Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Книга А.С. Макаренко "Педагогическая поэма"

МИНИСТЕРСТВОНАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Контрольнаяработа по книге А. С. Макаренко
«Педагогическаяпоэма»
Выполниластудентка 2 курса
 историческогофакультета
 заочногоотделения
Панфилова Е.М.
Проверил:
Кандидатпедагогических наук
 доцентБоброва М. В.
Воронеж 2010

ВВЕДЕНИЕ
Антон Семенович Макаренко(1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройнойсистемы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основемарксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, егопедагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировоезначение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестверуководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С.Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советскойстраны. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и“Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователейМакаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
Начальные страницы«Педагогической поэмы», описание жизни колонии на заре ее существования,поражает читателя: несколько полуразрушенных зданий, тридцать кроватей-дачек итри стола в единственной пригодной для жилья спальне, полуистлевшая верхняяодежда, вши и обмороженные ноги (большинство колонистов за неимением обуви обертывалиноги портянками и завязывали веревками), полуголодный паек, материализованный вежедневной похлебке с неблагозвучным названием «кондер»,— словом, складывалисьусловия, дававшие «простор для всякого своеволия, для проявления одичавшей в своемодиночестве личности».

УВАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИВОСПИТАННИКА
«… Я толькоодин из многих людей,
находящихновые советские пути воспитания,
и я, как и всеостальные, собственно говоря,
стоим еще вначале дороги»[1].
Все понимали, что вколониях должны воспитываться новые люди, нужные нашей стране, нашему народу, и«делать» таких людей надо по новому, но как – никто не знал. Не знал иМакаренко. И хоть Макаренко понимал, что надо искать новые методы образования,он не испугался, и пошел по этому трудному пути.
Его первые воспитанникиприбыли 4 декабря, их было шестеро: подростки и юноши с уголовным прошлым,привыкшие к безделью,- буквально издевались над педагогами. Макаренкорассказывает, что воспитанники просто не замечали своих воспитателей икатегорически отрицали не только педагогику, но и всю человеческую культуру.
Они не хотели работать,не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, придерживатьсякакого бы то ни было режима, а воспитателей просто не замечали. Когда им хотелось,есть: они воровали еду. Когда они мёрзли: они жгли мебель или забор. Вот какописывает Антон Семенович их.
Бурун казался последнимиз отбросов, которые может дать человеческая свалка; в колонию он попал заучастие в воровской шайке, большинство членов которой было расстреляно. Таранец- юноша из воровской семьи, строен, весел, остроумен, предприимчив, но способенкласть по ночам бумажки между пальцами ног колонистов-евреев и поджигать этибумажки, а сам притворяться спящим. Волохов — «чистейший бандит с лицомбандита» и лучший из них Задоров — из интеллигентной семьи, с холеным лицом. Нои этот «лучший» мог ответить так: «Дорожки расчистить можно, но только пустьзима кончится: а то мы расчистим, а снег опять нападет. Понимаете?». Мог таксказать, улыбнуться и забыть о существовании того, с кем говорил.
Макаренко с каждым днемтерял все больше и больше контроля над ними. Но не терял надежды найти способдоговориться с воспитанниками, атмосфера в колонии была так накалена, что АнтонСеменович всем своим существом чувствовал, что нужно спешить, что нельзя ждатьни одного лишнего дня. В это решающее время чашу терпения и выдержки АнтонаСеменовича переполнил наглый ответ Задорова. «И вот свершилось, я не удержалсяна педагогическом канате...- рассказывал Макаренко.- В состоянии гнева и обиды,доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, яразмахнулся и ударил Задорова по щеке»[2]. После этого требованияМакаренко начали безоговорочно выполняться.
Это было поворотнымпунктом в поведении колонистов. «Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет всехорошо. Мы понимаем», — сказал Задоров в тот же день в ответ на распоряженияАнтона Семеновича.
Много различных сужденийвызывал и до сих пор вызывает удар, нанесенный Задорову, и его последствия. СамМакаренко расценивал этот случай не всегда одинаково. «В начале моей«Педагогической поэмы»,- говорил Антон Семенович, — я показал свою полнуютехническую беспомощность… Тогда я сделал большую ошибку, что ударил своеговоспитанника Задорова. В этом было не только преступление, но и крушение моейпедагогической личности» [3].
«…Я пережил всю педагогическуюнесуразность, всю юридическую незаконность этого случая, но в то же время явидел, что чистота моих педагогических рук — дело второстепенное в сравнении состоящей передо мной задачей…Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты несчитал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случайс Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову»[4].
«Разве удар — метод? — спрашивает Антон Семенович. — Это только отчаяние»[5].
В разговоре с ЕкатеринойГригорьевной Макаренко сказал: «… я мог бы и не бить, мог бы возвратитьЗадорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важныхнеприятностей. Но я этого не делаю, я пошел на опасный для себя, ночеловеческий, а не формальный поступок… Кроме того, они видят, что мы многоработаем для них. Все-таки они люди»[6].
Воспитанники Макаренко немогли не почувствовать, что его страсть ответственна в самой своей глубине, чтокорень большого гнева Антона Семеновича — в новом человеческом отношении к ним,отношении не как к правонарушителям, а именно как к людям. «Надо,- говорилМакаренко,- уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящимгуманизмом»[7]. Искренняя вера вчеловека, глубокий, подлинный гуманизм создали Макаренко уважение и авторитет ипривели к «поворотному пункту» в поведении воспитанников колонии.
Начиная работу в колонии,Макаренко сначала считал, что его задача — «вправить души» у правонарушителей,«сделать их вместимыми в жизни, т. е. подлечить, наложить заплаты на характеры»[8].Но постепенно он повышает требования и к своему делу, и к себе, и к своимвоспитанникам. Его перестают интересовать вопросы исправления, перестаютинтересовать и так называемые правонарушители, так как он убеждается, чтоникаких особых «правонарушителей» нет, есть люди, попавшие в тяжелое положение,и жизнь каждого из них представляет собой «концентрированное детское горе»маленького брошенного в одиночестве человека, который уже привык нерассчитывать ни на какое сожаление.
Антон Семенович видел нетолько «безобразное горе выброшенных в канаву детей», но и «безобразныедуховные изломы у этих детей»[9]. Он считал себя не вправеограничиться сочувствием и жалостью к ним. Горе этих детей, говорил он, должнобыть трагедией всех нас и от нее мы уклоняться не имеем права. Сладкую жалостьи сахарное желание доставить таким детям приятное Макаренко называл ханжеством.Он понимал, что для их спасения необходимо быть с ними непреклоннотребовательным, суровым и твердым.
Непреклоннаятребовательность и твердость в сочетании с глубоким уважением и доверием,активизирование вспыхнувших подожительных черт в характере воспитанника инеумолимая борьба с отрицательными дали возможность Антону Семеновичу придтикратчайшим путем к цели, которая стала для него главной и единственной, — воспитать каждого колониста так, чтобы он был настоящим советским человеком,образцом поведения. И мы видим, как постепенно воспитанники Макаренкостановятся искренними, горячими и благородными натурами.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ ИКОЛЛЕКТИВА
Воспитание в коллективе ичерез коллектив — это центральная идея его педагогической системы, краснойнитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогическиевысказывания.
Макаренко считал, чтовоздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членомкоторого является эта личность. Это положение он назвал “ Принципомпараллельного действия”. В этом принципе реализуется требование коллектива — “один за всех и все за одного”. “Принцип параллельного действия” не исключает,однако, применения “принципа индивидуального действия” — прямого,непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Одним из важнейшихзаконов коллектива Макаренко считал “закон движения коллектива”. Если коллективдостиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступаетсамоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива,нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегдадолжен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели. В соответствиис этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип,который он назвал “системой перспективных линий”. “Человек не может жить насвете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимуломчеловеческой жизни является завтрашняя радость… Самое важное, что мы привыклиценить в человеке, — это сила и красота. И то, и другое определяется в человекеисключительно по типу его отношения к перспективе. Воспитать человека — значитвоспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняярадость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается ворганизации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепеннойпостановке более ценных”[10]
СТИЛЬ РАБОТЫ А. С.МАКАРЕНКО С ДЕТСКИМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Развитие детскогоколлектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направлятьсяпедагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные путидля его движения вперёд.
Педагог должен уметьувлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённойцелью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокоеудовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, аставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делатьбольше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобысочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальнымиправами коллектива.
Такова в кратких словахсущность “системы перспективных линий” А.С. Макаренко, являющейся одной изчастей его учения о воспитании в коллективе. Правильно осуществляемая впедагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах,поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживаетбодрость и жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новымдостижениям.
Макаренко отводил важнуюроль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, иребенок, писал Макаренко, должен играть, “надо не только дать ему времяпоиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь”. Эта сторона жизниколлектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты,отличительные знаки и т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективовколонии имени Горького и коммуны имени Дзержинского.
Необходимым факторомвоспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В “Лекциях овоспитании детей” он говорил: “Правильное советское воспитание невозможно себепредставить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд долженбыть одним из самых основных элементов”.
Макаренко правильносчитал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, авоспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным,сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в нейвозможностей.
Трудовая деятельностьвоспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; онанепрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького спростейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своегоколлектива, Макаренко затем перешел к организации производительного трудавоспитанников в кустарных мастерских.
Макаренко требовал отсвоих воспитанников, чтобы у них было уважение к человеку, к товарищу. АнтонСемёнович очень хотел, чтобы его ребята, лишившиеся с раннего возраста семьи,материнской ласки, домашнего тепла, всё это приобрели в дружном коллективекоммуны. Макаренко был строг со своими воспитанниками, но они ощущалинеобыкновенную силу настоящей дружбы.
 Таким образом,новаторство педагогической теории и практики Макаренко в первую очередьсводилось к тому, что колонист не был простым потребителем материальных благ, заботливопредоставляемых ему государством, не был неподвижным объектом воспитания. Он былактивным членом коллектива, растущего вместе с ним, хозяином, заинтересованнымв успехе общего дела.
Процесс воспитательноговоздействия со стороны педагогического персонала колонии естественно и неразрывносочетался с процессом коллективного самовоспитания.
Поэтому и дисциплина, крепнувшаяв колонии год от года, не была дисциплиной, основанной на бездумном подчинениии тем более — насилии.
«Наша дисциплина,— писалМакаренко,— это соединение полной сознательности, ясности, полного понимания,общего для всех понимания — как надо поступать, с ясной, совершенно точнойвнешней формой, которая не допускает споров, разногласий, возражений,проволочек, болтовни»
Выработке внешней формы дисциплиныво многом способствовала так называемая «военизация». Говоря о «военизации», Макаренконе случайно заключал это слово в кавычки. Военная атрибутика: приказы, рапорты,бодрый отклик: «Есть!», трубач, играющий сбор, часовой у входа, знамена,оркестр, безукоризненный строй колонистов — все это, как указывал Макаренко,представляло собой «небольшую игру, эстетическое прибавление к трудовой жизни, жизнивсе-таки трудной и довольно бедной». Правила этой игры соблюдали все — отзаведующего до последнего «пацана».
Смысл и цели ее были значительносерьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Игра эта делала ребячью жизньинтереснее, красивее и незаметно для ее участников вырабатывала в них не толькотакие «внешние» стороны поведения, как точность и аккуратность, вежливость и подтянутость,но и качества, составляющие внутреннюю сущность каждого сознательного членаколлектива: организованность, дисциплинированность, чувство ответственности.
Что касается эстетическойфункции «военизации», то последняя была лишь одним из многих каналов эстетическоговоздействия на воспитанников. Отводя чрезвычайно важное место эстетическомувоспитанию и понимая его весьма широко, Макаренко включал в него не только такиебесспорные средства эстетического воздействия, как хорошая книга, посещениетеатра и кино, живопись, музыка (духовой оркестр коммуны имени Дзержинского исполнялсложные классические произведения и считался одним из лучших на Украине), но именее очевидные. Обилие цветов на территории и в помещениях, натертые до блескаполы, белоснежные скатерти на столах, аккуратная одежда и прическа — все отобыли те самые «принципиальные мелочи», которые входили в общую глубоко продуманнуюсистему эстетического и вместе с тем нравственного воспитания.
Систему эстетического инравственного воспитания дополняла физическая подготовка. Спортивные игры игимнастика, прогулки и большие туристические походы давали отличную разрядкупосле напряженной работы и учебных занятий, способствовали физической закалкеребят.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Основой основ педагогическойтеории и практики А. С. Макаренко было воспитание детей в труде и в коллективе.Руководствуясь в воспитательной работе с детьми своим основным и широкоизвестным ныне принципом: «как можно больше требования к человеку, но вместе стем и как можно больше уважения к нему»,— Макаренко начал формировать коллективс создания актива. Шаг за шагом, ставя перед колонистами новые и новые задачи идобиваясь их непременного решения, Макаренко постепенно вовлекает в делаколонии всех ее обитателей.
Успешной организации трудаколонистов как нельзя лучше способствовала тщательно продуманная структура ееколлектива. Весь состав колонии делился на 28 постоянных отрядов, по 7—15человек в каждом. Во главе каждого отряда стоял командир, вначале назначавшийсяиз состава данного отряда заведующим колонией, а позже — советом командиров.Помимо постоянных отрядов, в колонии широко практиковалось создание сводныхотрядов. Сводные отряды были временными. Они существовали ровно столько,сколько нужно было для того, чтобы выполнить то или иное срочное задание: выполотькартофель или обеспечить реквизит для очередного спектакля. Сводные отрядыимели огромное воспитательное значение. Их командирами становились обычнорядовые члены постоянных отрядов. Следовательно, почти каждый колонист мог выступатьне только в роли добросовестного исполнителя, но и развить в себеорганизаторские качества.
Ядром колонии, ееактивом, состоящим из лучших колонистов — командиров постоянных отрядов, былсовет командиров. Здесь очень оперативно (регламент выступлений — одна-две минуты)решались многочисленные вопросы хозяйственной, бытовой, культурной жизни колонии.Совет командиров был тем самым приводным ремнем, который позволял Макаренко систематическивоздействовать на все стороны жизни своих воспитанников.
 И, наконец, общеесобрание колонистов, которое представляло коллектив в целом. По мыслиМакаренко, общее собрание было ценно в первую очередь тем, что оно прекрасновоспитывало чувство ответственности за принятое на нем решение, вырабатывая вместес тем общественное мнение большого коллектива колонистов.
Макаренко умелонаправляет и трудовые усилия своих воспитанников на создание большихматериальных ценностей. В течение короткого времени, благодаря исключительнымзнаниям и умению агронома Николая Эдуардовича Фере, колония смогла прийти крентабельному хозяйству.
Вот пример, показывающий,как было налажено в колонии хозяйство. «Главной ареной, — рассказывалМакаренко, — у меня была свинарня. В последние годы мы имели до 200 маток ипроизводителей и несколько сот молодняка. Это хозяйство было оборудовано попоследнему слову техники. Была специально выстроенная свинарня, в которойчистота была, пожалуй, не меньше, чем в коммунарских спальнях, котораяпромывалась при помощи солидной системы водопроводов и сливов, стоков икранов… свинари имели вид франтов. Вот такое хозяйство, оборудованное попоследнему слову техники, снабженное кормовой базой, уже приносило нам большойдоход и позволяло жить более или менее зажиточно. Мы уже имели возможность нетолько хорошо есть и одеваться, но и усиленно пополнять наше школьноехозяйство, библиотеку, имели возможность построить и оборудовать хорошую сцену;мы за эти деньги приобрели инструменты для духового оркестра, киноаппарат, всето, что в 20-х годах мы не могли иметь ни по какой смете»[11].

А. С. МАКАРЕНКО ИСОВРЕМЕННОСТЬ
 
Сегодня вРоссии около тысячи школ макаренковского типа. Они полностью обеспечивают себя,продавая собственные товары — выпечку, сувениры, швейные изделия и даже мебель.Такие школы есть в каждом областном центре. Мы признаем: наши детские дома иинтернаты не справляются со своими задачами (выпускники совершенно неприспособлены к жизни). Не достигает цели перевоспитания и большинство колонийдля несовершеннолетних — велик процент рецидивов. Самое бы время сейчасвоспользоваться опытом, системой Макаренко.
Распространилсяпредрассудок, что педагогика Макаренко неприменима в наше время. Появились дажеутверждения, что опыт Макаренко — «пример перевоспитания преступника, а невоспитания обычного ребенка». (Евг. Бунимович). Печальнее всего, что этовысказывание принадлежит педагогу. Не менее опасный предрассудок — убеждение,что все дело в неповторимой личности создателя уникального детского учреждения.Все это происходит от поверхностного представления о системе этого педагога, отнепонимания ее сути.
«В 60-егоды,- пишет Инна Кленицкая, — мне посчастливилось несколько раз гостить вдетском доме, которым руководил Семен Калабалин, воспитанник, ученик ипоследователь Антона Семеновича (тот самый Сенька Карабанов из«Педагогической поэмы»). После выхода в свет книг Ф. Вигдоровой,посвященных этому замечательному человеку, мне предложили сделать радиопередачуо его детском доме. Так я оказалась в этом удивительном детском царстве»[12].
В своейстатье она описывает быт детского дома. Он располагался в селе Клейменово подЕгорьевском (Московская область). Имелось большое хозяйство: кролики, поросята,огород, фруктовый сад. Работали разные мастерские. Доходами от продажи живностираспоряжались сами ребята (овощи и фрукты шли на стол). Проводилось там и заседаниясовета командиров, на которых обсуждалось, как использовать деньги, полученныеза проданных кроликов. Ребята решили единогласно: часть денег отложить напомощь тем, кто в этом году поступит в вузы и техникумы, а на остальныесъездить в Москву. В следующий раз решили доход от реализации швейных изделийпустить на «двойную порцию киселя за обедом, а малышам — побольшеконфет». А однажды решалось, как наказать нахватавшего двоек мальчишку.Постановили: отлучить от ухода за поросятами, пока не будут исправлены двойки.Не помогло даже заступничество любимой воспитательницы Галины Константиновны — жены Семена Афанасьевича, его соратницы и помощницы (той самой Галки Черниговкииз «Педагогической поэмы»).
Самообслуживаниев детдоме было почти полным (из взрослых рабочих — только повариха). Дежурныесами развешивали масло и раскладывали его по масленкам на каждый столик, самиклали конфеты в вазочки, наливали кисель, насыпали в сахарницы песок. Этоисключало возможность «недовложений»: кто же станет воровать у себя исвоих товарищей? Чистили овощи, мыли посуду, убирали тоже дежурные.
Не было вдоме нелепых запретов: малыши свободно бегали по коридорам, за едой ребятанегромко переговаривались.
Сельскиеженщины отзывались о детдомовских так: «Такие ребята культурные,воспитанные. Слова худого от них не слышно или чтобы там курили…Поздороваются всегда. Вот бы нашим мужикам с них пример взять»[13].
В детскомдоме воспитывались и обычные сироты, и ребята, поступившие из колоний. СеменАфанасьевич не делал никаких различий между ними. Он понимал:несовершеннолетний правонарушитель — это просто ребенок, у которого не былонормального детства, испытавший жестокость родителей или их равнодушие.
Никто неспорит — любой вид семейного воспитания (в том числе патронажные семьи,семейные детские дома) лучше самого хорошего детдома. Но пока детские дома,интернаты и колонии для несовершеннолетних существуют, выход из создавшегосяположения существует только в том, чтобы они работали по системе Макаренко. Тамдети чувствуют себя комфортно, никуда не убегают и выходят в жизнь достойнымилюдьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кваша Б. Ф.Воспитательная педагогика А. С. Макаренко / Б. Ф. Кваша // А. С. Макаренко имировая педагогика — (http:antonmakarenko.narod.ru/Poltava2002/materi/kvacha.htm)
2. Кленицкая И. К. Cистема Макаренко — самая демократическая/ И. К. Кленицкая// Система образования в России – (http: www.worlds.ru)
3. Макаренко А. С.Педагогическая поэма / А. С. Макаренко – М.: Московский рабочий, 1963. – 427с.
4. Макаренко А. С.Сочинения / Собр. соч.: в 8 т. – М., 1986. – Т. 3. – С. 1-471.
5. Макаренко А. С.Сочинения / Собр. соч.: в 8 т. – М., 1986. – Т. 4. – С. 1-628.
6. Макаренко А. С.Сочинения / Собр. соч.: в 8 т. – М., 1986. – Т. 5. – С. 1-579.
7. Макаренко А. С.Сочинения / Собр. соч.: в 8 т. – М., 1986. – Т. 7. – С. 1-449.
8. Педагогическаядеятельность и теория А. С. Макаренко / под ред. Галимова Р.А. // Историяпедагогики – (http:www.gala-d.ru/parts/1106-part25.html)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.