Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"

М.Ю. Лермонтов «Дума»
«Дума» — стихотворение зрелогоЛермонтова, обнажающее общественно-духовный кризис последекабрьского поколения.Оно замыкает предшествующие социальные, политические, нравственные  изысканияпоэта и подводит итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельностьжизнедеятельности лермонтовских современников. После «Думы» и других близких повремени произведений поэта («И скучно и грустно», «Герой нашего времени», «Какчасто пестрою толпою окружен») в творчестве Лермонтова стали особенно заметныпоиски выхода из идейного кризиса. Поэтому «Дума» неразрывно связана как спредшествующими ей («Монолог», «Он был рожден для счастья, для надежд»), так ис последними стихотворениями, в которых наметилось внимательное наблюдение задействительностью с намерением найти социальную и идеологическую опору.Наиболее полно этот процесс выразился в «Родине», но прямое отношение к немуимеют и «Соседка», «Завещание», «Памяти А.И. Одоевского» — в них прослеживаетсянеослабевающий интерес к противостоящей лирическому герою «толпе», образу«простого человека».
Настроениям «Думы»созвучна лирика декабристов после восстания, поэтов-любомудров, кружка Н.В.Станкевича, философская проза романтиков.
Центральная идея «Думы» — осуждение духовной апатии поколения, неспособного «угадать» свое предназначениеи найти высокие гражданские и нравственные идеалы. Именно она определяетструктуру стихотворения. Лермонтов делит «Думу» на части: шестнадцатистишие,восьмистишие, двенадцатистишие и снова восьмистишие. В первой строфе, осуждаясвое поколение, поэт говорит нам о философских (5 и 9 стихи), психологических(10 стих), политических (11 стих) аспектах проблемы. Во второй строфе поэтраскрывает причину упадка, обращаясь к прошлому, что выражается в употребленииглаголов прошедшего времени по преимуществу (примеры). В  третьей строфеналичие глаголов настоящего времени (примеры) определяет описание поэтомситуации, сложившейся в годы его жизни. В четвертой же Лермонтов приходит кмысли о будущем, ему важном мнении потомков о своем поколении, даже если ихотношение к нему будет отрицательным. Такую противоречивость в мыслях поэтаотражают и разнородные рифмы: прилагательные рифмуются с местоимениями (примеры),существительные с прилагательными (примеры), глаголы с существительными(примеры), наречия с прилагательными (примеры), существительные снаречиями  (примеры)
Кольцевая композицияподчеркивает беспросветное будущее поколения («Его грядущее иль пусто ильтемно» — «И прах наш с строгостью судьи и гражданина / Потомок оскорбитпрезрительным стихом...»). Мысль о бездействии поколения (единственное действие- приближение к смерти), переданная в той или иной форме, оказываетсязамкнутой. Глубокий элегизм поддержан падающим ритмом, создаваемым укороченнымистихами и последовательным уменьшением ударений в стихе — переходом от шестистопного ямба к пяти и четырех стопному.
Личную трагедию Лермонтовосмыслил и как трагедию поколения. Уже в первом стихе («Печально я гляжу нанаше поколенье!») лирический герой («Я») становится частью «обличаемого» целого(«наше»): все, что присуще поколению,  присуще и лирическому герою. Однакоэтому противостоит энергия отрицания лирическим героем его поколения. Непокорность,непримиримость лирического героя прорывается в резко оценочных эпитетах,осуждающих все поколение («Перед опасностью – позорно малодушны,/ И передвластию — презренные рабы!»)
Лирический герой живет сразу в двухсферах: он находится в круге поколения и одновременно выходит за его пределы,осуждая своих современников. Двойной угол зрения автора проявляется вследующем: лирический герой  оценивает ситуацию и извне («Я гляжу»), и изнутри(«на наше»). Лирический  конфликт состоит в контрастном сочетании порыва кборьбе и обреченности, чувства личной исключительности и переживания ее утраты.В финале оба конфликта уступают место историческому конфликту: потомокпрезрительно отвергает современное поколение. «Дума» становится «похороннойпеснью» поколению и самому себе как его части.
Так в стихотворении«Дума» выразилась важная   тенденция творчества зрелого Лермонтова, когдапотерянность поколения в исторической жизни сопровождается ослаблениеминдивидуальности, личного начала, желания раствориться в поколении («Толпойугрюмою и скоро позабытый / Над миром мы пройдем без шума и следа»)
Снятие противопоставления лирическогогероя и «толпы», характерного для романтизма, означает переосмысление традиций.Поэтическая мысль «Думы» реализуется во внутреннем движении от элегическойинтимности печального размышления к мрачному трагическому обобщению, от высокойромантической ноты к скорбной и горькой иронии. Рядом с традиционной лексикойпсихологической и гражданской лирики, широко вводятся слова философского иэстетического содержания («познанье», «сомненье», «добру», «злу»), а такжепрозаизмы («не шевелят», «остаток», «касались»). Чем дальше развенчиваетсяпоколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторскоговоодушевления, резких оценочно-экспрессивных эпитетов. Характеристика поколениясопровождается все более крепнущими нотами осуждения, чувствами горечи инасмешки, иронии и сарказма. Бытовая окраска заключительных строф совпадает снаибольшей силой эмоционального осуждения.
Смена интонации исочетание в «Думе» различных стилистических пластов обусловили своеобразиежанровой формы, отличной как от «унылой» элегии, так и от  высокойобличительной сатиры. Совмещение философско-элегической медитации с ирониейпревращает стихотворение в «социальную элегию» — форму, специфическую дляЛермонтова: «социальная элегия» поэта вбирает в себя нравственные,исторический, философические, политические стороны жизни «поколенья» в ихпсихологическом преломлении. Равнодушие к добру и злу, осмысление высокихстрастей, неспособность к жертве, иссушение ума наукой, малодушие передопасностью, «угрюмость» и историческая никчемность, бесславие — все духовныемуки и пороки поколенья восходят к  скепсису, неверию, «бремени познанья исомненья». Лермонтов не усматривает в сомнении и отрицании ни положительныхценностей, ни пути к истине. Позиция его в «Думе» такова: сомнение и отрицаниебессильны и  бесплодны, как и лучшие порывы души, не приводящие к каким-либопозитивным результатам («зарытый скупостью и бесполезный клад»), что и становитсядуховной бедой поколения.
Современники былипотрясены тонами стихотворения, писали о лирическом «вопле», стоне души, обобличении в нем «черной стороны нашего века» и не могли не признать суровой ибеспощадной, хотя и лиричной  правды, заключенной в нем (В.Г. Белинский, В.Н Майков, Герцен)
Несмотря на голоса критиков, отметивших в «Думе» неосновательность субъективной оценки всегопоколения, стихотворение вызвало громкий общественный резонанс, заставив«многих вздрогнуть». «Дума» создала в русской лирике особую жанровуютрадиционную социальной элегии, проникнутой глубоким трагизмом, в которой поэтосуждает свое поколение при отождествлении себя с ними.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.