Реферат по предмету "Разное"


«Деятельностный аспект обучения в процессе преподавания русского языка и литературы»

Тема: «Деятельностный аспект обучения в процессе преподавания русского языка и литературы»Единственный путь,ведущий к знанию - деятельность. Бернард Шоу Важность проблемы мотивации обучения русскому языку всегда осознавалась учеными, предлагались разнообразные пути ее решения. Однако в настоящее время необходимы новые подходы в связи с теми существенными изменениями, которые претерпела школа к концу XX века. Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации, за счет введения поисково-исследовательских компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации, и в конечном счете позволяющих достигать гарантированные результаты обучения. Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме. Русский язык и до школы и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается интерес к языку, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Задача учителя – развить этот интерес. Не дать угаснуть тому небольшому огоньку, который только-только начинает разгораться в душе ребёнке. А сделать это можно благодаря инновационным технологиям, применяемым на уроках русского языка и литературы. Деятельностный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания. Считаю свой опыт актуальным, так как он нацелен на повышение практической направленности преподавания русского языка и литературы, привитие прочных умений и навыков, осуществление перспективного обучения, самоанализа и саморегуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. Противоречия: между природной любознательностью ребенка и его фактической пассивностью на уроке; между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков; между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объёмом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания; между высоким уровнем содержания курса русского языка и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном.^ Технология опыта: Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объём теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.^ Деятельностный подход к обучению предполагает:• наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.Считаю, что актуальность деятельностного обучения состоит в следующем: соответствие концепции гуманизации образования; поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; использование личностно-ориентированного обучения; соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.^ Цель:Создать условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Гипотеза: Если процесс изучения русского языка строится с учетом основных требований инновационного обучения, то учебная мотивация формируется успешно.^ Дидактические задачи деятельностного обучения: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков. Методические задачи инновационного обучения: оптимизировать учебно-воспитательный процесс, направленный на создание учебного исследования; создать обстановку сотрудничества ученика и учителя; выработать долговременную положительную мотивацию к обучению; включить учащихся в креативную деятельность; научить тщательно отбирать материал для создания творческой работы.^ Ведущая идея опыта: Создание на уроках русского языка и литературы условий для сознательного активного участия обучающихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления трудностей, радость открытия, радость достижения поставленной цели. Сущность опыта заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий для развития универсальных ключевых компетентностей, позволяющих молодому человеку гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике; достигать образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.^ Личная концепция учителя: поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся; реализация задачи формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся; включение каждого ученика в активную творческую деятельность; усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности; создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки; поддержание и совершенствование умения и навыков, формируемых в начальной школе.1.6. Новизна опыта заключается в том, что:1) проблема формирования положительной мотивации при изучении русского языка решается с учетом возможностей инновационного обучения, представляющего собой одно из современных направлений, реализующих идеи развивающего обучения.2) в качестве средства реализации единства внешней и внутренней мотивации предлагается новая модель обучения - поисково-технологическая, совершенствующая владение логико-языковыми операциями как арсеналом логического мышления, развивающая умения образного мышления при осмыслении языковой теории и способствующая речевому развитию школьников.^ Методологической базой работы является теория интеллектуальных систем, философское понимание неразрывностиязыка - мышления – речи = творческий характер языка.^ В основе деятельностного обучения лежат следующие технологии:  развивающее обучение;  проблемное обучение;  развитее критического мышления;  дифференцированный подход к обучению;  создание ситуации успеха на уроке . Основными принципами деятельностного обучения являются: креативность (ориентация на творчество) ; научность; практическая ориентация; систематичность; интегрированность вариативность.От общих методических принципов деятельностного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяю следующие методы: учебное исследование; опорный конспект; проект; вопросы (ромашка Блума); синквейн; эссе; работа с тестами; интегрирование; нетрадиционные формы домашнего задания.Технологию организации исследовательской деятельности можно представить в виде данной схемы: Учитель, который обеспечивает мотивированное включение школьников в познавательную деятельность с целью самостоятельного «добывания» знаний» и ученик, он ставит цель, сам мотивирует постановку цели, выполняет различные практические действия, чтобы получить результат и оценку своему труду.Деятельность: цель мотив действие средство результат оценка В совершенствовании преподавания русского языка наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по предмету. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.^ РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТАнаучные конференции; методические объединения; педагогические советы; открытые уроки; внеклассные мероприятия; панорама методических идей; защита педпроекта. ВыводыДостичь определённых результатов в изучении русского языка и литературы возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них познавательных способностей необходимо включить их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода - научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Все вышеперечисленное ставит перед учителем задачу хорошо владеть своим предметом, уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках не только смежных дисциплин, строить учебные планы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.