Муниципальное общеобразовательное учреждение Коробейниковская средняя общеобразовательная школа Усть- Пристанского района Алтайского краяУрок русского языка в 5 классе на тему «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»Выполнила: Беликова Светлана Анатольевна учитель русского языка и литературы МОУ «Коробейниковская СОШ»2011 г.Цели:- Повторить известные учащимся способы обозначения мягкости согласного.- Дополнить материал об использовании мягкого знака. - Формировать умение выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного.Оборудование: таблицы по теме урока, карточки с заданиями , иллюстрации к художественным произведениям.Тип урока: По основной дидактической цели - урок новых знаний и умений.Форма проведения: традиционный урок^ ХОД УРОКАI. Настрой на урок. Организационный момент урока. - Сядьте удобно. Давайте попробуем изложить правила поведения на уроке в стихах: На уроке будь старательным,Будь спокойным и… (внимательным).Все пиши, не отставая,Слушай не… (перебивая).Говорите четко, внятно,Чтобы было все… (понятно).Если хочешь отвечать,Надо руку… (поднимать).Будь прилежен на уроке,Не болтай: ты не… (сорока).Если друг стал отвечать,Не спеши его…(перебивать).А помочь захочешь другу -Подними спокойно… (руку). - Во время урока мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, побыть немного волшебниками.^ II. Минутка чистописания. - Побудем волшебниками. Будем вышивать узор не волшебной палочкой, а буквой. А какой буквой, вы мне скажите сами, найдя лишнюю букву в данном ряду. На доске написан ряд букв: Е, Е, Ю, Ь, Я, И. - Лишняя буква “ь”, она не обозначает звука. - Вышиваем “ь” с верхним соединением, ведем вверх, а потом вниз. - Прочтите девиз нашего урока (написан на доске и у детей в тетради) “Ученье – путь к уменью”. - Назовите и подчеркните орфограммы в предложении. “^ Ученье – путь к уменью”. - О какой орфограмме пойдет речь на уроке? (О правописании какой буквы мы будем сегодня говорить)III. Словарно-орфографическая работа. Проявив волшебные качества своей наблюдательности и внимания, разгадайте буквенный ребус, и вы узнаете с каким словарным словом, мы сегодня познакомимся. - Словарное слово “ЯБЛОКО”. - Что такое яблоко? плод дерева яблони; глазное яблоко (тело глаза); середина в мишени для стрельбы в цель – стрелять в яблочко; рукоятка мяча – яблоко; символ императорской власти – державное яблоко; кадык у мужчин – адамово яблоко выпячивается на горле; апельсин с итальянского “яблоко”; во французском языке помидор – “золотое яблоко”, а картофель – “земляное яблоко”; на Руси яблоко упоминается с XI века, чаще в русских народных сказках, как наливное и румяное яблочко. В переводе с древнерусского “шар”. - Напишите слово яблоко и укажите орфограмму. - Образуйте однокоренные слова. Выделите корень. Назовите встретившиеся орфограммы.Яблоко, яблочко, яблочный, яблонька. - О каких орфограммах еще пойдет речь на уроке? (Чк, чн, нч, щн, нщ, чт, рщ) - Как помочь себе запомнить это слово? На что похожа буква “О”? (Можно нарисовать букву “о” в форме глаз, в форме знака вопроса, похожего на букву “о”).^ IV. Введение в тему урока. Повторение теоретических знаний. - Чтобы “попасть в яблочко”, т.е. достигнуть цели урока, можно идти разными путями: выучить правило по учебнику или самостоятельно овладеть им, чтобы лучше запомнить. - Каким мы пойдем путем? - Сколько гласных букв в русском алфавите? 1) 33 2) 21 3) 10 4) 6 - Какая из этих букв не является гласной и не имеет звука? 1) И 2) Я 3) Ь 4) Ю 5) Е - Что общего у всех букв? - обозначают мягкость согласных - Сколько букв и звуков в слове “осень”?1) 5б., 5зв. 2) 4б., 4зв. 3) 5б., 4зв. 4) 4б., 4зв. - Что знаете о букве “Ь”? - Какое из этих прилагательных употребляется при характеристике согласных звуков?^ 1) тяжелый 2) немой 3) мягкий 4)легкий - Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие? - Какой это звук /ч/ ?1) скрипящий 2) звенящий 3) шипящий 4) свистящий - Правописание, каких орфограмм связаны с шипящими /ч, щ/? - Сколько в данном предложении ошибок?^ Под елочькой у булочьной сидят малчикигорь и кошка Муска. 1) 4 2) 6 3) 5 4) 3 - Назовите орфограммы. - Какая часть растения бывает частью слова, в которой и встречаются наши орфограммы?^ 1) лист 2) цветок 3) корень 4) плод Посмотрите на ответы: 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3. Если вы совершите некоторое математическое действие, то вспомните, сколько согласных в алфавите. (3*7=21) Сделаем вывод: - для чего служит “Ь”; - в какой позиции; - когда не пишется “Ь”.^ V. Физминутка. Я буду называть слова, если в слове есть “Ь” вы расправляете плечи и наклоняетесь назад, если нет “Ь”, то наклон вперед.Дочка, окунь, речной, мобильный, Ванечка, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина.^ VI. Изучение нового материала и повторение пройденного. - В место вопросительного знака поставьте букву или цифру. Обоснуйте выбор. птен.чик – с овощ.ной – п меч.тает – ? (г)(глагол) пал.то – е заин.ки – м ел.ник – ?(е)(ед.число) Жуч.ка – к бор.щ – ч пон.чик – ?(ч)(что?) пис.мо – с капел.ка – ж хищ.ник – ?(м)(мужс. род) окун.ки – р снегир. – п бабоч.ка – ? (н)(насекомые) - Посмотрите внимательно на слова, на какие группы (по каким признакам) можно разделить слова?- Слова с “Ь” и слова без “Ь”.- Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.Птенчик Пальтоовощной заинькимечтает ельникЖучка письмоборщ капелькапончик окунькихищник снегирьбабочкаVII. Закрепление изученного материала. Физминутка “Наши глазки”.^ 1. Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой лишнее слово. Ответ обоснуйте.Л...няной, пыл...ный, бол…шой, ночен…ка. – 1-й рядСпор...щик, лимон...чик, молоч...ко, мор…щить. – 2-й рядВоз...мет, прил…нул, мел…кает, вол...ный. – 3-й ряд- Напишите оставшиеся в цепочке слова в алфавитном порядке. Работа по рядам.Проверка работы.^ 2. Физминутка для глаз (приложение № 1).3. Каждому ряду дается волшебный “цветочек”. На лепестках цветов написаны части слов. Например:- Посмотрите на необычные волшебные цветы.К вам, ребята, мы спешили.Познакомиться решили.Но вчера упали с кочкиИ распались на кусочки.Помогите! Помогите!Из кусочков нас сложите.- Составьте слова и запишите в строчку через запятую, подчеркните орфограмму.Прочтите, какие у вас получились слова. ^ 4. Диктант “Плюс – минус”.Если в слове пишется “Ь” знак, то ставите “плюс”, если в слове не пишется “Ь” знак, то ставите “минус”.Ольга, вулканчик, сосулька, беленький, овощной, женщина, больница, почта, долька, сердечко, уличный.(+ , -, +, +, -, -, +, -, +, -, - )- Дополнительно по времени можно дать по выбору учителя задания №5.^ 5. Посмотрите внимательно на предложения, написанные на доске.Мал...чики скол...зят по л...ду на кон...ках.На снегу виднелис... следы крошеч...ногозвер...ка.^ Рыжен...кая белоч...ка скрылас… в густом ел...нике.- Ребята 1-го ряда, запишите предложение, в котором большее количество слов с мягким знаком. (Дети пишут 1-е предложение).- Ребята 2-го ряда, запишите предложение, в котором три слова с мягким знаком. (Дети пишут 3-е предложение).- Ребята 3-го ряда, запишите предложение, в котором меньшее количество слов с мягким знаком. (Дети пишут 2-е предложение).- Укажите орфограммы. Подчеркните главные члены предложения (грамматическую основу).(Это задание можно выполнить по-другому: напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком)VIII. Домашнее задание.Напишите слова в два столбика по пять слов в каждый столбик, в один с “Ь”, в другой с сочетаниями чк, чн, нч, щн, нщ, рщ, чт.^ IX. Итог урока.- Что было на уроке трудным? А что интересным?- Для чего служит мягкий знак в словах?- В каких случаях он не пишется?- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?- За это время благодаря вашим умелым действиям выросло необычное волшебное дерево. Благодаря нему каждый из вас покажет пользу или бесполезность сегодняшнего урока. ^ Если урок для вас прошел на отлично, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву красное созревшее яблоко;Если урок прошел для вас хорошо, но ничего нового он вам не принес, он ничем не отличался для вас от прежних-то розовое недозревшее яблоко;^ Если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то зеленый плод яблока. “Сотвори солнце в себе”В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит, и греет. Давайте сотворим в себе солнце.Закройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка стала еще больше. Направляю лучики с добром, радостью, теплом, светом, нежностью, лаской. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем. (Руки в стороны перед собой) “Наши глазки”Чтоб глаза твои зорче были,Чтоб в очках тебе не ходить,Эти легкие движеньяПредлагаю повторить.Вдаль посмотрим и под ноги,Вправо, влево побыстрей.Удивимся – что такое?И закроем их скорей.А теперь по кругу быстро,Словно стрелочки часов,Проведем глазами дружно,Ну а дальше – будь здоров!Теперь и вы все отдохнули,Новая забота:Нужно сделать на “отлично”Новую работу.