«Возвращение к истокам»ОглавлениеВведение ………………………………………………………. 2Основная часть ………………………………………………. 3Заключение …………………………………………………… 9Список использованных источников и литературы…….. 10Приложения…………………………………………………… 11 Казанский Собор до разрушения Разрушенный Казанский Собор Современный вид собора. Икона Казанской Божьей Матери. Тропарь и молитва. Социологический опрос учащихся МОУ Зуевской СО школыВведение.В настоящее время в нашей стране введен новый государственный праздник - День народного единства, который приходится на 4 ноября, на день празднования иконы Казанской Божьей Матери. Меня заинтересовало такое совпадение. Наше государство хотя и православное, но все же светское. Я обратился к своему учителю истории за разъяснением. Она сказала, что праздник новый, но имеет очень давнюю традицию своего празднования и не зря совпадает с православным праздником. А так как учитель посоветовала мне прочитать историю Смутного времени, я отправился в библиотеку, а затем и в Интернет. Когда мне все стало ясно, я подумал, интересно, а другие знают что-нибудь о новом празднике. Ведь если праздник называется День народного единства, то народ должен знать о своем празднике, его истории и традиции празднования. И я решил провести социологический опрос среди своих одноклассников и людей старшего возраста (приложение 3). Результаты социологического опроса показали, что мои одноклассники знают имена Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, но не связывают их с вновь введенным праздником. Ничего не знают ни о Дне народного единства, ни об иконе Казанской Божьей Матери. Пожилые люди хорошо знают о православной традиции празднования, но не понимают его современной идеи. Поэтому я подготовил работу и сделал компьютерную презентацию. На классном часе рассказал одноклассникам все об истории праздника Дня народного единства, о чудодейственной иконе Казанской Божьей Матери и Казанском соборе, возведённом на Красной площади в честь освобождения Москвы в 1612 году. После классного часа было проведено анкетирование моих одноклассников. Все поблагодарили за проведенную работу и предложили проводить классные часы, на которых будут рассказаны истории возникновения других праздников.^ Основная часть.Историческая обстановка. В начале XVII века Русскую землю постигло страшное бедствие, которое потомки назвали Смутным временем. После убийства сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и смерти бездетного Федора Иоанновича пресеклась царствующая династия Рюриковичей. Народ избрал царем Бориса Годунова. Но вскоре стали появляться Лжедмитрии- авантюристы, выдававшие себя за якобы спасшегося царевича. Их поддержали авантюристы иноземные. На Русь вторглись польско-литовские феодалы, украинская казацкая вольница, крымские и ногайские татары. После смерти царя Бориса в стране воцарились безвластие и хаос, беда разлилась по русской земле: убийства, грабежи, разбои, мятежи. Сожжены были сотни городов и сел, разорены тысячи храмов и монастырей. Поляки, литовцы и немцы захватили в сожженной, разоренной Москве ее внутренние крепости: Кремль и Китай-город, надеясь на удержание их до подхода главных польско-литовских войск. Архиепископ Арсений увидел во сне преподобного Сергия Радонежского, который возвестил ему, что Москва будет освобождена заступничеством за Русскую землю Казанской Божьей Матери.^ История обретения иконы Казанской Божьей матери. В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием»1. Именно тогда явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана. (приложение 2) Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность православию и причисленный к лику святых2. Предполагают, что икону зарыли в землю ещё во времена владычества татар в Казани, когда православным приходилось скрывать свою веру. Вновь обретённую икону перенесли в храм. Список, сделанный с этой иконы, послали царю Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая название Казанской. Потом начали происходить удивительные вещи: икона стала исцелять больных! После этого события, потрясшего умы и сердца жителей Казани, целые семьи принимали крещение, многие укрепились в своей вере, а многие по вере получили не только духовное, но и физическое прозрение. Это событие в православном календаре отмечается 21 июля3. ^ На краю гибели. Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий. К осени 1611 г. положение России стало угрожающим. По словам В.О.Ключевского, страна представляла собой «…зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай – города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол… первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось… Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами»4. Новым центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Здесь Козьма Минин начал сбор средств и формирование народного ополчения. Во главе войска хотели видеть честного, опытного человека, который не запятнал бы себя службой у самозванцев и не был бы связан с поляками или шведами. Выбор пал на князя Пожарского5. Он, хотя еще и не оправился от ран, но согласился возглавить земскую рать. В эти трагические месяцы «безгосударева времени» огромную роль сыграли церковь и церковные деятели, прежде всего патриарх Гермоген. Он возглавил национально-религиозные силы, и первый, ссылаясь на нарушение польской стороной договоренности (прежде всего о православии государя и уходе «литовских людей» за пределы государства), освободил подданных от присяги Владиславу и призвал к сопротивлению6. По распоряжению патриарха Гермогена 26 мая 1611 года «принесоша из Казани образ Пречистыя Богородицы, списанный с Казанские…. И был тот образ под Москвою до зимы… И с протопопом казанским отпустиша… в Ярославль. В то ж время прииде из Нижняго (Новгорода) князь Дмитрий Пожарский и Козьма со всею ратью (народным ополчением) и, виде ту икону… что ее помощью взяли под Москвой Новый Девичий монастырь, ратные люди велию веру начаша держати ко образу Пресвятыя Богородицы и многие чудеса от того образа быша»7. К Москве шло свежее войско польского гетмана Ходкевича. Узнав об этом, народное ополчение Минина и Пожарского поспешило на спасение столицы. С ними была и чудотворная икона, вселявшая надежду. После тяжелейшей битвы возле Москвы и разгрома войска Ходкевича ополчение предприняло 22 октября 1612 года штурм Китай-города, удерживаемого поляками. Воины, несшие с собой победоносный образ Казанской Божией Матери, захватили круглую башню между Никольскими и Ильинскими воротами и ворвались в крепость. Поляки отступили в Кремль, но, «видя свое изнеможение и глад великий, начаша уговариваться, чтоб их не погубили». Дмитрий Пожарский, приняв пленных, «послаша по городам, ни единого не убив и не ограбив их»8. В воскресенье 1 ноября 1612 г. народ радостно встречал рать ополчения, которая сдержала клятву «битися до смерти» за стольный град России. На Красной площади тогда встретились духовные реликвии русского народа, две иконы Богоматери – Казанская и Владимирская. Первая осеняла весь путь ополчения Минина и Пожарского и стала символом освобождения Москвы. Вторую торжественно вынесли из Успенского собора Кремля. По окончании молебна на Лобном месте народ и войско вступили в Кремль. Грянули долго молчавшие колокола кремлевских соборов. Весть о победе разнеслась по всей стране9. Россия восстала из пепла и унижений, ее государственность была спасена единением народа.^ Архитектурное воплощение праздника народного единства. И опять говорит предание о чудесной иконе. «По взятии ж Кремля-города князь Дмитрий Михайлович Пожарский освяти храм в своем приходе Введения Пресвятыя Богородицы на Устретенской улице и тое икону Пречистые Богородицы Казанские поставиша тут»10. Священники церкви вскоре рассказали новоизбранному царю о чудесах иконы. «Царь же Михаил Федорович… и матерь его великая старица инока Марфа Ивановна начаша к тому образу веру держати велию и повелеша праздновати дважды в году, и ход уставиша со кресты: первое – июля в 8 день… в тот день како явилася Пречистая Богородица во граде Казани, а другое празднество – месяца октября в 22 день на память иже во святых отца нашего Аверкия Иерапольского чудотворца, како очистися Московское государство. Той же образ по повелению государя царя… и по благословению… святейшего патриарха Филарета Никитича, украси многою утварию боярин князь Дмитрий Пожарский, по обету своему в лето 7133 (1625)»11. Осенью 1632 года по указу царя Пожарский построил для образа Казанской пресвятой Богородицы отдельный деревянный храм возле той Круглой башни Китай-города между Никольскими и Ильинскими воротами, которую первой отбили у неприятеля с помощью святой иконы. Вскоре эта деревянная церковь либо сгорела, либо обрушилась. Летом 1635 года на другом месте, перед Никольскими воротами Кремля мастера Семен Глебов и Наум Петров (по другой версии – царский мастер Абросим Максимов) стали строить каменную церковь для чудотворной иконы с приделом св. Аверкия Иерапольского. Основные средства на строительство храма-памятника поступили от царя, князя Пожарского и других «воинских людей». 15 октября 1636 года «был государь на освящении церкви Пресвятой Богородицы Казанские, что у земского двора на площади»12. Храм освящал патриарх Иосиф в присутствии князя Пожарского, его боевых соратников и, конечно же, при огромном скоплении народа. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века - "золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья". В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет - цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы - "щита и меча" всей России и всего христианского мира. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божьей Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч.13. Казанский собор, таким образом, действительно был главным памятником освобождения Москвы, всей России от нашествия врагов в Смутное время начала XVII века. Не случайно 200 лет спустя, в 1812 году, москвичи благословляли иконой Казанской Божьей Матери Михаила Илларионовича Кутузова на борьбу с Наполеоном, перед отъездом фельдмаршала в действующую армию. В 1918 году в соборе была запрещена служба. В 1936 году собор демонтировали. Место, где стоял Казанский собор, сравняли с землей. Куда делись его святыни, в том числе и главная - чудотворная икона Казанской Божьей Матери – было неизвестно…14Конец формы 5 июня 1990 года Моссовет нового состава по просьбе москвичей – членов общества Охраны памятников истории и культуры принял решение восстановить Казанский собор на собранные народом средства. Памятник должен был снова украсить северную часть Красной площади, как это было в старину. В 1993 году по решению московского правительства Казанский собор на Красной площади был восстановлен, став первым из столичных храмов, воссозданных из разрушенных в советский период святынь. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.Заключение. Церковь дала национально-освободительному движению национальную идею – защиту православия и восстановление православного царства. Вокруг этой идеи началась консолидация здоровых сил общества, пробудилось самосознание народа. И народ вышел победителем, сохранив национальную и государственную независимость. В конце XX – начале XXI века наша страна снова переживает «смутные времена», и именно Православная церковь выдвигает идею «православной цивилизации», возвращения к истокам нравственности, патриотизма и веры. Три величайших бедствия пережил русский народ до революции, и каждый раз, справившись с бедой, ставил возле Московского Кремля памятник в виде храма. Чтобы с ежегодной службой в храме вспоминать о горестном событии, дабы потомки не допускали подобного в будущем. Храм - памятник Святой Троицы на Рву, Казанский собор, Храм Христа Спасителя. Эти крупнейшие памятники оказались поставленными близ трех углов Московского кремля. Не было памятников величавее их и важнее, и слава Богу, сегодня, мы можем видеть их вновь как и прежде их видели предыдущие поколения. Я горжусь своей Родиной, потому что она смогла в трудные для нее дни собрать все силы и выгнать за пределы нашей страны чужеземных захватчиков. Ежегодно 8 июля и 22 октября россияне поминают Обретение иконы Казанской Божьей Матери, день освобождения Москвы и спасения православного христианства. Наши люди чтят память битв народного ополчения Минина и Пожарского. Но напоминают они не только о XVII веке, но и о нашем неспокойном времени. Ибо, как сказал древнейший мудрец: Не дай инородникам своей чести. Да не наполнятся чужницы твоих сил. Иначе труды твои окажутся в чужом дому, А ты – будешь вздыхать напоследок.^ Список использованных источников и литературы. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – XX века. М. Просвещение, 1995г. Рассказы русских летописей XV-XVII вв. М. Издательство «Детская литература», 1976г. История Отечества в лицах. М. Издательство «Книжная палата», 1993г. Ключевский В.О. т.4, М, 1959 Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. М. Дрофа, 2001. Православный календарь 1994. Рига 1994 г. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. Учеб. 6-7 кл., М. Просвещение, 1996. Русь. Литературно-исторический журнал. № 10 1993 г. Христовы воины. Православный календарь 2008. Юдин В. Дни величальные. Саратов, 1992 г. Юный художник. №3 1994 г. 1 Юдин В. Дни величальные. Саратов, 1992 г. с.269. 2 Христовы воины. Православный календарь 2008, с. 62 3 Православный календарь 1994. Рига 1994 г. с.41. 4 Ключевский В.О. т.4, М, 1959 с. 154 5 История Отечества в лицах. М. Издательство «Книжная палата», 1993г. с.106 6 Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. М. Дрофа, 2001.с. 227 7 Рассказы русских летописей XV-XVII вв. М. Издательство «Детская литература», 1976г., 179. 8 История Отечества в лицах. М. Издательство «Книжная палата», 1993г. с.107. 9 Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. Учеб. 6-7 кл., М. Просвещение, 1996 с. 146 10Рассказы русских летописей XV-XVII вв. М. Издательство «Детская литература», 1976г., 178. 11 Рассказы русских летописей XV-XVII вв. М. Издательство «Детская литература», 1976г. с. 179. 12 Русь. Литературно-исторический журнал. № 10 1993 г. с.71. 13 Юный художник. №3 1994 г. с.20 14 Юный художник. №3 1994 г. с. 21