов. В этой связи актуализируется проблема профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы. К настоящему времени достаточно разработаны теоретические аспекты профессионального становления начинающих учителей. Изучением проблемы профессионального становления педагогов в разное время занимались С.К. Бережная, С.Г. Вершловский, Т.А. Киселева, Л.В. Коновалова, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Лесохина, Т.С. Полякова, Т.М. Чурекова и др. Общетеоретические основы профессиональной подготовки учителя раскрыты в исследованиях О.А. Абдуллиной, Ф.Н. Гоноболина, С.Б. Елканова, А.С. Запесоцкого, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, Г.С. Никифорова, Г.И. Рогова, В.А. Сластенина и др. Организационно-педагогические условия развития региональных образовательных систем рассматриваются в работах П.П. Борисова, Ф.В. Габышевой, Р.Х. Гиниятуллина, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, В.П. Игнатьева, А.Г. Корниловой, Е.И. Михайловой, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, Т.Т. Саввинова, Н.Г. Худолия и др. Профессиональное становление молодых специалистов в различных сферах педагогической деятельности нашло отражение в исследованиях, посвященных социологическим проблемам сельской школы (Р.Г. Гурова, Г.Г. Силасте и др.), становлению и развитию сельской малокомплектной школы (Р.А. Акбашев, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев и др.), изучению особенностей национальных сельских школ (В.Ф. Афанасьев, Д.М. Бурхинов, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, Б.Ш. Молонов, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова и др.), раскрытию социально-педагогической деятельности сельской школы (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, А.Г. Корнилова, Т.Ф. Яркина и др.), социально-педагогическим проблемам сельских учителей (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, Г.Г. Силасте и др.), подготовке и повышению квалификации молодых учителей (Р.Х. Гиниятуллин, Т.В. Киселева, Л.В. Коновалова, Е.Ю. Косарева, Р.Е. Тимофеева, О.М. Чоросова и др.). Вместе с тем, анализ теории и практики по проблеме профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы выявил следующие противоречия: между растущей потребностью школ в педагогических кадрах нового типа и недостаточным притоком молодых специалистов; между необходимостью повышения квалификации молодых специалистов и недостаточным организационно-педагогическим обеспечением профессионального роста педагога в условиях сельского образовательного учреждения; между возрастающей сложностью профессиональных функций педагога и условиями труда сельских молодых специалистов; между личностными и профессиональными факторами становления молодого специалиста. Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия профессионального становления молодых специалистов в сельской школе. Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования: «Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы».Объект исследования - процесс профессионального становления молодых специалистов.^ Предмет исследования - организационно-педагогическое обеспечение профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы.Цель исследования - определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие профессиональному становлению молодых специалистов в сельской школе.^ Задачи исследования: Обосновать концептуальные подходы к организации процесса профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы. Разработать и проверить на практике теоретическую модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы. Определить педагогические условия профессионального становления молодых специалистов в сельской школе. Подготовить научно-практические рекомендации по организационно-педагогическому обеспечению профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы. В основу исследования положена гипотеза о том, что профессиональное становление молодых специалистов в сельской школе будет успешным, если: обеспечивается непрерывность профессионального становления молодых специалистов в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; осуществляется сотрудничество молодых специалистов и ветеранов педагогического труда, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом; реализуется личностно-ориентированная направленность повышения квалификации сельских молодых специалистов.^ Методологическую основу исследования составляют: гуманистическая концепция о человеке как главной ценности (Н. Аббаньяно, Н.А. Бердяев, В. Франкл, Э. Фромм и др.), теории развития личности и деятельности (К.А. Абдульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), непрерывного образования (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.), акмеологическая концепция развития личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др.), системный и комплексный подходы к изучению человека как субъекта отношений (В.И. Симонов, В.Д. Шадриков и др.), концепции профессионально-деятельностного (Е.А. Климов, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, С.Н. Чистякова и др.), компетентностного (Н.В. Кузьмина А.К. Маркова и др.) и личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, Л.Н. Куликова, И.С. Якиманская и др.) подходов к процессу профессионального становления личности.^ Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, обобщение опыта организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодого специалиста в условиях сельской школы, педагогический эксперимент, моделирование, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ данных опытно-экспериментальной работы.^ Экспериментальную базу исследования составили: Куду-Кюельская, Кяччинская начальные школы, Мальжегарская и Центрально-Абагинская школа-сад, Абагинская им. А.Г. Кудрина-Абагинского, Амгино-Олекминская им. В.П. Сергеева, Дабаанская, Дельгейская, Жедайская, Кыллахская, Мархинская, 1-ая и 2-ая Нерюктяйская, Саныяхтахская, Солянская, Токкинская, Хоринская, Юнкюрская общеобразовательные школы Олекминского улуса (района) Республики Саха (Якутия). ^ Основные этапы исследования.На первом этапе (1996-1999 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, зарубежного и российского опыта работы по непрерывному образованию начинающих учителей, определяющих структуру, цели, задачи, содержание, методы подготовки педагогических кадров, осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.^ На втором этапе (1999-2004 гг.) осуществлялись опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих эффективному профессиональному становлению молодых специалистов, разработка и апробация программы сетевой школы для начинающих педагогических работников, анализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента.^ На третьем этапе (2004-2006 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.^ Научная новизна исследования состоит в том, что: уточнено понятие «профессиональное становление» молодых специалистов; обосновано применение системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к процессу профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы; определены педагогические условия, способствующие профессиональному становлению молодых специалистов в сельских школах: обеспечение непрерывности данного процесса в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; осуществление сотрудничества молодых учителей и ветеранов педагогического труда, предполагающего субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом; реализация личностно-ориентированной направленности повышения квалификации сельских молодых специалистов.^ Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, представляющей систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков (подсистем), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), управленческого (педагогические условия, этапы, формы и методы повышения квалификации), оценочно-результативного (критерии, компоненты, уровни), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных). ^ Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке научно-практических рекомендаций по организационно-педагогическому обеспечению профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы, программы сетевой школы для начинающих работников образования, состоящей из спецкурсов «Педагогическое общение», «Основы педагогического мастерства», «Информационные компьютерные технологии», содержания проблемных семинаров, круглых столов, совместной проектно-творческой деятельности, сотрудничества молодых и опытных педагогов. ^ Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положений; использованием системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к профессиональному становлению молодых специалистов в условиях сельской школы; применением анализа и синтеза теоретического и экспериментального материалов, комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; длительностью педагогического эксперимента, многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международных, межрегиональных, межвузовских и республиканских научно-практических конференциях: «Современные технология образования» (г. Якутск, 2002 г.), «Качество высшего образования: проблемы, задачи, перспективы в контексте модернизации образования» (г. Якутск, 2003 г.), «Гражданское становление молодежи в условиях трансформации общества» (г. Якутск, 2003 г.), «Управление качеством образовательного процесса в вузах Республики Саха (Якутии)» (г. Якутск, 2004 г.), «Образование в условиях формирования нового типа культуры» (г. Якутск, 2004 г.), «Этногенез и цивилизация: перспективы в образовании» (г. Новосибирск, 2004 г.), «Профильная деформация специалистов образовательного учреждения: проблемы и пути решения» (г. Благовещенск, 2004 г.), «Формирование индивидуальности будущих специалистов – стратегия образования XXI века» (г. Якутск, 2005 г.), «Perspektivni novinki vedy a technici - 2005» (гг. Прага-Днепропетровск, 2005 г.), на заседаниях кафедры педагогики педагогического института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова», улусных предметных методических объединениях. Результаты исследования внедрены в практику профессионального становления молодых специалистов Куду-Кюельской, Кяччинской начальных школах, Мальжегарской и Центрально-Абагинской школе-сад, Абагинской им. А.Г. Кудрина-Абагинского, Амгино-Олекминской им. В.П. Сергеева, Дабаанской, Дельгейской, Жедайской, Кыллахской, Мархинской, 1-ой и 2-ой Нерюктяйской, Саныяхтахской, Солянской, Токкинской, Хоринской, Юнкюрской общеобразовательных школах Олекминского улуса Республики Саха (Якутия). Представленные в работе материалы нашли отражение в статьях, тезисах, программах.^ На защиту выносятся следующие положения: Профессиональное становление молодых специалистов – непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности. Реализация системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к профессиональному становлению молодых специалистов сельских средних образовательных учреждений предусматривает организацию сетевого взаимодействия улусных школ по обеспечению равнодоступного для начинающих педагогов единого образовательного пространства, создание системы: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда, позволяющей индивидуализировать данный процесс, использовать личностно и практико-ориентированные технологии повышения их квалификации. Теоретическая модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы представляет собой систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков (подсистем), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), управленческого (педагогические условия, этапы, формы и методы повышения квалификации), оценочно-результативного (критерии, компоненты, уровни), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных). Педагогическими условиями, способствующими продуктивному профессиональному становлению молодых специалистов в сельских школах, являются: обеспечение непрерывности данного процесса в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; осуществление сотрудничества начинающих педагогов и ветеранов педагогического труда, предполагающего субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом; реализация личностно-ориентированной направленности повышения квалификации сельских молодых специалистов.^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Основное содержание работы изложено на 146 страницах, содержит 7 таблиц, 8 приложений. ^ Основное содержание работыВо введении обоснованы выбор темы диссертационной работы, ее актуальность, раскрыты цели, задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены данные по апробации и внедрению результатов исследовательской деятельности. ^ В первой главе «Теория и практика профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы» уточнено понятие«профессиональное становление», рассмотрены концептуальные позиции к его изучению, обосновано применение системного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов к профессиональному становлению молодых специалистов в условиях сельской школы, разработаны структура и содержание теоретической модели организационно-педагогического обеспечения данного процесса, определены педагогические условия, способствующие его эффективности. Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы показал, что становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс взросления человека (Б.Г. Ананьев,В.А. Петровский и др.), включения его в социум (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев,С.Л. Рубинштейн и др.), гармонизации индивидуальных и общественных интересов (А. Адлер, Н.А. Бердяев и др.), самосовершенствования, самоосуществления, самоактуализации, самореализации личности в жизнедеятельности (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), реализации «жизненной стратегии» (Э. Фромм, А.С. Запесоцкий и др.). Анализируя проблему профессионального становления молодых специалистов, исследователи рассматривают ее с точки зрения профессиональной подготовки (О.А. Абдуллина, В.А. Сластенин и др.), профессионально-личностного роста (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачев и др.), непрерывного профессионального образования (Р.Х. Гиниятуллин, Д.А. Данилов, В.П. Игнатьев, Т.В. Киселева, Л.В. Коновалова, Е.Ю. Косарева, Е.И. Михайлова, Н.Д. Неустроев, Т.Т. Саввинов, Р.Е. Тимофеева, О.М. Чоросова и др.). В ходе исследования определено, что становление как целенаправленный личностно-профессиональный рост учителя показывает внутреннюю связь данного процесса с саморазвитием личности, результатом личностных трансформаций. В качестве важнейших составных компонентов профессионально-личностного становления исследователи выделяют: социально-педагогическую адаптацию, формирование профессионального самосознания, самоутверждение в профессии, освоение педагогической деятельности и ролевого поведения, овладение нравственно-педагогическим опытом социальной среды. Вместе с тем, процесс становления специалиста-профессионала имеет национально-региональную специфику, осложнен культурно-национальными особенностями региона, с которыми молодые специалисты встречаются в ходе общения с учащимися, родителями, коллегами – представителями разных этносов. Профессиональное становление молодых специалистов в сельской школе – это процесс, способствующий достижению оптимального соотношения между комплексом требований, предъявляемых к профессии учителя в целом, их реализацией в педагогической деятельности начинающих профессионалов в условиях сельского образовательного пространства, предполагающий профессиональную социализацию личности через потребность в самореализации и самообразовании. Рассматривая теоретические положения о процессе профессионального становления личности, мы изучили зарубежный и отечественный опыт по адаптации и становлению начинающих учителей. В исследованиях, посвященных повышению квалификации молодых специалистов в зарубежных странах, отмечается, что при всех существующих различиях в организационно-педагогическом обеспечении данного процесса в них особое внимание уделяется организации помощи начинающим учителям. Особенно значимыми для нашего исследования являются результаты работы Beginning Teacher Induction Center (BTIC) – центра «вхождения» штата Нью-Джерси (США), особенности «альтернативного обучения» молодых учителей штата Джорджия (США), опыт «советника» и «педагогических мастерских» французских коллег. В системе управления российского образования мы выделяем опыт организации педагогами «мастер-классов» в Кемеровской области, объединения молодых учителей «Свежий ветер» г. Красноярска, социально-профессиональной общности «Молодые учителя» Ставропольского края, творческой лаборатории Зеленчукского района Карачаево-Черкессии, а также результаты деятельности Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия) при организации авторских курсов учителей, фестивалей педагогических идей и др., технологии проведения встреч педагогических династий управлением образования г. Якутска, творческих отчетов, конференций методической службой Усть-Алданского, занятий клуба творчески работающих молодых учителей “Росток” Среднеколымского, научно-исследовательской деятельности педагогов Сунтарского улусов (районов) республики. Таким образом, исходя из анализа теории и практики по проблеме исследования, мы сформулировали следующее определение понятия «профессиональное становление». Профессиональное становление молодых специалистов – непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности. При изучении профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы определены системный, компетентностный и личностно-ориентированный подходы к организации данного процесса, способствующего развитию профессионально-личностных качеств, профессиональной активности, творческой самореализации. Так, профессиональное становление молодых специалистов сельской школы с позиций системного подхода мы рассматриваем как системную организацию их деятельности в сельской образовательной среде; компетентностный подход предполагает создание условий для благоприятного вхождения педагогов в профессию благодаря деятельности методических служб и общественных объединений ветеранов педагогического труда с учетом сельского социума, конкретного образовательного учреждения; личностно-ориентированная стратегия профессионального развития молодых специалистов сельской школы позволяет индивидуализировать педагогическое сопровождение, направленное на раскрытие, реализацию внутреннего потенциала, саморазвитие и самореализацию начинающих педагогов посредством применения личностно и практико-ориентированных технологий повышения их квалификации. Наше представление о профессиональном становлении включает также степень развития профессиональной компетентности молодого специалиста и общественное признание в процессе освоения им социального пространства сельского социума. Инфраструктура сельского социума, совокупность его проблем (производственно-экономических, социокультурных, социально-бытовых, социально-педагогических и т.д.) - это социальная среда, которая, в свою очередь, нежизнеспособна без образовательно-воспитательного компонента, формируемого, прежде всего, образовательными учреждениями села. Сельская среда, на фоне которой и во взаимодействии с которой живет и профессионально развивается педагог, имеет свою специфику, которая выражена в особенностях образа жизни, сезонности, цикличности сельскохозяйственного производства, специфике условий труда, быта, досуга, сельской культуры, характера и направленности производства, социальной и профессиональной структуры населения, норм поведения и форм общения сельских жителей, их культурного и образовательного уровня, возможностях культурных и образовательных учреждений села. Молодые специалисты в сельских школах, наряду с перегруженностью и многофункциональностью педагогической деятельности, испытывают недостаток в методической помощи, информационную изолированность, отмечают слабую материально-техническую оснащенность школ, отсутствие специальной литературы, недостаточную заработную плату, проблемы молодой семьи и ведения домашнего подсобного хозяйства. Вышеперечисленные затруднения и проблемы осложняют их становление как личности и профессионала. Учитывая особенности процесса профессионально-личностного роста начинающих педагогов, мы разработали теоретическую модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в сельских школах. При определении ее содержания мы опирались на методологические исследования В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, в которых отмечается, что модель воссоздает педагогическую деятельность, ее структуру, нормы, функции. В результате теоретическая модель организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы нами представлена как система взаимосвязанных структурно-функциональных блоков (подсистем), состоящих из совокупности элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), управленческого (педагогические условия, этапы, формы и методы повышения квалификации), оценочно-результативного (критерии, компоненты, уровни), а также системообразующих связей (целеполагания, рефлексивных, функциональных). ^ Целевая подсистема ориентирована на максимальное личностное и профессиональное развитие начинающего педагога. Принципами управления профессиональным становлением молодых специалистов являются: гуманистическая направленность образования, предполагающая создание благоприятных условий для раскрытия личностных и профессиональных возможностей молодых педагогов; целостность, обеспечивающая единство и взаимосвязь подсистем модели, ее компонентов; непрерывность, способствующая качественным преобразованиям профессиональной деятельности молодых специалистов. Задачи: создать систему профессионального становления молодых специалистов: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; учитывать региональные, социально-экономические, производственно-бытовые возможности сельского социума при организации педагогического сопровождения профессионального становления молодых специалистов; содействовать личностному развитию и профессиональному росту начинающих педагогов в условиях сельской школы; обеспечить продуктивное взаимодействие ветеранов педагогического труда и молодых специалистов в совместной педагогической деятельности.Содержательная подсистема включает функции (образовательная, информационная, консультативная, исследовательская, проектировочная, внедренческая, экспертная, организационная), основные направления управления профессиональным становлением молодых специалистов в сельских школах: создание методической службой условий для личностного развития и профессионального роста педагогов в рамках улусного (районного) образовательного пространства, формирование, развитие и рациональное использование профессионального потенциала каждого учителя сельской школы, обеспечение возможностей самореализации молодого специалиста в условиях сельской образовательной среды, осуществление преемственности в передаче ветеранами профессионального опыта и культуры начинающим педагогическим работникам, организация сетевого взаимодействия сельских школ для продуктивного профессионального становления молодых специалистов.^ Управленческая подсистема реализует взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы: адаптационный, процессуальный, результативный; включает коллективные (педагогические советы, смотры-конкурсы, научно-практические конференции, лектории, круглые столы), групповые (проблемные семинары, деловые игры, методические советы, общественные объединения молодых педагогов, ветеранов педагогического труда) и индивидуальные (творческие мастерские, наставничество, консультации, совместные новаторские проекты) личностно и практико-ориентированные формы и методы повышения квалификации молодых педагогов. В качестве педагогических условий, способствующих эффективности профессионального становления молодых специалистов в сельских школах, определены: обеспечение непрерывности данного процесса в системе: школа – методическая служба – общественные объединения ветеранов педагогического труда; осуществление сотрудничества молодых учителей и ветеранов педагогического труда, предполагающего субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом; реализация личностно-ориентированной направленности повышения квалификации сельских молодых специалистов.Оценочно-результативная подсистема представляет собой критериально-оценочный аппарат исследования, позволяющий определить уровни (низкий, средний, высокий) профессионального становления молодых специалистов, состоящего из мотивационно-ценностного, когнитивного, проектировочно-деятельностного, творческого компонентов педагогической деятельности и выбора критериев оценки эффективности данного процесса (профессиональная мотивация, осознание профессиональных задач и содержания педагогической деятельности, педагогическая позиция, активность в творческой самореализации). Сложное системное взаимодействие элементов теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов включает системообразующие связи (целеполагание, рефлексивные, функциональные), составляющие ее структуру, посредством которой она функционирует и обеспечивает результативность данного процесса в условиях сельской школы. Разработка теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы потребовала ее опытно-экспериментальной проверки, подтверждения педагогических условий, целесообразности применения форм и методов работы по повышению квалификации сельских начинающих педагогов, которые рассматриваются во второй главе нашего исследования.^ Вторая глава «Основные направления профессионального становления молодых специалистов в сельской школе» посвящена опытно-экспериментальной проверке основных положений теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в сельской образовательной среде, педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса, раскрытию содержания проведенной опытно-экспериментальной работы.Опытно-экспериментальная работа по созданию педагогических условий профессионального становления молодых специалистов в сельской школе включала следующие этапы: I этап – констатирующий – подбор базы и участников педагогического эксперимента, диагностика возможностей образовательных учреждений Олекминского улуса (района) республики в профессиональном становлении молодых специалистов;II этап – формирующий – осуществление экспериментальной проверки теоретической модели по организационно-педагогическому обеспечению продуктивного профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы;III этап – обобщающий – проверка выводов, полученных на предшествующих стадиях исследования, интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение педагогических условий, способствующих успешности профессионального становления молодых специалистов в сельских школах, обобщение материалов исследования. Во время констатирующего этапа исследования проводились наблюдения за ходом учебно-воспитательной работы молодых специалистов, анализ уроков начинающих педагогов, тестирование, анкетирование, собеседования с молодыми учителями, опросы, интервьюирование руководителей школ, методистов. Результаты диагностирования свидетельствуют, что молодые специалисты, в основном, трудоустраиваются по договорам (35%), семейным обстоятельствам (15%), возвращаются в родное село и школу (50%); 65% молодых специалистов - выпускники высших учебных заведений, 35% - окончивших средние профессиональные училища; в кадровом отношении молодые специалисты в сельской школе занимают должности учителей-предметников, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога, валеолога, организатора детского движения, воспитателя, руководителей в сфере дополнительного образования, тренеров, инструкторов. Наибольшие затруднения, связанные с отбором материала, моделированием предстоящего занятия, подбором комплекса средств обучения и т.д., молодые специалисты испытывают при подготовке к уроку. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы для оценки удовлетворенности молодого специалиста началом своей трудовой деятельности мы использовали опросник, разработанный Р.Х. Исмагиловым. Результат