Администрация города Нижнего Новгорода Департамент образования и социально-правовой защиты детства муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов Педагогические чтения«Использование современных педагогических и информационных технологий в работе классного руководителя. Проведение мультимедийных родительских собраний»Елагина Галина Александровна, классный руководитель 5«Б» классаг.Нижний Новгород, 2008г.Содержание Введение 41. Классный руководитель и родительское собрание 52. Проектная деятельность в воспитательной работе, как средство свободного творческого развития 7Заключение 13 Введение XXI век – век информации и стремительного развития информационных технологий. Это вносит корректировку во все сферы современной жизнедеятельности, в том числе и в систему образования. Новые принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся потребовали новых методов обучения и воспитания, которые формировали бы не просто знания и умения, а компетентности, т.е. умения и навыки, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения и воспитания, при которой учащийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и практической деятельности в целом. Одной из таких технологий является проектная деятельность, основу которой составляет активная познавательная деятельность учеников. Современный образовательный процесс предполагает применение новых педагогических технологий в учебной и воспитательной деятельности. Я - классный руководитель с 20 летним стажем - понимаю, что в стороне от этого процесса находиться нельзя. Это большая ответственность воспитывать молодое поколение, перед которым стоит задача чрезвычайной важности: стать не только сознательным и здоровым гражданином, но и обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, успешным в жизни. Широкое использование в своей работе классного руководителя современных информационных технологий и проектной деятельности, позволяют мне сделать воспитательный процесс продуктивным и увлекательным, творческим и не трудоемким, а результат ярким, запоминающимся и эффективным. Хочу поделиться опытом работы классного руководителя в разработке проекта и проведения родительского собрания, используя передовые педагогические и современные мультимедийные технологии. Проектная деятельность по созданию мультимедийных родительских собраний помогает мне ответить на главные вопросы классного руководителя в работе с родителями: Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно, полезно и носило познавательный характер? Как организовать работу по подготовке к родительскому собранию, чтобы в нем были задействованы все участники воспитательного процесса: классный руководитель, учителя – предметники, учащиеся и их родители? Как в процессе совместной деятельности влиять на формирование личностных качеств и социализацию подростка?^ 1. Классный руководитель и родительское собрание Классное родительское собрание — это эффективная форма взаимодействия классного руководителя с родителями своего класса. Именно от классного руководителя зависит, будут ли родители с удовольствием приходить на собрание в школу и активно участвовать в воспитательном процессе своих детей, или игнорировать его, считая бесполезным времяпровождением. Существует много рекомендаций к подготовке и проведению родительского собрания, которых необходимо придерживаться. Вот некоторые из них: Родительское собрание требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарный ход, который может разрабатываться самим классным руководителем или совместно с родительским комитетом класса и учащимися. Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме, но актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании родителей, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать уравновешенным, успешным, а значит счастливым. К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей и статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизнедеятельности учащихся класса. Очень важным для классного руководителя является обратная связь, т.е. мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично (в устной или письменной форме). Все эти рекомендации легко реализовываются в ходе совместной деятельности всех участников воспитательного процесса по созданию проекта «Родительские собрания с использованием мультимедийных технологий». В начале моего пути классного руководителя по проведению мультимедийных родительских собраний, я все делала сама: искала и отбирала материал, продумывала темы собраний и дискуссионные вопросы, проводила и анализировала анкетирование учащихся и родителей, создавала мультимедийное сопровождение и т.д. Требовалось много времени и усилий, чтобы подготовить и провести интересное родительское собрание, и чтобы родители захотели прийти на следующее собрание. Когда познакомилась с проектной деятельностью, я поняла, что это то, что мне необходимо применять в работе классного руководителя! Подготовка и проведение родительского собрания превратились в совместный творческий, увлекательный и развивающий процесс, а результат по своей значимости превзошел ожидания. С целью развития творческой личности, лидерских качеств ребенка, сотрудничества, улучшения взаимопонимания, взаимоуважения, очень важно чтобы проект создавали все участники воспитательного процесса, где каждому отводится своя роль: Классный руководитель это коллега, организатор деятельности, консультант по поставленной задаче, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Он должен направлять разные виды деятельности ребят и родителей, в совершенстве владеть проектной деятельностью и методами (исследовательскими, поисковыми и прочими), которыми овладевают учащиеся вместе с родителями в процессе работы над проектом. Родители – партнеры, консультанты и основные заказчики проекта, ведь в конечном итоге это для них проводятся родительские собрания. Именно они участвуют в совместном процессе сбора, систематизации и отбора информации по теме, предлагают свои варианты решения различных вопросов, опираясь на свой жизненный опыт. Учителя – предметники – главные специалисты по учебной деятельности учащихся, выступают на собрании, дают рекомендации родителям и ученикам, анализируют учебный процесс. Учащиеся формируют группы, распределяют обязанности, добывают информацию из различных источников, выясняют пути достижения цели, выслушивают друг друга, обмениваясь мнениями, используют медиа ресурсы для оформления результатов работы и т.д. Важно отметить, в ходе работы над проектом учащиеся получают важную информацию по вопросам образования, профессиональной деятельности, семейного воспитания, формируют активную гражданскую позицию, накапливают свой жизненный опыт, выстраивают модель своей будущей семьи и профессиональной деятельности, т.е. происходит социализация личности подростка. ^ 2. Проектная деятельность в воспитательной работе, как средство свободного творческого развития «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». Из основного тезиса современного понимания метода проектов.Цель проектной деятельности в воспитательной работе:Способствовать формированию системы ценностных ориентаций учащихся, идеалов, образцов поведения, способных актуализировать их стремление к самосовершенствованию, помогать в выборе путей самовоспитания, создавать условия для реализации творческого потенциала личности. В результате совместной проектной деятельности происходит: мобилизация всех необходимых знаний и навыков работы приобретенных ранее; фонтанирование идей по оформлению, дизайну, информационному содержанию работы; практически значимый конечный результат; желание и умение выполнить работу отличную от других; воспитание в ребёнке доброты и внимания к близким людям и окружающим. Ценным в проекте является не столько результат познавательной деятельности учащегося, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации; целеполаганию; организации и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии; презентации; коммуникативности; умению принимать решения. Проектная деятельность в современном понимании дает каждому участнику проекта многое: • интерактив • мультимедиа • моделинг • коммуникативность •продуктивность.Интерактив в переводе с английского означает взаимодействие, которое путем согласия или борьбы с окружающей природной и социальной средой и есть основа разумного существования. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (multi- много, media - способы, средства). Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные, описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности, чем традиционные способы передачи информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Моделинг в современных условиях понятие достаточно широкое. Прежде всего, это, конечно, моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования. Коммуникативность - это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса. Продуктивность означает получение конечного значимого результата своей практической деятельности, достижение поставленной цели.В ходе выполнения проекта выделяется несколько этапов:^ 1.Подготовительный этап. В ходе первой встречи, определяется тема проекта, степень ее изученности, основная цель, формируется рабочая группа, осуществляется планирование работы, составляется перечень заданий, определяются сроки выполнения конкретных частей проекта.^ 2.Этап поисковой и исследовательской работы. Изучается и систематизируется собранная из различных источников информация, проводится анализ и синтез идей.^ 3.Этап обработки и оформления результатов. На этапе оформления результатов учащиеся готовят мультимедийную поддержку родительского собрания (презентацию, фильмы, доклады выступающих и т.п.). Компьютерная презентация – это современный способ обработки и визуальное, яркое, динамичное представление информации. ^ 4.Анализ и оценка результатов проекта. Проводился качественный ее самоанализ и рецензирование проекта специалистами (администрацией школы, классными руководителями).^ 5.Защита проекта. Последний этап — реализация проекта непосредственно на родительском собрании.Работа над проектом начинается с создания рабочей группы. ^ Рабочая группа ФИО Должность Елагина Г.А. Классный руководитель 5 Б класса Шахисламова Л.Е. Учитель русского языка и литературы Вахромеева О.А. Председатель родит. комитета 5Б класса Новожилова О.В. Родит. комитет 5Б класса Новикова И.А. Родит. комитет 5Б класса Колбина И. Ученица 10 А класса Харитонова И. Ученица 10 А класса Россиев К. Ученик 5 Б класса Новожилова Н Ученица 5 Б класса Гусева М. Ученица 5 Б класса Такие группы можно организовать в начале учебного года сразу для всех запланированных собраний и других мероприятий, причем состав групп формировать таким образом, чтобы задействовать как можно больше родителей и детей.Далее представлена технология проектирования родительского собрания.Проектирование осуществляется пошагово. Шаг 1. Планирование разработки проекта.Логическая последовательность действий разработки проекта.Определить цели проекта (желаемый результат).Спланировать реализацию проекта, распределить обязанности между его участниками.Определить необходимые ресурсы и их источники.Провести экспертизу проекта и принять решение о начале его выполнения. Выполнить проект.Оценить результаты проекта.Шаг 2. Определение желаемых результатов (целей проекта)Цель проекта: Родительское собрание с использованием современных мультимедийных технологий Шаг 3. Планирование реализации проектаНеобходимо определить для каждого действия ожидаемый результат (цель действия) Действие Ожидаемый результат Подбор актуальных тем род. собраний для 5 кл Тема Сбор информации по теме Материалы родительского собрания Проведение анкетирования ребят и родителей Анкеты с ответами Обработка и анализ анкет Результаты анкетирования Выбор дискуссионных вопросов Перечень вопросов Составление основного доклада Доклад Создание мультимедийного сопровождения Презентация, фильмы Составление плана проведения родит. собрания План Обсуждение орг.вопросов и технического оснащения Организация и ресурсное обеспечение проекта Анализ и корректировка готового проекта Откорректированный проект После этого для каждого действия определяются сроки выполнения и ответственные.^ Циклограмма действий по достижению целей. № Действие Сроки Ответственные Подбор актуальных тем родительских собраний для 5 класса 1.12.2007 Елагина Г.А.Вахромеева О.А. Сбор информации по теме 8.12.2007 Елагина Г.А. Провести анкетирование ребят и родителей 8.12.2007 Новикова И.А.Новожилова Н. Гусева М Обработка и анализ анкет 10.12.2007 Елагина Г.А.Харитонова М. Выбор дискуссионных вопросов 10.12.2007 Елагина Г.А.Новожилова О.В. Составление основного доклада 12.12.2007 Елагина Г.А., Шахисламова Вахромеева О.А. Создание мультимедийного сопровождения 14.12.2007 Россиев Р. Елагина Г.А. Новожилова О.В. Составление плана проведения родительского собрания 14.12.2007 Елагина Г.А.Вахромеева О.А. Обсуждение орг. вопросов и технического оснащения 14.12.2007 Вся группа Анализ и корректировка готового проекта 14.12.2007 Вся группа Шаг 4. Планирование ресурсного обеспечения проекта. Планируются и оцениваются материальные затраты и источники финансирования в процессе работы над проектом (данный проект является малозатратным, т.к. незначительные расходы на бумагу, Интернет, эл.энергию и т.п. оплачиваются из семейного бюджета. Практически все родители и дети в течение учебного года задействованы в проектной деятельности). ^ Шаг 5. Экспертиза проекта Работа координатора с рабочей группой по экспертизе проекта.Дневник наблюдений ^ Вопросы координатора Ответы участников проекта Предлагаю оценить проект Хороший проект, все есть Малозатратный проект Актуальный, своевременный проект ^ Вывод: Проект одобрен, приступить к реализации.Шаг 6. Реализация проекта (проведение мультимедийного родительского собрания)Шаг 7. Оценка результатов проекта (совместное обсуждение проекта, при необходимости, вносятся изменения, дополнения и т.п.) В результате совместной проектной деятельности у классного руководителя имеется: План и сценарий проведения родительского собрания. Мультимедийное сопровождение (презентация и другие видео материалы). Анкеты и тесты для детей и родителей. Тезисы родительского собрания (раздаются в конце собрания, чтобы еще раз дома обсудить тему с другими членами семьи, в том числе и с детьми).^ 3. Презентация как одна из основных форм использования компьютерных технологий в проектной деятельности Остановлюсь подробнее на самом интересном этапе проектной деятельности – этапе обработки и оформления результатов, на котором создается презентация родительского собрания. Каким бы замечательным не был проект, но если он не представлен с помощью интересной мультимедийной презентации ожидаемый результат от реализации проекта будет невысоким. Презентация – это, прежде всего зрительное восприятие информации. Визуальная информация, создаваемая на экране, легко воспринимается и глубоко укладывается в сознании. Но здесь возникает проблема. Психологи говорят о том, что у современных детей наблюдается так называемое клиповое мышление, когда обо всем знают понемногу, но единая картина мира при этом не формируется. Используя этот недостаток, в создании презентации он превращается в достоинство. Дети легко воспринимают клиповую форму, а презентация – это своего рода тоже краткое образное представление материала. Презентация помогает воплотить в жизнь один из дидактических принципов — наглядность. Кроме того, создание презентации учащимися предполагает работу по отбору содержания, выделению самого главного, составлению плана и пошагового рассмотрения отдельных составляющих, овладение приемами графического и дизайн оформления. Учащиеся стремятся оживить объекты, подобрать музыкальное сопровождение. В результате приобретаются навыки работы с компьютером, и прививается информационная культура. Особое внимание необходимо уделять оценке презентации и проекта в целом. Безусловно, всех «разработчиков» надо похвалить, поощрить, вселить веру в будущее, независимо от уровня участия. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы над проектами ребята и родители должны учиться самостоятельно оценивать свою творческую работу, понять свои сильные и слабые стороны, найти отличие и взять на вооружение интересные идеи, элементы дизайна, творческие находки, которые присутствуют в других работах. Для ребят необходимо публичное признание, одобрение их труда. Таким образом, принятие и поддержка являются необходимыми условиями развития творческой активности и совершенствования творческого потенциала учащихся. Для оценки презентации применяем три показателя интегрального типа:Адекватность - соответствие и степень раскрытия темы с использованием средств компьютерных технологий.Выразительность - художественно-эстетическое восприятие, композиция, дизайн, цветовое решение.Креативность - неожиданные, оригинальные творческие решения, наличие авторского стиля. Крайне важным в данной совместной работе является направление, связанное с отработкой умений и навыков взаимодействия ребят между собой и родителями. Полноценная социализация ребенка невозможна без сформированных у него навыков работы в группе, команде, коллективе. При формировании групп необходимо учитывать личностные характеристики учеников и межличностные отношения в классном коллективе. Групповые занятия способствуют формированию коммуникативных, организаторских умений, способности работать в коллективе, навыков практической деятельности. Заключение Роль совместной проектной деятельности очень велика: она не только обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков, но и является мощным инструментом классного руководителя в воспитательной работе, способствует формированию личности, необходимой современному обществу - пытливой, активной, творческой. Учащиеся в школе должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Проектная деятельность эффективным образом через творчество, помогает формировать ключевые компетенции подростка: Общение (коммуникативные навыки и способности) Умение решать проблемы (умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат) Сотрудничество (умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде) Саморазвитие (способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление) Владение информационными технологиями (умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых). Освоив технологию проектной деятельности и начав применять ее на практике, вы сможете вместе с учащимися и родителями создавать любые проекты классного часа, родительского собрания, познавательно – развлекательного мероприятия. Лучшие проекты передаются в школьную медиатеку и могут использоваться другими классными руководителями в процессе подготовки и проведения своих родительских собраний. Необходимо отметить, что готовый проект можно легко трансформировать, изменить, дополнить своими материалами и фотографиями и использовать в своей деятельности любому классному руководителю (особых навыков и умений работы с компьютером здесь не требуется, в крайнем случае, можно попросить помочь любого ученика в классе).Меня, как классного руководителя, радует то, что атмосфера в коллективе изменилась в лучшую сторону: дети стали внимательнее относиться друг к другу, уважать мнения и интересы других, общение строится на принципах сотрудничества, взаимопомощи, появилась уверенность в собственных силах, повысилась успеваемость. Родители также отмечают положительные изменения во взаимоотношениях с детьми, чаще приходят в школу. Свои предложения, пожелания, замечания и вопросы родители записывают в «Книге отзывов родителей».^ Отзывы родителей: На родительских собраниях, проводимых классным руководителем 5Б класса Елагиной Г.А., были затронуты важные проблемы воспитания школьников. Весь материал был интересно подан с использованием мультимедийной презентации. Интересно было узнать мнение наших детей по вопросам взаимоотношений в семье, увидеть, как менялись наши дети и их взгляды в течение года. Хочется отметить, что для каждого ребенка наш классный руководитель нашла добрые слова, какие - то изюминки в их характерах. Я хожу на каждое собрание и узнаю для себя много нового и интересного. Родительские собрания с применением мультимедийных технологий подчеркивают современность классного руководителя, повышают ее статус, побуждают не только детей, но и нас, родителей, к совершенствованию в области компьютерных технологий. Очень важна совместная работа в процессе подготовки родительского собрания: общаясь с другими родителями и детьми, получаешь большой опыт по различным вопросам воспитания и обучения своего ребенка. Видя на экране результат такой работы, приятно сознавать, что там частичка и твоего труда, твоей души. Родительские собрания в 5 классе проходят более интересно, наглядно. Мы, родители, получаем более полную информацию, чем при традиционной форме проведения. Информация воспринимается не только на слух, но и визуально, гораздо больше узнаем о наших детях. Спасибо за такие родительские собрания! Для меня это было открытием. На каждом родительском собрании мы с интересом просматриваем фильмы из фотографий, сделанных на различных внеклассных мероприятиях. Детям нравится создавать и фильмы, и презентации. Видя горящие глаза наших детей, понимаем, что они в надежных, заботливых, любящих руках Галины Александровны!Три кита, на которых базируется воспитательный процесс в моем классе: проектная деятельность информационные технологии коллективное творчество Проектная деятельность с использованием информационных технологий делают воспитательный процесс современным, увлекательным, эффективным! Результат не заставил долго ждать: У родителей и детей появились общие интересы и темы для совместного обсуждения, отношения в семье улучшились. Родители с большим интересом занимаются проектной деятельностью и стараются не отставать в освоении компьютерной грамотности от своих талантливых детей. Родительские собрания превратились в университет для родителей, где они учатся, обмениваются опытом, общаются, видят и оценивают результат своего творческого труда. Класс дружный, ребята с удовольствием участвуют в проектах, учатся быть успешными. Значительно повысилась успеваемость (из 29 человек 22 учатся на «4» и «5»), появилась уверенность в своих силах, детям нравиться учиться и получать знания. Проект внеклассного мероприятия подготовил команду к районному конкурсу «Светофорчик», удивил жюри своей актуальностью и эксклюзивностью и занял 1 место, кроме того, дети включились в пропаганду безопасного поведения на дорогах и периодически выступают перед различными группами школьников. Проект «Семья 2008» открыл много талантливых детей и сейчас ведется активная концертная деятельность в детских садиках и на школьных праздниках. Знание компьютера и информационных технологий помогло занять команде 5Б класса 1место в районном конкурсе «Мой друг компьютер». Вместе мы уже наметили проектную деятельность в 6 классе: учитывая особенности переходного периода подростка, приоритетным направлением выбрали пропаганду здорового образа жизни и формирование активной гражданской позиции.Мне, как классному руководителю, доставляет огромное удовольствие творить совместно с детским коллективом, наблюдать за развитием творчества, фантазией, радоваться продуктивности их мышления, зрелости мысли. Ведь всё в конечном итоге направлено на развитие творческой личности – будущего гражданина России. За учеников своего класса я спокойна: они вырастут здоровыми, образованными, воспитанными, креативными, успешными и счастливыми! Литература Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2005. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 г. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания, Москва, «ВАКО»,2006 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва, «Аркти», 2004 Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры., Москва, 2005 Лупоядова Л.Ю. Родительские собрания. 5-7 классы, Волгоград, «Учитель» 2005 Литвинова А.А. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов. Волгоград, «Учитель» 2004