Реферат по предмету "Разное"


«Технологии взаимодействия с нко и органами местного самоуправления»

Башкирский институт социальных технологий (филиал) Академии труда и социальных отношений Социально-экономический факультет Кафедра «Экономика труда»Технологии взаимодействия с некоммерческими организациями и органами местного самоуправленияУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСУфа – 2009 Введение В наше время актуальность изучения дисциплины «Технологии взаимодействия с НКО и органами местного самоуправления» обусловлена следующими причинами. Во-первых, за короткий период времени в нашей стране произошли коренные, принципиальные изменения. Страна взяла курс на рыночные отношения в экономике, и важная роль при этом отводится системе некоммерческих организаций. Во-вторых, накопленный зарубежный опыт в области управления НКО в своем большинстве остается невостребованным. В-третьих, одновременно, вместе с вовлечением в рыночную экономику все большего количества людей, материальных и финансовых ресурсов, возрастает необходимость во взаимодействии с НКО и органами местного самоуправления. Основная цель курса – дать систематизированное представление об особенностях, содержании, принципах и механизмах управления социальным развитием региона. Задачи курса: – сформировать у студентов навыки системного представления об управлении социальными процессами в российских регионах; – развить способности профессионально и квалифицированно анализировать социальные процессы в субъектах федерации в контексте российского трансформационного процесса, прогнозировать направления и перспективы их развития; – раскрыть конкретные подходы региональных органов власти и управления к решению социальных проблем, к вопросам реформирования в социальной сфере субъектов РФ, – развить способности самостоятельной оценки и осмысления информации, характеризующее социальное и экономическое развитие региона. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, выполнение промежуточных контрольных тестов. ^ Программа учебной дисциплины Учебно-тематический план дисциплины (распределение часов) Вид учебной работы Менеджмент организации очная заочная ПФ ПФ ^ Аудиторные занятия 68 24 Лекции 34 12 Семинары 34 12 Вид итогового контроля зачет зачет Часовая нагрузка по дисциплине «Технологии взаимодействия НКО и органами местного самоуправления» по темам. Лекции Часы Сущность управления социальным развитием 4 Социальная сфера как объект управления 4 Региональная социально-экономическая организация и управление социальным развитием территорий 2 Социальная политика как технология социального развития. Взаимодействие федерального Центра и регионов в осуществлении социальной политики 4 Комплексный анализ социального развития региона 4 Финансово-экономические основы управления социальным развитием региона 4 Управление сферой социальной защиты населения региона. Повышение адресности социальной защиты 4 Управление развитием системы здравоохранения региона 4 Управление развитием системы образования в регионе 4 Всего: 34 Семинарские занятия Часы 1. Сущность управления социальным развитием 2 2. Управление социальным развитием региона в системе регионального управления 4 3. Региональная социальная политика в контексте экономических и социальных реформ в России 4 4. Приоритеты в управлении социальным развитием Республики Башкортостан и г. Уфа 4 5. Управление сферой социальной защиты в регионе 4 6. Организация социальной работы с конкретными группами населения: региональные аспекты 4 7. Управление социально-экономическим развитием коренных народов Республики Башкортостан 4 8. Управление развитием системы здравоохранения в Республике Башкортостан 4 9. Управление развитием системой образования в Республике Башкортостан 4 Всего: 34 Форма итогового контроля зачет ^ Содержание дисциплины по темам Тема 1. Сущность управления социальным развитием «Социальное» как способ самоорганизации и жизнедеятельности общества. Социальное управление в широком и узком значении. Понятие «социальное развитие». Социальное управление как управление социальным развитием. Основные особенности социального управления, его функции и этапы. Характер социальных проблем. Объекты и субъекты социального управления. Государственное и негосударственное социальное управление. ^ Тема 2. Социальная сфера как объект управления Основные подходы к определению социальной сферы. Характерные особенности и функциональная роль социальной сферы. Особенности производства, распределения и потребления в социальной сфере. Структура социальной сферы: социальные отношения, социальные общности, социальная инфраструктура, непосредственные условия жизнедеятельности, социальные потребности, интересы и ожидания. Факторы, определяющие состояние и развитие социальной сферы. Взаимодействие социальной сферы с другими сферами общества. Социальная инфраструктура как основная составляющая социальной сферы. Отраслевой и деятельностный подходы к определению социальной инфраструктуры. Основы классификации элементов социальной инфраструктуры.^ Тема 3. Региональная социально-экономическая организация и управление социальным развитием территорийЭкономическое, географическое, юридическое, культурологическое, историческое, философское, политологическое и социологическое понимание региона. Структурная модель региона. Регионы и федеральный Центр. Региональная политика как основа управления развитием региона. Нормативно-правовая база региональной социальной политики. Законодательное обеспечение управления в социальной сфере на региональном уровне. Факторы социального развития региона. Диспаритеты в социальном развитии российских регионов: причины и пути преодоления. ^ Тема 4. Социальная политика как технология социального развития. Взаимодействие Центра и регионов в осуществлении социальной политики Социальная политика: основные трактовки, принципы, функции. Социальная политика как технология минимизации и профилактики социальных рисков. Критерии эффективности социальной политики. Формы реализации социальной политики: социальная защита, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная работа. Основные модели социальной политики: патерналистская, либеральная/монетаристская, корпоративная, солидарная. Задачи социальной политики в кризисном обществе. Приоритеты развития социальной сферы России на современном этапе. Причины перехода к новой модели социальной политики. Принцип субсидиарности в социальной политике. Проблема реструктуризации социальных обязательств государства. Расширение рыночных инструментов социальной защиты. Противоречия реформы в социальной сфере. Взаимодействие федерального Центра и регионов в осуществлении социальной политики. Причины децентрализации управления социальным развитием. Разделение функций между Центром и регионами. Функции Центра в сохранении единства функционирования социальной сферы общества. Полномочия региональных и муниципальных органов власти и управления субъектов РФ в развитии социальной сферы территорий. Проблема возможностей регионов в реализации полномочий в социальной сфере. ^ Тема 5. Комплексный анализ социального развития региона Сущность социальных показателей и социальных нормативов как характеристик состояния социальной сферы и основы выработки стратегии социального развития региона. Статистические и социологические методы замеров социальных показателей. Опыт разработки и применения в отечественной практике социальных нормативов и стандартов. Потребительская корзина и прожиточный минимум как показатели нормативных возможностей жизнеобеспечения. Социальные нормативы в сфере образования и здравоохранения. Практика разработки социальных нормативов в субъектах Федерации. Типология социальных показателей. Показатели развития социально-трудовой сферы. Система демографических показателей. Основные демографические процессы в субъектах Федерации. Показатели качественных характеристик населения: здоровья, образования, профессиональной подготовки, общей культуры. Мониторинг уровня жизни в регионах: показатели номинальных и реальных доходов, прожиточного минимума, уровня бедности. Показатели социальной дифференциации населения: коэффициент Джини, коэффициент фондов. Интегративные показатели социального развития регионов: качество жизни, «кризисный» индекс качества жизни. Использование индекса развития человеческого потенциала в оценке развития российских регионов.^ Тема 6. Финансово-экономические основы управления социальным развитием региона Источники финансирования социальной инфраструктуры и социальных программ в условиях патерналистской модели социальной политики. Особенности финансирования отраслей социальной сферы в переходной экономике и факторы, влияющие на источники формирования финансовых источников. Финансирование отраслей социальной сферы из Консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Место государственных внебюджетных социально-страховых фондов в финансировании социальной инфраструктуры. Источники доходов государственных внебюджетных фондов. Направления расходования средств Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Территориальные отделения фондов. Финансовая помощь территориальным отделениям. Финансирование социальных мероприятий из специальных социальной фондов субъектов РФ и местных внебюджетных фондов. Негосударственные источники финансирования: ресурсы негосударственных пенсионных фонов, добровольного медицинского страхования, благотворительных организаций, ассоциаций некоммерческого сектора. Привлечение ресурсов предприятий и форм, домашних хозяйств. Социальное партнерство органов власти и некоммерческих организаций в реализации социальной политики. Направления социального партнерства. Конкурсно-контрактные и грантовые подходы к финансированию социальных программ. Региональный и муниципальный заказ на оказание социальных услуг. Организация конкурса на размещение социального заказа. Методы государственного стимулирования коммерческого финансирования, инвестирования и кредитования отраслей социальной инфраструктуры. Льготы, предоставляемые учреждениям социальной сферы.^ Тема 7. Управление сферой социальной защиты населения региона. Повышение адресности социальной защиты Сущность и содержание социальной защиты. Объекты социальной защиты. Соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение». Принципы социального обеспечения. Основные черты и проблемы системы социальной защиты населения в России. Разграничение полномочий органов власти и управления разного уровня в области социальной защиты населения. Региональные органы социальной защиты. Социальная работа и социальные службы в социальной защите населения. Работа служб социальной защиты с конкретными группами населения. Развитие сектора консультативных и реабилитационных услуг. Организация социального обслуживания на дому. Права субъектов Федерации в выборе форм социальной поддержки льготников. Формы и виды социальных пособий, льгот, субсидий, компенсаций. Основные объекты социальной помощи в региональных и муниципальных программах. Универсальные и селективные программы социальной поддержки. Категорийный и адресный принципы предоставления социальной помощи. Проблемы организации адресной поддержки и критерии ее предоставления. Прямые и косвенные методы оценки уровня нуждаемости.^ Тема 8. Управление развитием системы здравоохранения региона Основные проявления дезинтеграции системы российского здравоохранения в 1990-е годы. Экономические и социальные задачи государственной политики в здравоохранении. Основные направления и принципы реформирования здравоохранения. Нормативно-правовое обеспечение развития территориальных систем здравоохранения. Органы управления здравоохранением в субъектах РФ. Полномочия органов власти субъектов РФ по охране здоровья населения. Функции органов местного самоуправления по обеспечению охраны здоровья. Инфраструктура системы здравоохранения на региональном и муниципальном уровне. Организационно-правовые формы медицинских организаций. Развитие частного сектора медицинских услуг и его участие в реализации региональных и муниципальных медицинских программ. Управление рынком социальных услуг в сфере здравоохранения. Регулирование льготного лекарственного обеспечения. Анализ обеспеченности территориальных программ государственных гарантий. ОМС как средство улучшения финансирования здравоохранения и повышения качества медицинских услуг. Модели организации ОМС. Сметное и нормативное финансирование. Регулирование процессов развития страховой медицины. Опыт проведения реформ региональных систем здравоохранения. ^ Тема 9. Управление развитием системой образования в регионе Образование как институт и отрасль социальной сферы. Система образовательных учреждений: организационно-правовые формы, уровни и профиль. Разграничение функций государственных органов власти и местного самоуправления в сфере образования как объекте управления. Структура управления региональной системой образования. Развитие общественных органов управления образованием. Цели региональной политики в сфере общего и профессионального образования. Правовое обеспечение работы образовательных учреждений на территории региона и муниципальных образованиях. Разработка и утверждение территориальных нормативов и стандартов в области образования. Управление формированием и развитием рынка образовательных услуг. Согласованность развития системы образования с социально-экономическим комплексом региона и потребностями населения. Учет в региональном компоненте содержания профессионального образования задач регионального развития. Образовательный региональный заказ. Управление развитием кадрового потенциала и материально-технической базы системы образования. Целевые региональные программы развития образования и оценка их результативности. Мониторинг качества образования: академические и социальные, объективные и субъективные показатели качества образования. Индикатор равенства в доступе к качественному образованию разных групп населения. Финансово-экономическое обеспечение образовательных учреждений регионального и муниципального уровня. Практика нормативного финансирования образования. ^ Методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины Требования к уровню освоения содержания курса: Студент, успешно освоивший курс «Технологии взаимодействия С НКО и органами местного самоуправления», должен: – освоить основные категории, связанные с функционированием отраслей социальной сферы; – понимать специфику и принципы управления социальной сферой и социальным развитием региона; – понимать специфику региональных социальных процессов и их взаимосвязь с общероссийскими процессами; – обладать навыками комплексного анализа социальной ситуации в российском обществе и регионе; – иметь практические навыки формировать систему целей и задач, обосновывать направления практических действий по управлению отраслями социальной сферы и социальной защиты населения; – уметь использовать полученные знания в профессиональной и повседневной жизни.^ План семинарских занятий Тема 1. Сущность управления социальным развитием 1. Сущность, содержание и особенности социального управления. 2. Социальная сфера, социальная инфраструктура и социальные процессы как объекты управления. 3. Субъекты социального управления.Тема 2. Управление социальным развитием региона в системе регионального управления 1. Понятие «регион»: основные подходы. Регион как система. 2. Цели и задачи управления социальным развитием региона. 3. Факторы социального развития региона. 4. Разделение функций государственного и муниципального управления в развитии социальной сферы. Тема 3. Региональная социальная политика в контексте экономических и социальных реформ в России 1. Социальная политика: основные концепции и практики. 2. Особенности и направления социальной политики в современной России. Новые подходы к реформированию социальной сферы. 3. Регионализация социальной политики в современной России: причины и основные проблемы. 4. Особенности реализации социальной политики в регионах России. 5. Финансовая обеспеченность социального развития регионов.Тема 4. Приоритеты в управлении социальным развитием Республики Башкортостан 1. Сравнительный анализ социально-экономической процессов и специфики социальных проблем, сложившихся в субрегионах Республики Башкортостан. 2. Приоритеты социального развития субрегионов Республики Башкортостан: обоснование и механизм реализации. 3. Формы сотрудничества Республики Башкортостан и муниципальных районов и городов в социальной сфере.Тема 5. Управление сферой социальной защиты в регионе 1. Нормативно-правовая база деятельности региональных служб социальной защиты населения. 2. Организационная структура социальной защиты населения региона. 2. Проблема эффективности льготного обеспечения в условиях рынка. 3. Основы адресной социальной помощи. Программы адресной социальной поддержки. 4. Практика реализации реформы предоставления льгот в российских регионах.Тема 6. Организация социальной работы с конкретными группами населения: региональные аспекты 1. Система социальной работы и ее основные технологии. 2. Профилактика, адаптации и реабилитация в социальной работе. 3. Социальное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста. 4. Социальная работа с лицами девиантного поведения. 5. Формы социальной работы с бездомными.Тема 7. Управление социально-экономическим развитием малочисленных народов Республики Башкортостан 1. Состояние и проблемы социально-экономического положения малочисленных народов. 2. Система поддержки и стимулирования традиционных отраслей хозяйства коренного населения РБ. 3. Опыт социальной защиты коренного населения РБ.Тема 8. Управление развитием системы здравоохранения в РБ 1. Нормативно-правовое регулирование региональной системы здравоохранения. 2. Финансово-экономические и организационные аспекты системы здравоохранения региона. 3. Стратегия реализации реформы здравоохранения в регионе. 4. Управление рынком медицинских услуг.Тема 9. Управление развитием системы образования в РБ 1. Детерминанты развития региональной системы образования. 2. Профессиональное образование как фактор устойчивого развития региона. 3. Проектирование системы образования региона. 4. Мониторинг качества образования в управлении развитием региона.^ Методические указания по выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Технология взаимодействия с НКО и органами местного самоуправления» не предусмотрены учебным планом.^ Методические указания по выполнению контрольных работ Контрольные работы по дисциплине «Технология взаимодействия с НКО и органами местного самоуправления» не предусмотрены учебным планом.^ Практикум по решению задач по темам лекций Практикум по решению задач по темам лекций учебным планом не предусмотрен. Словарь терминов (глоссарий) ^ Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.^ Муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.^ Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования - это управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.^ Системный анализ — это всесторонний анализ, использующий принцип поэтапности, начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием оптимальности является эффективность, т.е. наибольшее удовлетворение потребностей населения.^ Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления.Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.^ Общественная и религиозная организация – это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.^ Перечень вопросов к зачету по дисциплине Понятие и содержание местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления. Состав законодательства РФ о местном самоуправлении. Правовые основы формирования муниципальных образований. Предметы ведения местного самоуправления. Разделение полномочий между различными уровнями власти. Взаимодействия с региональной администрацией. Управление финансовыми ресурсами бюджетной сферы через Казначейство. Банковская деятельность и финансовые ресурсы МО. Развитие предпринимательства в системе муниципального управления. Управление отраслевыми комплексами на территории МО (здравоохранение, правоохранительные органы, образовательные учреждения и т.д.) Понятие некоммерческой организации. Формы некоммерческих организаций. Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных и муниципальных органов с независимыми некоммерческими организациями. Правовое положение некоммерческих организаций Управление и контроль в некоммерческих организациях Основные принципы налогообложения некоммерческих организаций Третий сектор и цели государственных и муниципальных социальных программ Размещение заказа на выполнение социальных услуг Поддержка проектов и программ некоммерческих организаций Возможный состав организационных форм взаимодействия государственных и муниципальных органов с организациями Третьего сектора Экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления Контроль за деятельностью некоммерческой организации Анализ состояния и оценка эффективности перспектив взаимодействия общественных и государственных структур Потребности структур государственного и муниципального управления в специалистах организации взаимодействия с некоммерческим сектором Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений Отношения собственности некоммерческих организаций Механизм хозяйствования некоммерческих структур Доход некоммерческой организации и его структура Состав расходов некоммерческих организаций Гранты как источник финансирования некоммерческих организаций. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Благотворительные организации и их роль. Потребительские кооперативы и их виды. Некоммерческое партнерство. Религиозные организации. Фонды, ассоциации и союзы.^ Список основной и дополнительной литературы, сайтов сети Интернет Конституция Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http: www.hse.ru/science/modern ed/default.htm Барзилов С. И., Чернышов А. Г. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. Безруков В.А. Реформирование властной вертикали в условиях разграничения федеральной и региональной компетенции // Право и политика. – 2003. - № 12. Белова В. Л. Регионообразующие факторы // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №2. Бобылев А. И. Теория и практика формирования правового и социального государства // Право и политика. - 2003. - № 3. Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-прикладной аспект) - М.: Нолидж, 2002. Веселова Н. Г. Социальное управление и элементы его культуры М., 2002. Вильчинский В. На пути модернизации начального профессионального образования // Народное образование. - 2004. - № 4. Вифлеемский А. Образовательный комплекс России на современном этапе реформ. Новые угрозы // Народное образование. - 2002. - № 5. Вифлеемский А. Продолжение реформ следует… // Народное образование. - 2005. - № 2. Власов В. Малые народы Севера нуждаются в защите // ЭКО. - 1997. - № 7. Волгин Н. А., Гриценко Н. Н. Шарков Ф. И. Социальное государство. - М.: изд-во «Дашков и К°», 2003. Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. Гладкий Ю. H., Чистобаев А.И. Регионоведение. M., Гардарики, 2001. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. – СПб, 1998. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде набора социальных услуг // Человек и труд. - 2005. - № 2. Григорьев С. И. Теория и методология социальной работы. - М.: Наука, 1998. Дискин И. Е. Социальная составляющая развития переходной экономики // Общество и экономика. - 1997. - № 1/2. Дмитриев М. Э. Социальные реформы в России: итоги и ближайшие перспективы // Общественные науки и современность. – 1998. – 5. Езынги Х. М. Об общинах коренных народов // Экономика коренных народов. - 2004. -№ 1. Заболотная Г. М. Социальное пространство общества и региона. Тюмень: ТюмГУ, 2003. Гл. 3.§ 1. Загвязинский В.И. Стратегия развития образования в период его модернизации // Образование и наука. - 2003. - № 6 (24). Зайнышева Г. М. Технология социальной работы. - М.: БЕК, 2000. Зверева Н. Д. Смогут ли регионы сами полностью финансировать учреждения социального обслуживания // Федерализм. - 2004. - № 2. Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. - М.: Эдиториал, 2005. Иванов С. О. Проблемы правовой защиты отдельных народов в РФ. // Право и политика. - 2004. -№ 6. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение. - М., Ростов н/Д, 2004. -Гл. 10. Калугина З. И. Основные направления региональной социальной политики // Регион: экономика и социология. - 1997. - № 2. Киселев Р. М. Инновации в социальной работе // Социальная работа. - 2003. - № 4. Ковалев В. Н. Социология управления социальной сферой. М.: Академические проект, 2003. Козлов А. Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. - М.: Пресс, 1997. Колобов О. А., Макарычев А.С. Регионализм в России // Регионология. 1999. № 2. Костко Н. А. Социальное управление развитием региона. - Тюмень, 2003. Крухмалев А. Е. Депрессивная территория: анализ понятия и решения проблем // Социс.- 2001. - № 5. Кузьминов Я. Реформа образования: причина и цели. // Отечественные записки. - 2002. - № 1. Курбатов В. И. Социальная работа. - Ростов н/Д.: НОРМА-ИНФРА, 2003. Лайкам К. Реформирование экономического механизма реализации государственной социальной политики // Общество и экономика. - 2001. - № 11-12. Лебедев О. Модернизация управления образованием // Народное образование. - 2004. - № 6. Лексин В., Швецов А. Социальная разгрузка депрессивных территорий: северный вариант // Вопросы экономики. - 2001.- № 11. Лившиц А. Я., Новиков А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России. - М., 1994. Лисицин Ю. П. Здравоохранение в ХХ веке. - М.: Медицина, 2002. Макарычев А. С. Глобальное и локальное: меняющаяся роль государства в управлении пространственным развитием // Политическая наука. Пространство как фактор политических трансформаций. М.: ИНИОН РАН, 2003. Мачульская Е. Е. Социальная поддержка (помощь) как форма социального обеспечения. - М.: Книжный мир, 1998. Мисихина Е. И. Социальные выплаты и льготы в Российской Федерации // Вопросы экономики.- 1999. - № 2. Монетизация льгот: в цифрах [Электронный ресурс] / Режим доступа: / http:// www.otrasl.investportal.ru.htm Монетизация льгот: проблемы регионов [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http: www.interfax.ru/rus/news/istoru.html Мурашко О. А. Этноэкологический рефугиум: концепция сохранения традиционной культуры и среды обитания коренных народов Севера // Этнографическое обозрение. - 1998. - №5. Нефедова В. И. Мониторинг как инструментальное средство повышения эффективности управления системой профессионального образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.modern.ed.gov.ru/themes/ basic/news-view.htm Никитина В. Р. Актуальность проблемы финансирования в социальной сфере // Социум. - 2004. - № 3. Оверланд И. ОЭСР и помощь развитию коренных народов российского Севера // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №1. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. М.: Академический проект, 2003. Осипов А. К. Экономика региона: механизм комплексного развития. - Екатеринбург, 1996. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. М., 2002. Особенности системы профессионального образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.ido.edu.ru/open/econom/2htm Павленок П. Д. Основы социальной работы. - М.: БЕК, 1998. Пермяков В. Т. Рейтинг субъектов Российской Федерации. Рейтинг федеральных округов: Справочно-информационное пособие. - Тюмень, 2002. Регион: к новому качеству управления. М., 2000. Регион: теория и практика устойчивого развития. М., 1998. Роик В. Утверждение страховых основ социальной защиты населения: необходимость и проблемы // Российский экономический журнал. - 2004. - № 1. Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения: Учебное пособие. - М.: МЦФЭР, 2004. Сидорова В. А. Влияние адресной социальной помощи на изменение уровня, глубины и остроты бедности // Социс. - 2004. - № 7. Симонов В. С., Сирота Н. М. Социальная политика государства. - СПб., 1999. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 1. Соловьёв А. К. Социальная политика переходного периода: от государственных гарантий к адресной политике. - М., 1995. Социальная защита в регионе / Под ред. В. Г. Попова. - Екатеринбург.: УрАГС, 1999. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь / гл. ред. В.И. Жуков. – М.: Союз, 1997. Социальный атлас российских регионов / Тематические обзоры. [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http:www.socpol.ru/atlas/overviews/social _sphere/yandex.shtml Тарануха Ю. Монетизация льгот: эффективность и справедливость // Человек и труд. - 2005. - № 2. Тетерский С. В. Введение в социальную работу. - М.: Академический проект, 2003. Тихонова Н. Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернатив // Социс. - 2001. - № 3. Тодышев М. Перспективы проекта «Адаптация канадского опыта образования традиционных территорий коренных народов к условиям России» // Мир коренных народов. Живая Арктика. - 2004. № 15. Фрицлер А.В. Реформирование системы льгот в условиях реформы ЖКХ // Социальная защита. - 2005. - № 2. Фролова Е.Б. Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах // Вопросы статистики. - 2004. - № 4. Черкасов Г. Н. Социальная эффективность // Социс. – 1997. - № 1. Чернов Ю. Монетизация льгот – «третья волна» либерализации экономики // Обозреватель. - 2005. - № 8. Чугаев К. А. Обеспечение качества профессионального образования в условиях социального диалога // Профессиональное образование. - 2004. - №9. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет в региональном сообществе. - М.: Высш. шк., 2003. Шейман И. Реформа управления и финансирования здравоохранения. - М., 1998. Шишкин С. Реформа финансирования российского здравоохранения. - М., 2000. Шкаратан О. И. Социальная политика в контексте постсоветской экономики (федеральный и региональный срезы) // Мир России. -1998. - № 1-2. Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М., 1996. Янова С. Организация социальной защиты населения как системы управления социальными рисками // Страховое дело. - 2001. - № 8. Оглавление Введение 2Программа учебной дисциплины 2Содержание дисциплины по темам 4План семинарских занятий 8Методические указания по выполнению курсовых работ 10Методические указания по выполнению контрольных работ 10^ Практикум по решению задач по темам лекций 10Словарь терминов (глоссарий) 10Перечень вопросов к зачету по дисциплине 11Список основной и дополнительной литературы, сайтов сети Интернет 12Оглавление 16 Тема 1. Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений^ 1. Понятие муниципального хозяйства и муниципального управления Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде установить родовое понятие “хозяйство”, чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина “муниципальное хозяйство”. Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов. С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), а с другой - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе признаки как государства, так и хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по определению понятия муниципального хозяйства. Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, о


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.