Сценарий урока с использованием компьютераАвтор : Мочалова Лидия СосипатровнаОбразовательное учреждение: МОУ «Черноярская СОШ»Тегульдетского р-наПредмет: химияКласс 10Тема : Органические вещества – посредники коммуникации организмов в биогеоценозах.Тип урока: интегрированный урок химии, биологии и экологии (обобщение , расширение и систематизация знаний)Форма урока : комбинированнаяЦели и задачи урока: Образовательные – обобщающее повторение основ номенклатуры, химических свойств органических веществ и способов решения задач; Воспитательные – формирование познавательных мотиваций к изучению химии как ключевой области знания свойств ВЕЩЕСТВА в окружающей среде; Развивающая – расширить знания учащихся о химических аспектах окружающего мира и показать, как эти знания человек переводит в область практической медицины, парфюмерии; развивать ключевые компетенции обучающихся. Формирование компонентов информационной культуры обучающихся.Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Химия 10 кл. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин, М, Дрофа, 2007г. Раздаточный материал: а) Тексты задач; б) Таблицы индивидуальной работы учащихся; в) Шаростержневые наборы для моделирования; г) Образцы-алгоритмы решения задач по химии.Оборудование : компьютер, экран, микрокалькуляторы, таблица Д.И.Менделеева.Время реализации урока : 90 минут (2 урока) Технологии, методы. 1. Урок с применением компьютерных технологий. 2. Словесный 3. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.Аннотация. Урок «Органические вещества – посредники коммуникации в биогеоценозах» предназначен учащимся 10 класса, окончившим изучение нового материала. Содержание урока предлагает учащимся взглянуть на органические вещества с экологической точки зрения, что позволит «переоткрыть вещества» заново и расширит рамки предметных коммуникаций учащихся. Курс экологии проводится не во всех школах, поэтому для многих учащихся будут новыми термины, понятия экологического содержания; возможно, кого-то привлечет предложенная информация и поспособствует дальнейшему развитию и профориентации.^ 2.Авторский медиапродукт - наглядная презентация: - учебного материала – 24 слайда; - словарь – 7 слайдов: - задачи для самостоятельной работы- 15 слайдов.Медиапродукт :I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft Office Power Point, программа Microsoft Office Picture Manager, текстовый редактор Microsoft Office Word , Paint, поисковая система Nigma, Yandex.II. Схема взаимосвязи кадров презентации: .III. Содержание кадров:Титульный лист .Задачи занятия.Разделы занятия.Сигналы общения.Звуковые сигналы.Световые сигналы в сочетании со звуковыми сигналами.Орган зрения у обитателей наземно-воздушной среды.Органы свечения у глубоководных обитателей.Поведенческие сигналы (токование глухарей). 3.Поведенческие сигналы (танец журавлей).Другие поведенческие сигналы.Тактильные сигналы.Химические сигналы.Хемомедиаторы.Орган обоняния.Медиаторы защитной функции – реппеленты.Медиаторы наступательной функции – яды.Медиаторы ориентации.Медиаторы привлечения (аттрактанты) запахом жертвы – кайромоны.Медиаторы (аттрактанты) запаха нектара.Медиаторы (аттрактанты) половые.Медиаторы адаптивные.Медиаторы физиологические.Медиаторы информационные.Глоссарий (словарь терминов).Адаптации.Аттрактанты.Биогеоценоз.Кайромоны.Феромоны.Реппеленты.Задачи для самостоятельной работы. 33- 42 Тексты задач №1- № 9. 43-46 Ответы на задачи.Целесообразность использования медиапродукта на занятии:Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности;Как понятийный источник;Эффективность индивидуального подхода к работе учащихся (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная траектория освоении материала);Интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала, интерактивный контроль);Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.Категорийный аппарат:Хемомедиаторы (химические экорегуляторы) – химические вещества – посредники между особью и средой в биогеоценозе.Биогеоценоз – совокупность популяций, совместно проживающих на определенной территории.Реппеленты – вещества с отпугивающей функцией. 4.Аттрактанты – вещества с привлекающей функцией.Адаптации – приспособления.Феромоны – вещества, которые выделяются наружу и воспринимаются особями того же вида.Кайромоны – вещества, которые выделяют жертвы и воспринимаются хищниками^ План занятия № Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время 1 Организационный момент Объяснение задач урока и последовательность работы Проявление внимания 2 мин 2 Актуализация Вводное слово учителя экологии.Вводное слово учителя биологии Активизация органов слуха.Диалог с учителем 20 мин 3 Самостоятельнаяработа Учитель химии поясняет содержание работы Решение задач и заполнение индивидуальных карт 40 мин 4 Практическая работа«Моделирование» Постановка задания учителем химии Выполнение моделей 15 мин 5 Рефлексия Учитель химии организует самопроверку работ Проверяют работы 10мин 6. Подведение итогов урока Совместная беседа Делают выводы о достижении задач урока 3 мин ^ Карта занятия. Комментарий хода урока Врем(мин) № слайда Развитие личностных качеств и психических процессов Репродуктивныеформы деятельно-сти Продуктивные формы деятельности 1. Оргмомент: объяснение задач и последовательности работы 2 1,2,3 Внимание 2. Актуализация знанийа) Привлечение знаний обучающихся из опыта жизни, телевидения, прочтения книгБ) закрепление новых знаний, работа со словарем 20 4-31 Концентра-ция вниманияАктивиза-циязрительной памяти Любознательность ,Анализ,Аргументированность,АктивностьЯсность речи 3. Самостоятельнаяработа по решению задач 40 32-42 ДисциплинаВниманиеПамять Самостоятельность, системность 4.Практическая работа «Моделирование формул веществ» 15 ДисциплинаВниманиеПамять Проявление интеллектуальных и творческих способностей 5. Рефлексия - самопроверка 10 43-46 Внимание Рефлексивность 6. Подведение итогов урока 3 Рефлексивность Содержание занятия.1. Организационный момент. Учитель, ведущий занятие, объясняет задачи урока следующим образом : сегодня на уроке:Вы повторите номенклатуру и химические свойства органических соединений;Вы вспомните способы решения задач;Вы создадите модели некоторых веществ;Вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!2. Актуализация. Вводное слово учителя экологии. В природе особи вступают в острую борьбу за существование. При этом они общаются с помощью сигналов, которые можно классифицировать как: звуковые (птицы, звери, насекомые, амфибии);-слайды 5-6. световые (глубоководные рыбы, головоногие, насекомые. ); слайды 6-8. поведенческие (например, язык танцев); слайды 9-11. тактильные (например, муравьи); слайд 12. химические (феромоны, гормоны, фитогормоны и др).слайды 13- 24. Огромную роль в общении животных играют химические сигналы. Их называют общим словом –хемомедиаторы. Они выполняют самые разные функции: защиты, нападения, привлечения, регуляции поведения и т.д. Сегодня вы, решая задачи, познакомитесь с некоторыми из них. Вводное слово учителя биологии. Способность воспринимать и распознавать химические вещества присуща всем формам живого, даже самым примитивным. Главное ведущее чувство восприятия химических веществ – это чувство обоняния, затем – вкуса. Мелкие насекомые способны воспринимать только один запах – запах полового привлекающего вещества (слайд 13 – бабочки узнают вкус рецепторами ножек). Пчелы и другие 6. насекомые воспринимают сотни запахов, человек – около 10 тысяч, а собака – еще больше (слайд 14, 15). Слово учителя химии. Сейчас мы обсудим, какое многообразие приспособлений к выживанию с помощью химических веществ возникло у живых организмов. Многие организмы защищаются, выстреливая отпугивающие вещества – реппеленты. Так, скунс «выстреливает» резкое пахучее вещество -2 метилбутантиол, жук-бомбардир – азотную кислоту, а крапива – муравьиную кислоту (слайд 16). Медиаторы с наступательной функцией активно воздействуют на организм -пищевой объект (слайд 17): медузы, хищные осы выделяют нейротоксины, обезвреживая свою добычу; змеи таким образом убивают жертву. В борьбе за территорию, пищевые ресурсы, самку животные таких семейств, как псовые, кошачьи, медвежьи, грызуны, некоторые копытные применяют «феромоны метки» (слайд 18). Медиаторы привлечения – аттрактанты – возбуждают пищевую (слайд 19,20), двигательную и половую активность (слайд 21). Животные-жертвы выделяют вещества, называемые кайромонами. Хищники используют их для поиска жертв. Медиаторы адаптации к воздействию абиотических факторов позволяют организмам выживать в горячей, холодной (минусовой), соленой воде. Чтобы выжить в минусовых условиях (слайд 22) в клетках образуются вещества-антифризы (криопротекторы). Криопротекторами могут быть : дисахарид тригалоза и аминокислота пролин, глюкоза и другие органические вещества. Медиаторы физиологические оказывают воздействие на состояние сосудов, психическое состояние. Отмечено, что неприятные для человека запахи (рыбный, тухлый, гнилостный и др.) повышают давление, вызывают усталость и раздражение, а приятные (запах лимона, мяты и др.),запах лимона, мяты и др.) сть и раздражение, а приятные в, психичесшачь добычу; змеи таким образом убивают жертву. ржания; возмблагоприятно воздействуют на организм (слайд 23). Химические медиаторы также могут работать в экосистеме по принципу обратной связи (слайд 24). Например, антилопа Куду (Южная Африка) поедает листья с акаций. Чем меньше остается листьев на дереве, тем больше в них образуется горечи и ядовитости (накапливаются танины), тем больше выделяется из поврежденных листьев газ этилен. Соседние неповрежденные листья от этилена начинают выделять танины. Часть антилоп погибает, часть уходит. Деревья отрастают и все повторяется снова.^ Учитель экологии. Мы рассмотрели только часть хемомедиаторов, есть еще медиаторы-снабженцы, тревоги и защиты, регуляторы поведения и прочие. Кратко повторим используемые термины и понятия (слайды 25-31).3. Самостоятельная работа учащихся. Слово учителя химии. 1).Раздает учащимся карты индивидуальных работ; 2).Тексты задач (приложение или при наличии индивидуальных компьютеров учащиеся открывают слайды 32-42; задачи также проецируются на экран при одном компьютере); 3) Алгоритмы решения задач на вывод молекулярных формул; 4).Набор для изготовления моделей. Задание: каждый учащийся может решить любые 5 задач из списка предложенных и выполнить одну шаростержневую модель. 7.Индивидуальная карта учащегося 10 кл ………………………………… Функция медиаторов Примеры № задачи Ответ Формула. Название . 1Защитная (реппеленты)отпугивание,защита от врагов Скунс. Жук-бомбар дир,крапива 1,6,7 1- 6-7- 2.Наступательная Скорпион, оса, змеи, медузы, муравьи 7 7 - 3. Ориентация«Феромоны следа» Меченье участков у псовых,кошачьих, грызунов, муравьиных троп 3 3- 4.Привлечение (аттрактанты) Запах нектара цветов, особей другого пола, запах жертвы 4, 5 4-5- 5.Адаптивные Приспособление к низким температурам- накопление антифризов 9 9 - 6.Физиологические Воздействие на функции организма 2 2- 7.Информационные Передача информации 8 8- Все предложенные задачи для учащихся представлены блоками:1 – номенклатура: задачи 1,2,3,4.2- химические свойства: задачи 5,6.3 – решения задач: задачи 7,8,9.-Приложения ( тексты задач) № 1. Клопы боятся запаха лиственницы, а моль – кедра. Это происходит от- того, что хвойные растения выделяют живицу, содержащую скипидар. Составьте формулу одной молекулы мевалоновой кислоты (3,5 диокси-3метилпентановой кислоты),если известно, что скипидар состоит из остатка двух молекул мевалоновой кислоты № 2. Человек воспринимает около 10 тысяч запахов. Запахи влияют на работоспособность: изменяют мышечную силу (увеличивают –аммиак, сладкие и горькие запахи), изменяют кровяное и внутричерепное давление ( повышают – неприятные, снижают – приятные: запах мяты, лимона, бергамота) Составьте формулы : Аромата горького миндаля –нитробензол или бензальдегидАромат лимона (цитраль )- 3,7 диметилоктадиен2,6-аль-1 8. № 3 Муравьи выделяют ферамон «следа» , по которому находят дорогу.Этим ферамоном является капроновая кислота.Составьте структурную формулу капроновой кислоты и назовите ее по систематической номенклатуре № 4. Ароматы цветов привлекают насекомых , а фруктовые запахи – животных. Насекомые при этом опыляют растения, а птицы и животные расселяют семена. Составьте формулы сложных эфиров и назовите их по систематической номенклатуре: с запахом банана – изоамиловый эфир масляной кислоты с запахом ананаса – бутиловый эфир масляной кислоты с запахом груши – изоамиловый эфир уксусной кислоты с запахом абрикоса – этиловый эфир масляной кислотыс запахом вишни – амиловый эфир муравьиной кислоты № 5.. Животные – жертвы выделяют запахи, по которым их узнают хищники. Хотя комар –очень маленький хищник, но он отлично улавливает запах вещества, выделяемого теплокровными животными.Напишите формулу этого вещества, если оно образуется в результате молочнокислого брожения глюкозы. № 6 Реппелент по отпугиванию комаров синтезируется по схеме: CH3 CH3 →[ O ] → X1 → +2 CH3OH → X2Х2 - ? № 7. Крапива покрыта специальными стрекательными клетками, имеющими хрупкие кончики из оксида кремния.. При прикосновении они обламываются и острые края клеток пронзают кожу, а в рану попадает секрет стрекательных клеток. Установите молекулярную формулу кислоты, которая вызывает чувство жжения, если известно, что вещество содержит 26,08% углерода, 4,35% водорода и 69,56% кислорода. № 8 Антилопа Куду (Ю.Африка) поедает листья с акаций. Чем меньше остается листьев на дереве, тем больше в них образуется горечи и ядовитости (накапливаются танины), тем больше из поврежденных листьев выделяется какой-то газ. Соседние неповрежденные деревья от этого газа начинают выделять танины. Часть антилоп погибает, часть уходит. Деревья отрастают и все повторяется снова.Какой это газ, если известно, что его плотность по водороду равняется 14, а углерода в нем- 86%, водорода – 14%? 9. № 9. При подготовке растений к зиме в клеточных вакуолях накапливается антифриз. Он снижает температуру замерзания цитоплазмы и предохраняет белки от коагуляции. Чем больше такого антифриза в клетке, тем выше его морозоустойчивость.Определите формулу этого антифриза по результатам анализа:Сожгли 1,71 г вещества в струе кислорода, образовалось 2,64 г оксида углерода и 0,99 г воды. Известно, что относительная молекулярная масса этого вещества равна 342. 5. Практическая работа «Моделирование»6. Рефлексия .Проверка выполненных задач производится путем совместного обсуждения. Ответы для проверки (слайды 43-46) № задачи Ответ 1 СН2 –О - СН 2-С(СН 3)-О-СН 2-СООН 2 С 6 Н5 - N О2 С6 Н5-СОНСН 3-С(СН 3) =СН-СН 2-СН 2-С(СН 3)=СН-СОН 3 СН 3 –(СН 2)4-СООН – гексановая кислота 4 1- изоамилбутират 2-бутилбутират 3-изоамилацетат 4- этилбутират 5- амилформиат 5 С 6Н 12 О 6 →2СН 3 –СН ОН-СООН (молочная кислота) 6 COO-CH31,2 COO-CH3 (1,2 диметилбензоат) 7 НСООН ( муравьиная кислота) 8 С 2 Н 4 (этилен) 9 С 12 Н 22 О 11 (сахароза) Учащиеся также демонстрируют выполненные шаростержневые модели веществ.Учащиеся сдают заполненные индивидуальные карты , а также тетради с выполненными задачами для проверки.7. ^ Подведение итогов урока.Совместное обсуждение результатов работы: какой образовательный продукт был сегодня получен на уроке?Список использованной литературыБелов Д.В. Химия запахов. //Химия в школе.6,2009,7-13.Габриелян О.С. Химия 10 кл. Дрофа,2006.Кендиван О.Д-С. Химический аспект биологических объектов//газ. Биология.16,2009,15-23.Ларионов В.А. В мире ароматов.// Химия в школе.3.2009.40 10.Малеева В.Ф. Из опыта проведения обобщающих уроков.// Химия в школе. 1,2006,28.Панченко Т.А. Тайны запаха.// Химия в школе. 8. 2007. 8-15.Тебиева Е.А. Вещества-экорегуляторы в природе.//Химия в школе.10,2001,с40.Шустов С.Б., Шустов Л.В. Химические основы экологии// газ Химия,45,1994.Для создания презентаций (анимации) использовались поисковые системы Nigma, Yandex с сайтами:Synews.ruwww.zin.ruDic.academic.ruwww.max.azAllday.ruInternet medicin.seFotki.yandex.ruwww.stumbleupon.comwww.dikiezveri.comFotokonkurs.ruMolbiol.ruBorzilio.narod.ruМетодические рекомендации по применению материалов урока. Содержание урока представлено материалами экологической направленности, не входящими в рамки учебных программ. Химическая составляющая урока также шире учебной программы (если она одночасовая). Поэтому проведение такого урока целесообразнее на факультативе, элективном занятии или во время работы кружка в дополнительном образовании. Можно также разделить содержание презентации и слайды 1-31 применить на занятиях по экологии в теме «Взаимодействие организмов в биогеоценозах», а задачи (слайды 32-46) решать на завершающих курс органической химии занятиях учащихся 10 класса. Для учащихся 11 класса, особенно сдающих экзамены по биологии, химии , занятие можно проводить в качестве повторения и тренинга по решению задач.