«Формирование образа авторской школы» Уважаемые коллеги! Сегодня мы ставим перед собой цель – дать анализ своей 20-летней деятельности для того, чтобы развиваться успешно и в дальнейшем. В этой конференции принимает участие весь коллектив. Интеллектуальный водопад должен случиться. Работая в авторской школе, уважаемые коллеги, каждый несет ответственность за результаты своего труда, за повышение уровня своего профессионализма.I. Что же такое авторская школа вообще и наша школа в частности и каковы ее идеологические принципы? Термин «Авторские школы» употребляется с конца 80-х г.г., появление и развитие их связано с децентрализацией управления образованием в России, и стремлением новаторов преодоления единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования. (Закон об образовании РФ 1992г.) и известны эти школы по именам их создателей (Школа Караковского, Ямбурга, Давыдова (развивающего обучения)). Термин «Авторская школа» применяют и к известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий (школа Макаренко, Сухомлинского, Яснополянская школа Льва Толстого и т.д.) Дадим общепринятое определение термина авторской школы: «Авторская школа – это учебное заведение со специфической социокультурной средой, созданная отдельным автором или авторским коллективом. Субъектом реализации концепции школы становятся педагоги, учащиеся, родители, что обеспечивает ей длительное функционирование и стабильный положительный результат». Это на сегодняшний день общее определение термина «авторская школа». Но не все школы обладают общими признаками, акценты распределяются по-разному. Говоря о нашей школе я бы дал ей следующее определение: «Школа, построенная и созданная личностью-лидером на противопоставлении практики традиционных школ и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными, со своей автономией, уникальной социокультурной средой, провозглашающая философию устойчивых позитивных ценностей, стремящаяся к созданию условий для полноценного развития всех своих участников. Школа, которая основана на приоритете личности ребенка, ее интересах, возможностях и потребностях в обучении». И в этом плане нашу школу можно сравнить с авторскими школами второй половины XIX века, основными принципами которых были: - недопустимость авторитарного подхода в обучении и воспитании; - разумная свобода; - учет возрастных особенностей детей; - вера в творческие силы ребенка; - гуманность; - связь обучения и воспитания с физическим трудом; - отказ от механического, бездумного заучивания большого объема информации; - ориентация на самостоятельное, целостное осмысление знаний; - учебный материал – как средство пробуждения интереса и самостоятельной мысли. В то время была создана динамичная и гибкая образовательная модель, основанная на приоритете личности ребенка. Но если тогда на волне всеобщих реформ вся интеллигенция была занята преобразованием и созданием новых школ, то мы создавались и развивались вопреки.^ II. Авторская школа начинается с лидера. Очень важно для лидера в современной авторской школе такие качества, как 1)умение встать над ситуацией, чтобы не сломаться, 2)быть уверенным в себе человеком, 3)обладать мощной энергетикой, которая запускает инновационную модель в действие, 4)быть публичным, общественно значимым. Это и созидатель и в какой степени тиран, жестокий покоритель и милосердный освободитель, носитель Духа, не способный на подлость, предательство, эгоизм и продажность. В нашей стране сложилась уникальная историческая ситуация, которая характеризуется выживаемостью, когда государство все с себя сбрасывает и каждый коллектив выживает как может и выживает, где есть мощный лидер, который должен в безнравственной ситуации оставаться нравственным человеком и осознавать свою преемственность относительно прошлой культуры, быть чутким и сильным, чтобы давать своевременный и достойный ответ давлению извне, дружелюбным, чтобы не вступать в самоубийственную борьбу всех со всеми, и очень важно быть самостоятельным. Любой самодостаточный организм должен обладать вышеперечисленными качествами для своего длительного выживания. И главным критерием правильности выбранного мной пути развития школы является ее выживаемость, в широком смысле, выживаемость школы как организма, ее длительных положительных результатов. Выживаемость – это цель и средство любой программы, любого организма, это то, ради чего стоит жить. Основа жизни – добро, т.е то, что надо «добрать» для обеспечения устойчивой выживаемости. Принимая меня как лидера, вы и рассчитываете на мою строгую дисциплину, на то, что я буду для вас надежным «амортизатором» атак со стороны чиновников, родителей. Но для меня в начале пути основной задачей было – застолбить свободу, в дальнейшем удержать ее, добиться самостоятельности, выстроить такой хозяйственно-экономический механизм, который бы дал возможность самостоятельного развития (учреждение школы «Интеллект-Сервис»), создать коллектив, где бы каждый занял свое достойное место. На это ушло 20 лет.^ Характеристика модели выпускника и ее реализация в учебно-воспитательном процессе и системе дополнительного образования Все содержание образования и воспитания должно выстраиваться под современную модель выпускника, которая также претерпела несколько трансформаций за 20 лет. Первые годы лицея – основной задачей было дать качество знаний и ближайшая цель – поступление в ВУЗ. Договора с ФСБ, МЭИ, МГТУ им.Баумана. Затем мы ставим цель воспитание социально-востребованной личности. И на данном этапе нашего развития я и Светлана Александровна видим одной из основных своих функций – сплочение всех педагогов и сотрудников для такого образования и воспитания детей, которые были бы востребованы современными работодателями. Позволю себе дать наше видение модели выпускника. Социокультурные изменения в обществе диктуют корреляции в формировании этого образа. Для современного общества характерны стремительные и сложные перемены, значительная доля неопределенности, которая и отражает инновационный характер развития социальности, основой которой часто выступает гордость и ничтожество от неуравновешенных родителей, и как следствие проявление неадекватности поведения детей в школе и дома. Дети зачастую выживают в выдуманном мире отцовских и материнских законов и правил и не умеют выживать в реальном мире. Зачастую круглый отличник – будущий неудачник.А основными требованиями работодателей становятся: 1)гибкость 2) способность к адаптации и изменениям 3) уверенность в себе 4) способность реагировать на неопределенность и воспроизводить ее в новых формах 5) формирование потребности и умение мыслить, причем мыслить самостоятельно и творчески. В основе таких способностей лежит рефлексивность, которая обеспечивает выживаемость и готовность самоизменяться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Новый подход к подготовке выпускника не сводится только к формированию любознательности, гибкости, приспособляемости. Очень важно формирование новой ментальности, для которой характерны интуитивность, быстрота, адекватность, ироничность. В современном мире повышается спрос на «харизматическое знание», когда от работников ожидается, что они будут членами команды, лидерами, активистами и инициаторами. Личностные качества выходят на первый план, а не сумма накопленных знаний, Именно они являются решающими для определения «пригодности» выпускника, его компетентности. Сегодня лишь творческие, мыслящие люди могут предвидеть изменения в будущем. И главной движущей силой и условием, порождающим новые знания стала - креативность, результатом которой является создание новых материальных и духовных продуктов. Но мы знаем, что креативность проявляется в ребенке к 15 годам (т.е умение делать выбор, начинать и доводить начатое до конца, вести поисковую деятельность) при условии , если в предыдущих этапах его жизни не было пробуксовок, а именно: - к 5-ти годам сформировано сознание своего тела и ближайшей среды; - к 7-ми годам – воспитаны совестливость, моральность, стрессоустойчивость, мотивации к достижению. Это и определяет задачи, которые решает и должны решать педагоги школы, как соавторы. Я убежден, что предоставление свободы образованным, умным специалистам, а также наделение их ответственностью за результаты своего труда создают атмосферу в которой творческие люди достигают успеха и сохраняют любовь к своему делу. Мы высоко держим планку академических ожиданий, предлагая программы повышенной сложности. Мы намеренно создаем напряжение в системе, не пропуская учащихся на следующий уровень до тех пор, пока они не овладеют необходимыми навыками и знаниями таким образом приучая учащихся к системе вузовской работы. Мы осуществляем проверку знания вне школы, готовим учащихся начальной и средней школы к трудной программе старших классов. Важным моментом является тестирование в 9-е, 10-е классы, среднее звено и психолого-педагогическое собеседование в 1-й класс. Основной составляющей учебного процесса в школе является урок, в авторской школе – авторский урок. Каждый учитель - соавтор. Для многих наших преподавателей жить в инновации и постоянно совершенствоваться – это профессиональная норма. Слово «инновация» означает «создавать», «формировать», «развивать». И это характеристики творческого процесса. Можно поставить знак равенства инновации=творчество. С одной стороны мы часто демонстрируем городской общественности, педагогам комплекса наши мастер-классы высокого уровня. Но ежедневный урок – это нечто другое. Не все справляются с оказанным им доверием и свободой. Наряду с этим имеет место быть отсутствие плана урока. Учитель не может позволять себе произвольную, спонтанную импровизацию в учебно-воспитательном процессе. Она возможно и присутствует только как элемент урока при наличии очень четко продуманного плана. Импровизация – это сиюминутное явление и иногда мы имеем просто провальные вещи. Второй момент – выставление «2» в колонку. Они для вас, уважаемые педагоги, и говорят «Посмотри на себя! Не умеешь! Не владеешь!» Репетиторство в частной школе – стыдно. Мы обязаны помогать детям и ликвидировать их пробелы. В частной школе мы принимаем детей по предварительному тестированию, отбираем детей и это эксклюзивное право завоеванное многолетним трудом. Воспитательный потенциал урока остается, к сожалению, за чертой. Нам необходимо осваивать психолого-педагогические технологии в общении с учениками. Уже доказано, что нельзя дать глубокие знания даже по естественно-математематическому циклу предметов, не овладев новыми технологиями. За чертой остается и бессистемная работа классных руководителей, организация экскурсионной работы. А ведь это мощный воспитательный потенциал учащихся.^ Уникальность социокульурной среды и ее бренды. Наше авторство проявляется в созданной уникальной социо-культурной среде, которая претепела за последние 10 лет большие изменения. Взять даже период 10 лет назад и сегодня. Школа имеет свое собственное информационное пространство, сайт, который успешно лидирует на протяжении нескольких лет на Всероссийских конкурсах в образовательных номинациях, а в этом году 16 марта единственный из МО и Москвы стал призером XI ВСЕРОССИЙСКОГО ОТКРЫТОГО ИНТЕРНЕТ КОНКУРСА ЗОЛОТОЙ САЙТ. Без этого любые начинания в современном мире бесперспективны. Наша школьная среда является главной темой нашего общения. Эта среда обнаруживается в содержании и организации внеклассных мероприятий: - праздниках, концертах; - традициях, ритуалах; - учительских корпоративных праздниках; - празднованиях знаменательных дат школы; - Мы создаем профессиональные образцы экологически культурной среды, в которую погружается ребенок (Студия «iC», уроки хореографии, театр в начальной школе). - наши традиционные еженедельные линейки; - брендовый дневник, печатная продукция, фильмы; - Участие в выставках, конкурсах, олимпиадах. - Возможность неформального Общения (бытовая культура) – этикетный момент воспитания. Наша «кафешка» для учащихся, преподавателей и родителей. - логотип «Initio» - символика, нагрудный знак - гимн Лицея и лицейского выпускника - Изготовление специальных сувениров-кристаллов 999, 1000, 1001-му выпускнику. - журнал «Лицеисты» - уникальное организация празднования 1 сентября с презентацией школы, учителей, беседой директоров с родительской общественностью (работа с сознанием) и дегустацией лицейской кухни. - Зажигание свечи в честь дня рождения – это удивительно объединяющий момент, и имеет колоссальное воспитательное значение. - Партисипативная форма управления (пока только начало) -Закрепление правил внутреннего распорядка и жизнедеятельности в кодексе этики, трудовом договоре с сотрудниками. Важной составляющей учебно – воспитательного процесса школы является система дополнительного образования, которая успешно работает второй год и основывается на высоком профессионализме и является по истине инновационной. Все вышеперечисленное и многое другое определяет нашу школу – как школу авторскую с человеческим лицом, в социокультурной среде которой отражается позиция авторов. Это надо ценить и этим надо дорожить.Учительская профессия многогранна, как сама жизнь, сложная, включает много параметров. Это люди, которые в силу профессии, много отдают. И наступают периоды истощения, депрессии, выгорание – все живые люди. В этой связи руководство постоянно проявляет заботу о своих кадрах, поддерживает коллег психологически, морально, финансово. В школе есть замечательный психолог Ирина Ивановна, двери ее кабинета открыты каждому. Мы понимаем эти проблемы, потому что они человеческого порядка. Наша школа – это некая питательная среда, которая и понимает и образовывает своих сотрудников. Постоянными стали семинары – тренинги, которые проводит Николаева Е.И., несколько бесед было проведено нейропсихологом Аллой Денисовной Гришиной, тренинги «Эффективное взаимодействие» с сотрудниками фирмы «Архитектура будущего». С этого года с нами работает Воропаева И.П.- сотрудник РАО. ^ Школа работает в постоянном экспериментальном режиме по трем направлениям:Институт инновационной деятельности в образовании РАО, (директор, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, лауреат премии президента РФ в области образования Валерий Семенович Лазарев), где отрабатывалась партисепативная форма управления.Исследовательский проект по развитию эмоционального интеллекта, который возглавляет доктор биологических наук профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им.Герцена Елена Ивановна Николаева.Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы- возглавляет старший научный сотрудник Института семьи РАО Ирина Петровна Воропаева. И наша сегодняшняя конференция – одно из направлений, которое также определяет нашу поисковую исследовательскую деятельность, а ваши доклады и выступления содержательно раскроют ее. Исходя из выше изложенного, вижу приоритетные задачи нашей школы на ближайшее будущее и перспективу в следующем:Принятие и соблюдение корпоративной культуры, т.к. она задает границы жизнедеятельности коллектива. (кодекс этики)Освоение педагогами психолого-педагогических технологий. Открытие постоянно действующего теоретико-методологического семинара «Методологическая культура учителя».В рамках здоровьесберегающих технологий формирования у учащихся системного, стратегического мышления и развития способностей следовать естественным ритмам организма, помощь в приобретении знаний о самом себе.Взращивание коллегиальной культуры, благодаря которой ценят и уважают каждого ребенка, родителя, члена коллектива.Эффективное использование Интернет-ресурсов для создания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с разными возможностями обучения (разная система заданий).Разработка и издание пособия с материалами конференции, что даст возможность сотрудничать с представительными институтами РАО.Принятие резолюции конференции.