2397 Философия Теоретические основы Философии хозяйства С.Н. Булгакова Реферат РГАСУ 19 2009 699 acher@wiseowl.ruСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 ВВЕДЕНИЕ «Теоретические основы "Философии хозяйства" С.Н.Булгакова» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что обращение С.Н. Булгакова к проблемам теоретической экономии и философии хозяйства относится ко времени глубокого структурного кризиса в истории России и западной цивилизации. Ему удалось поставить и проанализировать целый ряд фундаментальных социально-экономических и мировоззренческих вопросов, дать им оригинальную интерпретацию. Он стремился создать целостную теоретическую систему хозяйственной жизни, которая охватывала бы онтологию, гносеологию, космологию, аксиологию, этику. Значительный интерес, который научная общественность проявляет к творческому наследию Булгакова в наши дни, говорит о высокой актуальности его идей, их созвучии той напряженной работе коллективного интеллекта, которая направлена на поиск эффективных способов преодоления тяжелого эволюционного кризиса и перехода к самоподдерживаемому регулируемому сценарию развития. в творческом наследии философа ясно видны две темы: социально-экономическая и церковно-богословская. Его «Философия хозяйства» стоит как бы на границе двух миров – из крупных работ это одновременно и первая работа Булгакова по богословию и последняя - по экономике. А потому книга эта являет свою неповторимую физиономию, и в самом деле имеет для Булгакова «совершенно особое значение». В этой связи представляется интересным и важным понять, чем творчески обусловлено содержание «Философии хозяйства». Для осмысления такого сложного объекта, как хозяйство необходимо сочетание двух «перпендикулярных» точек зрения: научной – «каким хозяйство было и каково оно сейчас», и нравственной – «каким должно быть хозяйство». Булгаков прекрасно владел и тем и другим – он был и ученый-экономист, и богослов. Однако, парадокс «Философии хозяйства» заключается в том, что там этика хозяйства не рассматривается. Что же касается науки, то позитивно-научный взгляд Булгаков заменяет на метафизику, но тоже этически нейтральную. До некоторой степени прояснить такой подход поможет обзор мыслительной траектории философа до «Философии хозяйства». Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы: Цель работы - рассмотреть теоретические основы "Философии хозяйства" С.Н. Булгакова. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: Изучить литературу по проблеме исследования. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о философско-экономической концепции С.Н. Булгакова. Рассмотреть сущность и специфику мифологичности бытия экономического человечка в свете философии хозяйства С.Н. Булгакова. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Название основной части отображает её содержание. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог работы можно сделать следующие выводы: 1. Взгляд на хозяйственную деятельность как на подвиг духовного творчества, связанный с общественным служением, исполнением нравственного долга и религиозным аскетизмом, при распространении которого возникают наиболее благоприятные условия для развития производства и экономического прогресса, несомненно, является достоянием христианской духовности. Способность к хозяйственной деятельности как способность к разумному творчеству является привилегией человеческого существования и отражает в человеке Божественный образ. Единение человечества посредством совместной хозяйственной деятельности отображает творческое единение Лиц Троицы. Именно христианская экономическая этика сделала из Европы очаг первичной модернизации мира. Развитие промышленности, науки и техники, творческое преобразование человеком природы органически взаимосвязаны с христианским миропониманием. Характерное для христианства восприятие хозяйственной деятельности как подвига экономического творчества, направленного на преобразование природы в союзе с Творцом и отражающего в хозяйственной власти над природой духовное самодержавие личности, превратило Европу в центр модернизационных процессов. Когда экономическая деятельность перестает восприниматься как осуществление божественного призвания, хозяйство перестает быть средством для духовной жизни, тогда потребление превращается в религиозный идеал, хозяйственные потребности и процесс их удовлетворения заменяют религиозную жизнь. Происходят возвращение к языческой психологии раба природы и отказ от христианского понимания царственной миссии человека. Из духовного самодержца, разумно управляющего своим телом и веществом всего мира, человек превращается в раба природы и собственных страстей.^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Булгаков С. Н. Свет невечерний. М.: Республика, 2004. Булгаков С.Н. Сочинения в 2 т. Т.1. Философия хозяйства. Трагедия философии. М.:Наука, 1993. Булгаков. Два града. От автора - Булгаков С.Н. От автора.//С.Н. Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. – СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 - С. 7-14. Вундт В. Введение в философию. М., «ЧеРо», «Добросвет», 2001. Козырев - Козырев А.П. Что дает современному сознанию «Философия хозяйства» отца Сергия Булгакова. 2002. Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства. - М.: Юрист, 2001. Осипов Ю.М. Почему же философия хозяйства?//Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. М. 2001. Фадейчева Г.В. Базовые постулаты экономикса как источник концептуального мифотворчества. – В колл. моногр. «Теоретическая экономия: реальность, виртуальность и мифотворчество» – М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2006. Фадейчева Г.В. Финансовые потребности как специфическая форма потребностей экономических и их роль в становлении глобальной хозяйственной системы. Экономическая теория на пороге XXI века 2005. Философия хозяйства - Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – 412 с.