«Не убий» — нравственная норма всех временПроблема преступления и наказания в романах Ф.Достоевского и Т.ДрайзераЦели: Показать, что любая человеческая личность неприкосновенна. «Не убий» — это нравственная норма, которая в нормальной жизни не знает исключений. Попытаться разобраться в сложном и противоречивом характере главного героя. Развивать интерес к американской литературе, углублять навыки самостоятельной работы над текстом. Формировать у учащихся представления о личной причастности человека к добру и злу, которое его окружает; способствовать выработке чувства ответственности за выбор своего жизненного пути. Научить критически оценивать свои мысли, поступки и действия. Воспитывать такие ценные нравственные качества, как чувство сострадания, любовь к ближнему, вера в человека, ненависть к насилию, стремление к активному действенному добру, укрепление дружеских отношений между Россией и США. Ход урока Свет гаснет, горят свечи у портрета Ф.М.Достоевского У Державина: «Я царь, я раб, я червь, я бог!» Ф.М.Достоевский открыл двойственность души, т.е. показал, как в душе человека идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, высоким и низким, верой и безверием. Благотворным оказалось влияние его творчества на литературный процесс США. Пожалуй, нет ни одного большого писателя США XX века, который бы прошел мимо опыта Ф.Достоевского, особенно его влияние заметно у Драйзера в «Американской трагедии». Достоевский первым описал процесс внутренней борьбы человека на примере Родиона Раскольникова. Для чего понадобилось писателю заглянуть в потаенные уголки этой души? Для того, чтобы разобраться не только во всех «за», но и во всех «против», борьба которых наполняет страницы «Преступления и наказания». Судья: Слушается дело подсудимого Раскольникова. Секретарь: Из показаний следствия. Подсудимый Родион Раскольников под предлогом сдать вещи под проценты проник обманным путем в квартиру Алены Ивановны и зверски убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету 44 лет. Обратимся к деталям описанной сцены. При убийстве Алены Ивановны топор лезвием обращен к Раскольнику, угрожая ему: при убийстве Лизаветы он в руках озверелого от животного страха Раскольникова коварно переворачивается лезвием вниз, в сторону жертвы. Следователь (Порфирий Петрович): Меня всегда интересовала одна ваша статейка «О преступлении». Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете лица, которые могут... т.е. не то, что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан. Судья: Как? Что такое? Право на преступление? Следователь: Все дело в том, что в их статье все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» должны жить в послушании, а «необыкновенные» имеют право делать всякие преступления... Так у вас, если не ошибаюсь? Раскольников: Я просто намекнул, что необыкновенный человек сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... для своей идеи, хоть бы и через труп, кровь, двигая мир и ведя его к цели. Смотря, впрочем, по идее и размерам ее. Это заметьте. Например, Наполеон. Одним словом, у меня все равносильное право имеют на существование и — vive la guerre eternelle! Следователь: Да здравствует вековечная война! А вы в Бога веруете, извините, что так любопытствую. Раскольников: Верую. Следователь: И в воскресение Лазаря веруете? (За сценой звучит отрывок из романа «Преступление и наказание» («Воскресение Лазаря»). Раскольников: Верую. Судья: А кровь по совести разрешаешь? Присяжный заседатель: Ведь это разрешение крови по совести, это страшнее, чем официальное, законное разрешение кровь проливать... Следователь: Ну, а какой-нибудь муж али юноша вообразит, что он Ликург али Магомет. Али Наполеон... — будущий, разумеется, да и давай устранять к тому все препятствия... Предстоит, дескать, далекий поход, а для похода деньги нужны. Раскольников: Так что же? Общество ведь слишком обеспечено ссылками, тюрьмами, следователями, каторгами... и ищите вора! Следователь: А коль сыщим? Раскольников: Туда ему и дорога. Следователь: Ну-с, а насчет его совести-то? Солгать-то можно бесподобно, а натуру-то можно и не рассчитать. Вот оно коварство-то где-с! Раскольников: У кого есть совесть, тот страдает, коль сознает ошибку. Это и наказание ему. Почище каторги! Страдания и боль всегда обязательны для глубокого сердца. Следователь: А вот, когда вы вашу статейку сочиняли, вы сами себя считали человеком «необыкновенным», в вашем смысле? Решились бы, ну, например, убить и ограбить, ввиду каких-нибудь неудач и стеснения, или для помощи всему человечеству? Раскольников: Если б я и перешагнул, то уж, конечно бы, вам не сказал. Соня: Ох, как вы мучаетесь! Раскольников: Все вздор! Я Лизавету не хотел убивать, я ее нечаянно... Я старуху хотел убить, а тут пришла Лизавета... Соня: Господи! Что вы сделали!? Что вы над собой сделали? Нет тебя теперь несчастнее в целом свете! Вместе! Вместе, вместе на каторгу с тобой пойду! Раскольников: Я задал себе вопрос, что если, например, Наполеон на моем месте. Не покоробился ли бы убить смешную старушонку и взять у нее деньги из сундука для карьеры-то, понимаешь? Разве я старушонку убил? Я себя убил, ухлопал на века. Соня: Экое страдание! Что делать? Поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты оскорбил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны и скажи всем вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет. Раскольников: На каторгу? Донести на себя? Соня: А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь? Что теперь с тобой будет? Раскольников: Я еще поборюсь... Соня: Этакою-то муку нести, да ведь целую жизнь, целую жизнь. Страдания прими и искупи себя, вот что надо (уходит). Раскольников: Я под судом и все расскажу. Я для себя скажу, но пусть услышат и другие, и все судьи мои. Я убил! Судья: Слово предоставляется для защиты (примерные выступления учащихся со стороны защиты). Ученик: Раскольников — это продукт эпохи. Он совершил преступление, так как хотел поправить свое материальное положение и помочь людям. Ученик: Совершив преступление, Раскольников глубоко страдает, мучается, отделяет себя от людей. Эти муки — свидетельство того что в нем не погиб человек, жива совесть. Ученик: Раскольников способен не только говорить о добре, но и делать добро (оставляет деньги Мармеладовым, дает последние гроши полицейскому, чтобы тот проводил пьяную девочку, спасает детей при пожаре, будучи бедным студентом, содержит больного отца умершего друга). Разве это не поступки хорошего человека? Ученик: Опять-таки его человеколюбие диктует ему выбор жертвы. Это должна быть наименее «ощутимая» потеря для человечества, поэтому избирается существо, не только никчемное (вошь), но даже вредное. Ученик: Раскольников поднимает топор на Алену Ивановну, чтобы осчастливить все человечество в конечном счете. В течение нескольких секунд в душе героя происходит сдвиг. Максимальный альтруизм переходит в предельный эгоизм (страх быть разоблаченным), и жертвой этого эгоизма, страха становится смиренная Лизавета. Ученик: Раскольников в разговоре с Дуней говорит о том, что не понимает, почему «мучить правильною осадой — более почтенная форма». Значит, ради идеи на войне убивать можно? Ученик: Раскольников видит несправедливость мира, где сильному все позволено. «Кто крепок и сильнее умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель. А кто больше всех может посметь, тот и всех правее!» — доказывает он Соне. И он решил посметь, заявить о себе, проверить, способен ли он на решительный шаг. «Ну и я задумал по примеру авторитета». Значит, идея Раскольникова родилась не на голом месте, источником ее стала сама жизнь. Демонстрируется учебный фильм «Петербург Достоевского». Учитель: Рассмотрим пространство города, в котором ежедневно разыгрывается человеческая трагедия. Ученик: На улицах Петербурга гибнет Мармеладов. Ученик: Катерина Ивановна сходит с ума. Ученик: Прибегает к самоубийству женщина на мосту. Учитель: Петербург — это соучастник преступления, и городу-преступнику Достоевский противопоставляет спасительную христианскую пустыню. Судья: Слово предоставляется для обвинения (примерные ответы учащихся со стороны обвинения). Ученик: Если мы признаем убийство ради чего-то хорошего, значит, бывают «хорошие преступления». Ученик: Убийство процентщицы стало началом «цепной реакции» преступлений Раскольникова против людей «низшего разряда»: убита Лиза, обречен на каторгу Миколка, придавлена горем мать. И в этом трагедия человека, который поверил, что можно построить счастье на несчастье других. Ученик: Ну и что, что Раскольников «продукт эпохи», это его не оправдывает. Кем делается эпоха? Людьми! Виновность эпохи не оправдывает человека. Никакая среда не снимает с него ответственности. Человек должен отвечать за свои поступки. Ученик: Любая человеческая личность неприкосновенна. «Не убий» — это нравственная норма во всем мире, на все века, и она не знает исключений в нормальной жизни. Поэтому Раскольникова нельзя оправдывать. Он виновен. Учитель: Человек обязан давать отчет своим поступкам. Любой ценой выбиваться в «высший разряд» нельзя. Российские литературоведы: № 1. Поделив людей на 2 категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?» Убийство старухи-процентщицы — это самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным человеком? № 2. Есть в романе и иной смысл. «Эксперимент», на который решился герой. Достоевский испытывает человечностью основную идею, на основе которой совершается ход истории. № 3. Так что суд над идеей в душе Раскольникова является одновременно и судом Достоевского над историей, над процессом, попирающим человека. Судья: Выслушав всех, суд выносит приговор. Все странные особенности дела были приняты во внимание, учитывая все эти сведения и в уважение явки Родиона Раскольникова с повинной, суд приговаривает его к каторжным работам II разряда сроком на 8 лет. Учитель: Кого из писателей американской литературы XX века можно смело назвать последователем Ф.Достоевского? Ученик: Уильяма Фолкнера (1897-1962). Его называют Достоевским XX века. Высвечивая «темное» в психике человека, Фолкнер сострадал своим героям и верил в торжество добра. В лаконичной Нобелевского лауреата речи (1950 г.) он говорил: «Поэт должен не просто создавать летопись человеческой жизни, его произведения должны быть фундаментом, столпом, поддерживающим человека, помогающим ему выстоять и победить». Ученик: Теодора Драйзера (1871-1945). Его «Американскую трагедию» литературные критики называют «Преступление и наказание Клайда Гриффитса». В основе «Американской трагедии» тоже лежит убийство. Молодой человек, Клайд Гриффитс, обуреваемый честолюбивыми устремлениями, получает возможность жениться на состоятельной девушке Сондре, что открывает ему перспективы преуспевания. Однако препятствием оказывается бывшая возлюбленная Клайда — Роберта, простая девушка, к тому же ждущая ребенка. Драйзер ставит своего героя перед нелегким выбором: жениться на Роберте Олден, которая ждет от него ребенка, означает унылое существование мелкого служащего; брак с Сондрой — приобщение к миру богатства, жизненный успех. Но реализация этой американской мечты может быть достигнута только через устранение Роберты. Так зреет преступление. Клайд задумал убить Роберту, утопить ее. Но он не решается сам толкнуть ее в воду. Лодка переворачивается случайно. Вина героя в том, что он не помогает Роберте, когда она, не умея плавать, оказывается в воде. Американские журналисты: «Вечная тема» — преступление и наказание» — приобрела под пером Теодора Драйзера в «Американской трагедии» специфическое американское звучание. Американские реалии, атмосфера, но главное — психологический анализ, который обнажает процесс формирования личности героя и объясняет мотивы его преступления, в этом и заключается влияние Достоевского. Ученик: «Американская трагедия» Драйзера и «Преступление и наказание» Достоевского — это суровые обвинения не только индивидуализму героев (Клайда Гриффитса и Родиона Раскольникова), но и обществу. Ученик: Бросая обвинение обществу, Достоевский и Драйзер не снимают вины с главного героя. Человек должен отвечать за свои поступки. Ученик: Преступления, совершенные Раскольниковым и Гриффитсом, повлекли за собой гибель ни в чем неповинных людей (смиренной Лизаветы и неродившегося ребенка Роберты и Гриффитса). Ученик: Эти романы каждый в свое время стали литературной сенсацией и имели социально-психологический резонанс в обществе. Ученик: И Достоевского, и Драйзера волновало психологическое состояние человека, тщательно планирующего убийство, и особенно то, что следует за содеянным преступлением: муки совести, раскаяние, покаяние, сожаление о содеянном и неминуемое наказание. Американские литературоведы: Трагедия на озере Биг Биттерн относится к волнующим сценам романа. В изображении душевного состояния Клайда, его мучительной внутренней раздвоенности, нерешимости, страха, психологической атмосферы в момент гибели Роберты сказалось творческое усвоение Драйзером художественного опыта Достоевского. Драйзер мастерски показывает внутреннюю борьбу героя. «...Неужели я и в самом деле замышляю такое? Он, Клайд Гриффитс, не может серьезно думать ни о чем подобном. И все же...» «Клайд, твердо верь в успех. Говори с Робертой тихо, мягко, нежно, даже влюбленно. Так надо, чтобы подчинить ее твоей воле», — так говорило его второе, темное я». Учитель: Какие черты характера сыграли негативную роль в судьбах Родиона Раскольникова и Клайда Гриффитса? Ученики: Приверженность античеловеческой идее: идея сверхчеловека и жажда обладать «Мисс богатство»; податливость отрицательным внешним воздействиям; эгоизм; мечтательность; болезненное восприятие своего собственного бедственного положения; неверие в Бога; жестокость; трусость; неуравновешенность. Учитель: Мы с вами анализировали преступления, совершенные около 140 и 80 лет назад. В наше время существуют ли Раскольниковы, Гриффитсы и им подобные и знает ли исключения в современном мире нравственная норма «Не убий»? Об этом нам расскажет следователь по уголовным делам Красноармейского района г.Волгограда, майор милиции С.П.Иванов. Учитель: Возвращаясь к роману Достоевского, мы видим, что Раскольников впал в грех самообожествления. Он полагал, что законодателем нравственности является не Бог, а человек, так ли это? Клайд Гриффитс не считает себя виновным в смерти Роберты. Он ее в воду не толкал, но и руки помощи не протянул. Виновен ли он? Попросим ответить на эти вопросы и рассказать об основных заповедях Христа проректора Православного университета отца Александра. Священник отвечает на вопросы, рассказывает о заповедях Христовых и говорит о том, что любая человеческая личность неприкосновенна. «Не убий!» Благословляет всех участников образовательного процесса на добрые дела, поступки и помыслы. Учитель: Сегодня становится ясно, что Достоевский и Драйзер — великие художники, они предвидели трагическую ситуацию, в которой оказались человек и современный мир. Только сегодня, когда весь мир оказался на краю пропасти, мы подходим к мысли этих писателей, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле. Сегодня без понимания истин, открытых Достоевским, Драйзером, человечеству не выжить на Земле. Учитель: Послушайте обращение Ф.Достоевского и Т.Драйзера к потомкам, т.е. к нам. Магнитофонная запись. «Эй, ребята, жизнью не брезгуйте! Я верую, что вам еще много жить. Вам Бог жизнь приготовил, и, кто знает, может, она у некоторых только дымком пройдет... Ну и что же, что вас, может быть, слишком долго никто не заметит? Не во времени дело, а в вас самих. Станьте солнцем, вас и увидят!» Федор Михайлович Достоевский «Мне хотелось бы, чтобы Соединенные штаты сблизились с Россией. С какой бы точки зрения ни посмотреть на наши две страны... укрепление тесных дружеских отношений между нами будет иметь огромное значение. Я знаю, простые люди в Соединенных штатах думают точно так же, поэтому взаимное понимание и знание друг друга совершенно необходимы». Теодор Драйзер Учитель: Урок закончен. Я благодарю всех присутствующих. Спасибо, что приняли участие в нашем необычном уроке. Я благодарю учащихся за добросовестную подготовку к уроку. Надеюсь, что в трудных ситуациях вы сможете правильно оценить свои мысли, поступки и действия, ведь только разумно думающий человек способен творить, созидать во благо людей. Ирина РЫБИНА, учитель русского языка и литературы, Волгоград© «Учительская газета» №36 (10065) / 2005-09-06Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/?action=topic&toid=10841