Родион Суляндзига, Директор, к.с.нЦентр содействия коренным малочисленным народам Севера, Москва«Коренные малочисленные народы Севера в гражданском обществе современной России». Выступление на 8 конференции СИДА «Доверие, прозрачность и толерантность как основа демократического общества», Москва, 4-5 июня 20008Уважаемые участники конференции, Я выступаю от имени Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, объединяющей и представляющей интересы и права 40 северных народов, проживающих в 26 субъектах России от Мурманской области на западе до Чукотки на востоке страны, общей численностью более 250 000 человек.Позвольте мне вначале поблагодарить организаторов конференции за приглашение и возможность выступить с этой трибуны. Нашу организацию связывает с СИДА более чем десятилетнее сотрудничество. Правительство и коренные народы Канады были первые, кто протянул нам руку партнерства и дружбы в рамках масштабных проектов северного сотрудничества между Россией и Канадой в середине 90х годов. И по сей день эта кооперация продолжается в рамках программы НОРДЕП между двумя странами. И это непрекращающееся сотрудничество дорогого стоит. И мы это всегда ценим, и будем помнить. Мне до сих пор помнятся слова президента ICC, объединяющей инуитов Канады о том, что независимо от капиталистической или коммунистической системы проблемы аборигенов Севера во многом одинаковы. Вопрос в том, как государства подходят к решению этих проблем и формируют свою собственную политику в отношении своих аборигенных народов.Напомню, что к коренным малочисленным народам РФ относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и численно менее 50 тысяч человек. Главной особенностью является их традиционное хозяйствование, основанное на оленеводстве, охоте, рыболовстве, собирательстве, их абсолютная зависимость от состояния окружающей среды и неразрывная духовная связь с землей.Сегодняшнее тема конференции очень актуальна для россиян, возможно, что она даже ласкает уши и глаза, но пока не греет душу. Реальность гораздо суровее и прозаичнее.Вчера мы с вами слышали интересный информативный доклад уважаемого Посла об опыте и подходах Канады в области обеспечения доверия, открытости и толерантности в канадском обществе и как государство разрабатывает реальные меры в этом направлении. Мы также слышали выступления некоторых о том, что мы не привязываем эту тему к вопросу государственной политики, а что само общество должно создать платформу для доверия и толерантности. И с этим можно поспорить. Вопросы доверия, транспарентности, толерантности всегда были делом государственной важности и именно государство определяет векторы развития этого сектора гражданского общества.У России и Канады много общего, гораздо больше чем различий. Это и географические и климатические условия, это и наличие аборигенных народов на северных территориях. Это и федеративные отношения центра и регионов. Но есть одно главное отличие сегодня.В Канаде – культ права и правоприменения. Это не означает, что у Канады все проблемы решены, их наверное не меньше чем в России, это лишь означает, что они решаются последовательно, системно и комплексно.В России – культ силы. Сегодня выстроена мощная вертикаль власти, при этом горизонтальные структуры гражданского общества абсолютно неразвиты, особенно на региональном уровне. Причем есть ощущение, что власть делает это осознанно и продуманно, зачастую подменяя эти структуры ангажированными партиями и ручными организациями.Губернаторы теперь очень осторожно входят в Кремль, зато в свою очередь стараются отыграться на мэрах и муниципалитетах. Возникает замкнутый круг. Сила всегда подразумевает давление и подавление. Получается, что многие чиновники думают одно, говорят другое, а делают согласно предписанию государственно-бюрократической машины.Простому человеку вновь нет места в этой системе, что и вызывает апатию и безразличие. Последние выборы во Владивостоке показали, что мэром можно стать и при чуть более 20% голосующих горожан от всего списка избирателей. И это на фоне все возрастающей разницы между богатыми монополиями и бедными окраинами, превышающей уже десятки раз. Ведь вопросы доверия и прозрачности – это вопросы, прежде всего справедливого распределения благ. Кто в основном сегодня хозяйничает на Севере. Это альянс прежде всего региональной власти и государственных монополий, как Газпром, Роснефть, Транснефть и затем уже частных компаний и корпораций. Федеральная власть отстранилась от вопросов регулирования отношений недропользователей и коренных народов. Более того, оно сворачивает все что было по крохам накоплено за эти годы. Причем делая это цинично и двулично. С одной стороны провозглашая обеспечения прав и свобод КМНС, инициируя проведение второго международного десятилетия коренных народов мира, создавая одной из первых национальный оргкомитет по его проведению в РФ, подписывая меморандум о сотрудничестве с Канадой по вопросам развития севера и коренных народов, и тут же другой рукой не решаю глубинный вопрос прав на землю и традиционное природопользование КМНС, ликвидирует федеральную целевую программу по КМНС. 7 мая мы праздновали инаугурацию нового президента. Но нужно сказать, что именно 7 мая 2001 Путин подписал один из своих первых законов, закон о ТТП. Прошло семь лет, ни одна ТТП не создана. Более того, изъяты все оснополагающие статьи по защите прав КМНС из земельного, лесного, водного кодексов. Список можно продолжать. В тоже самое время президент подписывает указ о передачи церкви права бессрочного безвозмездного пользования землей, изъяв это же самое право у коренных народов, чье благополучие и этническое выживание всегда было связано с неразрывной связью со своей землей. Является ли это поступком правового социального государства и укрепляет ли это доверие к власти? Боюсь, что нет.Кто сегодня занимается вопросами развития Севера и аборигенных народов? Департамент по делам национальностей Минрегиона РФ, общение с которым становится все затруднительное и непродуктивным сегодня. Уровень компетентности и профессионализма – еще одна из причин утраты доверия к власти. Тем, кто призван служить народу присягают на верность видимо другим интересам. Вообще вопрос национальной политики стоит крайне актуально. Есть ли он в России? Или ее отсутствие – тоже политика?Если советская история гордилась своим освоением Севера, Сибири и Дальнего Востока и своим отношением к малым народам в пику колонизации и истреблению американских индейцев, но сегодня вектор истории говорит об обратном, о внутренней колонизации земель коренных народов, их пастбищ, охотничьих и рыболовных участков, священных мест добывающими компаниями. Что касается вопросов толерантности. По большому счету это слово незнакомо настоящим северянам, аборигенам и пришлому населению. Люди десятилетиями живут бок о бок в отдельно взятых сообществах, зная цену дружбы и взаимовыручки в суровых климатических условиях Арктики. Вопросы толерантности наиболее актуальны в условиях урбанизации и мегаполисов. Но сегодня слова как этничность, самоопределение воспринимаются как сепаратизм и практически не звучат с экранов телевидения или изданий СМИ.Несколько наглядных примеров.Многие помнят историю с убийством 2 летней девочки из Таджикистана в С-Петербурге, когда губернатор взяла под личный контроль это дело. Мало кто знает, что в ту же ночь от рук скинхэдов погиб студент северянин из пединститута имени Герцена. Или историю с убийством узбекского студента спортсменом в С-Петербурге, защищающего своего сына, но оказывается имеющего неоднократную судимость за серьезные статьи. Но СМИ формирует четкое общественное мнение, что он не виновен, что он даже герой, и что самое страшное, что жизнь или вернее смерть человека уже никого не интересует. Без суда и следствия, мы решаем кто прав и кто виноват.Думаю, что корни всего этого лежат в нашем недавнем прошлом. С распадом Союза, с крахом идеологии и семейных ценностей, с войны на Северном Кавказе, с коммерциализации всех сфер деятельности. Но что пугает. Сегодня даже так называемый кухонный бытовой расизм выплескивается в самую настоящую расовую ненависть, когда студенты или другие молодые могут запросто взорвать Черкизовский рынок, убить из-за цвета кожи или разреза глаз, при этом не испытывая ни малейшего чувства сожаления или горечи.Сегодня много говорят о возрождающем чувстве патриотизма россиян. Но, глядя на молодых болельщиков питерского Зенита, очень не хочется оказаться с ними рядом. Патриотизм – чувство ведь внутреннее, а не внешнее, и одними спортивными достижениями его не возродишь. Вся эта подмена понятий и принципов – и есть сегодняшнее состояние доверия, прозрачности и толерантности в российском обществе. Возникает даже ощущение, что наш двуглавый символизирует не только силу и мощь, но и двуличие, что является страшным пороком и даже угрозой для страны. Что нужно сегодня коренным народам? Их не нужно жалеть или воспринимать как реликтовые культуры или примитивные народы. Их нужно понять и воспринимать такими, какими они есть. Потеря даже одно малого народа – будет трагедией для всего сообщества. Сегодня у них даже особая миссия. Они – зачастую последний барьер перед ненасытными компаниями, безжалостно эксплуатирующими природные ресурсы и саму природу, они и есть живое напоминание всему обществу о связи человека с землей и окружающей средой. Мало кто знает о другом определении демократии, которое гласит, что демократия – это не власть большинства, а защита меньшинства.Вчера уважаемый выступающий говорил о создании российской нации, ее будущем с общей системой ценностей. Но я думаю, что будущее России, ее сила и мощь, как и прежде, будет заключаться в единстве многообразия и многообразии единства, в котором каждый народ, независимо от численности и вероисповедания, вносит достойную лепту в развитие страны. Это спасало ее во всех маленьких и больших конфликтах. Надеемся, что спасет и в этот раз.Спасибо за внимание.