Реферат по предмету "Психология"


семья как социальный институт

Пермский государственный технический университет Реферат на тему: «Семья как социальный институт.» Студент:Васильев Д.А. Группа:ТМСуск-07 Проверил:Самкова И.А. ПЕРМЬ2007 СОДЕРЖАНИЕ: Введение: стр 3. Основая часть: стр 4-6. Заключение: стр.7. Список используемой литературы: стр.8.

Введение. С термином “социология” каждый из нас встречается неоднократно. В современной жизни она у всех “на слуху”. Но что представляет собой социология как наука? Термин “социология” производная от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logo – слово, понятие, учение. Социология – наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается большим

количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Объектом той или иной науки является часть субъективной или объективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях. Основная часть. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами; б) совместное проживание в одном помещении; в) общий семейный бюджет. Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали.

Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям. Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля. В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает

множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде. Особую важность представляет моральная обязанность

по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи;

2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) “пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка,

семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.) А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь, так

как им того хочется (чаще – как сложится); сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар. Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная. Социальные функции семьи: Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Во всех обществах семья выполняла основные функции: - воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье); - воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества; - хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; - экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных

членов общества; - сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений; - духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; - социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая – организация рационального

досуга, взаимообогащение интересов; - эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Заключение. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института,изменение ее социальных функций,неролевых семейных отношений.Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов,в организации досуга и других важнейших

функциях.Традиционные роли,при которых женщина вела домашнее хозяйство,рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единаличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостаятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной,политической деятельности,экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.

Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.С одной стороны,оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношщениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию,воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности. Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных

усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами. . Список используемой литературы 1. Д. Маркович «Общая социология» Ростов-на- Дону, Издательство Ростовского университета, 1993 г. 2. С.С. Фролов «Основы социологии»

Москва, Издательство «Юристъ», 1997г 3. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество» Москва, Издательство «Просвещение», 1996г. 4. Философский энциклопедический словарь Москва, Издательство «Советская энциклопеция», 1983г. 5.А.А.Радугин;К.А.Радугин.»Социология,ку рс лекций.» Москва,

Издательство «Центр»,1997г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Преобразования Петра I социально-экономические, государственно-административные, военные. Утверж
Реферат Назначение и характеристики персонального компьютера
Реферат Организация перевозок 3
Реферат Passion And Life Essay Research Paper Passion
Реферат Массивы. Двумерные массивы
Реферат Русский писатель XX века идеалы творчество судьба
Реферат Семинары по истории зарубежной литературы
Реферат Фізичне виховання молодших школярів у напрямку родина-школа
Реферат Айтматов ч. - Проблемы современного общества в романе ч. айтматова плаха
Реферат Корыстно-насильственная преступность в вооруженных силах
Реферат Збройні Сили та інші військовi формування України на сучасному етапі
Реферат Определение неисправностей тормозной системы автомобиля с помощью стенда диагностики тормозной
Реферат Экологические войны
Реферат Управление как объект административно-правового регулирования
Реферат Эмоциональный интеллект команды и оценка ее деятельности