Реферат по предмету "Психология"


Биография психолога Э. Фромма

МинистерствоОбразования Российской Федерации
СеверныйГосударственный Медицинский университет
ДОКЛАД натему:
Биографияпсихолога Э. Фромма
Архангельск,2010

Содержание
I Часть
1. Биография Э. Фромма
II Часть
1 Гуманистическая концепция Э. Фромма
2. Социальный характер
3. Понятие «свободы» в психологии Э. Фромма
4. Экзистенциальные потребности человека
5. Искусство любить
Список литературы
гуманизмфромм социальный психология экзистенциальный

I Часть
1. Биография Э. Фромма
Э. Фромм родился в семьеортодоксальных иудеев (его предки были раввинами). Культурная среда, в которойон рос и воспитывался, была патриархально-докапиталистической. «Моемироощущение нельзя назвать современным, — говорил Фромм в одном радиоинтервью,— …я изучал Талмуд, Библию и слышал много историй о своих предках, которые жилив добуржуазную эпоху». Интересные подробности он рассказывает про своегодеда, владевшего маленькой лавочкой в Баварии: «Всю свою жизнь дед сиделцелый день в лавке и штудировал Талмуд; если приходил покупатель, он сердитоподнимал голову и спрашивал: „Что, разве нет другого магазина?» Вот втаком мире я рос".
Таким образом, скепсис поотношению к капиталистическим ценностям Э. Фромм впитывал с самого детства. Нопри этом ему также удалось преодолеть традиционно-патриархальную составляющуюсубкультурной среды, выходцем из которой он был.
Первую мировую войнуФромм встретил в возрасте 14 лет. «Как это возможно? — задает он себевопрос несколько лет спустя. — Чтобы миллионы людей убивали друг друга радиявно иррациональных целей или из политических соображений, от которых каждыйотдельный человек настолько далёк, что никогда не стал бы жертвовать собой… Тоесть как возможна война с политической и психологической точек зрения? Какиесилы движут человеком?». Эти размышления привели молодого человека кизучению психологии, социологии и философии. И много позже — в середине 70-хгг. — уже известный Э. Фромм формулирует аналогичный вопрос в связи с ядерной иэкологической угрозой: «Каким образом стало возможным, что самый сильныйиз всех инстинктов — инстинкт самосохранения, — казалось бы, перестал побуждатьнас к действию?».
Фромм учился воФранкфуртском, а затем в Гейдельбергском университете, где преподавали МаксВебер и Карл Ясперс. Получив в 22 года степень доктора философии (его научнымруководителем был Альфред Вебер), он продолжает свое образование и оказываетсяв берлинском Институте психоанализа. Добросовестно изучив теорию ортодоксальногофрейдизма и применяя ее в клинической практике, Фромм вскоре начинаетсомневаться. Эти сомнения постепенно привели к ревизии фрейдизма и к созданиюсвоей концепции. Но это — несколько позже.
С 1930 года Фроммсотрудничает во Франкфуртском институте социальных исследований, где сложиласьзнаменитая Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и другие).Здесь Фромм проводит ряд социологических исследований среди немецких рабочих ислужащих — и в 1932 году приходит к выводу, что серьезного сопротивления идущимк власти нацистам со стороны рабочих оказано не будет. Эти исследованиясостояли в анкетировании, помогающем изучать неосознанные мотивы поведениялюдей: «Если на вопрос: „Кто из исторических личностей вам нравится большевсего?» — человек отвечал: „Александр Македонский, Цезарь, Наполеон,Маркс, Ленин", мы интерпретировали этот ответ как указание на «авторитарность», поскольку такойнабор говорил о том, что человек восхищается диктаторами и полководцами. Еслиответ был: „Сократ, Пастер, Кант, Маркс, Ленин", мы классифицировали егокак демократический, потому что человек ставил выше других людей, заботящихся облаге человечества, а не людей власти". Всего анкета содержала 270вопросов.
В 1933 году, послеприхода нацистов к власти, Франкфуртский институт перебирается в США. ВНью-Йорке им проводятся исследования по программе «Авторитет и семья»,по результатам которых в 1941 году выходит первая книга Фромма «Бегство отсвободы». Появившаяся в 1950 году книга Т. Адорно «Авторитарная личность»,также основана на материалах этих исследований.
В конце 30-х — в 40-е гг.Фромм, все больше расходясь во взглядах с Г. Маркузе и Т. Адорно, отходит отФранкфуртской школы. Он занимается научной, преподавательской и общественнойдеятельностью, практикой психоанализа. Клиническая практика приводит его квыводу, что большинство неврозов в современном обществе не сводятсяисключительно к биологическим инстинктам, а имеют социальные корни. Этот выводспособствовал окончательному отходу Фромма от ортодоксального фрейдизма.
С 1949 по 1969 гг. Фроммживет в Мексике. Будучи в Мексике Фромм посвящает себя исследованию Новоговремени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего. В 1960 годуФромм вступает в Социалистическую партию США. Он занимается политическойдеятельностью, выступает с лекциями, пишет книги, участвует в митингах, а в1962 году посещает Москву в качестве наблюдателя на конференции по разоружению.
В 1968 году случилсяпервый инфаркт. После длительной реабилитации, в 1969 году, он переезжает вШвейцарию, в которой будет жить до своей смерти.В самом солидном возрасте,вовсе не ощущая себя старым, Эрих Фромм сохраняет ясность ума и живостьвосприятия, что является явным признаком полноценной творческой жизни. Нофизическое здоровье не позволяет ощущать себя вполне молодым: вскоре послеокончания знаменитой работы «Иметь или быть», в 1977 году, с нимслучается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт.
В ночь на 18 марта 1980года, за пять дней до своего 80-летия, Эрих Фромм умер от обширного инфаркта.[5]

II Часть
1. Гуманистическаяконцепция Э. Фромма
Свою концепцию Фроммназвал радикальным гуманизмом. Перечень идейных источников, на которыхосновывается эта концепция, весьма интересен. В него входят теории З. Фрейда,К. Маркса и И.-Я. Бахофена, а также израильские пророки и Будда. Идея Фроммасостоит в том, что практически любое учение — как религиозное, так и светское —содержит авторитарную и гуманистическую составляющие. При этом если учениенаходится у власти, то начинает преобладать первая тенденция, а если воппозиции, то преобладает вторая. Фромм считает, что реальная граница проходитне между разными учениями, а между этими двумя тенденциями во всех учениях. Ониллюстрировал эту мысль, зачитывая разным людям отрывки из «Экономическо-философскихрукописей 1844 года» К.Маркса и выслушивая версии собеседников обавторстве этих отрывков. Назывались как Фома Аквинский, так и современныетеологи, а популяризатор дзен-буддизма на Западе Дайсэцу Судзуки говорил, чтоэто дзен.[источник?]
Название «радикальныйгуманизм» говорит само за себя, — этот подход отрицает любыенадчеловеческие (не надличностные, а именно надчеловеческие) цели для человека.
Сторонники радикальногогуманизма отстаивают неподвластность человека никаким высшим силам. В этомсостоит негативная свобода, свобода от. Но у свободы есть также позитивныйаспект — свобода для. Одна только голая свобода от невыносима для человека, —утверждает Фромм в книге «Бегство от свободы». Поэтому личность, несумев развиться до позитивной свободы и получив свободу негативную, спасаетсяот нее, убегая в объятия новой зависимости.
Исследуя тоталитарныережимы (главным образом — на примере нацистской Германии), Фромм видит в нихмеханизм бегства от свободы в виде подчинения человеком своей воли внешнемуавторитету — партии, державе, «закону и порядку» как самоценности.Это в равной мере относится и к массам, и к вождям, — Гитлер считал себяорудием Судьбы, Нации и Природы; Сталин руководствовался интересами Государства(a la Макиавелли). Характерологический тип, господствующий в этих обществах(социальный характер) Фромм называет авторитарным («садо-мазохистским»).
В демократических режимахXX века Фромм также наблюдает бегство от свободы, но его механизм несколькоиной. Здесь личность не подчиняет себя внешней силе, а полностью интегрируетсяв нее. Человек как бы облекает себя в красочную упаковку, чтобы повыгоднее «продаться»на «рынке личностей» — при устройстве на работу, завязывании деловыхзнакомств и т. п. Этот тип характера Фромм называл конформистским (в другихработах — рыночным).
Не на социальном, а наличностном плане вариантом бегства от свободы является наркомания, и с тем жеразрушительным эффектом.
Нетрудно заметить, что всвоей концепции Фромм широко использует различные полярности: «гуманистический— авторитарный», «свобода — бегство от свободы», «продуктивный— непродуктивный (деструктивный)», «бытие — обладание», «биофилия— некрофилия». За всем этим стоит одна и та же многогранная реальность,поворачивающаяся к нам разными сторонами. Эти полярности философ рассматриваеткак динамическое единство: чем сильнее наша установка на бытие, тем слабее — наобладание, и наоборот. Человек может, работая над собой, усиливать продуктивнуюсоставляющую своего характера. Возможен и обратный процесс — деградация — припопустительстве по отношению к себе. [1]

2. Социальный характер
Социальный характерпредопределяет, какие идеи и ценности, какие идеологические системы будутвосприняты его носителями. Причём на основании характеров разных обществ — иликлассов внутри общества — развиваются и обретают силу разные идеи.
Так, для представителейдругой культуры ценностные ориентиры среднего человека западного мира будут, всилу отличий социального характера, совершенно непонятны. «Попробуйтевнушить идею беспрерывных усилий и стремления к успеху индейцам пуэбло илимексиканским крестьянам — вас просто не поймут, — пишет Фромм, — вряд ли дажепоймут, о чем вы говорите, хотя вы и будете говорить на их языке, потому что уэтих людей совершенно иной склад характера».
Открытая Фроммом рольсоциального характера в развитии общества следующая. Формируясь в результатеприспособления психики индивидов к социально-экономическим условиям, онстановится производительной силой общества, а также определяет господствующие вобществе идеи. При изменении социально-экономических условий начинает менятьсяи социальный характер, что приводит к появлению новых психологическихпотребностей и новых тревог. Новые потребности и тревоги порождают новые идеи иподготавливают людей к их восприятию. В свою очередь, новые идеи черезвоспитание усиливают новый социальный характер, который укрепляет новыйсоциально-экономический порядок.
Ни один психолог,психотерапевт или психоаналитик после Фрейда не смог настолько выразительнообрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как психоаналитикгуманистического направления в психологии и психотерапии, Фромм утверждал, чтоповедение человека и его психопатология (психологический стресс, неврозы,страхи, депрессия) могут быть поняты только в свете влияний культуры,существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, чтопотребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе историичеловечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияниена выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, близкой позиции Фрейда,личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденнымипотребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первымсформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализетого, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
Фромм, как психолог,стремился расширить горизонты теории психоанализа как метода психологическогоконсультирования, сосредоточенного на практических усилиях оказанияпсихологической помощи, подчеркивая роль социологических, политических,экономических, религиозных и антропологических факторов в формированииличности, а также различных ее расстройств — невроза, депрессии, фобий(страхов), психоастении, др. Его интерпретация личности начинается с анализаусловий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья(конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фроммсделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в нашевремя является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он былуверен в том, что для каждого исторического периода было характернопрогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись задостижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальныхвозможностей. Однако значительная степень самостоятельности и свободы выбора,которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнутыценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личнойнезначимости.
Фромм, как психолог,выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах.Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляютсобой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, вкотором живут люди. В своей теории психологии и психотерапии Фромм разделил ихна два больших класса: непродуктивные (нездоровые, испытывающие невроз, стресс,депрессию, страх) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивныхотносятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типыхарактера, и, как таковые, нуждаются в профессиональной психологической помощипсихотерапевта, психоаналитика или в психологической консультации. Категориюпродуктивных представляет тип идеального психического здоровья в пониманииФромма. Фромм, подобно тому, как основатель психоанализа Зигмунд Фрейд описывалбазовые влечения, отмечал, что ни один из этих типов характера не существует вчистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются уразных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социальноготипа характера на психическое здоровье (стресс) или болезнь (невроз, депрессия,фобия, др.) зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихсяу индивидуума.
Рецептивные типы убежденыв том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открытозависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи(невроз), испытывают одиночество, сомнения в смысле жизни и думают, что ихосновная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивныхиндивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых исентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентациеймогут быть оптимистичными и идеалистичными.
Эксплуатирующие типыберут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью.Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей иэмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующегохарактера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм исклонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность всебе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
Накапливающие типыпытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти илюбви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличиеот первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугиваетвсе новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные,подозрительные и упрямые. Согласно психоанализу Фромма, у них есть и некоторыеположительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность. Рыночныйтип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можнопродать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятнойвнешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любуюличностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себяпотенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз –«Я такой, каким вы хотите меня видеть». Кроме предельнойотстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующихключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный,неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества –открытость, любознательность и щедрость. Фромм, как психолог, психоаналитик,рассматривал «рыночную» личность как продукт современногокапиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейскихстранах. В противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характерпредставляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека.Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающийсоциально-полезные поступки. Из работ Фромма видно, что он рассматривал этуориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущиеобществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическомумышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто онитакие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви даетвозможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определялбиофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение изнание. Наконец, продуктивный труд обеспечивает возможность производствапредметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатомпроявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелаяи целостная структура характера.
По существу, продуктивнаяориентация в гуманистической психологии и психотерапии Фромма – это идеальноесостояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивнойличности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальнойреформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любойкультуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находятудовлетворение базисные потребности человека. Он называл это обществогуманистическим общинным социализмом. Вот те основные формы «социальногохарактера», которые описал и выделил Фромм. И с точки зрения человека,который решился стать радикалом, построить себя в Сопротивлении, это открытиеФромма ценно тем, что, опираясь на него, опираясь на открытые Фроммом типы «социальногохарактера», изучив эти типы, можно сопротивляться уже по принципунесоответствия. Можно сравнивать свое поведение, свои ощущения, свои реакции стем, что мы знаем о поведении, ощущениях и реакциях носителей «непродуктивных»«социальных характеров». Если ваше поведение совпадает с теми типамиповедения, которые общество предписывает носителю «социального характера»(сегодня это – рыночный тип, но в принципе речь идёт о всех «непродуктивных»типах «социального характера» – рецептивном, эксплуататорском,накопительском), то это – минус, от такого поведения надо избавляться. [2]

3. Понятие «свободы» впсихологии Э. Фромма
Испытывая тревогисуществования в непростом мире, подвергаясь неврозу или депрессии, страху илипсихоастении, люди стремятся освободиться от страданий и ограничений своейжизни. Но свобода не является однозначно положительным состоянием. Психология ипсихоанализ задаются вопросом: как люди преодолевают состояние стресса, чувстваодиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе?Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность (что чреватоопять-таки стрессом, неврозом и депрессией). Фромм, как психолог ипсихотерапевт, описал несколько стратегий, используемых (как сознательно, так ибессознательно) людьми, чтобы «убежать от свободы».
Первый из них –авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-тоили чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я».Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. Примазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающимичрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма,наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.Психоаналитик Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычноприсутствуют обе тенденции.
Второй способ бегства –деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувствонеполноценности, уничтожая или покоряя других. Для Фромма, как психоаналитик,очевидно, что долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примерырационализации деструктивных действий.
Наконец, люди могутизбавиться от одиночества, страха и отчужденности путем абсолютного подчинениясоциальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фроммприменял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему онстановится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. СогласноФромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы,существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавитьсяот чувства одиночества и отстраненности. Это позитивная свобода. Фромм, какпсихолог, считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряяпри этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл видсвободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время независит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует отлюдей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активностьмы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своейвнутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге«Искусство любви», одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал,что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляетсяразвитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этомсвоим ощущением индивидуальности или цельности, избегая таким образом,возникновения невроза или депрессии. [4]
4. Экзистенциальные потребностичеловека
Фромм считает, что вприроде человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеютничего общего с социальными и агрессивными инстинктами (как, например, влечениек смерти в теории Фрейда). Фромм утверждал, что конфликт между стремлением ксвободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощнуюмотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода-безопасность, этотуниверсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальнымипотребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностейчеловека.
1. Потребность вустановлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы иотчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-тоучастие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миромосуществляется посредством «продуктивной любви», помогающей людямтрудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Еслипотребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятсянарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способныдоверяться другим (в таком случае становится востребованной психологическаяпомощь или даже психотерапия).
2. Потребность впреодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы,чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальноеразрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи,искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям поднятьсянад случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувствасвободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненноважной потребности является причиной деструктивности (в таком случаеконсультация и помощь психолога просто необходимы).
3. Потребность в корнях.Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. СогласноФромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываютсябиологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается отбезопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелостикаждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когдаприближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытываютпотребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным сощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те,кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществомкак способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать своюличностную цельность и свободу (иногда это чувство становится возможным впервыепережить в психотерапии или психоанализе) .
4. Потребность всамотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннююпотребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодарякоторой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и чтособой представляют на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен бытьспособен сказать: «Я – это я». Индивидуумы с ясным и отчетливымосознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, ане как постоянно следующих чьим-то указаниям, даже если это указаниясобственного бессознательного. Копирование чьего-либо поведения, доходящее дажедо степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлиннойсамотождественности, ощущения себя собой.
5. Потребность в системевзглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная ипостоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентациипредставляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать ипостигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и былинеспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значениеформирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Онутверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья,в том числе и психического.
Люди нуждаются также и вобъекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели илиБогу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение даетвозможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.[1]

5. Искусство любвиЛюбовь — это абстракция:
Карл Маркс критикуетошибочность превращения предиката (то есть абстракции) в субъект. В результатетакого действия любовь превращается в Молоха. Эрих Фромм обращает внимание нато, что любовь это абстракция, и «в действительности же существует лишьакт любви».Любовь — это не вещь, а процесс, действие,акт:
Идиоматическиеизменения происходящие в языке делают любовь вещью: «у меня огромнаялюбовь к вам». Такое выражение бессмысленно. Можно говорить о любящемчеловеке, о любви человека и нельзя говорить о человеке любви. «Существительное„любовь» как некое понятие для обозначения действия „любить"отрывается от человека как субъекта действия. Любовь превращается в богиню, видола, на которого человек проецирует свою любовь; в результате этого процессаотчуждения он перестает испытывать любовь, его способность любить находит своевыражение в поклонении „богине любви".Любовь — это не только чувство:
Эротическаялюбовь — «это не просто сильное чувство, это решимость, это разумныйвыбор, это ответственность, это поступок. Если бы любовь была только чувством,то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит иуходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие невключает разумного выбора и решения?» .Две противоположные формы любви:
Эрих Фроммсравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия илиплодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь.Если первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевныйотклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека,дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Этопроцесс самообновления и самообогащения», то вторая означает лишениеобъекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такаялюбовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее».Любовь по принципу бытия или плодотворнаялюбовь:
Такие мировыерелигии как Буддизм, Иудаизм, Христианство, и ряд других религий и ученийпосвящены культуре плодотворной любви. Но плодотворная любовь является скорееисключением, чем правилом\, и это замечание перекликается сбиблейским "…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находятих" (Матф.7:14) Только если человек «осознает человеческую ситуацию,дихотомии, присущие его существованию, и свою способность раскрыть свои силы,он будет в состоянии успешно решить эту свою задачу: быть самим собой и длясебя, и достичь счастья путем полной реализации дара, составляющего егоособенность, — дара разума, любви и плодотворного труда»].Любовь по принципу обладания илинеплодотворная любовь:
Переход от «влюбленности»к иллюзии любви-«обладания» можно часто со всеми конкретнымиподробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, «влюбившихся друг вдруга».Любовь — это искусство:
Большинстволюдей исходят из предпосылки, что «любовь — божий дар, выпадающий человекукак счастливый случай, удача», однако проведя исследование природы любвиЭрих Фромм показывает, что «любовь — искусство, такое же, как искусствожить», и это искусство требует «знаний и усилий». Фромм в своихработах отражает много граней любви: искусство, самообновление, самообогащение,наслаждение и т. п., и при изложении теории любви он дает такое определение: «Любовь— это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываемэто чувство». Он также исследует мотивацию активности и показывает, чтоактивность бывает двух видов, и активность творца отличается от «пассивной»активности «жертвы».Фактор когнитивности:
Кластеркогнитивности охватывает такие понятия как «сигнал», «ощущение»,«образ», «сознание», «разум». «Если быкто-то взялся изучить воздействие матери, по-настоящему любящей себя, он смогбы увидеть, что нет ничего более способствующего привитию ребенку опыта любви,радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя». Впротивоположность этому «Истории известны случаи, когда в джунглях терялимладенцев, и они вырастали среди зверей. И ни один из найденных детей не смогстать полноценным человеком, не смог влиться в нашу человеческую общность».Теория любви«Любовь — ответ на проблему человеческого существования»
Человек — этоосознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности отприроды, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человекаявляется стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрестиединение с другими людьми.
Виды любви:
-Братская
-Материнская
-Эротическая
-Любовь к себе
-Любовь к Богу

Списоклитературы
1. А. Тарасов. Наследие Эриха Фромма для радикала конца ХХ –начала ХХ1 века.
2. Э. Фромм. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.
3. Э.Фромм. Ради любви к жизни. — М.: АСТ, 2000
4. Э.Фромм. Бегство от свободы. — М.: АСТ — Минск: Харвест,2005.
5. ru.wikipedia.org/wiki/Фромм,_Эрих Э.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :