Тема урока: «Развитие научных знаний в эпоху Возрождения»6 классНа доске записана тема урока, портреты Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея, под которыми висят таблички с высказываниями современников, характеризующие данных ученных: а) о Копернике. «Коперник - человек высшего гения и, что в этих (астрономических) вопросах особенно важно, свободного мышления». б) о Бруно. «Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и за эту свободу пошёл на смерть». в) о Галилее. «Человек незаурядной воли, ума и мужества». Кроме того, на доске начерчен образец таблицы «Основные научные идеи, способствующие развитию новых взглядов на мир и общество»; которую учащиеся будут заполнять по ходу докладов одноклассников о научных теориях Коперника, Бруно, Галилея. Учёные и мыслители Страна Основные цели и открытия Влияние на формирование взглядов I. Беседа, которой является актуализация ранее полученных знаниях одостижениях культуры эпохи Возрождения. Хронологические рамки эпохи Возрождения. Родина Возрождения. Почему? Особенности культуры Возрождения. Как называли деятелей эпохи Возрождения? Почему? В чём вы видите противоречивость во взглядах гуманистов? Кого называют титанами Возрождения? Основные идеи, которые проповедовали деятели Ренессанса. Ответы учащихся обобщаются и делается плавный переход к новой теме «Неразрывной частью эпохи Возрождения является наука Гуманистические идеи не могли не повлиять на эволюцию знаний об окружающем мире и способствовать появлению новых научных идей и теорий». II. Изучение нового материала. Учащиеся в тетрадях записывают тему урока, обращают внимание на проблемные задания, записывают план урока и перечерчивают таблицу. Учитель ведёт вводную беседу, целью которой является актуализация ранее полученных знаний о развитии науки в период средневековья: Как в средневековье представляли вселенную? С чем связаны такие примитивные представления об мире? Затем с докладом выступают учащиеся, получившие задания. Задача учеников - оформить таблицу в ходе сообщения. В воспитательных целях, возможно зачитать стихотворение М. Рыльского «Памятник Копернику в Кракове» У стен старинных университета Мы видим этот памятник простой, Воздвигнутый учёному-поэту Провидцу правды вечно молодой. Им краковцы горды необычайно, И разве можно не гордиться им, -Ведь у завистливого неба тайну Он вырвал разумом своим земным. Детей приводят к университету, Чтоб дочка знала и чтобы сын узнал: - Смотрите все: простой канонам этот Престол господний смело колебал! Для всех народов над планетой всею Теперь иным созвездиям сияло, И вместе с нами жить и побеждать Копернику, да Винчи, Галилею! Второе выступление посвящено Джордано Бруно. Третья ученица рассказывает стихотворение М. Курганцева «Джордано Бруно». Учитель задаёт вопросы: Что нового добавил Дж. Бруно к теории Коперника? Почему Бруно не отрёкся от своих взглядов и тем самым не спас жизнь себе? 3. Какими качествами нужно обладать, чтобы отстаивать свои взгляды?Сообщение о Галилео Галилее и его учении заслушивается последним.Учитель зачитывает мнение Альберта Энштейна о Галилее: «Перед нами предстаёт человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить своё положение».Задание классу: прокомментируйте оценку, которую дал Эйнштейн Галилею. Чья позиция, чей поступок Вам ближе? Почему? Мнения учеников разделились. Один с точки зрения максималистов единственно верным считает поступок Дж. Бруно; Другие полагают, что мудрее был Галилей, который отрёкшись от своих взглядов, получил возможность продолжить научные изыскания. Третьи оправдывали Галилея, говоря о его старости, сломленности.