Реферат по предмету "Разное"


«Орфоэпические нормы русского литературного языка»

10 класс.Русский язык.«Орфоэпические нормы русского литературного языка»Цель урока: обобщить знания учащихся о звуковом составе языка,совершенствовать умение фонетически характеризовать звуки;совершенствовать правописные навыки.Словарный диктантАккуратный, дискуссия, ровесник, режиссёр, продюсер, сверстник, коттедж, перрон, интриганка, комментарий, декадентство, аннотация, импресарио, грампластинка, явственный, трасса, ресурсы, мундштук, аттракцион, бескомпромиссный.Декадентство — это 1) военная организация; 2) кризисные, упа­дочные явления в искусстве; 3) политическое направление.Аннотация — это 1) критический отзыв на статью, книгу; 2) краткое изложение биографических сведений; 3) краткая характеристика книги, статьи.Импресарио — это 1) агент артиста, действующий от его имени; 2) бизнесмен; 3) доверенное лицо кинокомпании, отвечающий за по­становку фильма.Мундштук — это 1) вид оружия; 2) сооружение; 3) часть куритель­ной трубки. Проверка домашнего задания — Зачитайте слова, получившиеся при выполнении упр. 8 Перечислите твердые согласные в скороговорке 2. Укажите мягкие согласные в пословице 3. Какое количество звуков [ш] в пословице 4? Почему? Сколько звуков [ф] в четверостишье 5? Почему? Фронтальная беседа В речи звуки языка подвергаются изменениям. Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и, соответст­венно, не изменяются, реализуя свою сущность. В безударном положе­нии звучание гласных изменяется либо только количественно (произно­сятся короче) — это звуки [и], [ы], [у], либо количественно и качест­венно — это звуки [а], [о], [э]. Оформим нормы качественных изменений гласных звуков в виде обобщающей таблицы.^ Орфоэпические нормы произнесения гласных звуков Звуки Под ударением ^ В начале слова Предударный слог Заударный слог ^ После мягкого После твердого После мягкого После твердого [а] [а] [а] [иэ] [ыэ] [ь] Ъ [о] [о] [а] [и3] [а] [ь] Ъ [э] [э] [и3] [и3] [ы3] [ь] Ъ — Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными и пе­ред сонорными. В остальных случаях согласные звуки могут подвергать­ся изменениям. Вспомним орфоэпические нормы произнесения соглас­ных звуков и зафиксируем их . 1.На конце слова звонкий согласный оглушается в парный глухой: багаж [ш]. Исключение составляют слова Бог [х]. 2.При стечении двух шумных согласных, различных по звонкости и глухости происходит уподобление первого согласного второму: круж­ка [шк].3.В сочетаниях гк, гч -> [х]: мягкий [хк], мягче [хч'].4.В прилагательных, местоимениях на -ого/его -> [в]: красиво­го [-въвъ], моего [-йиэво].5.Сочетания -тс-, -тьс-, -дс-, дают звук [ц]: улыбается, купаться, городской.6.В сочетаниях -чн-, -чт- --> [ш]: конечно [шн], что [шт]. 7.Звуки [з] и [с] перед шипящими [ж], [ш], [ч'] произносятся как долгий шипящий: разжечь [ж], переписчик [ш], без шарфа [ш]. В словах иноязычного происхождения часто пишется буква -Е-, но предыдущий согласный произносится твердо: компьютер [т]. ^ Практическая работа — Запишите предложение. Объясните орфограммы и пунктограммы.Сумрачные, измученные тяжелой работой люди явственно чувст­вовали в сопротивлении одного человека укор своей пассивности. — Сделайте фонетический анализ слову «явственно». - В каких словах букв больше, чем звуков? (Явственно, чувствова­ла, в сопротивлении, пассивности) В каких словах звуков больше, чем букв? (Сумрачные, своей). Укажите слова, в которых действует орфоэпическая норма про­изношения согласного звука? Самостоятельная работа II. — Выполните упр. 9. Затранскрибируйте выделенные слова, раз­делите их на слоги и охарактеризуйте их. Дайте фонетический анализ согласным звукам. Как называется прием, когда автор преднамеренно использует сочетание согласных звуков? (Аллитерация) Какие звуки повторяет Ф. Тютчев в своем произведении, чтобы создать образ майской грозы? (грозу — [гр], первый - [р], гром — [гр], резвяся — [р'], играя — [гр], грохочет — [гр'], гремят — [гр'], раскаты — [р] и т.д.). Использование этих звуков позволяют читателю «услы­шать» раскаты майской грозы. ! Прием преднамеренного использования автором сочетаний глас­ных звуков называется ассонансом. «Быстро лечу я по рельсам чугун­ным, Думаю думу свою.» (Н.А. Некрасов) Проверочная работа — Выполните упр. 18. Слова-синонимы затранскрибируйте,разделите на слоги. Охарактеризуйте слоги и звуки устно.(Подведение итогов урока Что такое орфоэпия? В каких случаях гласные звуки произносятся отчетливо? Какие гласные звуки не изменяются качественно в безударном положении? Как изменяется звук [а]? Как изменяется звук [о]? -Как изменяется звук [э]? При каких условиях согласный звук произносится отчетливо? Назовите случаи, при которых согласные звуки качественно из­меняются.IX. Домашнее задание Выполните упр. 7, сделайте речеведческий анализ текста. Выполните упр. 10 и упр. 17, обращаясь к орфоэпиче­скому словарю. Запомните произнесение этих слов. Выясните отличи­тельные особенности русского ударения, ознакомившись с материалом учебника на стр. 13-14. — Повторите правописание суффиксов существительных и выпол­ните упр. 24. ^ X. Подготовка к ЕГЭ 1. В каком слове есть звук [т]? 1) грусть; 2) молотьба; 3) лодка; 4) счастливый 2. В каком слове есть звук [з']? 1) сбавить; 2) взгляд; 3) заяц; 4) косьба 3. В каком слове есть звук [ж]? 1) мужчина; 2) фуражка; 3) дождь; 4)художник 4. В каком слове есть звук [с]? айсберг; 3) вылезший; сжал; 4) подписчик. 5. В каком слове нет звука [т']? претензия; 3)темперамент; тембр; 4) лебедь. 6. Какое слово состоит из глухих согласных? съешьте; 3) поставь; шоколад; 4)подстричь. 7. Какие средства выразительности используются в двустишье?Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт) метафора; 4)градация; анафора; 5) парцелляция; 3)ассонанс; 6) аллитерация.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема межъязыковой интерференции в преподавании иностранных языков в вузе
Реферат Racism Essay Research Paper Racism is defined
Реферат Превращение США в первую индустриальную страну мира. Изменение промышленной структуры
Реферат WTO Essay Research Paper World Trade OrganizationThe
Реферат Мысль семейная по роману Анна Каренина
Реферат Еволюційні та революційні форми суспільного розвитку
Реферат Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия 2
Реферат Понятие и характеристика таможенных режимов, применяемых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации
Реферат История болезни - терапия (мочекаменная болезнь)
Реферат Серебро коллоидное серебро ионы серебра серебряная вода и его влияние на организм человека и животных
Реферат Хроническая обструктивная болезнь легких
Реферат Гражданское право - сделки
Реферат Аккредитация программы : первый выпуск состоится в 2014 году Приветствие заведующего кафедрой фвтм ифвт псахье С. Г
Реферат Звичаї та обряди українського народу
Реферат Cократ и Платон