Психосексуальные особенности подростковоговозрастаСуществуют многочисленные связи между социальными ипсихологическими реакциями подростков и биологическими аспектами полового созревания,которые обсуждались в гл. 7. Ниже мы вкратце рассматрим некоторые из этихпсихо-социальных проблем. Сексуальные фантазии Сексуальные фантазии и сновидения подробнее онирассматриваются в гл. 14 у подростков встречаются чаще и выражены более четко,чем у детей младшего возраста нередко они сопровождают
мастурбацию Hass,1979 . В одном из исследований было показано, что только у 7 девочек и 11 мальчиков подросткового возраста, практикующих мастурбацию, она не связана ссексуальными фантазиями, тогда как примерно у половины подростков фантазиисопровождают мастурбацию практически все время Sorenson, 1973 . Назначениесексуальных фантазий у подростков многообразно они усиливают удовольствие отсексуальной активности, служат суррогатом реального но недоступного половогоопыта, вызывают половое
возбуждение или оргазм, обеспечивают психическуюподготовку к сексуальной активности в более старшем возрасте, создаютвозможность для безопасного сексуального экспериментирования в отсутствие стесняющихфакторов. Сексуальные фантазии намечают те направления, по которым развиваетсясексуальное воображение у большинства взрослых людей. По этой причине опыт,приобретаемый подростком в процессе формирования индивидуального наборафантазий и познания способов их использования, имеет важное значение для егоили ее последующей
половой активности и приобретения уверенности в себе. Самостоятельность По мере того как у подростка формируется сознаниесобственной индивидуальности и уменьшается степень зависимости от родителей идругих оказывающих на него влияние взрослых, возрастает значениевзаимоотношений со сверстниками. Именно в процессе общения друг с другомподростки получают необходимые им поддержку и руководство. В этом возрастечрезвычайно велико желание жить по-своему, исправить ошибки предыдущегопоколения.
Лишь с годами приходит осознание собственных целей, вырабатываютсяправила поведения и способы его контроля. Потребность подростков в свободеобычно сочетается с желанием быть похожим на своих друзей, хотя нередко им неудается совместить то и другое. Отношение к сексу в разных молодежных группах можетбыть различным, поскольку отражает этнические и экономические особенностиданной группы. В одном случае правила сексуального поведения могут быть вполнетрадиционными и возводить невинность
девушки в степень высшей добродетели тогда почти всякая сексуальная активность ограничивается рамками законных отношений. Если девушка не следует этим правилам, онаприобретает плохую репутацию, которая может испортить ее будущее и делает еежертвой мужчин, ищущих легкой добычи . Если подросток входит вкомпанию, в которой на секс смотрят как на символ успеха и делят людей на посвященных и непосвященных , это может заставить его бытьсексуально-активным только из желания соответствовать
принятым в его обществестандартам. Более того, есть основания говорить о своего рода тираниисексуальных ценностей сверстники ожидают от подростка приобретениясексуального опыта в возможно более раннем возрасте и считают тех, кого неустраивает такое требование, несовременными, людьми второго сорта Chilman,1979 Sarrel, Sarrel, 1979 Burkhart, 1981 . Отношение подростка к сексу, принятие им решений,касающихся сексуальных отношений, отражает степень
индивидуальной психологическойзрелости, личную систему ценностей, моральные соображения, страх передопасностью нежелательных последствий и наличие увлечения или любви. Этиличностные характеристики нередко вступают в противоречие с требованиями,предъявляемыми средой сверстников, и их ограничивающий эффект в современномобществе, по-видимому, сильнее ощущается подростками-девочками, нежелимальчиками. Создается впечатление, что подростки, начавшие половую жизнь иливплотную приблизившиеся
к этому, выше других ценят личную независимость, большеполагаются на друзей, чем на собственную семью, чаще употребляют наркотики иалкоголь и в большей степени склонны к участию в политических выступлениях посравнению со своими сверстниками Jessor, Jessor, 1975 I.L. Reiss, 1980 . В стремлении освободиться от опеки родителей некоторыеподростки используют секс как доказательство своей независимости и способностисамостоятельно принимать решения.
Такая свобода достается им нелегко ведьподростки получают от старшего поколения наследство, отягощенное устойчивымдвойным стандартом в отношении секса и глубоким чувством сексуальной вины. Ихотя мнение о равенстве полов в настоящее время распространено очень широко,влияние старых представлений во многих отношениях ощущается еще достаточносильно. Мужчина до сих пор рассматривается как инициатор сексуальных отношений.
Если же эту роль берет на себя женщина, ее чаще всего считают агрессивной или сексуально озабоченной . Подростки ещене в состоянии разрешить все противоречия, возникающие при сексуальном общении,страдают от информации и неосведомленности. Более того, они зачастую склонныподменять один круг проблем другим Sarrel, Sarrel, 1979 Burkhart, 1981 . Реакция родителей Хотя в целом взрослые приветствуют стремлениеподростков к самостоятельности и порой даже требуют от
них взрослого поведения,на сексуальные отношения в большинстве случаев это требование нераспространяется. Очевидно, что многих родителей пугает сексуальность ихподрастающих детей и они пытаются повлиять на нее самыми нелогичными способами запрещают сексуальное образование в школах нельзя забивать головувредными мыслями , ограничивают получение подростками информации опротивозачаточных средствах надо, чтобы девушка страшиласьбеременности , осуществляют надзор за тем, что читает подросток и какиесмотрит фильмы в чистых
умах не заводятся дурные мысли ,изобретают школьную форму умеренность подавляет похоть либоделают вид, что подростковая сексуальность просто напросто не существует. К счастью не все родители придерживаются стольханжеских взглядов на сексуальность подростков, некоторые из них относятся кэтой проблеме гораздо более либерально. Есть родители, которые открытообсуждают с детьми вопросы пола и даже помогают им в выборе противозачаточныхсредств.
Более того, некоторые буквально толкают детей на приобретениесексуального опыта. Такое отношение можно объяснить желанием родителей зановопережить собственную юность, наблюдая за личной жизнью детей. Важно сознавать, что половая активность подростковслужит источником волнений для их родителей. Большинство тех, кто имеетдочерей, обеспокоены возможностью их нежелательной беременности, поскольку нетникакой гарантии, что противозачаточные средства будут употреблены имиправильно и в нужное время.
Беспокоит родителей и возможность зараженияболезнями, которые передаются половым путем. Кроме того, многие взрослыеоказываются в двойственном положении они искренне верят в необходимостьсоблюдения освященных традицией правил сексуального поведения, которые подросткукажутся непонятными, и в то же время не хотят выглядеть в глазах своих детейчересчур строгими и старомодными. Интересно, что у некоторых родителей вызываетбеспокойство, если их ребенок-подросток не проявляет интереса
к сверстникампротивоположного пола они рассматривают это как вероятный признак склонности кгомосексуализму. Большинство взрослых, каким бы ни был их собственныйстиль половой жизни, стараются ограничить половую активность своих детей доженитьбы или замужества I.L. Reiss, 1967, 1980 . В результате такого отношенияв тех случаях, когда родителям принадлежит основная роль в половом воспитании,у ребенка формируется более традиционная система сексуальных ценностей ивозрастает
вероятность сохранить девственность в подростковом возрасте Lewis,1973 . Кроме того, последние исследования показали, что у подростка,привязанного к матери, повышается вероятность формирования взглядов на половыеотношения и соответствующего поведения, которые свойственны матери Weinstein,Thomton, 1989 . Списокиспользованной литературы 1. Основы сексологии HUMAN SEXUALITY . Уильям Г. Мастерc,
Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К.Колодни. Пер. с англ. М. Мир,1998. х 692 с ил. ISBN 5-03-003223-1
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |