МОУ СОШ с. ПреображенкаДоклад«Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы».Автор – Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы I категории МОУ СОШ с. Преображенка2011 г. с. ПреображенкаОглавление.Введение стр. 1 – 15 а) Джон Дьюи – основоположник метода проектов. Б) Е. Патрик и В. Кильпатрик – продолжатели идей Д. Дьюи. В) Метод проектов в России в 20 – е годы XX столетия. Г) Что такое учебный проект? Д) Этапы работы над проектом. Е) Презентация проекта.II. Аналитическая часть. Стр. 16 – 18 III.Содержательная часть. Стр. 19 – 26IV.Проектная деятельность. Стр. 26V.Заключение. стр. 26 – 27Литература. Стр. 28Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы.«Не существует сколько – нибудь достоверных типов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе».А. Н. КолмогоровВведение. Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать её. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися, которых учитель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний. Чего наши дети ждут от учителя? – Знаний для жизни. Необходимо так организовать учение, чтобы выявлять имеющиеся у учеников знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой. Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у учителей возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников для её формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чём – либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформулированность умения их использования. Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые (а, может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по – новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Объяснительно – иллюстративный метод не годится. Самостоятельная деятельность учащихся здесь очень ограничена, целью является усвоение знаний. Проблемные ситуации, уровневые дифференциации, дифференцированный подход, коллективные способы обучения и т. Д. – всё это хорошо, но это средства, лишь отчасти решающие перечисленные проблемы, «косметически» улучшающие традиционную систему обучения, основой которой является объяснительно – иллюстративный метод. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико – ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него таких проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации. Для решения очерченных проблем больше подходит метод проектов. Данный метод не является открытием нашего времени. Он зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа – идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1852). В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом: — ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании; — усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс; — ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.^ Условиями успешности обучения по Дьюи являются: — проблематизация учебного материала; — активность ребенка; — связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.^ Методические приемы создания проблемных ситуаций: — учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение; — сталкивает противоречия в практической деятельности; — излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; — предлагает рассмотреть явление с различных позиций; — побуждает делать сравнения, обобщения, выводы; — ставит конкретные вопросы; — ставит проблемные задачи. Предложенная Дж. Дьюи перестройка современного ему школьного обучения, абстрактного, схоластического, оторванного от жизни, направленного на заучивание (зубрежку) теоретических знаний, в школьную систему, обучающую «путем делания», обогащающую личный опыт ребенка, созвучна нашему времени как никогда. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, а также ее динамичное изменение и уточнение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться. Джон Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания. В современном прочтении этого подхода нам видится ценность его метода обучения в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания. Идеи Дж. Дьюи оказали большое влияние на систему образования XX столетия. Современная дидактика использует наглядность, практические и лабораторные работы, поисковый и проблемный методы. А недооценка Дьюи теоретических знаний и дедуктивного метода в познании, переоценка роли спонтанного интереса и систематизирующих способностей у ребенка были ошибочными. В конце XX века интерес к идеям Джона Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие способности учащихся. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала, что означает: — владение многозначностью, т.е. умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений; — умение сжимать и обобщать информацию, создавать свои собственные экономные структуры, концептуальные карты и схемы; — умение мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного; — умение находить главные, ведущие принципы любого явления.Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» — конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен. Вильям Кильпатрик предполагал, что стимулом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и свяАй с ней необходимостью приобретения новых знаний является «рефлекс цели» (по И.П. Павлову). По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью — один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства. В этом аспекте и был употреблен термин «проект». Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В. Кильпатрик выделил четыре типа проектов: Воплощение мысли во внешнюю форму.П. Получение эстетического наслаждения. Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы.IV. Получение новых данных, усиление степени познания, таланта. По мнению В. Кильпатрика, проектом может быть постановка пьесы в школьном театре (I тип проекта), рассматривание и обсуждение картины (II тип проекта), освоение какой-либо деятельности, например письма на уровне старшеклассников (IV тип проекта). Таким образом, все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Однако выполнение таких проектов не всегда связано с приобретением учащимися новых знаний и умений, т.е. с их учением. С другой стороны, интересы учащихся могут быть очень разнообразными и не всегда соответствовать требованиям жизни. Следовательно, идея В. Кильпатрика о построеА учебного процесса с учетом только из интересов ребенка не целесообразна. Сегодня уже понятно, что без структурирования изучаемого материала с учетом возрастных особенностей школьников, без школьной программы, руководствуясь сиюминутными интересами учащихся, сделать процесс эффективным невозможно. Однако некоторые идеи Кильпатрика получили развитие и не потеряли актуальности и в наши дни, и прежде всего — идея повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов. Период существования этой новации был недолгим, так как в советскую школу был некритически перенесен американский опыт путем введения в практику школ комплексно-проектных программ, значительно сокращавших объем общеобразовательных знаний по основным учебным предметам, отводящих большое место практической деятельности учащихся, по выполнению намеченных программами практических дел — «проектов», в числе которых были такие, например, как «Поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан», «Научимся разводить кур» и т.д. Группируя материал различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов, программы предусматривали «клочкообразное» сообщение учащимся знаний о природе (физика, химия, биология и т.д.), об обществе (обществоведение, история, география, литература и т.д.). Утвержденные программы усиливали недостатки и пороки прежних (комплексных) программ. Работая по комплексно-проектным программам, школа не могла обеспечить учащимся необходимого объеА систематических знаний: окончившие школу не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. Поэтому эти программы и связанный с ними «метод проектов» не получили тогда широкого применения в практике массовой школы. Постановлением ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в отечественной педагогике он не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Метод проектов в 20-30 годы прошлого столетия привлек внимание советских педагогов, которые считали, что, критически переработанный, он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике. Пропагандировалась активность ребенка на основе свободы, а роль учителя сводилась к руководству самостоятельной работой учащихся и пробуждению их пытливости. Однако постоянных программ не было, учащимся давали лишь те знания, которые могли найти практическое применение в их жизни. Такая бессистемность изучения дисциплин, чрезмерная прагматичность подхода к обучению приводила к тому, что учащиеся не получали полноценных знаний. Тем не менее, современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает: — связь обучения с жизнью; — развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе; — развитие умения адаптироваться к действительности; — умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности. Метод проектов тогда называли еще и методом проблем. Авторы предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Изначально предполагалось, что очень важно вызвать личную заинтересованность учеников в приобретении конкретных знаний, которые могут пригодиться им в жизни. Проблема, для решения которой необходимо было приложить знания или приобрести новые, была взята из реальной жизни, была значимой для ученика. Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носили характер проектной деятельности. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»; «Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро – и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия». В Тезаурусе для учителей и школьных психологов «Новые ценности образования» (М., 1995) термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». «Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». Эта формулировка дает верное, но слишком широкое толкование понятия Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Что же такое учебный проект?Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Так что же такое учебный проект? Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности.Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях. Учебный проект Проблема проекта «Почему?»(это важно для меня лично) Актуальность проблемы – мотивация Цель проекта «Зачем?»(мы делаем проект) Целеполагание Задачи проекта «Что?»(для этого мы делаем) Постановка задачи Методы и способы «Как?»(мы это можем делать) Выбор способов и методов планирования Результаты «Что получится?»(как решение проблемы) Ожидаемый результат Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается. Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление. Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы. ПРОБЛЕМАЦЕЛЬ ЗАДАЧА ЗАДАЧА ЗАДАЧА ЗАДАЧА ЗАДАЧА МЕТОДЫ МЕТОДЫ МЕТОДЫ МЕТОДЫ МЕТОДЫ ^ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТКонечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей – тоже. Они что – то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолевали их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт – это одно из воплощений замысла. Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: — проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);— целеполаганию и планированию деятельности;— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; — умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В англоговорящих странах этот метод характеризуется как learn by doing— учение через деятельность. Точнее о методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Еще одна из характеристик метода проектов на английском языке звучит так — cooperative learning. Это означает учение в кооперации, т.е. совместное, а мы понимаем его как групповое. Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки групповая работа характерна для большинства учебных проектов и дает очень важный учебно-воспитательный эффект. Имея в виду групповую работу детей над проектом, мы, тем не менее, не должны забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения. Метод учебного проекта характеризуется как: — личностно ориентированный;— деятельностный;— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;— построенный на принципах проблемного обучения;— развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;— формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; — воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;— здоровьесберегающий. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.Этапы работы методом проектов. Можно выделить следующие этапы работы над проектом:1 – й – погружение в проект;2 – й – организация деятельности;3 – й – осуществление деятельности;4 – й – презентация результатов.Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, я покажу с помощью следующей таблицы: Учитель Учащиеся 1 2 1 – й этап – погружения в проект Формулирует: Осуществляет: 1) проблему проекта 1) личностное присвоение проблемы 2) сюжетную ситуацию 2) вживание в ситуацию 3) цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач 2 – й этап - организация деятельности Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: 4) организовать группы; 4) разбивку на группы; 5) распределить амплуа в группах; 5) распределение ролей в группе; 6) спланировать деятельность по решению задач проекта; 6) планирование работы; 7) возможные формы презентации результатов; 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; 3 – й этап – осуществление деятельности Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно: 8) консультирует учащихся по необходимости; 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; 9) ненавязчиво контролирует; 9) консультируются по необходимости; 10) даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; 10) «добывают » недостающие знания; 11) репетирует с уче6никами предстоящую презентацию результатов; 11) подготавливают презентацию результатов; 4 – й этап – презентация Принимает отчёт: Демонстрируют: 12) обобщает и резюмирует полученные результаты работы; 12) понимание проблемы, цели и задач; 13) подводит итоги обуче6ния; 13) умение планировать и осуществлять работу; 14) оценивает умения: обобщаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др.; 14) найденный способ решения проблемы; 15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. 15) рефлексию деятельности и результата; 16) дают взаимооценку деятельности и её результативности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые может сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации. Когда подходит время анализировать, подводить итоги проделанной работе, ученики относятся к этому как к штатной, плановой ситуации. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании. Итак, ребята уже поработали, что-то сделали. На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего продукта: дети делали макет, или слайд-шоу, или альманах, или шили фольклорный костюм. Но интересующий нас результат проектной деятельности — это прежде всего ход самой деятельности. Нас, учителей, интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений. Для учеников момент презентации — предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Нелишним будет пояснить, а если это возможно, то и показать, как необходимо осуществлять предлагаемый способ решения. То, что в ходе подготовки к презентации дети готовят, мы называем продуктом проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, veb-сайт, газета, альманах, костюмы, макеты, сценарий и прочее. Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы. Так, если ученики решали проблему коммуникации между двумя соседними селами, расположенными по обе стороны реки, и у них родилась идея наведения понтонного моста через реку, то это не значит, что результатом проекта должен быть наведенный мост. Нет! Результатом работы над проектом будет ход мыслительной деятельности детей, собранная ими информация, приобретенные по ходу работы знания, порожденные и отвергнутые по тем или иным причинам варианты решения проблемы и, наконец, найденный конструктивный замысел. Об этом замысле необходимо доходчиво и наглядно рассказать, предъявляя результат своей работы. По всей видимости, в этом случае хорошо бы показать эскиз задуманного моста, может быть, какие-то расчеты и характеристики, план или способ проведения работ по его строительству. Вот это и будет презентацией результата работы над проектом. Учебный проект тем и отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат работы над проектом — анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта. Поэтому, когда в одной английской школе показывали концерт как результат деятельности в проекте по английской литературе, учителя были разочарованы: это был лишь продукт, а результат был скрыт от зрителя. Как дети к этому готовились, как они к этому результату пришли, почему были отобраны те или другие произведения, следовало объяснить до начала чтения стихов и показа пьес. Таким образом, результат был предъявлен неправильно. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии — здесь без этого не обойтись. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Учителю презентация нужна потому, что ему еще не известна в подробностях работа учащихся над проектом, проходившая в большой степени самостоятельно. Ему, безусловно, необходимо проследить и ход рождения идей, и рассуждения участников проекта, их аргументацию при принятии решения и то, как были использованы полученные в школе знания, житейский опыт, какая новая информация и откуда поступила и как детьми рассматривалась. Об этом на презентации рассказывает каждая команда, предъявляя самоанализ и рефлексию своей деятельности. На наработанном учениками материале учитель решает свои задачи по обучению и воспитанию. Здесь ему предстоит играть уже заметную роль: отметить, что нового узнали ученики, насколько хорошо они справились с применением ранее полученных знаний. Если позволяет ситуация, т.е. проект выполняется в конце изучения темы и с ней связан, необходимо сделать требуемое обобщение, связать изученное с уже известным и с тем, что предстоит детям узнать в будущем. Организовать предъявление результатов работы учениками надо так, чтобы и выступление учителя с ролью, отведенной ему на последнем этапе осуществления проекта, было встроено в презентацию органично. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Выбранный способ презентации или опирается на уже сформированные умения проводить публичные выступления и демонстрации, или в процессе работы над проектом эти умения формируются и развиваются. На презентации может происходить демонстрация или альбома, или альманаха, или эскиза, чертежа во время устного доклада. Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма), слайд-шоу, veb-сайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта. Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. И если помнить, что результатом работы над проектом является прежде всего замысел способа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявить прежде всего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представить одно из воплощений замысла или образ. Очевидна подчиненность продукта основной идее проекта. Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать и показать, опубликовать, представить на всеобщее обозрение. Для подростка возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. Педагогической целью проведения презентации является выработА или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: — кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;— демонстрировать понимание проблемы про