Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


«Деятельностный аспект обучения в процессе преподавания русского языка и литературы»

Тема: «Деятельностный аспект обучения в процессе преподавания русского языка и литературы»Единственный путь,ведущий к знанию - деятельность. Бернард Шоу Важность проблемы мотивации обучения русскому языку всегда осознавалась учеными, предлагались разнообразные пути ее решения. Однако в настоящее время необходимы новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпела школа к концу XX века. Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации, за счет введения поисково-исследовательских компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации, и в конечном счете позволяющих достигать гарантированные результаты обучения. Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме. Русский язык и до школы и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается интерес к языку, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Задача учителя – развить этот интерес. Не дать угаснуть тому небольшому огоньку, который только-только начинает разгораться в душе ребёнке. А сделать это можно благодаря инновационным технологиям, применяемым на уроках русского языка и литературы. Деятельностный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания. Считаю свой опыт актуальным, так как он нацелен на повышение практической направленности преподавания русского языка и литературы, привитие прочных умений и навыков, осуществление перспективного обучения, самоанализа и саморегуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. Противоречия: между природной любознательностью ребенка и его фактической пассивностью на уроке; между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков; между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объёмом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания; между высоким уровнем содержания курса русского языка и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном.^ Технология опыта: Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объём теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.^ Деятельностный подход к обучению предполагает:• наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.Считаю, что актуальность деятельностного обучения состоит в следующем: соответствие концепции гуманизации образования; поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; использование личностно-ориентированного обучения; соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.^ Цель:Создать условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Гипотеза: Если процесс изучения русского языка строится с учетом основных требований инновационного обучения, то учебная мотивация формируется успешно.^ Дидактические задачи деятельностного обучения: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков. Методические задачи инновационного обучения: оптимизировать учебно-воспитательный процесс, направленный на создание учебного исследования; создать обстановку сотрудничества ученика и учителя; выработать долговременную положительную мотивацию к обучению; включить учащихся в креативную деятельность; научить тщательно отбирать материал для создания творческой работы.^ Ведущая идея опыта: Создание на уроках русского языка и литературы условий для сознательного активного участия обучающихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления трудностей, радость открытия, радость достижения поставленной цели. Сущность опыта заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных ключевых компетентностей, позволяющих молодому человеку гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике; достигать образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.^ Личная концепция учителя: поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся; реализация задачи формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся; включение каждого ученика в активную творческую деятельность; усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности; создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки; поддержание и совершенствование умения и навыков, формируемых в начальной школе.1.6. Новизна опыта заключается в том, что:1) проблема формирования положительной мотивации при изучении русского языка решается с учетом возможностей инновационного обучения, представляющего собой одно из современных направлений, реализующих идеи развивающего обучения.2) в качестве средства реализации единства внешней и внутренней мотивации предлагается новая модель обучения - поисково-технологическая, совершенствующая владение логико-языковыми операциями как арсеналом логического мышления, развивающая умения образного мышления при осмыслении языковой теории и способствующая речевому развитию школьников.^ Методологической базой работы является теория интеллектуальных систем, философское понимание неразрывностиязыка - мышления – речи = творческий характер языка.^ В основе деятельностного обучения лежат следующие технологии:  развивающее обучение;  проблемное обучение;  развитее критического мышления;  дифференцированный подход к обучению;  создание ситуации успеха на уроке . Основными принципами деятельностного обучения являются: креативность (ориентация на творчество) ; научность; практическая ориентация; систематичность; интегрированность вариативность.От общих методических принципов деятельностного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю следующие методы: учебное исследование; опорный конспект; проект; вопросы (ромашка Блума); синквейн; эссе; работа с тестами; интегрирование; нетрадиционные формы домашнего задания.Технологию организации исследовательской деятельности можно представить в виде данной схемы: Учитель, который обеспечивает мотивированное включение школьников в познавательную деятельность с целью самостоятельного «добывания» знаний» и ученик, он ставит цель, сам мотивирует постановку цели, выполняет различные практические действия, чтобы получить результат и оценку своему труду.Деятельность: цель мотив действие средство результат оценка В совершенствовании преподавания русского языка наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по предмету. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.^ РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТАнаучные конференции; методические объединения; педагогические советы; открытые уроки; внеклассные мероприятия; панорама методических идей; защита педпроекта. ВыводыДостичь определённых результатов в изучении русского языка и литературы возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них познавательных способностей необходимо включить их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода - научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Все вышеперечисленное ставит перед учителем задачу хорошо владеть своим предметом, уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках не только смежных дисциплин, строить учебные планы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поняття про ліки тваринного походження
Реферат Анатомія цифрового фотоапарату в картинках
Реферат Когнітологічні моделі вилучення експертних знань для створення експертних систем
Реферат Термины авиации
Реферат Основы организации бухгалтерского учета на примере ООО Алатырская бумажная фабрика
Реферат Організації виробництва у доготівельних цехах ресторану Коліба
Реферат Закон заперечення заперечення
Реферат Система Інтернет-доступу
Реферат Спрощений Data Encryption Standart
Реферат Ориентировка во времени детей дошкольного возраста
Реферат Влияние лжецарей на развитие русского государства
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины методы принятия управленческих решений для направления подготовки 080500 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент»
Реферат Кримська війна
Реферат Трудова дисципліна та її похідні
Реферат Стерилізація медобладнання та матеріалів