Реферат по предмету "Психология"


Биологическое и социальное

Оглавление
Введение
1.Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода
2.Биологическое и социальное в онтогенезе человека
3.Социобиология о природе человека
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Самапостановка проблемы «биологическое — социальное» в науке основывается наочевидном сочетании в каждом человеке большого количества свойств, одни изкоторых традиционно изучаются биологическими дисциплинами (генетика,физиология, антропология и т. д.), другие же описываются в терминах гуманитарныхнаук (психология, социология и др.). При этом представители различных областейзнания используют для анализа проблемы специфическую терминологию,рассматривают основной объект — человека — в разных аспектах.
Психологияполностью унаследовала отмеченную философскую традицию, правда, основные спорывелись и ведутся вокруг проблем, формулируемых как «соматическое (телесное) —психическое», «врожденное — приобретенное» и «генотипическое — средовое». Впсихологии первые труды, посвященные соотношению биологических и социальныхфакторов развития, появились более двух тысяч лет назад.
Наиболееранними работами, посвященными в психологии обсуждаемой проблеме, можно считатьнаблюдения античных авторов (Гиппократ, Гален, Теофраст), позже оформившихся вфизиогномику — учение о необходимой связи между внешним обликом человека и егохарактером. Именно с физиогномикой были связаны античные теории о зависимостителесного и психического склада индивида и народа от климатических условий, атакже учение о темпераменте.
Этатрадиция была продолжена в прошлом веке итальянским психиатром и антропологомЧезаре Ломброзо (1835-1909), выдвинувшим предположение о наличиианатомо-физиологических признаков, предопределяющих совершение преступления. Имбыла разработана «таблица признаков» при учение о связи рожденного преступника(сплющенный нос, низкий лоб, редкая, борода, большие челюсти, высокие скулы ит. д.).
К.К. Платонов выделил четыре подструктуры, которые определяют характерпсихологических реакций:
1)исключительно социально обусловленную подструктуру (направленность, отношения,моральные качества);
2)опыт (знания, навыки, умения и привычки);
3)индивидуальные особенности форм отражения;
4)биологически обусловленную (темперамент и органические патологическиеособенности).
Н.П. Дубинин подчеркивал, что в качестве биологических следует рассматривать лишьтакие свойства, как особенности строения организма и его частей, структурнуюорганизацию функциональных систем, природные механизмы адаптации к окружающейсреде, поведение, одаренность, эмоциональность и т. д., которые закреплены внаследственности. При этом биологические особенности определяют степеньинтенсивности тех или иных черт личности, но не качественное содержаниесознания, имеющего социальную природу.
Известныйгенетик Д. К. Беляев подчеркивал, что различные поведенческие свойствачеловека, его индивидуальные и личностные качества одновременно генетически исоциально детерминированы. В биосоциальной структуре личности, наряду с наследственностьюи результатами воздействия среды, в том числе и социальной, важную роль играети третий элемент — собственное Я с индивидуальным миром чувств, мыслей, решенийи т. д., непосредственно связанный по происхождению и тесно взаимодействующий сдвумя первыми элементами.

1. Биологическое исоциальное в историческом развитиичеловеческого рода
Строгоговоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Ноона относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологическойэволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, онаперестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленнымздоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизниобщества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, таккак социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияниеиндивидуальной биологической изменчивости. Так, снижение в Европе уровнясмертности от туберкулеза с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 человек натот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что естественный отборпо сопротивляемости туберкулезу по существу прекратился. Это же можно сказать ио многих других болезнях [8, с. 121].
Сегоднянаблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором,и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческимигруппами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культури образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих опроисходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностьюговорить о ведущей роли культуры в эволюции Homo sapiens. Политические,экономические и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшениемжизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, науменьшение зависимости человека от естественного отбора. У человека рольестественного отбора заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций,отрицательно влияющих на его здоровье [1].
Номеняется ли вместе с социальным обликом человека и его биологическая природа,его физический облик, его умственные способности? Становятся ли новые поколениялюдей более развитыми в физическом и умственном плане?
Преждевсего о физическом здоровье. Вполне очевидно, что его состояние за историю Homosapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служитьувеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальныхусловий она возросла с 20—22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XXв. в странах Западной Европы она составляла примерно 56 лет. Сегодня в этихстранах средняя продолжительность достигла 75—78 лет, т.е. приближается, поданным современной науки, к средней «нормальной» продолжительности жизни Homosapiens — 80—90 лет.
Теперьобратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Один из создателейевгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения)английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон (1822—1911) был убежден в том,что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представителинизших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности — IQ. Вто же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Причем статистическиеданные, говорившие о более высоком репродуктивном уровне людей с более низкимIQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основанииэтих предпосылок Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том,что человеческий вид будет все более наполняться «худшими породами» людей, всеболее уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочностьтого, что существует прямая зависимость между социальным положением,количеством детей и IQ.
Ктому же у человека нет прямой зависимости между величиной мозга ииндивидуальной одаренностью. Так, по имеющимся данным, довольно маленький мозгсреди одаренных людей имел известный французский писатель Анатоль Франс. У негоразмер мозга не превышал 1000 куб. см. Большой объем мозга имел И.С. Тургенев —2012 куб. см. Но вряд ли кто возьмется сравнивать их способности и тем болееставить последние в зависимость от объема мозга.
Современныебиологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека каквида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образованияHomo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течениеэтого периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение егозавершилось. Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания.
Свозникновением человека и общества генетическая информация утрачивает своеглавенствующее значение в жизнедеятельности вида человек. Она заменяетсясоциальной информацией, развитие которой «определяется уже не столькоестественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальнымифакторами, которым подчиняется и общебиологический процесс».
Приответе на вопрос, какое будущее ожидает человечество с точки зрения развитиявида, иногда высказывается мнение, что все виды животных и растений постепенновымрут вследствие деградации генома (генетической программы развития). Помнению большинства ученых, самая главная опасность состоит не в старении вида,а в опасности все большего загрязнения биосферы различного рода отходами,повышении уровня радиации в связи с авариями, в увеличении мутационнойопасности химических загрязнителей и т. п. Достаточно отметить, что в России вконце прошлого столетия уровень рождаемости детей с генетическими отклонениямидостиг 17 процентов. Все более увеличивается число людей, страдающих слабоумием(олигофренией), имеющим генетическое происхождение. Все это свидетельствует отом, что главная опасность и угроза дальнейшему существованию человека — внашей собственной культуре, а не в мифическом старении вида или каких-либодругих биологических факторах.2. Биологическое и социальное вонтогенезе человека
Впоследние годы возрос интерес к биологической структуре человека, к соотношениюсоциального и биологического, к выяснению их взаимовлияний и взаимодействия.Одна из причин этого заключается в том, что борьба с биологизаторскимиконцепциями личности, устраняющими принципиальную разницу между животным ичеловеческим поведением, отодвинула на второй план разработку социальныхаспектов проявления биологического в общественной жизни человека. Но это скореечастная причина. Более общая заключается в противоречивом воздействиисовременной научно-технической революции на среду и условия жизнедеятельностичеловека. В целом степень и характер этого воздействия зависят от социальныхусловий и в каждом обществе проявляются по-своему, однако некоторыепротиворечия научно-технического прогресса в социалистическом обществе требуютсознательного вмешательства человека в эти процессы в интересах его дальнейшегосуществования и развития не только как социального, но и как природногосущества.
Рассмотримсоотношение биологических и социальных факторов в индивидуальном развитиичеловека, или в его онтогенезе. В современной литературе по вопросу о ролисоциальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человекасуществуют два различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают,что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом,биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точказрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическимизадатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание иобразование. Эта концепция получила название пансоциологизм.
Уникальностьличности определяется не только анатомо-молекулярным строением организма, но иуникальностью среды, от которой зависит формирование индивидуальныхособенностей ребёнка. Таким образом, генотип и среда служат синергетическим основаниемдля развития человека. Он рождается как биологическое существо, но становитсяличностью только в обществе, социальной среде. Наследственные задатки могутполучить развитие, а могут оставаться неразвитыми. Всё зависит от условий, вкоторых растёт и развивается ребёнок. Каждый из них по-разному воспринимаетокружающую действительность: отношение к природе, к предметам материальногомира (одежде, обуви, игрушкам, пище и т.д.). В каждом доме, квартиреустанавливается определённый стиль жизни: интерьер, зоны игры и отдыха ребёнка.Всё это составляет микросреду, которая формирует неповторимость.
Наэтом единстве наследственного и социального факторов сложилось двапротиворечивых направления в развитии личности — биологическое и социальное.Одни учёные считали и считают ведущим фактором в развитии личностинаследственность, другие — среду и воспитание. Эти два направления остаютсяпротиворечивыми и в настоящее время.
Сторонники биологического направления утверждали иутверждают, что сознание, интересы и способности человека, его нравственные ипрофессиональные качества неизменно передаются по наследству (от музыкантарождается музыкант, от математика — математик, от инженера — инженер, откоммерсанта — коммерсант и т.д.). Подкрепляют утверждения биологическогонаправления результаты программы «Геном человека».
Этаконцепция является ведущей в педагогических теориях и практике образованияВеликобритании, США и других стран. Теоретики и некоторые практики утверждают,что психические особенности ребёнка являются врождёнными. Запрограммированные вгенах родителей признаки передаются по наследству, в процессе жизнедеятельностидетей они развиваются и представляют собой вызревание наследственныхособенностей. По утверждению этих учёных и практиков, ребёнок поступает в школус определённой одарённостью, которая определяется с помощью специальноразработанных тестов Ганса Юргена Айзенка. Его книги переведены на многиеязыки, в том числе и на русский. Тесты Айзенка и других авторов широкоприменяются в современной психологии [5, с. 37].
Изэтого следует радикальный вывод: одарённость — врождённое свойство личности, аспособность — приобретённое качество. Эти две категории не тождественны как впонятийном отношении, так и по существу. Врождённые свойства и дарования детейпередаются по наследству, генетически предопределены, если не происходитмутации генотипа. Способности же приобретаются в результате жизнедеятельности,обучения и воспитания детей.
Итак,через программу, заложенную в молекулах ДНК, и через зародышевые клетки отпоколения к поколению передаются лишь физиологические качества личности. На ихоснове развиваются способности последующих поколений. Потомственных дарований вистории человечества встречается немало. Известно, например, что у И.С. Баха впяти поколениях его предков насчитывается 18 музыкальных дарований. Многоталантливых людей было в роду Ч. Дарвина. В данных примерах, возможно, наряду снаследственными признаками на развитие дарований оказала влияние специфическаясоциальная преемственность, то есть условия для развития врождённых задатков.Следует также вспомнить, сколько посредственных детей родилось в семьяхвыдающихся личностей. Следовательно, развитие дарований детей зависит отгенотипа, то есть от наследственности и тех социальных условий (семья,окружение ребёнка), где протекает их жизнедеятельность. Особенно податливы вразвитии дарований дети. Но их дарования развиваются при определённых условиях,если таковых не имеется, они (задатки) остаются неразвитыми. Одностороннеепреувеличение или недооценка биологических (наследственных) или социальныхфакторов не приносит положительных результатов в становлении и развитиицелостной личности. Только их единство может быть эффективным в образовании ивоспитании подрастающих поколений.
Сторонникисоциального направления в развитии личности делают ставку на решающее влияниесреды и особенно воспитания. В их представлении ребёнок — «чистая доска», накоторой можно написать всё. Многовековой опыт и современная практика показываютвозможность формирования в человеке как положительных, так и отрицательныхкачеств вопреки наследственности. Пластичность коры головного мозгасвидетельствует о том, что люди поддаются внешнему влиянию среды и воспитанию.Если целенаправленно и продолжительное время воздействовать на определённыецентры головного мозга, они активизируются, в результате чего психикаформируется в заданном направлении и становится доминантой поведения личности.В данном случае преобладает один из психологических способов формированияустановки — импрессинг (впечатления) — манипуляция психикой человека вплоть дозомбирования. Истории известны образцы спартанского и иезуитского воспитания,идеология довоенной Германии и милитаристской Японии, воспитавшая убийц исамоубийц (самураев и камикадзе). И в настоящее время национализм и религиозныйфанатизм использует импрессинг для подготовки террористов и других исполнителейнеблаговидных поступков.
Такимобразом, биофон и среда являются объективными факторами, а психическое развитиеотражает субъективную деятельность, которая строится на пересечениибиологических и социальных факторов, но выполняет особую функцию, присущуютолько человеческой личности. При этом в зависимости от возраста функциибиологических и социальных факторов перемещаются.
Вдошкольном возрасте развитие личности подчинено биологическим закономерностям.К старшему школьному возрасту биологические факторы сохраняются, социальныеусловия постепенно оказывают всё большее влияние и перерастают в ведущиедетерминанты поведения. Человеческий организм, по мнению И.П. Павлова, —система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая,восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая [10]. Этим иопределяется роль синергии (единения личности) как методологической основыфункционирования принципов комплексного, дифференцированного иличностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников,учащихся и студентов.
Рассматриваяданную проблему, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человекаразличаются два периода — эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватываетпериод внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).
Ужена самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетическойпрограммы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждыйчеловек является носителем специфического индивидуального набора генов,вследствие чего он генетически уникален. Свойства человека, как и других живыхсуществ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения кпоколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует отродителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета,цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят онаследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам ит. д.
Насегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, котораяутверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки,которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды.Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК,которая находится в хромосомах. Хромосомы каждой клетки человека несут в себенесколько миллионов генов. При этом генетические возможности, задаткиреализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится вобщении с людьми, в соответствующей социальной среде [6,с. 172].Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то еговрожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми.
Генетическийпотенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Еслипропустить срок ранней социализации, этот потенциал не успевает реализоваться иугасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когдамладенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, проводили среди зверейнесколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли ужев полной мере наверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрестидостаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивалисьчеловеческие психические функции. Это свидетельствует о том, что характерныечерты человеческого поведения и деятельности приобретаются только черезсоциальное наследование, через передачу социальной программы в процессевоспитания и обучения.
Дляпонимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значениеимеют такие понятия, как генотип и фенотип. Генотип — это наследственная основаорганизма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это тагенетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип— это совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся впроцессе его индивидуального развития.
Фенотипопределяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекаетего развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизниорганизма. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды. Одинаковыегенотипы (у однояйцовых близнецов), которые оказываются в различных средах,могут давать различные фенотипы. С учетом сказанного можно выделить следующиефакторы, воздействующие на человека:
— биологические задатки, кодируемые в генах;
— среда (социальная и природная);
— деятельность индивида;
— ум (сознание, мышление) [12].
Взаимодействиенаследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей егожизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма:эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в этипериоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формированияличности.
Наследственностьопределяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременнымвлиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становитсявсе более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влияниемдвух программ наследования — биологической и социальной. Все признаки исвойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействияего генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, ипродуктом общественного развития.
Стакой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникаеттогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в детерминацииумственных способностей человека.
Следуетотметить, что точное определение самих умственных способностей представляетсобой довольно трудную задачу. Дело в том, что, прежде всего, самиинтеллектуальные способности весьма разнообразны и своеобразны. Человек можетбыть гениальным шахматистом и плохим артистом (поэтом, математиком и т. д.), и наоборот.Кроме того, сама процедура применения тестов на определение IQ имеетнедостатки, которые отмечают многие ученые. В частности, при определении IQмногое зависит от социальной среды, уровня и характера воспитания и образованияиспытуемых, их организованности, внимательности, собранности и дажетемперамента. Более того, результаты тестирования зависят не только отиспытуемых, но и от тестирующих: какие вопросы задаются, с какой целью, изкакой области знания или деятельности и т. д. Так, если детям с улицы задаватьвопросы, как вести себя среди почтенной публики, а детей аристократовспрашивать, как вести кулачный бой, то, по всей вероятности, IQ тех и другихбудет невелик и достаточно одинаков.
Изтаких позиций исходит двухфакторная теория развития личности. Однако многиепсихологи считают, что существует и третий фактор – фактор психического вразвитии человека. Модель развития человека, основанная на таком подходе, называетсятрехфакторной и по своему трактует роль психического начала в онтогенезечеловека:
Психологическаяструктура проявляется в своеобразном психическом складе личности, сказываетсяво всех ее психических процессах и качествах. В этой структуре выделяютсяобычно темперамент (структура природных свойств, связанных с типом высшейнервной деятельности), способности (интеллектуальные, эмоциональные и волевыесвойства) и направленность (потребности, интересы, мотивы, идеалы). Безпсихологической структуры нет личности, однако было бы одностороннеинтерпретировать личность лишь в аспекте ее психологических характеристик. Делов том, что выявление структуры психологических качеств личности происходит призначительном отвлечении от исторически-конкретного социального содержания.Такого рода абстракция оправдана до определенных пределов. Однако гипертрофияпсихологического подхода, а тем более перенос психологического подхода наизучение социального бытия и специфики социального поведения личности ведут кискажению и обеднению ее сущности.
Известенряд психологических концепций личности в социологии. Одни из них носятоткровенно идеалистический характер, поскольку рассматривают внутренний,субъективный мир личности в полной изоляции от социального мира, а самуличность как замкнутую, изолированную от общества сущность. Такой подход связанс ненаучными спекуляциями, ибо, изолировав личность от социального мира, мытеряем одновременно и возможность к изучению ее научными методами. Другиеконцепции просто сводят личность к абстрактной сумме психических свойств икачеств, которые хотя и реализуются во взаимодействии с внешним миром, но необладают социальной конкретностью. Отношения личности с социальной средойрассматриваются нередко по типу отношений.
Необходимозаметить, что крайняя формализация связи «личность— среда» и рассмотрение ее потипу связей «организм — среда» стирает качественное различие между человеком иживотным: формирование личности рассматривается лишь как приспособление ксреде. Перенесение в социологию подобных концепций дает основание длясоциального конформизма. Нередко в психологических концепциях личностьописывается через совокупность различных качеств, например, активность,самообладание, способность добиться признания, общительность, деловитость и т.п. Разумеется, все эти качества, в разной степени развитые, есть у личности.Однако определение личности через совокупность этих качеств абстрактно в планеее социальной характеристики. К примеру, активность бизнесмена или преступникапо динамике психических процессов может давать одну и ту же картину, а посоциальному содержанию — другую. Одни и те же системы физических действий исходный (или одинаковый) психологический «механизм» действия индивидов могутвыражать социально различную и даже противоположную активность и деятельность(например, революционная и контрреволюционная деятельность).
Извсех компонентов психологической структуры именно направленность личности ярчевсего выражает единство психологического и социального. Однако это единствонеравноценных сторон, поскольку определяющей и ведущей является социальнаясторона (сущность личности). Биологическая и психологическая структуры«обслуживают» социальную жизнедеятельность человека, подчинены ей и проявляютсялишь в «снятом» виде. Каждая из этих структур обладает относительнойсамостоятельностью в своем формировании; период, когда происходит формирование«биопсихических» качеств, может не совпадать полностью с социальнымстановлением личности. Соответственно этому и понятие «распад личности» впсихологическом и социологическом аспекте включает в себя разное содержание: впервом случае это граничит с патологией, во втором — может осуществляться нафоне биопсихического здоровья, проявляясь в разрушении определенных социальныхкачеств личности.
Процессвоспитания личности в социалистическом обществе предполагает достижениегармонического развития всех ее структур. В социальном аспекте важно воспитаниене только черт характера, но и направленности личности. Важно, какие именнопотребности, интересы и мотивы движут человеком, на что направлены его воля иэнергия, как соотносятся потребности, интересы, идеалы личности и общества.Каково социальное содержание чувств, мыслей человека, что именно переживаетсякак доброе, справедливое, прекрасное, что вызывает нравственное и гражданскоенегодование, что составляет предмет мечтаний и вдохновения, что является егожизненным идеалом, каковы его жизненные планы, побуждения, интересы и т. д. —все это будет существенно различаться у людей, принадлежащих к разным эпохам,классам, социальным группам.
Биологическиеи психологические свойства в процессе изучения должны быть взяты в «социальномконтексте», в единстве с социальной направленностью личности, с тем чтобыформируемые качества отвечали потребностям общественного развития. Именно в единствеэтих аспектов проявляется полная зрелость личности, ее целостность. При этомсоциальная структура, стержень всей личности, характеризует ее социальнуюнаправленность. Это отнюдь не простой «набор» характеристик человека,раскрывающих его социально-классовую, национальную или профессиональнуюпринадлежность. Социальная структура личности представляет собой сложноеобразование, включающее следующие компоненты: систему социальной деятельностиличности, систему объективных социальных связей и отношений, складывающихся привыполнении человеком разнообразных общественных функций, и обусловленный имидуховный мир личности, ее социально-политические, правовые, нравственные,эстетические и другие знания, ценностные ориентации, нормативы, вкусы.3. Социобиология о природе человека
биологический социальный конформизм личность общество
Вышеотмечалось, что, хотя психика человека и его развитие во многом обусловленыбиологически, следует, однако, избегать абсолютизации влияния этого фактора наего жизнедеятельность. В этой связи необходимо затронуть такое современноетечение, как социобиология. Ее возникновение связано с выходом в 1975 г. книгиамериканского энтомолога Э.О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». В рамкахэтой концепции ставится задача по-новому подойти к проблемам морали, свободы,детерминизма, агрессии, альтруизма, эгоизма и других качеств человека.Важнейшее место в ней отводится анализу возможностей и границ примененияаналогий между поведением животных и человека. Первостепенное значение прирешении указанных проблем уделяется принципам и понятиям дарвинизма, в томчисле и естественному отбору, и наблюдается широкая экстраполяция выводов,полученных при изучении животных, на поведение человека. С точки зренияметодологии, здесь наблюдается биологический и молекулярно-генетическийредукционизм: антропология сводится к биологии, а последняя — к молекулярнойгенетике.
Вусловиях современной научно-технической революции активность психическойдеятельности человека с необходимостью возрастает, поскольку возрастает общееколичество раздражителей и стимуляторов этой деятельности. Это имеет своипозитивные и негативные стороны, соотношение которых в основном определяетсясоциальными условиями и тем, насколько человек может регулировать общественныепоследствия своих действий.
Научно-техническаяреволюция изменяет и характер труда, порождая тенденцию к возрастанию удельноговеса и значения различных видов умственной деятельности, что является огромнымстимулом развития разнообразных умственных способностей человека, повышения егокультурно-технического уровня. Разумеется, степень реализации этой тенденциизависит от характера общества, от его социально-классовой структуры, от тогоместа, которое занимает трудящийся человек и труд в системе общественных,прежде всего производственных, отношений.
Вместес тем нельзя не отметить и того факта, что сокращение удельного веса иизменение характера физического труда меняют условия развития физическихспособностей человека. Это в ряде случаев ведет к нарушению естественнойгармонии между физическим и умственным развитием и ставит перед обществомзадачу организации и развития специальных форм деятельности. Комплекс этихмероприятий разнообразен, начиная от спорта, производственной гимнастики, туризмаи кончая разработкой специальных мер психогигиены или установления нормальнойпсихологической атмосферы в трудовых или учебных коллективах.
Какразрешить возникающее противоречие между ограниченным временем и практическинеограниченным ростом необходимой для плодотворной деятельности информации?Сократить объем информации, задержать научно-технический прогресс невозможно;надеяться на возможности и резервы мозга было бы неразумно, поскольку нет ещеточных научных данных об этих резервах вообще, к тому же они обладаютиндивидуальной вариантностью. В одном человечество имеет действительнопрактически неограниченные возможности — в совершенствовании своих«искусственных органов», с помощью которых усиливаются природные возможностичеловека (например, ЭВМ, технические хранилища информации и т. п. устройстваоблегчают накопление и переработку информации). Очевидна и необходимость всоответствии с этим изменять систему обучения, его методы, осуществлятьсвоевременный и научно обоснованный отбор информации в учебных программах.
Неменее важным является и «повышение прочности и надежности» человеческогоорганизма посредством физического воспитания, развития спорта и т. п. Проблемаохраны природы, исключающая хищническую эксплуатацию природных богатств, недолжна ограничиваться только защитой водной, воздушной и других сред, в которыхживет человек. Она должна включать в себя и специально разработанный учеными,включая врачей и педагогов, комплекс мероприятий, охраняющих саму человеческуюприроду и обеспечивающих гармоническое развитие физических сил человека. Всоциалистическом обществе для этого существуют богатейшие возможности, номногие из них остаются недостаточно использованными.
Помнению социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человекадолжна внести теория геннокультурной коэволюции. Суть ее состоит в том, чтопроцессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходятсовместно. Гены и культура в эволюции человека связаны между собой. Однаковедущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечнымипричинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самомделе объектом биологического знания. Сам Уилсон определяет задачу социобиологиикак «изучение биологических основ всех форм социального поведения… у всехживотных, включая человека». Главные положения его теории сводятся к тому, чтоу человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне егобиологической природы.
Поих мнению, весьма вероятно, что человек наследует моральные чувства побиологическим каналам.
Так,например, происхождение запретов кровнородственных браков (инцест)усматривается в поведении животных и из этого поведения выводятся биологическиеоснования моральных табу вообще. То же самое относится к агрессивностичеловека, которая якобы является неотъемлемой его чертой. Поэтому, скажем,война в обществе — это не что иное, как проявление внутривидовой агрессиивообще. О характере социобиологических аналогий и изысканий можетсвидетельствовать, например, объяснение человеческой любви как поведенческогомеханизма, обеспечивающего оптимальную связь между удовлетворяющими друг другапартнерами. Дело доходит до того, что само сознание человека рассматривается вкачестве инструмента только для исполнения биологических функций.
Человеческоесознание, — пишет Уилсон, — является устройством для выживания ивоспроизводства, а разум есть всего лишь один из инструментов длябиологического воспроизводства.
Оцениваясказанное, нельзя отрицать продуктивности и эвристической ценности самой идеикоэволюции. Хотя сразу же следует дистанцироваться от спекуляций на нейразличного рода представителей и вариантов современного социал-дарвинизма,расизма и евгеники. Коэволюция как взаимодействие биологического и социальногов развитии человека и общества действительно имеет место. Более того, человек ивсе человечество могут развиваться только в единстве с природой, т.е. в рамкахкоэволюции. И то, что мы сегодня называем этим словом, было осмыслено и понятозамечательным русским ученым В. И. Вернадским еще в начале нашего столетия.Именно он впервые научно обосновал тесную взаимообусловленность человека(человечества) и природы, и прежде всего человека и биосферы. Но все дело втом, в какой мере и до какого предела признается влияние биологического насоциальное и биологическая детерминация поведения человека. Наша биология, нашигены, конечно, определяют наше поведение, человек не может вырваться за пределысвоей биологической природы, даже если бы очень сильно захотел. Существует иэволюционная связь человека с животным, и определенные аналогии между ихповедением. Другими словами, существуют биологические основы социальностичеловека.
Однакообъяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамкахбиологии, как это делают представители социобиологии, было бы неверно. На самомделе биологическое и социальное в человеке, как мы уже отметили, находятсямежду собой в тесной взаимосвязи. Вне социальных условий одно биологическое ещене делает человека человеком.
Ещеодин аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, чтобиологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме.Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и«очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворениятаких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье ит.д.
Такимобразом, при рассмотрении проблемы, касающейся роли биологических и социальныхфакторов в развитии человека следует избегать как панбиологизма, так ипансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного. Вовтором — предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет всеразвитие индивида.

Заключение
Такимобразом, исследования из области социальной психологии показали, что этапы развитияи структуру личности следует рассматривать с учетом биологическогопредрасположения и постоянного, начиная с рождения, стимулирующего иформирующего воздействия совокупности природных, социально-экономических исоциально-психологических факторов. Лишаясь в процессе эволюции ряда врожденныхинстинктивных приспособлений, свойственных животным, он приобретаетсущественное преимущество в виде возможности формирования высших, специфическихчеловеческих форм социального взаимодействия. При рождении человек получаетопределенный генетически и врожденно обусловленный набор биологических свойств,являющихся предпосылкой последующего его развития под влиянием стимулирующих,особенно социальных, воздействий. При этом инстинктивные органическиепотребности не подавляются и не вытесняются в бессознательное, асоциализируются, то есть включаются в систему усвоенных сложных форм ценностнойориентации и сознательно направленной активности [12].
Соответственнопри построении типологии личности необходимо учитывать следующиевзаимосвязанные компоненты личности:
1)особенности социальных форм удовлетворения биологических (инстинктивных)потребностей, степень выраженности индивидуалистической направленности жизненныхустановок (особенности удовлетворения потребности в пище, самосохранения вбиологическом и социальном смысле, сексуального самовыражения, материнского иотцовского чувства и др.);
2)особенности социально-психологических характеристик, то есть общественнойнаправленности (социальная самооценка, оценка социального окружения и отношениек нему, индивидуальные цели производственной и общественной деятельности,мировоззрение, идейность, отношение к обществу в целом, морально-этическиеустановки и т. д.);
3)врожденные и социально приобретенные индивидуально-психологическиехарактеристики: темперамент и характер — направленность и устойчивостьмотивации и целей поведения, степень зависимости их от биологическихпотребностей, сила и напряженность мотивации, способность переключения мотивовповедения в зависимости от ситуации, степень зависимости от эмоциональногосостояния, эгоистичность или альтруистичность ценностной ориентации, отношениек состоянию здоровья, экстра — и интравертированность общей направленности,степень конфортности и др.; способности и интеллект — качества перцепции,полнота и устойчивость накопленных знаний и навыков, их соответствие природномуи социальному окружению, качество и направленность ума, способность ксамосовершенствованию и самоконтролю.
Темне менее, определение природы взаимосвязи между биологическим развитиемчеловека и его поведением в обществе по — прежнему является предметов горячихспоров. Некоторые учёные, называемые социобиологами, предполагают, чтогенетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческоеповедение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, что многиетипы поведения — от агрессии до альтруизма — могут быть обусловленыгенетически.
Каксчитают социобиологи, существование врождённых механизмов, влияющих наповедение, — результат тысяч, даже миллионов лет эволюции. В ходе смены сотенпоколений происходило естественное увеличение числа носителей генов,способствующих выживанию человеческого рода. В результате этого процесса поведениесовременного человека включает генетически обусловленные действия,целесообразность которых доказана прошлым опытом.
Например,с первого взгляда могло бы показаться, что альтруизм, или самопожертвованиеради других, не способствует выживанию. Однако социобиологи утверждают, чтоальтруизм генетически обусловлен, так как способствует сохранению данного видав целом.
Каксчитают социобиологи, альтруизм является одним из многих типов генетическиобусловленного поведения. Некоторые социологи аналогичным образом объясняют идругие виды социального поведения. Конфликты между родителями и детьмивозникают потому, что каждому ребёнку хочется пользоваться всем, что имеютродители. В свою очередь родители (гены которых лишь частично заложены в каждомребёнке) настаивают на необходимости всё делить разумно, вследствие этоговозникает напряжённость в семье.
Этатеория подверглась резкой критике со стороны многих учёных. В то время какнекоторые физические особенности, например цветовая слепота (дальтонизм),действительно связаны с генетическими факторами, нет доказательств правильностиосновного принципа социобиологии, связывающего гены с тем или иным видомповедения.
Спорвокруг социобиологии продолжает давнюю полемику по вопросу о взаимоотношенияхмежду культурой и человеческой натурой. Зигмунд Фрейд утверждал, что существуетконфликт между биологическими побуждениями и требованиями культуры. Другиеисследователи общества, в частности Бронислав Малиновский (1937г.), высказалиболее компромиссную точку зрения. Они считают, что человеческие институтысозданы для удовлетворения побуждений людей.
Каки всегда, истина находится, по-видимому, где-то между этими двумя точкамизрения. Биология действительно устанавливает общие рамки для человеческогоестества, но в этих пределах люди проявляют исключительно высокуюприспособляемость: они усваивают определённые образцы поведения и создаютсоциальные институты, регулирующие использование или преодоление биологическихфакторов, а также позволяющие находить компромиссные решения этой проблемы.

Список использованной литературы
1. Биологическое и социальное в развитии человека // Социальнаяфилософия [электронный ресурс] – режим доступа: www.socfil.narod.ru/glava_8_3.htm
2. БогачкинаН.А. Психология: Конспект лекций / Н.А.Богачкина — М.: Эксмо, 2007. – 160 с.
3. ГеллерштейнЛ. С. Проблема соотношения биологического и социального в советской педагогике(20-е годы) / Л. С. Геллерштейн [электронный ресурс] – режим доступа: www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1093
4. ГусеваТ.И. Психология личности: Конспект лекций / Т.И.Гусева, Т.В.Каратьян — М.:Эксмо, 2008. – 160 с.
5. ДмитриеваН.Ю. Общая психология: Конспект лекций / Н.Ю.Дмитриева — М.: Эксмо, 2007. – 128с.
6. ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев В 2 т. Т.1. — М.,1983. – 360 с.
7. Осоотношении биологического и социального в психике человека. Проблема личностии ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии [электронный ресурс] –режим доступа: psicho.org.ua/text/psih_otnosh2
8. РадугинА.А. Психология и педагогика. / А.А. Радугин — М.: Центр, 2002. – 256 с.
9. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2000. – 705 с.
10. СтепаненковН. Биологические и социальные факторыв развитии личности ребенка / Степаненков Н. [электронныйресурс] – режим доступа: www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=151
11. СтоляренкоA.M. Основы психологии / A.M. Столяренко — М.: Юнити-Дана, 2001. – 423 с.
12. Структураличности [электронный ресурс] – режим доступа: pro03.ru/?p=495


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.