Реферат по предмету "Педагогика"


Ориентировка во времени детей дошкольного возраста

Содержание
1.   Психологические основы восприятия времени детьми дошкольноговозраста
2.   Содержание работы по развитию временных представлений у детей вДОУ
3.   Методика работы по формированию у детей временных представлений назанятиях по математическому развитию
Список используемойлитературы

1.   Психологические основы восприятия временидетьми дошкольного возраста
 
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листоккалендаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтомупрограммой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детейориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детейзнакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следованиядруг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимопоказывать и объяснять дошкольникам.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научитьсясамим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильнообозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать ипланировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий взависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельностьво времени создает основу для развития таких качеств личности, какорганизованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимыхребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективнойреальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течениевремени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, ононеобратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшиедошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если времяесть, покажи мне его»
Как же ребенку показать время?
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизациювременных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни идеятельности. Большей точностью отличаются представления детей о такихпромежутках времени, навык различения которых формируется на основе личногоопыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которымиможно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность ихдействий, разнообразных видов деятельности.
Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год)представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мераскладывается из единиц предыдущей и служит основанием для построенияпоследующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должноосуществляться в строгой системе и последовательности, где знание однихинтервалов времени, возможность их определения и измерения служили быоснованием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенныехарактеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. В процессеразнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплексраздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутнымкомпонентом. По учению И.П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвуетв образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, невызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенныхотрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чегонадо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерениевремени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени иих взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия дляформирования четких представлений о времени.
2.   Содержание работы по формированию у детей временных представлений
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научитьсясамим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильнообозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать ипланировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий взависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельностьво времени создает основу для развития таких качеств личности какорганизованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимыхребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективнойреальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течениевремени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, ононеобратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшиедошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если времяесть, покажи мне его».
Поэтому перед воспитателями дошкольных учреждений, встает проблемаознакомления детей со временем – неосязаемым явлением в условии преобладаниянаглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста.
Диагностика развития временных представлений у старшихдошкольников должна включать задания на определение знания ребенком названийчастей суток; знания ребенком названий дней недели, их последовательности иумения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра; знания ребенкомназваний и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцысоставляют то или иное время года; умения ребенка определять время сиспользованием календаря, песочных и механических часов; умения определятьвремя по цикличности природных явлений.
Из этого следует, что в соответствии с задачами диагностики еёструктура будет состоять из пяти блоков заданий: исследование знания ребенкомназваний частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений идеятельности человека; выявление знания ребенком дней недели, ихпоследовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будетзавтра; определение знает ли ребенок названия месяцев и времен года, ихпоследовательность и какие месяцы входят в определенное время года; выявлениеумения определять время с использованием календаря и механических часов(методику исследования развития временных представлений у детей старшегодошкольного возраста см. в приложении 1).
Исходя из особенностей восприятия времени детьми дошкольноговозраста, можно конкретно определить через какое объективное явление можносформировать то или иное временное математическое понятие (см. рисунок 1).
/>
/>
Рисунок 1. Формирование математических понятий через объективныеявления
В работе по формированию временных представлений у дошкольниковможно использовать проектно-технологический подход В.Э. Штейнберга,который считает целесообразным использовать следующие унифицированныекомпоненты сценария занятия:
1. Этап познавательной деятельности:
– ознакомление с изучаемым объектом, для того чтобы накопитьследующую информацию по схеме: объект в целом и его характеристика, частиобъекта и их характеристики, возможные виды и разновидности объекта, надсистемаобъекта, в которую входит объект; типовой результат ознакомления – знания обобъекте в виде суммы признаков структуры объекта, вида его элементов иотношений между ними;
– формирование развёрнутой систематизированной характеристикиобъекта, которая включает: признаки структуры (части объектов, ингредиентывеществ, операции технологий), признаки вида (форма, материал, расположение исвязи элементов; последовательность или порядок выполнения операций, типэлементов, взаимное расположение и связи между атомами) и признаки отношения(количественные характеристики частей, операций, ингредиентов);
– дополнение характеристики объекта специальными сведениями:особенности функционирования и развития объекта; признаки рода, вида и классаобъекта; «формула» объекта типа патентной или фармацевтической, например: «формулауспешных реформ государства», «формула государства», «формула интересногодетектива» и т.п.; гуманитарный фон научных знаний об объекте;
– теоретическое обобщение темы, состоящее в том, чтобы построитьмодель в виде свёрнутого образа изучаемого объекта с помощью системных ипредметных ключей; подвести объект под определение с применением полученныхзнаний; применить определение для распознавания родственных объектов;сконструировать знания об объекте – самостоятельно создать учебные задачи илипроблемные ситуации.
2. Этап переживательной деятельности:
– поиск образной, эмоционально-эстетической ассоциации с изучаемойтемой, например, подбор архетипного художественного образа из числа известныхгероев мифов, легенд или сказок; для поиска образа могут использоватьсяразличные приёмы: эмпатия (вхождение в роль, образ), перенос свойств с одногообъекта на другой, приём «чудесное оживление» предметов и т.п.;
– оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных,изобразительных, пластических или иных средств; путём окраски в мажорную,уравновешенную (гармоничную) или минорную тональность и т.д.; целесообразноиспользовать образцы – аналоги, связанные по содержанию с художественнымотображением различных природных и социальных процессов; первые попытки будутносить упрощённый характер, однако по мере развития творческого воображенияучителя и учащихся вторая базовая способность будет развиваться, усилятсяхудожественность переживания и фиксация изучаемого знания.
3. Этап оценочной деятельности:
– чтобы разносторонне оценить изучаемое знание, определяютсяопорные объекты, например, человек, общество, природа, наука, искусство, моральили иные, к которым привязываются качественные и количественные оценки;
– вид оценки выбирается в зависимости от аспекта изучения объекта,например: человек – влияние на физическую, духовную или социальную культуру;общество – влияние на экологию, социальный или технический прогресс; природа – влияниена растительный или животный мир; затем уточняются шкалы для выбранных оценок,например: полезная или вредная значимость, нулевая, средняя и максимальнаязначимость и т.п.;
– результатами этапа оценивания изучаемого знания служат развитиетретьей базовой способности учащихся и освоение оценочной деятельности,усиление фиксации изучаемого знания и подготовка к изучению таких тем, какэкология, самоопределение человека и т.п.
Учитывая данный подход к формированию временных представлений удошкольников, можно выделить следующие этапы этого процесса:
Ø   знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь,сутки, неделя, месяц, год);
Ø   выведение «формулы» изучаемого объекта;
Ø   закрепление полученных знаний в различных видах деятельности спомощью разнообразных средств обучения;
Ø   определение важности полученного знания;
Ø   подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью,переход к новому понятию.
Последовательность этапов может варьироваться в зависимости отсюжета занятия. B повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей раноскладываются более или менее определенные представления о реальнойпродолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь.Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знаниядетей очастях суток, формировать навыки распознавания и умение называтьэтичасти суток уже в младшей группе. В средней группенеобходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательностичастей суток. В старших группах дать представление о сутках и познакомить припомощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо у детей развиватьи само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса ичас. Все этизнания о временинеобходимо формировать в ходе обучения на занятиях.
3.        Методика работы по формированию у детейвременных представлений на занятиях по математическому развитию
 
Ориентировкаво времени детей младшей группы.
В младшейгруппе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро,день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания ихдеятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезкивремени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей,утренней гимнастики, завтрака, занятия и т.д. создают реальные условия дляформирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени иперечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мысделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы ужепозавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенкаспрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» Ит. п.
С детьмирассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослыхв разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них былиявно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитательвыясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они этоделают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когдаиграешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисованото, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.
Постепеннослова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретаютэмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Ориентировкаво времени в средней группе.
Как и вмладшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном вповседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственнойоснове.
Педагогуточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, чтоделают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Ведетсябеседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор можетбыть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, чтоони делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду,что делают днем в детском саду и т.д. Он уточняет и обобщает, что дети делают вкаждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер иночь – это части суток.
Временныепонятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудноих усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня,завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается кдетям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Кудапойдем завтра?»
Значениеслов быстро – медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращаетвнимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно,затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрееодевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движенияпешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.
Ориентировкаво времени в старшей группе.
В началеучебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление отаких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей сутоксвязывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих ихвзрослых, но и с более объективными показателями времени – явлениями природы (утро– встает солнце, становится все светлее и светлее и т.п.). Воспитатель беседуетс детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие ихвзрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Ончитает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.
В качественаглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети впроцессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели,утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т.д. Уточнить представление о частяхсуток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».
Изменчивостьи относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»,затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловоезначение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были свами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у насбудет занятие по рисованию?».
Дляупражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широкоиспользуют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!».Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг.Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называетсоответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почтумы ходили…"»… вчера», – заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятиепо математике у нас было…"»… сегодня». «Рисовать мы будем…"»… завтра»и т.п.
Любят детиигру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан спредставлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое времядня, обычно в контрастном значении. Например, утро – вечер, завтра – вчера,быстро – медленно, рано – поздно и т.п.
На одном иззанятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называютсловом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждыйдень недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна ита же: понедельник, вторник, среда… Названия дней недели связывают с конкретнымсодержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике ифизкультуре, по четвергам – …»). Теперь дети ежедневно называют утром текущийдень недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра.Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели попорядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередуетвопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мыходили в среду?»
Когда детинаучатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковымномером.
Длязакрепления знания последовательности дней недели может быть использованасловесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней неделипозволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени,раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.
Ориентировкаво времени подготовительной группе.
Начиная смладшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной кшколе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер,ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия.Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуютосознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственныхсвязей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочнойчувственной основе, т.е. переживании длительности времени в связи с осуществлениемразнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а такженаблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
Большоезначение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодоввремени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и ихпродолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и вкакой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня.Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день».
Полезно приознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое времясуток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдениядетей, чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает днем?», «Путешествиевечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинкисоответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часысуток: утром, днем, вечером, ночью.
Закрепляюти представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словомдень, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю.Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторники т.д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий ипоследующий.
Важно какможно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованиюслов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, послеэтого.
Присоставлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точнойпередачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Этоимеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так исамих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают.
Еще большеезначение имеет использование словесных игровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!»,«Наоборот». Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают словапротивоположного значения (утро – вечер, сначала – потом, быстро – медленно ит.п.), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц илигод.
Детейподготовительной группы знакомят с названием текущего месяца, Они постепеннозапоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминаниюсодействует чтение книги С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Важно воспитатьу детей чувство времени, т.е. развить восприятие длительности временныхотрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе возможнонаучить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени,т.е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. Всвязи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временныхотрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделатьза тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения временимежду сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение былосвязано с суеверным почитанием числа «семь» – по числу видимых небесных тел(Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни неделитак и определялись: понедельник – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия,четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, воскресенье – Солнца.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая –от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая – от полукруга дополного круга; третья – от круга вновь к форме полукруга; четвертая – отполукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней,что и называлосьу славян седмицей или неделей. Если смена дня и ночиобусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен годаопределяется вращением Земли вокруг Солнца. Год – это время полного оборотаЗемли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условносчитают 0.часов 0 минут 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишниесутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.
Необходимапостоянная работа поформированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшегодошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению современем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточныепредставления о календарном времени. Заучивание названий и последовательностидней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированиемосновных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести,необратимости, о смене и периодичности вре. Сведения об отдельных временныхобозначенияхявляются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временныхотношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибозависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временныхэталонов.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомлениедетей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающейдействительности, так как распорядок жизни в детском саду строится поопределенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни неделикакие проводятся занятия, что будет способствовать формированию ихпсихологической готовности к занятиям.
С помощью календаря определяется и время наступления праздников,вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознатьтакже последовательность времен года, с которыми связаны сезонныеизменения.
В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательныйинтереск разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6–7лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественнаяхарактеристика мер времени, приборы измерения времени.
Педагогпостоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то илииное дело, например сколько времени они могут одеваться или раздеваться,рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т.п. Каждый разуказывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.
Развитоечувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.
Методика проведения занятия.
1. Процесс формирования временных представлений у дошкольников назанятии начинается с ознакомления с частями суток. Целесообразно начать такоезанятие с загадывания загадки, использования художественного слова исюрпризного момента. Далее воспитатель раскрывает детям смысл понятия «утро» спомощью художественного слова или театрализации и предлагает выбрать цвет дляобозначения этого понятия. Затем задает вопрос: «Ребята, как вы узнаете, чтосейчас утро?» Дети предлагают свои ориентиры. Педагог предлагаетсистематизировать знание, создав модель «Утро». Для создания модели в центрфланелеграфа помещается круг цвета обозначающего утро (например, желтый), авокруг него символы, обозначающие человека, солнце, механические часы и тень.
На доске располагается математическое табло, в каждом кармашкекоторого карточки-символы, обозначающие разные виды человеческой деятельности,положения солнца, стрелок часов, тени (с этими обозначениями целесообразнопознакомить до занятия). Воспитатель предлагает детям отобрать те карточки,которые подходят к понятию утро. Каждый выбор обсуждается. Затем детисамостоятельно выводят формулу утра, выбирая наиболее характерные признаки(рисунок 2). И отвечают на вопрос: «Что такое утро?
/>
Так жевыводятся понятия «день», «вечер», «ночь».
2.Следующий этап – закрепление полученных знаний в различных видах деятельности спомощью разнообразных средств и методов обучения.
На этомэтапе можно провести игру «Когда это бывает», использовать загадки,инсценировки, рассматривание репродукций картин, чтение художественныхпроизведений, слушание музыки. Например, выбирается ребенок, он вытягивает фантс цветом какой либо части суток (например дня), но не показывает его остальным.С помощью мимики и жестов он изображает один или несколько признаков дня, аостальные должны отгадать, какую деятельность он изображает и к какой частисуток эта деятельность относится. Или детям предлагается репродукция картины(например, картина А.И. Куинджи «Днепр утром») и нужно дать ей название,определив какая из частей суток на ней изображена. Угадавший ребенок объясняетпо каким признакам он установил, что это утро (розоватое небо, туман, тишина,сырая трава и т.д.). Так же проводится работа и с отрывками из художественных имузыкальных произведений. Воспитатель зачитывает отрывок и предлагает ответить,утром, днем, вечером или ночью произошло описанное событие. Если просушиваласьмелодия, событие устанавливается путем анализа выразительных средствмузыкального произведения.
3.Следующий этап – детям можно задать вопрос о значении той или иной части сутокдля человека и природы. Ночью человек и природы отдыхают, набираются сил, анекоторые животные наоборот просыпаются и выходят на охоту (например, крабы)для того, чтобы их не заметили и т.д.
4. Цельзаключительного этапа занятия показать временную последовательность и перейти кновому понятию «сутки». Детям предлагается выложить цветные кружочки в той последовательности,в которой сменяются утро, день, вечер, ночь. Затем воспитатель говорит о том,что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, с которыми дети познакомятся наследующем занятии.
Всегонеобходимо провести семь занятий: на ознакомление с частями суток, с дняминедели, месяцами, четырьмя сезонами и понятием «год».
В процессзнакомства детей с временем можно добавить занятия по формированиюпредставлений о времени и его измерении. Их особенностью является то, что черезвесь комплекс проходит единая сюжетная линия. Дети отправляются в странуВремени, где живут в волшебном замке четыре принцессы Утро, День, Вечер и Ночь.Макет замка Год является своеобразной моделью. Он состоит из двенадцати башен,символизирующих двенадцать месяцев года. Каждая башня выстроена в четыре этажа(недели), каждый этаж – из семи кирпичиков цветов радуги (дни недели). Башниотличаются только маковками: у трех башен они белого цвета (зимние месяцы), утрех – зеленого (весенние месяцы), у следующей троицы – красного (летние месяцы)и у последних – желтого (осенние месяцы). Таким образом, в ходе занятий детисначала знакомятся с принцессами (временами суток), затем начинают помогатьстроить им замок: делают кирпичи и выкладывают их в определеннойпоследовательности (изучают понятие сутки и дни недели), выстраивают этажи(получают представления о том, что четыре недели составляют месяц), отстраиваютсначала башни с белами маковками (изучают зимние месяцы), затем с зелеными,красными, желтыми. Итоговое занятие можно провести в форме праздника Новоселье.
Все занятияпроводятся в течение года и между ними достаточно большие интервалы, поэтомуважно продолжать знакомить детей с временной последовательностью и еёизмерением в повседневной жизни.
Кромевышеперечисленных занятий необходимо познакомить детей с часами, развиватьчувство времени, для этого могут использоваться игры и упражнения, которыевключаются в третью часть традиционных занятий по математическому развитию.
Формированиепредставлений о времени должно происходить не только вспециально-организованных формах, а так же на занятиях по экологии, рисованию,на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.
Длязакрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно вработе с детьми использовать и компьютер. На экране дисплея могутдемонстрироваться заготовленные фрагменты изображения в цвете характерныхобъективных данных: положение солнца, наличие луны, звезд на небосклоне исоответствующей цветовой освещенности земной поверхности; или деятельности,характерной для каждой части суток. Ребенок, распознав часть суток, долженнажать соответствующую функциональную клавишу, чтобы цветовым знаком обозначитьопознанное время. Правильность действия ребенка может быть оценена на экранедисплея в идее различной реакции изображенного символа: например, забавногочеловечка, радующегося или опечаленного.

Списоклитературы
1.        Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка отрождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина,Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
2.        Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.– М.: Просвещение, 1990.
3.        Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированиюэлементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. –1996. – №1.
4.        Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени удетей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение,1991.
5.        Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры сматематическим содержанием. – М., 1987.
6.        Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты:Теория, методика, практика. – М.: Народное образование, 2002.
7.        Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детскомсаду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб.заведений. – 2‑е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.