Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙПРОГРАММА курса «ТЕОРИЯ МОДЫ»Москва – 2009г.Автократические теории моды.Мотивационные теории моды.Событийные теории моды.Теории идеологической причинности моды.Эволюционная теория моды Дж. Герда.^ НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИАНАЛИЗА МОДЫМода – общественное явление, связанное с состоянием общественного сознания и материально-техническими и художественно-эстетическими возможностями общества. Крупные общественные события, с одной стороны, и личностно-значимые обстоятельства, с другой - оказывают влияние на формирование вкусов, жизненных установок, результаты деятельности людей По содержанию теории моды можно подразделить на несколько групп: автократические, мотивационные, событийные теории, теории идеологической причинности, эволюционная и многофакторная теории. Автократические теории моды. Известно, что определенные личности играют первоочередную роль в образовании и распространении моды. Речь идет о так называемых «лидерах моды», которые утверждают ее, или о бизнесменах-производителях модной продукции. Тем не менее, истории известны лишь немногие имена теоретиков моды, которые рассматривали действия отдельных индивидов как принципиальную причину модных изменений, например, Бо Бруммель (Beau Brummel) и М-ль де Фонтань (Mile de Fontanges). Значительное влияние на формирование моды принадлежит общественным лидерам, так называемым кумирам, которыми искренне восхищаются люди и стремятся им подражать. Многие поколения молодежи искали и находили своих кумиров, среди которых герои художественных произведений, артисты, общественные и политические деятели. Психологической основой моды является подражание. Сложность же явления моды обусловливается многочисленными типами влияния на людей, многозначностью этого влияния. Развитие моды связано с представлениями о моде, расширяющими ее границы от костюма до образа жизни, интерьера, духовных и эстетических ценностей. Наступает время реализации идей, высказанных в свое время А.П.Чеховым о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Формирование теорий моды происходило неравномерно. Условно можно было бы выделить три основных периода. Яркий всплеск интереса ученых к проблемам моды наблюдался в конце XIX - начале XX вв. Середина XX столетия отмечена несколькими фундаментальными исследованиями, посвященными, в частности, моде как социально-психологическому феномену и психологии одежды. В последние десятилетия XX в. внимание ученых было сосредоточено на различных аспектах модных явлений: социальном, экономическом, эстетическом, психологическом и т.д.^ Мотивационные теории моды. Теории, объединенные в эту группу, во многом определили дальнейшие пути психологических исследований моды, прежде всего, изучения мотивационных факторов следования моде. Пол Нистром (Paul Nystrom) одним из первых предложил довольно обширный перечень мотивов модного поведения человека. Он писал: «Специфическими мотивами или факторами интереса людей к моде и изменений в моде, дополнение к физическим причинам, которые проявляются в конце каждого сезона, являются скука или усталость от настоящей моды, любознательность, желание быть отличным от других или оригинальным, протест против обычаев, зависимости и подражательства. Могут быть и другие факторы, обусловленные природой человека и определяющие его интерес к моде, но названные настолько эффективны и содержательны, что составляют практическую теорию моды».7 С автором теории можно было бы согласиться полностью, если бы мода была универсальным и постоянным феноменом в истории костюма. Тогда бы все мужчины и женщины, живущие на Земле, всех без исключения возрастов постоянно демонстрировали бы неугомонное желание изменяться, желание быть разными, желание восставать против старого, усталость от, сезонной моды, и только тогда можно было бы сказать, что мода - результат непостоянства человеческой натуры. Но, в действительности, это не совсем так. Условия, в которых проявляется мода, рассматривая историю человечества в целом, - исключительные условия. Как правило, модное и старомодное какое-то время сосуществуют рядом. Мужчины и женщины наряду с модной одеждой продолжают носить и те модели, которые носили их старшие братья и сестры, отцы и матери. Из этого факта следует, что личностные мотивы оказывают влияние на изменение моды только в специальных обстоятельствах, между модой и человеческой натурой существует определенная взаимосвязь. С одной стороны, мода происходит от человеческой натуры, но, с другой стороны, человеческая натура сама является субъектом моды. В этой связи целесообразно рассмотреть те теории одежды, которые соотносят внешнее оформление человека с его внутренним миром. Проблема влияния на одежду сексуальности и связанного с ней чувства застенчивости обсуждается в работе профессора Дж. С. Флюгеля (J. С. Flugel). Автор, на первый взгляд, весьма убедительно показывает, как эротические представления обыгрываются в одежде. По мнению исследователя, одежда принимает фаллические формы, и это есть результат как сознательной деятельности человека, так и бессознательных психических механизмов. Флюгель видит в моде проявление сексуальных потребностей индивидов в том, как они эти потребности удовлетворяют.^ Событийные теории моды.Климатические условия, развитие коммерции и международной торговли войны и революции, появление новых идеологических течений, различного пода случайности многими исследователями трактуются как события, перманентно оказывающие влияние на формирование и распространение моды. Однако идея перманентности влияния указанных событий на моду весьма условна. Эта проблема широко обсуждается критиками моды. Так, исследуя влияние климата на моду, правомерно было бы исключить те случаи, когда человек не по своей воле вынужден менять свой гардероб в новой стране Потребовалось много лет для того, чтобы убедить европейцев в том, что для жизни в Индии нужна специальная мода « Иногда формы одежды могут создаваться с учетом климатических потребностей, но их развитие всегда осуществляется вопреки климату»,13 - подчеркивает К. Бэлл Экстраординарная и в то же время прискорбная победа западной моды описана в научной работе Чарльза Кэмпбэлла Хьюза (Charles Campbell Hughes) о жизни эскимосов. Эскимосами создан тип одежды очень практичной и высоко эффективной. На первый взгляд, невозможно было предположить, что на Земле найдется хотя бы один человек, который бы захотел изменить эскимосскую одежду. Но, однако, эскимосы постепенно приняли европейские одежды, привезенные торговцами, хотя было совершенно очевидно, что они значительно хуже адаптированы к условиям Арктики, чем традиционные «С трепетом и печалью эскимосы утрачивают свои древние умения в изготовлении одежды и принимают неадекватные «траурные» одеяния иностранцев, но, в то же время, их охватывает радость при мысли о том, что теперь они мерзнут вместе с лучшими людьми», - пишет Хьюз^ Теории идеологической причинности моды. «Дух времени управляет модой» - главный тезис теорий идеологической причинности моды. Пытаясь доказать это, Ж. Тард допускает гипотезу о переменах во французском костюме в течение трех столетий (имеется в виду с XVIII по XIX вв ) в обратном порядке и приходит к выводу о невозможности такой метаморфозы, прежде всего, с мужским костюмом: «Она невозможна, потому что события, взгляды и нравы, внешним проявлением которых до известной степени служит костюм, представляют со времени Людовика XIV известную логическую связь, не допускающую, как и законы подражания, чтобы их мелодия была, так сказать, сыграна в обратном направлении». При этом ученый проявляет непоследовательность в своих суждениях Тард допускает развитие в обратном направлении женской моды, совершенно независимо от порядка, в каком развивались идеи и нравы, и объясняет это «незначительным участием женщин в политической и умственной жизни, их всюду и всегда преобладающим желанием нравиться физически и, несмотря на их пристрастие к переменам, основною неподвижностью их природы». С Тардом трудно согласиться, потому что идея модных изменений должна зародиться в сознании Сознание есть продукт общественного бытия человека, которое, как известно, не может быть сведено лишь к взаимоотношению полов. Практически в любом исследовании предписаний, какой быть женской моде, подчеркивается «В каждой стране во все исторические периоды сознание женщины сильно зависело от моральной атмосферы и времени и сознательно или бессознательно формулировало историческую запись в виде платья». В действительности, эту идею в отличие от других, связывающих моду со специфическими историческими явлениями, такими как война или инфляция, в некоторой степени трудно принять или отвергнуть. Она кажется более объективной, чем другие, и весомее формулировок некоторых авторов, например, А Лавер: «...Мода - только отражение манер времени. Любой серьезный исследователь истории костюма должен признать, что это так, в противном случае, он возвращается к давно опровергнутой идее о том, что изменения в моде совершенно произвольны, или в равной степени, к непоследовательному представлению о том, что такие изменения являются результатом тайного сговора полдюжины ведущих дизайнеров в Париже. Экскурс в историю костюма дает нам ясное представление о том, что платье любого периода точно соответствует социальному климату времени и, в самом деле, имеет скрытые связи с такими вещами, как предметы интерьера и даже архитектурой Невозможно представить Людовика XIV в цилиндре и сюртуке Наполеона III, невозможно пред ставить императрицу Евгению в укороченной юбке 20-х годов Примеров может быть бесконечно много». Многое из того, что приводит А Лавер можно считать неоспоримым в западной культуре мода сама по себе является важной частью истории Подобные же тенденции проявляются в последнее время и в истории некоторых наиболее развитых восточных стран. Для тех, кто представляет историю на язык образов, это должно казаться естественным Но зачастую исторические представления создают стереотипы, которые могут привести к ошибке. К Бэлл приводит следующий пример когда люди вспоминают об императрице Франции Евгении то, как правило, представляют ее такой, какой она изображена Винтерхальтером с обнаженными плечами, возникающими из «морской пучины» кринолина. Но они забывают о том, что это платье - лишь один образец моды ее юности и что, в действительности, она жила до 1920 г следовательно имела великое множество других нарядов. Анализ новейшей истории позволяет утверждать, что социальные условия (войны или денежная инфляция) не всегда точно отражены в истории костюма. Поэтому возникает новый вопрос «Проявляется ли подобная проблема в тех случаях, когда речь идет о глобальных изменениях социального климата, которые сами зачастую определяют характер войн и других социальных пертурбаций». Религия и национализм рассматриваются в качестве главных движущих сил изменений социального климата общества Теоретики моды в связи с этим полагают, что религиозные и национальные взгляды оказывают прямое влияние на историю костюма и изменения в моде Сикхи, мусульмане и квакеры открыто демонстрируют свои религиозные взгляды посредством одежды Современному миру не известно ни одного факта отсутствия хотя бы у одной из древнейших наций национального костюма. Весьма широко распространено мнение о том, что в тех странах, где религия и национализм оказали прямое влияние на костюм, он стабилизировался, но там нет моды существует лишь униформа (например, китайский костюм 60-80 г.г.) Скорее всего, это действительно так, потому что в костюме отражены идеи которые лежат вне истории трансцендентные по своей природе относящиеся скорее к вечности u тем аспектам национального характера которые неизменны эти идеи должны противостоять моде. Сегодня уже очевидно, что мода в большей степени интернациональна Так может казаться вследствие всеобщего противостояния национализму Это также зависит от того, насколько религиозная вера одного государства отличается от религии другого, насколько религия противостоит моде.^ Эволюционная теория моды Дж. Герда.Идея о сверхъестественной основе моды получила свое дальнейшее развитие в работах Джеральда Герда (Gerald Heard), мыслителя, который рискнул объяснить моду как продукт Жизненной Силы или так называемого Эволюционного аппетита, как результат деятельности, но не человека, а Бога Автор считает, что человек больше не подвержен эволюционным процессам, эволюционирует лишь то, что окружает его, и эта эволюция идет быстрее, потому что происходит в среде с меньшим сопротивлением. Взгляды Герда об эволюционном развитии костюма вызывают значительные возражения. В частности, один из критиков отмечает, что процесс эволюции жизни вещей определяется, прежде всего, условиями, в которых выживает портной, когда требования полезности вещей безжалостны Параллель между фазами моды и эволюционным развитием живых существ можно было бы провести в том случае, если бы имелись доказательства регрессивного развития животных, т е в направлении выраженной неприспособленности особей к существованию И если бы это продолжалось до тех пор, пока их развитие не стало бы зависеть от доброй воли сверхъестественных сил. Некоторые виды домашней птицы в Японии полностью соответствуют этим условиям, но они -результат искусственной, ненатуральной, селекции. В утверждениях Герда обнаруживается удивительное сходство между развитием одежды и развитием тела человека одинаково медленное развитие форм, одинаковое увеличение специальных черт, видоизменение частей, подобие мистическим силам. Дж Герд был одним из немногих авторов, которые изучали проблемы моды на основе анализа истории китайского костюма Он пишет «Вдруг мы понимаем, что сталкиваемся с людьми, которые по какой-то неведомой нам причине настолько рациональны и прагматичны, что мы вряд ли когда-нибудь сможем достичь такого же уровня». Этим автор объяснял равнодушие китайцев к моде, в целом, их неспособность к развитию Последняя часть вывода сформулирована автором под влиянием расовой теории развития человека, сторонником^ СТРУКТУРА МОДЫОтношение человека к моде складывается из двух слагаемых: объективного и субъективного. Объективное слагаемое - поведение участника моды как некая система действий с модными объектами и система взаимодействия, контактов, связей с другими участниками моды. Субъективное, или оценочное, есть оценка участником моды модных объектов действий с ними, а также межличностных отношений, складывающихся в процессе следования моде. Оба слагаемых тесно взаимосвязаны, хотя и относятся к различным аспектам реальности. Одни - объективные, доступные для внешнего наблюдения процессы, с другие - их субъективное отражение. В целом, структура моды может быть представлена в виде замкнутой цепи, звеньями которой являются: модные стандарты, опосредованные материальными и нематериальными объектами, атрибутивные («внутренние») и денотативные («внешние») ценности моды, поведение участников.^ Модные стандарты. Наиболее очевидным и наименее устойчивым элементом моды считается то, что «входит» в моду и «выходит» из нее: определенные способы или образцы поведения, которые время от времени сменяют друг друга. Условно их называют модными стандартами. Модные стандарты - это разновидность культурных образцов, другими словами, некие способы или правила поведения или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами. Модные стандарты чаще всего реализуются посредством каких-то объектов, как материальных, так и нематериальных. К ним относятся вещи, идеи, слова и т. п., а также свойства объектов, например формы или размеры.^ Модные объекты. Любые объекты, которые оказываются «в моде», могут быть названы модными. Каждый из них существует исключительно как элемент и средство реализации модного стандарта, т е. определенного способа поведения. В повседневной жизни можно услышать, что платье такого-то фасона «в моде», но, строго говоря, «в моде» не платье само по себе, а если так можно сказать, его ношению женщиной или его проектирование дизайнером одежды. Почему одни образцы поведения или предметы считаются модными, с другие нет? Или почему одни и те же вещи, их свойства (форма, размеры) когда-то считались модными, затем становились немодными, а впоследствии снова «входили в моду»? Что с ними происходило, что придавало им «модность», а что лишало ее, в то время как сами они оставались, по существу, теми же"? Очевидно, дело здесь не в их внутренних свойствах. Те или иные стандарты х-объектов становятся модными, оказываются «в моде» тогда и только тогда, когда они обладают модными значениями, т. е. выступают в качестве знаков моды. Это означает, что эти стандарты и объекты замещают и указывают на какие-то ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные.^ Ценности моды. Ценности моды - это то, что человек особенно ценит в моде, чему он придает особый положительный жизненный смцсл. Люди в определенной обстановке обычно выбирают такую одежду, которая приводит к утверждению их ценностей.^ К атрибутивным («внутренним») ценностям относятся современность, универсальность, демонстративность, игра.Современность - фундаментальная ценность в структуре моды. Современность ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям, она противопоставляется косности, рутине, консерватизму. «Стремление человек к новому опыту имеет в моде основное значение. Люди устают от старого страстно желают нового».Универсальность, или диффузность, объясняется такой чертой моды, как массовость. В моде, как правило, участвуют различные классы, социальные слои, профессиональные группы и т. п. Мода присуща большим социальным системам и носит глобальный характер Участники моды0 ощущают принадлежность к некоему обширному и неопределенному, диффузноиу целому Они не образуют социальную организацию с формально предписанными функциями. Модные стандарты общеприняты. Одним из выражений универсальности является тот факт, что «моды» в своем движении легко преодолевают межгосударственные границы, на какие бы замки они не запирались. Это обусловлено особенностями современного массового производства и потребления, развитием средств коммуникации, культурных контактов и т дДемонстративность как ценность моды имеет корни в биологических аспектах человеческого существования. Социальные аспекты жизнедеятельности человека обусловливают функционирование моды как одной из форм коммуникации, передачи информации от одних людей другим. В моде понятия «быть» и «казаться», по существу, совпадают. Мода не может быть скрытой, глубинной, она непременно должна быть «на виду». Даже если участник моды следует ей из конформных побуждений, хочет не выделяться, а напротив, быть незаметным, все равно он должен эту «незаметность» как-то продемонстрировать. Процесс моды зачастую напоминает игру. Вероятно, поэтому игра рассматривается одной из доминирующих ценностей моды Собственно игра отличается эвристическим, поисковым характером, она связана с праздничным мироощущением. «Развитию игровой активности помогает комбинация таких эмоций, как радость и интерес. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается, по крайней мере, самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающими и всем миром». В моде можно обнаружить все признаки игры Присутствие ценности игры в структуре моды отчасти объясняет широко распространенное истолкование моды как явления эстетического В оформлении внешнего облика (сюда входят покрой, цвет, длина, рельеф материала одежды, форма обуви, украшения, дополнительные аксессуары) одним из главных моментов является эстетическая оценка «нравится - не нравится», «красиво - не красиво», «со вкусом - безвкусица», - именно такие суждения высказывают люди, оценивая внешний облик того или иного индивида. С этим же обстоятельством игры связано и активное участие в моде молодежи, которая таким образом в игровой форме приобщается к социальным нормам и ценностям.Игра-ценность привнесла в моду такую черту, как добровольность, которая особенно ярко проявляется в демократических обществах, где мода не регулируется правовыми нормами, а санкции против нарушения ее предписаний не очень суровы (для сравнения достаточно вспомнить борьбу со стилягами во времена «хрущевской оттепели»). Не случайно «излюбленное» время моды - это преимущественно свободное, праздничное время. Можно указать и на определенные места, подобные игровым площадкам, где «концентрируется» мода, где осуществляется демонстративное и игровое поведение. В современную эпоху можно отметить множество точек досугового пространства - от ресторанов и театров до дома и улицы, - где разворачивается «игра в моду», или, точнее, мода как игра.^ Игровая площадка моды. Еще одна важная «игровая» черта моды - ее неутилитарность Модность и полезность тех или иных стандартов часто лежат в разных плоскостях они могут сближаться между собой или совпадать, а могут удаляться друг от друга В период господства определенного стандарта приверженность ему часто обосновывают не только эстетическими мотивами («ношу, потому что красиво»), но и утилитарными («ношу, потому что удобно»), хотя в действительности приверженность стандарту может причинять серьезные неудобства Тем не менее, даже, несмотря на явный дискомфорт, участник моды в это время субъективно действительно может ощущать «удобство» вследствие той психологической компенсации, которая обеспечивается «модностью» Однако со сменой модного стандарта представление об удобстве может радикально измениться, и это сразу же выявляет в принципе неутилитарный характер моды Когда в моде узкие брюки, они оказываются одновременно и «удобными», тем же «удобством» нередко мотивируется и противоположный модный стандарт, когда утверждается мода на широкие брюки За этим «внутренним» ценностным единством кроется многообразие Это - уровень денотативных или «внешних» ценностей. Различные общества, многообразные социальные группы, бесчисленное множество индивидов, участвующих в моде, обладают своими собственными глубинными ценностями, от которых в процессе участия в моде они не хотят, да и не могут отказаться Напротив, они приписывают «модам» и обозначаемым ими внутренним ценностям (современности, универсальности, демонстративности, игре) те значения, которые им близки и дороги Это - подспудный слой, который не вытесняется «внутренними» ценностями моды, но придает им особое выражение и истолкование Будучи «внешними» для структуры моды, денотативные ценности в то же время составляют наиболее «сильный» мотивационный слой, мощную движущую силу поведения участников моды. Ценностные ориентации и мотивы, связанные с участием в моде, существенно различаются между собой на этом денотативном уровне Для одних участников моды важно выделиться из массы, для других - слиться с ней Одни выражают своим участием приверженность эстетическим ценностям, другие - утилитарным Посредством участия в моде одни люди стремятся выразить свой демократизм, другие - свою элитарность Среди мотивов участников моды - повышение привлекательности своего «Я», принадлежность (реальная или желаемая) к социальным группам, обладающим высоким статусом или престижем и т д Содержание этих «внешних» ценностей моды определяется различными обстоятельствами основными социальными институтами, образом жизни общества и составляющих его групп, их традициями и т. п. С одной стороны, как воплощение эстетического идеала общества, а также его «пространственных» и «временных» градаций класса, группы, поколения, периода социальной жизни и развития, мода исходит и из социальных, и из индивидуальных потребностей При этом индивидуальное отнюдь не антипод социального, а форма era существования и проявления Между индивидуальным и социальным существует и различие, и тождество, поэтому потребностям отдельных людей присущи моменты и единичности, неповторимости, и общности, закономерности. С другой стороны, отношение «индивид - общество» имеет конкретно-исторический характер и определяется господствующим в обществе экономическим и социальным строем. Так, например, американская система ценностей с акцентом на конкуренцию и личные достижения обуславливает такую специфику распространенности моды, которая ориентирована, прежде всего, на формирование внешней привлекательности. Говоря словами Джеймса Добсона, в США человеческая красота считается золотой монетой, а ум – серебряной. Да и не только в США Французы говорят «Красота лучше всякого рекомендательного письма». В психологической структуре личности ценности моды, скорее всего, представлены интегрировано и обозначены понятием «мода» Принятие личностью ценности «мода» может оказаться достаточным основанием и оправданием стремления «быть модным» иди «не отстать от моды» Оправдание «потому что модно» не ограничивается только областью модной одежды. В любой области вещного и идеального мира, которой достигает действие моды, где что-то происходит под ее влиянием и где, следовательно, она может стать признаваемой ценностью, такое оправдание вообще правомерно. Но мода - это специфическая ценность, готовая тут же превратиться в свою противоположность, в то, чем можно и нужно пренебречь. Любая другая ценность содержит в себе свою необходимость, свое долженствование. Оба соображения - то, что ценности привлекаются для оправдания предпочтений моды, и то, что она сама может выступать как особая ценность, - выводят нас в более широкий контекст социальных явлений и обнаруживают возможность понять моду в связи с механизмом ценностного регулирования в целом Модные стандарты и ценности носят нормативный характер (как и любые другие средства социальной регуляции), но степень императивности, принудительности, жестокости их предписаний не очень велика. Так называемый «Диктат» моды зачастую преувеличивается в массовом сознании Это видно хотя бы из того факта, что нарушение нормативных предписаний моды, как правило, не влечет за собой серьезных социальных санкций по отношению к «провинившемуся». Во всяком случае, нормы в моде менее императивны, обязательны, жестки, чем в ряде социальных институтов или в обычае Обычные санкции в таких случаях избегание «нарушителя» в своей социальной группе, насмешка, гласное или негласное порицание и т п. Правда, можно сказать, что результаты такого рода санкций могут быть весьма серьезными. Но это говорит не об императивности и жестокости нормативного регулирования в моде, а об его эффективности^ Факт вхождения моды в психологическую структуру личности в форме личностной ценности является непременным условием модного поведения Мода наряду с другими личностными ценностями отражается в сознании в форме ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение моды как личностной ценности в сознании, так и ориентация в плане сознания на моду как на ценность, не являющуюся реальным мотивом поведения личности. В структуре зрелой личности ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных форм ценностей. Следовательно, характер отражения моды как личностной ценности в сознании определяет степень интеграции жизнедеятельности. В случае признания мода принимается как жизненная цель, а поэтому может выступать элементом поведения и сознательной деятельности человека. Мода отражает объективные потребности человека и определяет способ и характер действий человека по их удовлетворению. Как и любая другая цель,мода является специфическим механизмом интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему: цель, средство, результат.^ Мода может рассматриваться как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность — сложный процесс следования моде. В отвергаемом же как антигуманном тезисе «цель оправдывает средства» мода обнаруживает потенциал развития деятельности человека, устанавливает те самые границы дозволенного, о которых писал Ю. Лотман. Прежде, чем принять то или иное модное веяние, человек конструирует образы, связанные с оформлением своей внешности, самочувствием, реакцией других людей. Эти образы, как и любое другое представление, схематичны, но максимально соответствуют идеальному образу, который представлен как цель. Зачастую мода застает человека врасплох. Чаще всего бывает недостаточно средств для того, чтобы точно воплотить эталонный вариант одежды. Любая цель предполагает наличие средств, необходимых для осуществления процесса достижения результата. Поэтому вся активность субъекта, стремящегося следовать моде, направлена на устранение несоответствия. Поиск мастера, тканей, похудание или наращивание форм, - на какие только затраты, жертвы и ухищрения не идут истинные фанаты моды. Здесь уместно вспомнить о подушках, которые подкладывали под бока юбки модницы эпохи Возрождения. Анализ жизнедеятельности, направляемой модой, предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и ситуацией, задаваемой модой, и тогда следование моде становится процессом преодоления этого несоответствия.^ Поведение участников моды. Еще один важный компонент моды - поведение участников моды, т. е. такое поведение, которое ориентировано на отмеченные выше другие компоненты: стандарты, объекты и ценности моды. Участие в моде — это специфическая система взаимодействия, контактов, связей между субъектами моды, зачастую обозначаемая как коммуникация. Коммуникация в обществе не может осуществляться без каких-либо знаковых средств. Как было показано выше, в моде такими средствами являются модные стандарты и объекты. В зависимости от того, какова роль, функция участников в процессе модной коммуникации, их можно разделить на три большие категории: 1) «производители», создающие модные стандарты и объекты; 2) «потребители», усваивающие и использующие их в своем поведении; 3) «распространители» (дистрибьюторы), передающие модные стандарты и объекты от производителей к потребителям. Задача «производителей» - создавать новые вещи, которые будут привлекать внимание и будут куплены, независимо от того, заслуживают ли они похвалы или нет. Основную нагрузку по реализации этой задачи несут дизайнеры, которых нанимает промышленник. Успешность деятельности дизайнера зависит от того, насколько глубоко он понимает психологию человека и искусство, имеет ли он интуитивное чутье. Его творческая деятельность, однако, часто становится жертвой денег, и поэтому ему приходится использовать свои социально-психологические знания для того, чтобы привлечь внимание потребителя и завладеть им. Данное обстоятельство порождает довольно противоречивое отношение дизайнеров к человеку. С одной стороны, они стремятся использовать людей в своих коммерческих интересах, но, с другой стороны, их помыслы нацелены на прогрессивное развитие человечества. Те дизайнеры одежды, которые по мере овладения профессионализмом приобретают международный статус, становятся еще и невольными распространителями новой моды. В этом им помогают известные персоны. Принято считать, что мода помимо подмостков и фотоснимков должна быть представлена общественному мнению на бульварах больших городов, на парадах, торжественных приемах, модных курортах и в модных ресторанах небольшим кругом уверенных в себе людей, имеющих достаточно средств, времени и вкуса для активного участия в создании моды. Этот круг лиц в Европе и Америке иногда называют «with-its». Идеалом и образцом с позиций моды могут быть лишь те, которые являются элегантными и «with-its». В «Иллюстрированной энциклопедии моды» приведен список таких людей: королева Сирикит, герцог Эдинбургский, лорд Сноудон, Коко Шанель, Мария Каллас, Карим Ага Хан, Сэм Шпигель (кинопродюсер), обозреватели: Уолтер Липпманн, Джозеф Олсоп, Жанна Моро, Элизабет Тейлор. Итак, если знаменитые персоны принимают моду, ее популярность моментально возрастает. Но такая моменталь-ность делает моду обычным явлением, не слишком новой, и она умирает. Общественное мнение быстро меняется. Профессиональных «распространителей» моды — экспертов, специалистов по рекламе, торговых представителей часто сравнивают с хорошими гадалками. Они угадывают, от чего их клиенты начинают уставать. В Париже становится традиционным проведение Бала дебютанток - одного из главных событий года в жизни европейского высшего общества и настоящего парада вечерних туалетов от лучших парижских Домов. Согласно правилам, войти в число дебютанток этого представительного мероприятия может только юная наследница аристократической фамилии или семьи крупных промышленников. После первой в Жизни бальной ночи две дюжины девушек от 16 до 21 года становятся полноправными членами-высшего света. Кутюрье - будь то Лакруа или Жан-Поль Готье - безвозмездно предоставляют девушкам наряды Haute Couture. А вечерние туалеты от самых знаменитых модельеров способны за ночь превратить в светских львиц и, добавим, законодательниц мод даже самых робких дебютанток. При этом они идут на большой риск ведь замыслы должны быть осуществлены на несколько месяцев раньше признания моды Случайные правила игры для всех почитателей моды. Распространители моды тщательно продумывают кампанию по продвижению той или иной моды, используя доя этого различные способы, зачастую пренебрегая некоторыми морально-этическими нормами, за что постоянно подвергаются критике со стороны общества. Так, Конвенция о европейской женской одежды принята в 1922г. Во-первых, в Конвенции осуждалась эксплуатация витрин магазинов и доведение показов мод бросающиеся в глаза, гордо развивающиеся цветастые юбки были выставлены в витринах, а очаровательные манекенщицы «жеманно» ход^ МОДА И СТИЛЬ Стиль — это сам человек.Бюффон Сказать о человеке: «Он следует моде» — значит, не сказать ничего. Но как весомо прозвучит определение: «У него есть свой собственный стиль» Действительно, мода, завоевывающая страны и материки, способная обозначить образ целого народа или определенной эпохи, не может создать образ одного-единственного человека. Это подвластно лишь стилю. Он многогранен: при необходимости — ярок, по желанию — незаметен, по требованию — пластичен. Редкий писатель отказался от соблазна создать облик своего героя с помощью описания костюма. Скажите, пожалуйста, чей образ встанет перед вами, если мы произнесем: «Белые брюки, картуз, длинный шарф»? Ну конечно, бессмертный Остап Бендер! А если вы услышите: «Тросточка, котелок, огромные ботинки»? И здесь не будет сомнений - удивительный волшебник Чарли Чаплин! А как же выработать, создать свой стиль? История веков насчитывает превеликое множество как классических, так и бытовых стилей. Узнайте, прочувствуйте их, и вы без труда выберете из множества существующих свой собственный. Умножьте его на несколько атрибутов современной моды — и вы в фаворе!^ ВАШ ГАРДЕРОБ - СТИЛЬ - ИМИДЖ СТИЛЬНЫЙ МУЖЧИНА — Вы на вид настоящий мужчина! — Как же! Ведь я же