Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Сознание как предмет психологии

Основные метафоры и свойства сознания
Предпосылки.Декарт: критерий психического — сознавание (отождествление психики и сознания).Первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Носознание – одно, целостное, и поэтому не может само себя изучать, нет сознаниякак предмета науки. Локк ввел понятие рефлексии, как внутренней деятельностиума, способности отражать свой психический опыт. С помощью рефлексии можноизучать сознание.
Психология сознания
Психологиясознания — наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними изаконах, которым они подчиняются. Метод – интроспекция.
Особенностинаучной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+”свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическимипроцедурами — возможность введения статистики.В.Вундт В.Джеймс Предмет психологии Сознание как сумма сложных образований, составленных из элементов, соединенных по определенным законам Сознание как процессы, целенаправленные, непрерывные изменчивые, сязанные с Я Задачи Изучение элементов и состояний сознания и законов связывающих эти элементы Изучение законов организации и протекания психических процессов. Метафоры Поле зрения Поток сознания
А)Структурная психология сознания. Психология – наука о непосредственном опыте.1879 год — открытие института психологии (Германия, Лейпциг), В. Вундт. Опыт сметрономом — описание свойств сознания (впечатлений). Сознание — структура иэта структура состоит из определенным образом организованных элементов.
Свойства сознания
1)Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерениеобъема сознания — объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40элементов.
/>2)Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания иточка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это областьнаиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.
3)Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию группэлементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемовниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.
Основные процессы сознания.
Перцепция- это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.
Апперцепция(связана с областью ясного видения) — сосредоточение сознания (внимания) накаком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания.Организация единицы более высокого порядка — акт апперцепции (буквы — в слова,слова — во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).
3цели программы Вундта:
Расчленениесознания на элементы, далее не делимые.
Выяснитьв каких взаимоотношениях находятся эти элементы.
Наэтой основе сформулировать общие законы душевной жизни. 
1.Элементы сознания:
Объективные(пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления.Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность вовремени, протяженность в пространстве).
Субъективные(связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение;напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувстваобеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.
2.Законы связи этих элементов.
1)Принцип градации элементов (простые чувства в более сложных образованиях)
/>/> ЦЦ — цельное
/> чувство
ЧЧ Ч — частичные
/>/>/>/>/>/>/> 
ПП П П П П П П П — простые
2)Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое,неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).
Отношения:
Принципассоциаций (Юм: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинность);(Гербарт: слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация– соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некотороецелостное образование.
3.Законы душевной жизни:
Законпсихических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом идруг от друга зависят.
Законконтраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаютсяотчетливо.
Законтворческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям.
Гетерогония(разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной.
Внекоторых областях психологии (физиологическая психология) теория Вундтаработает до сих пор.
Б)Динамическая психология сознания. У.Джемс: Сознание не структура, а процесс(динамическое целое). Выделил 2 вида состояний сознания: устойчивые иизменчивые (метафора полета птицы). Свойства потока сознания: непрерывность,изменчивость, невозможность “войти в одну и ту же реку”.
Потоксознания – непрерывно меняющийся процесс. Факт внутреннего опыта – происходяткакие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим.
Свойства потока сознания:
Каждоесостояние сознания стремится быть частью личного сознания (сознание принадлежиткому-то).
Вграницах личного сознания его состояния изменчивы(состояния сознаниянеповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а неощущения).
Всякоеличное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений
(а)мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие заним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое);
б)перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром итишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратиласьтишина)) Сознание неделимо на элементы.
Избирательностьили направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другиеотвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознаниявпечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержаниясознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, чтоболее значимые направляют поток в целом.
Жизньчеловека целенаправлена. Это непрерывная постановка задач и их решение. Психикачеловека функциональна, она служит для решения этих задач.
В)Э.Титченер (США, ученик Вундта). Попытка объединения теорий Вундта и Джеймса.Душа — совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всейжизни. Сознание — совокупность психических процессов, происходящих в душе вданный момент времени. Сознание — поперечное сечение души. Есть уровень ясногосознания и уровень смутного сознания. Метафора — волна внимания. Ясность,сенсорная интенсивность – степень внимания, высота волны.
Характеристикивнимания.
Интенсивностьвнимания
Объем
Продолжительностьво времени
3.Особенности “психологии сознания”:
1)точное определение предмета и метода;
2)Т. Кун (США) признаки нормальной науки для своего времени: теоретическоепредставление предмета, выделение его свойств, ряд объяснительных понятий;
3)заявление о своей специфике по отношению к естественным (предмет — сознание) игуманитарным (предмет — индивидуальное сознание) наукам.
Когдасознание проявляет усилие, оно выступает как структура. Если не делать никакихспециальных усилий, в сознании сами собой, непроизвольно проносятсявпечатления.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сырьевые и материальные ресурсы промышленности и повышение эффективности их использования
Реферат Теоретико-методичні основи екологічного виховання у позашкільних навчальних закладах
Реферат Японская культура. Реферат
Реферат Типология К.Г. Юнга и модель информационного метаболизма
Реферат Loft Comparrison Essay Essay Research Paper Comparison
Реферат Планирование деятельности торгового предприятия
Реферат Автоматизированная интеллектуальная система классификации информационных сообщений средств массовой информации
Реферат Региональная экономика и управление 3
Реферат Синтетический и аналитический учет на предприятии
Реферат Проверка затрат на производство и себестоимости услуг и продукции
Реферат Предмет и задачи клинической иммунологии
Реферат Отраслевая структура Республики Бурятия, анализ за ряд лет
Реферат Рынок кредитных и платежных карточек и направления его равития
Реферат Анализ стихотворений
Реферат А.Блок:Я лучшей доли не искал