Реферат по предмету "Разное"


«Нации и межнациональные отношения»

МОУ «СОШ №16»ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 11А КЛАССЕ КУРС – ОБЩЕСТВОЗНАНИЕТЕМА УРОКА:НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯУЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 1 КВ. КАТЕГОРИИ - ПРЫТКОВА СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВНАГ. НОВОЧЕБОКСАРСКУрок по теме «Нации и межнациональные отношения» проводится в рамках школьного курса «Обществознание» в 11-м классе в ходе изучения главы «Социальное развитие», на проведение урока отводится 2 часа учебного времени.^ Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.Задачи урока: 1.Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.5. Показать учащимся, что Чувашия – полиэтнический и многоконфессиональный регион.^ Тип урока – комбинированный – элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».Литература:«Человек и общество». Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. – М.: Просвещение. 2004.Школьный словарь по обществознанию. 10-11: пособие для учащихся. /Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение. 2006.. Краткий словарь обществоведческих терминов./ Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. – Чебоксары. 2005.Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».Ход урока: 1. – Актуализация знаний.2. Изучение нового материала.3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.План урока:Этнические общности.Национальное самосознание.Развитие межнациональных отношений в современном мире.Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.Национальная политика.Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.^ Актуализация знаний учащихся: Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).^ Проблема урока: Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.Вопрос 1. Этнические общности.В современном мире существуют различные социальные общности.Социальные общности – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.^ Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.Остановимся на вопросе «Этнос – его основные черты и особенности».Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. ЭтносПлемя Народность НацияЧерты этносаЯзык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневногонародности судьба бытовое поведение поведениеСпецифическая материальная и духовная культураНация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.^ Признаки нацииЕдиная раса Язык Религия Привычки Ценности СолидарностьЗадание: Прочитайте в учебнике на стр. 222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.^ Вопрос 2. Национальное самосознаниеНациональное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.^ Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.^ Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом. Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция. ^ Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах. ^ Межнациональная интеграция – Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. Формы межнациональной дифференциацииСамоизоляция в целомПротекционизм в экономикеРелигиозный фанатизмНационализм в различных формах в политике и культуре Формы межнациональной интеграцииЭкономические и политические союзыТранснациональные корпорацииМеждународные культурные и народные центрыВзаимопроникновение религий и культур, ценностейПричины межнациональной интеграции1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр. 225-226. ^ Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире.По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% ( татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.) Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:Утрата прежнего высокого статуса русской нации.Рост сепаратистских тенденций на территории России.Демографические и миграционные процессы.Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?^ Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоленияНационализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?^ Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.^ Причины межнациональных конфликтов:Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.Колониальное население.Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.Виды межнациональных конфликтов:По поводу спорных территорий.Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.Из-за произвольного изменения административных границ.Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.^ Типы межнациональных конфликтов:1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).2. Этнотерриториальный (определение границ нации).3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).Пути разрешения межнациональных конфликтов:Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.Пути урегулирования межнациональных конфликтов:Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.^ Вопрос 5. Национальная политика. Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества – является национальная политика. ^ Гуманистические принципы политики в области национальных отношений Основные принципы национальной политики Условия гармонизации национальных отношений 1.Отказ от насилия и принуждения.2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.3. Признание прав и свобод человека.4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства. 1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.4. Неприятие любых форм шовинизма. 1. Наличие правового государства.2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.^ 5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень. Задание: Изучив раздел «Национальная политика» в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр. 229-230 учебник «Человек и общество», § 19).Закрепление изученной темы.Тестирование:Расположите этнические общности в порядке их исторического развития: А). народность; Б).род; В). клан; Г). племя;. Д). нация. 2. Современную нацию можно определить по признакам:А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство. 3. К исторически сложившимся группам людей относятся:А). народности; Б). классы; В). государства.Варианты правильных ответов (для самопроверки):Б, В, Г, А, Д.Д.А.Домашнее задание: § 19. Термины – выучить. Задания на стр. 231-232 №3, 5, 6.Просмотр мультимедийной презентации «Межэтнические связи Чувашии», подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.Справкао посещении урока обществознания в 11 А классеучитель истории – Прыткова С.В.На уроке присутствовали: зам. директора по УВР – Шевелева И.В., зам. директора по ВР – Лысикова З.М. Время проведения урока - Урок обществознания проводился в рамках изучения раздела «Социальное развитие современного общества». Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве. В условиях развития идей и принципов толерантнос-ти и предупреждения экстремизма, урок был призван показать на примере Чувашии, что народы России могут жить мирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций и интересов. На уроке, имевшим комбинированный характер деятельности, применялись различные методы обучения – лекция, беседа, использовалась работа с учебником, демонстрировалась мультимедийная презентация учащихся по теме «Межэтнические связи Чувашии». Учитель четко выстроил структуру урока, в начале урока была проведена активизация знаний учащихся с опорой имеющихся знаний по истории; затем четко прозвучала главная проблема урока и были определены задачи урока. Учитель методически грамотно сочетал лекционную подачу материала с беседой и работой по тесту параграфа (самостоятельная форма работы учеников). Участники учебного процесса – ученики 11А, активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов, касающихся национализма, движения скинхедов в России, высказывали свое негативное отношение к шовинизму, расизму и фашизму в любых его проявлениях. Группа учеников 11А продемонстрировала результат своей работы по проекту «Межэтнические связи Чувашии», подготовленного в рамках городского конкурса «Мир, в котором я живу». Мультимедийная презентация отразила, что Чувашия – это полиэтнический регион, как религиозном и культурном отношении. Работа учеников была оценена положительно. В конце урока для закрепления полученных знаний учащимся был предложен тест, учащиеся могла сами проверить свои знания с помощью «ключа с ответами». Психологический настрой урока был положительный, активность учащихся на уроке высокая. Учитель сумел с учетом психологических и возрастных особенностей старшеклассников построить урок и добиться положительного хода занятия. Домашнее задание было дано с учетом дифференцированного подхода к учащимся. Урок заслуживает положительной оценки.Зам. директора по УВР Шевелева И.В. Зам. директора по ВР Лысикова З.М.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров
Реферат Дослідження асортименту та технології холодних страв та закусок із м’яса та м’ясопродуктів у національній та зарубіжній кулінарії
Реферат Вклад В.М. Бехтерева и Г.И. Челпанова в становление отечественной психологии
Реферат АМГорький Правда - бог свободного человека
Реферат Налоговый и бухгалтерский учет основных средств
Реферат Изучение возможности использования экстракта корня солодки голой как профилактического средства дизадаптации в спорте
Реферат Софисты происхождение педагогики и культурного идеала
Реферат Организация технического обслуживания оборудования на баннопрачечном комбинате
Реферат Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами на примере ЧПУП Скидельагропродукт Гр
Реферат Борьба за власть в партийно-государственном руководстве 1921-1941 гг.
Реферат Химические элементы
Реферат Добровольный отказ и деятельное раскаяние сравнительный анализ институтов уголовного права
Реферат Понятие и предмет предпринимательского права. Принципы предпринимательского права
Реферат Підвищення ефективності чистового точіння сталей різцями з різальними пластинами з безвольфрамових
Реферат Незавершенное производство, выбор вариантов его учета и оценка остатков