Государственное учреждение образования «Могилёвский профессиональный электротехнический колледж»ЭНЕРГИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДАРабочая тетрадь для учащихся2010 г.АННОТАЦИЯРабочая тетрадь предназначена для занятий по предмету «Охрана окружающей среды и энергосбережение». Раскрыты темы «Энергия», «Источники энергии», «Энергопотребление», «Глобальное изменение климата», «Энергосбережение». Учащиеся смогут самостоятельно проводить исследования по экономии ресурсов и энергии, выполнять практикумы, тесты. Полученные знания помогут стать экологически ориентированным потребителем энергии, оценить и понять, какое богатство приходит в каждый дом по проводам, благодаря чему зажигается свет, включаются телевизор, компьютер, становится комфортной твоя жизнь. Задания, отмеченные «***», относятся к разряду повышенной сложности и могут выполняться учащимися на занятиях кружков, факультативных занятий, могут быть заданы преподавателем на дом. Предложенная рабочая тетрадь может быть использована на уроках специальных дисциплин, производственном обучении, во внеклассной работе с учащимися, биологии, химии, физики.«Всё более актуальными становятся задачи экономии энергии, использования вторичных энергетических ресурсов и «сбросной» теплоты и мероприятия по снижению энергопотребления» А.А.БесчинскийСодержаниеВведение ...5Часть 1. Энергия 8 Что такое энергия? 8 Первый энергетический закон: энергия преобразовывается и сохраняется ..........9 Работай мощность 10 Коэффициент полезного действия (КПД) 14 Второй энергетический закон: качество энергии снижается, но не повышается 15Часть 2. Источники энергии 16 Природные ресурсы как источники энергии 16 Традиционные (невозобновляемые) источники энергии 17 Местные традиционные источники энергии в Беларуси 17 Экологические проблемы использования традиционных источниковэнергии 18 Возобновляемые источники энергии. Энергия Солнца..... 19 Развитие ветровой энергетики 21 Развитие биоэнергетики 23 Развитие малой гидроэнергетики 24Часть 3. Энергопотребление 25 История энергопотребления 25 Производство энергии и её потребление в разных странах мира 25 Использование энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве,транспорте, коммунальном хозяйстве 25Часть 4. Глобальное изменение климата 27 Климат 27 Естественные и антропогенные факторы изменения климата 28 Анкетный опрос «Что вы знаете о глобальном изменении климата? » 31Часть 5. Энергосбережение 33 Энергетические услуги 33 Основные принципы энергосбережения 33 Энергосбережение в школе и дома 34 Отходы производства и потребления 41 Транспорт 43Заключение 44 ВВЕДЕНИЕЗадание 1Подберите к понятиям в левом столбце определения из правого столбца и соедините их стрелками: Задание 2. Тест «Как мы расходуем энергию?»Давайте выясним, насколько экономно вы расходуете энергию. Отвечая («Да» или «Нет») на вопросы приведённого ниже теста, можно больше узнать о себе, привычках своей семьи и уже сегодня начинать «работать над собой». Впрочем, может быть, вы, ребята, и так уже знаете, как должен вести себя экологически и экономически грамотный человек. А если ещё не совсем, то наш тест поможет в этом. № Вопросы Да Нет 1 Мы популярно контролируем количество расходуемой нашей семьей и электроэнергии 2 Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из неё 3 Мы используем энергосберегающие лампочки 4 Мы часто используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер), тем самым потребляя меньшее количество электроэнергии 5 Мы всегда заклеиваем окна на зиму 6 Наш холодильник стоит в прохладной комнате, мы часто размораживаем его 7 Когда пользуемся стиральной машиной, мы полностью загружаем её, выбираем наиболее рациональные режимы стирки 8 Мы не ставим мебель перед батареями отопления и обогревателями 9 Мы проветриваем помещения быстро и эффективно: всего несколько минут за один приём 10 Мы закрываем кастрюлю крышкой, когда готовим пищу 11 Мы чаще принимаем душ, чем ванну, тем самым используя меньшее количество воды ^ Посчитайте все ответы «Да». За каждое «Да» вы получаете 1 балл. Если у вас получилось:От 1 до 5 баллов: Вам ещё многому надо научиться, чтобы быть экологически сознательным человеком, так что начните это делать прямо сейчас.От 6 до 9 баллов: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой и над энергосбережением в вашем доме.От 9 до 11 баллов: Вы являетесь хорошим примером всем остальным, ваше поведение и действия экологически правильны, вы заслуживаете похвалы. Задание 3^ Что можно сделать, чтобы уменьшить потери энергии и улучшить состояние окружающей природной среды на нашей планете?Если вы поддерживаете (или не поддерживаете) указанные меры, пожалуйста, пометьте их словом «Да» (или «Нет»). Перед тем как записать своё мнение, прикройте правую колонку с комментариями листом бумаги. В конце работы снимите лист бумаги с комментариев и прочтите их. № ^ Что можно сделать? Да/Нет Комментарий 1 Уменьшить сжигание ископаемого топлива Сегодня 80 % энергии мы получаем из ископаемого топлива, сжигание которого является основным источником поступления в атмосферу планеты парниковых газов 2 Шире использовать возобновляемые источники энергии Сегодня использование альтернативных источников энергии становится ключевым фактором для долгосрочного устойчивого развития человечества 3 Прекратить уничтожение естественных экосистем Должно быть прекращено негативное воздействие на природные экосистемы, которые поглощают СО2 и являются важным элементом в поддержании его глобального баланса. Особенно хорошо с этим справляются леса, но во многих регионах мира они уничтожаются с катастрофической скоростью 4 Снизить потери энергии при её производстве и транспортировке При транспортировке энергии на дальние расстояния может быть потеряно до 50 % энергии! 5 Использовать энергоэффективные технологии в промышленности В настоящий момент в большинстве технологий полезно используется около 30 % энергии! Необходимо внедрять новые энергоэффективные технологии в промышленном производстве 6 Снизить энергопотребление в жилищном секторе Должны быть приняты нормативы, предписывающие использовать при строительстве новых зданий энергоэффективные материалы и технологии, что позволит сократить потребление энергии в домах в несколько раз 7 Использовать экологически безопасные транспортные средства Сегодня в больших городах выбросы автотранспорта составляют 60-80 % от всех загрязняющих выбросов, поэтому необходимо поощрять использование экологически безопасных видов транспорта (например, электромобилей), развивать общественный транспорт и создавать инфраструктуру для велосипедистов 8 Пропагандировать и стимулировать энергосбережение По предварительным подсчётам даже эти меры позволят сократить выбросы в атмосферу парниковых газов развитыми странами на 80 % к 2050 году, а развивающимися - на 30 % к 2030 году ^ Продолжите список своими предложениями 9 10 Часть 1. Энергия1.1. Что такое энергия?Задание 1Подумайте и сформулируйте в нескольких словах, что общего у всех перечисленных ниже явлений:а) молния, пронизывающая небо; б) движущийся автомобиль; в) горящий костёр; г) ползущая улитка; д) вращение лопастей ветряной мельницы; е) течение воды в реке; ж) яблоко, падающее с дерева; з) летящий реактивный самолёт..Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 2Вставьте пропущенные слова в следующие предложения: Энергия — это физическая величина, связанная с и работой. Механическая энергия движущихся тел называется энергией. Химическая энергия топлива является энергией. Движущийся троллейбус обладает энергией.Задание 3 ^ Прочтите следующий текст и конкретизируйте экологические проблемы современности, связанные с использованием энергии.Современный период развития человечества иногда характеризуют через три «Э»: энергетика, экономика, экология. Энергетика в этом ряду занимает особое место. От неё в решающей мере зависит экономический потенциал государств и благосостояние людей. Она же оказывает наиболее сильное воздействие на окружающую среду, экосистемы и состояние биосферы в целом. Поэтому не будет преувеличением сказать, что от решения энергетических проблем зависит возможность решения основных экологических проблем.Укажите, какие экологические проблемы прямо или косвенно связаны с производством и использованием энергии.Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ 1.2. Первый энергетический закон: энергия преобразовывается и сохраняется Задание 4Опишите, какие преобразования энергии происходят в лампочке при её включении. Какие преобразования энергии происходят при быстрой остановке автомобиля? Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ Приведите другие примеры превращения энергии: _________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5*Вспомните, в каких формах проявляется энергия, и проанализируйте, какие формы энергии обеспечивают нам энергетические услуги (поставьте плюс в соответствующей клетке таблицы). ^ Энергети-ческие услуги Формы энергии Тепловая Хими-ческая Электри-ческая Световая Механи-ческая Ядерная Нагревание Охлаждение Освещение Механическая работа ^ 1.3. Работа и мощность Задание 6В левом столбце таблицы отметьте значком «+» верные утверждения, а значком «-» – неверные. Гиря, висящая на шнуре, совершает механическую работу Пассажир, едущий в автобусе, совершает механическую работу Муха, летающая по комнате, совершает механическую работу Магнитофон, перематывая кассету, совершает механическую работу Девочка, играя на скрипке, совершает механическую работу Ветер, гонящий по небу облака, совершает механическую работу Компьютер, решая задачу, совершает механическую работу Мощность двигателя не зависит от количества совершённой им работы Мощность тем больше, чем больше работы совершается за 1 секунду За равное время более мощный двигатель выполнит меньше работы Время выполнения работы тем больше, чем больше мощность двигателя Задание 7*В каком случае спортсмен развивает большую мощность: когда медленно поднимается по лестнице или когда совершает прыжок с шестом на такую же высоту? Ответ обоснуйте.Ответ:____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ Задание 8^ Каждый знает, что километрами измеряют расстояние, минутами и часами –время. А что такое киловатт-час? Это мера работы электрического тока.Пример: Если в школе будет зря гореть лампочка в 100 ватт в течение 10 часов, то она израсходует впустую 1 киловатт-час энергии.Задача: В комнате висит люстра, в ней три лампочки по 60 ватт. Сколько энергии будет израсходовано, если люстра будет гореть в течение 2 часов?Ответ: __________________________________________________________________ Задание 9. Практикум «Считаем киловатты»Давайте посчитаем, сколько электроэнергии мы тратим ежедневно. Пожалуйста, в течение недели каждый вечер в одно и то же время записывайте показания электрического счётчика в таблицу. Затем подсчитайте, сколько энергии вы расходуете ежедневно. Сделайте вывод: можем ли мы снизить энергопотребление без снижения комфортности нашей жизни?Израсходованная энергия рассчитывается как разность между последующими и предыдущими показаниями электросчётчика (то есть если вычесть из показания за понедельник показания, снятые в воскресенье, то получим количество электроэнергии, израсходованной за понедельник). ^ Дни недели (каждый вечер) Первая неделя (обычно) Вторая неделя (следим за электроприборами) Экономия (за неделю) ^ Показания счетчика Израсходовано энергии Показания счетчика Израсходовано энергии Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Общий расход (сумма) за неделю Примечание. Если общий расход электроэнергии умножить на стоимость одного киловатт-часа, то получим стоимость электроэнергии для семьи.Проанализируйте. В какие дни недели расход энергии меньше, а в какие -больше? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 10. Практикум «Эксперименты с кастрюлями»Давайте проведём два простых эксперимента. Для этого нам нужно отправиться на кухню и подготовить оборудование: три кастрюли разного размера (желательно из одного материала, например, из одного набора) и три крышки от этих кастрюль.Эксперимент 1Вскипятите одинаковый объём воды, например 1 л, в одной и той же кастрюле: сначала с крышкой, а затем без крышки. Заметьте время закипания воды в обоих случаях. Результаты запишите в таблицу, сделайте вывод. ^ Время закипания водыв кастрюле с крышкой Время закипания водыв кастрюле без крышки Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Эксперимент 2 Возьмите 3 кастрюли разного размера и вскипятите в них одинаковый объём воды, например 1 л (не забудьте закрыть кастрюли крышками). Заметьте время закипания воды в разных кастрюлях, результаты запишите в таблицу, сделайте вывод. Этот же опыт можно проделать и с помощью электрической плиты. В этом случае обратите внимание на размер конфорки и размер кастрюли. Подумайте, как зависит расход энергии от размера кастрюли и конфорки ^ Объём кастрюли Время закипания 1 л воды Размер конфорки (для электроплиты) Кастрюля № 1 Кастрюля № 2 Кастрюля № 3 Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 11Выполнив это задание, можно выяснить, насколько лично вы зависите от энергии. Давайте обсудим следующую воображаемую ситуацию будущего: энергоресурсы Земли истощились, и на каждого жителя планеты приходится только 200 кВт • ч в год, то есть каждый человек сможет использовать строго ограниченное количество энергии. Как вы будете расходовать отпущенный лимит энергии? В чём не сможете себе отказать? А какими электроприборами не станете пользоваться вообще? В таблице приведён список электроприборов, имеющихся в каждом доме, и указан ориентировочный расход электроэнергии при их эксплуатации. Эта информация поможет вам ответить на вопрос, без каких приборов нам не обойтись. Электроприбор Расход кВт*чв год Использую сейчас Не могу отказаться ^ Смогу сократить Смогу отказаться Радиоприёмник (10 Вт; 12,5 ч в неделю) 22 Утюг (1500 Вт; 4,5 ч в неделю) 39 Видеомагнитофон (в режиме ожидания) 61 Стиральная машина (3000 Вт; 3 раза в неделю) 110 Компьютер (110 Вт; 16,5 ч в неделю) 187 Холодильник (250 Вт; постоянно) 225 Электроплита (2000 Вт; 1,25 ч в сутки) 438 Цветной телевизор (95 Вт; 20 ч в неделю) 140 Светильник (180 Вт: 3 лампы по 4 ч в сутки) 250 ВСЕГО: Не забудьте, вам нужно постараться уложиться в отведённый лимит! Подсчитайте, какой личный вклад вы смогли бы внести в сохранение энергии. Не расстраивайтесь, если полученные результаты вас не очень впечатлили. Однако это повод задуматься над тем, что чем больше мы используем блага цивилизации, тем больше потребляем энергии и тем больше выбрасывается в природу загрязняющих веществ при её производстве. Желание человека жить в комфортных условиях наносит непоправимый ущерб окружающей среде.^ 1.4. Коэффициент полезного действия (КПД)Задание 12В левом столбце таблицы отметьте значком «+« верные утверждения, а значком «-» – неверные. КПД показывает долю полезной работы, которую выполняет механизм, от полной совершённой КПД = 40 %. Это значит, что 40 % всей работы является полезной КПД = 40 %. Это значит, что 60 % всей работы является бесполезной Полезная работа всегда меньше полной работы Полезная работа всегда меньше бесполезной работы КПД = 30 %. Значит, бесполезная работа больше полезной работы КПД = 60 %. Значит, полезная работа больше половины полной работы КПД = 60 %. Значит, полезная работа меньше бесполезной работы КПД = 30 %. Значит, бесполезная работа меньше половины полной работы КПД = 50 %. Значит, полезная работа равна половине бесполезной работы Задание 13. Практикум «Снова считаем киловатты»Цель: рассчитать экономию электроэнергии при использовании энергосберегающих ламп.Задание: замените дома несколько лампочек на энергосберегающие (например, лампочки мощностью 100 Вт заменяются на энергосберегающие лампы мощностью 20-23 Вт). Сравните показания электросчётчика. ^ Показания счетчика снимаем каждый день в одно и то же время Показания электросчетчика Разница в показаниях счётчика ^ До замены лампочек на энергосберегающие После замены лампочек на энергосберегающие 1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день Итого: Вывод: ___________________________________________________________________ Вот вы и освоили один из доступных всем способов энергосбережения. Предложите ещё несколько простых мероприятий по энергосбережению у себя дома. Мои предложения по энергосбережению дома: 1. . 2. . 3. __________________________________________________________________^ 1.5. Второй энергетический закон:качество энергии снижается, но не повышаетсяЗадание 14Формы энергии по качеству условно подразделяются на энергию с отличным, высоким и низким качеством. В следующей таблице напротив приведённых форм энергии укажите, каким качеством они обладают. ^ Формы энергии Качество энергии Кинетическая Химическая Электрическая Потенциальная Тепловая (температура выше 100 'С) Тепловая (температура ниже 100 °С) Ядерная Часть 2. Источники энергии^ 2.1. Природные ресурсы как источники энергии Задание 1Продолжите следующие предложения: 1. Природные ресурсы - это..._____________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 2. Экологическая классификация характеризует природные ресурсы по их исчерпаемости и ..._______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 2Что мы знаем об источниках энергии? Заполните таблицу. В колонки запишите известные вам источники энергии и приведите примеры её использования от различных источников. п/п Источник энергии ^ Где используется 1 2 3 4 5 6 7 Задание 3^ Ответьте на вопросы:1. Почему некоторые энергетические ресурсы называют невозобновляемыми? Приведите примеры таких энергоресурсов.__________________________________________________________________________________2. Назовите возобновляемые источники энергии, которые могут быть использованы в нашей республике. _________________________________________________________________________3. К какому виду ресурсов относится атомная энергия?_____________________________________________________________________________^ 2.2. Традиционные (невозобновляемые) источники энергии Задание 4В следующих предложениях вставьте пропущенные слова или цифры:1. По нынешним прогнозам запасов каменного угля человечеству хватит примерно на ________ лет.2. В настоящий момент в Беларуси известны 3 месторождения бурых углей. Назовите их. ___________________________, ____________________________, _______________________. Их общие запасы составляют ________________ млн.т. По добыче газа первое место в мире занимает _______________________ (название государства).^ 2.3. Местные традиционные источники энергии в БеларусиЗадание 5Напишите, какие вы знаете местные виды топлива в Беларуси._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6. Проект «Собственная энергия»^ Составьте индивидуальный план действий по теме проекта и начните его выполнение.Действовать? Зачем? Откроем секрет: есть очень простой метод снизить загрязнение атмосферного воздуха - просто переключиться на другой вид энергии - свою собственную! Чаще передвигаясь пешком, на велосипеде, скейтборде или роликовых коньках, используя силу своих ног для путешествий, вы присоединяетесь к движению за сохранение энергии, которое уже существует во многих странах мира. Если вашей энергии недостаточно для совершения путешествий, можете воспользоваться общественным транспортом. При таком выборе средства передвижения есть один экологический секрет: метро, трамваи и троллейбусы загрязняют воздух меньше, чем автобусы и автомобили.Действовать! Как? Вспомните места, которые вы посещаете часто. Продумайте те маршруты, куда вы можете добираться пешком, на велосипеде или на общественном транспорте. Замените свой способ передвижения хотя бы на одном маршруте теми средствами передвижения, которые движутся с вашей помощью. Составьте список маршрутов, которыми вы можете добираться до школы или других мест. Спланируйте свою поездку так, чтобы использовать «дружелюбный» к окружающей среде вид транспорта. Если вы едете на велосипеде или роликах, будьте осторожны и выполняйте правила дорожного движения. Предложите друзьям, одноклассникам присоединиться к проекту. Подумайте о других способах передвижения с помощью собственной энергии.Что вам потребуется? Удобная пара обуви для ходьбы или бега, велосипед или ролики, рюкзак.Какие ресурсы вы экономите, когда используете собственную энергию? Вы сберегаете топливо или электричество, не оказываете негативное воздействие на природу и сохраняете качество воздуха, которым все дышат.Что вы приобретаете для себя? Хорошую физическую форму и бодрое настроение. Вы делаете мир лучше для каждого, потому что ваши усилия — это действительно огромный подарок окружающей среде! Вы становитесь экологически сознательным граждан ином! ^ 2.5. Возобновляемые источники энергии. Энергия СолнцаЗадание 7Сформулируйте своими словами ответ на вопрос: «Почему в современном мире становятся важными такие возобновляемые (неисчерпаемые, альтернативные) источники энергии, как ветер, Солнце, вода?» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 8Заполните кроссворд названиями пяти категорий возобновляемых источников энергии (первая буква, с которого начинается слово, уже имеется в клетке кроссворда), например, солнечные (источники энергии).Задание 9^ Заполните предлагаемую схему необходимыми словами. Задание 10Допишите предложения, вставьте пропущенные слова и числа:1. Солнечная фотоэлектрическая установка – это ________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Среднегодовое количество излучаемой солнечной энергии на квадратный метр в Беларуси составляет до _______ кВт • ч за год, что эквивалентно количеству энергии в ___________ л. нефти.Задание 11Запишите ответы на вопросы:1. В каких странах мира солнечная энергетика получила наибольшее распространение? ________________________________________________________________________________ 2. Как вы думаете, перспективно ли в Беларуси использование солнечной энергии в промышленных масштабах? _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________^ 2.6. Развитие ветровой энергетикиЗадание 12Допишите следующие предложения:1. Ветер – это _____________________________________________________________ К его основным характеристикам относятся: Ветроэнергетика занимает одно из приоритетных направлений в следующих странах: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Основные физико-географические районы республики, в которых можно наиболее эффективно использовать ветроэнергетическое оборудование, - это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 13*. Проект разработки и строительства ветровой турбины с вертикальным валом Вы можете создать модели ветряных мельниц с вертикальным валом, используя несколько конструкций. Для эксперимента вам необходимо иметь большое количество пластиковых бутылок, несколько стоек для реторт, пластилин, кнопки и электрический фен с подачей холодного воздуха. С помощью пластилина зафиксируйте кнопку так, чтобы её остриё было обращено к верхушке стойки для реторт. После этого на стойку надевается перевёрнутая бутылка, которая может вращаться, используя кнопку в качестве опоры. Затем бутылка снимается со стойки и вам нужно определить, сколько крыльев будет у ветряной мельницы и какого она будет размера. Потом необходимо разрезать бутылку и выгнуть клапаны наружу, чтобы сделать требуемое число крыльев. Площадь поверхности крыльев может быть высчитана, если приложить к ним лист бумаги в клеточку и посчитать количество занимаемых клеток. После этого бутылку снова устанавливают на опору стойки. Поток воздуха от фена имитирует ветер. Посчитайте количество оборотов ветряной мельницы с верти- кальным валом в минуту. Попробуйте провести эксперимент ещё три-четыре раза и рассчитайте средний график скорости ветряной мельницы. Вы можете продолжить эксперимент, сделав мельницы с разным или одинаковым числом крыльев, но с разной площадью поверхности. Каждую ветряную мельницу надо испытывать одним и тем же феном с одинаковым напором воздуха и на одинаковом расстоянии. Вы должны записывать в среднем три-четыре показателя. В конце исследования можно составить отчёт о наиболее эффективной конструкции ветряной мельницы, созданной из пластиковой бутылки Задание 14^ Запишите преимущества и недостатки ветряных электроустановок в соответствующие столбцы таблицы: ^ Ветряные установки Их преимущества Их недостатки Задание 15^ Сделайте ветряную (водяную) мельницу своими руками. Для этого можно использовать картонную упаковку из-под молока или сока и скрепки. Отрежьте низ и верх картонки и всё оставшееся до высоты 5 см. Сложите стороны, сожмите противоположные стороны с помощью скрепки, часть скрепки может быть сложена так, чтобы сформировалась ось (вал), или вы можете выпрямить третью скрепку и вдеть её в середину мельничного колеса. Поднесите мельницу под кран и включите воду. Вы также можете заставить мельничное колесо двигаться, дуя на него.Задание 16^ На рисунке показана структурная схема ветроэнергетической установки. Справа от рисунка запишите назначение каждого из устройств, обозначенных цифрами. 1 – _________________________________ 2 – _________________________________ 3 – _________________________________ 4 – _________________________________ 5 – _________________________________ 6 – _________________________________^ 2.7. Развитие биоэнергетикиЗадание 17Допишите предложения, вставьте пропущенные слова и числа.1. Назовите ресурсы, которые могут быть использованы для развития биоэнергетики в нашей республике. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Основным сырьём для производства биодизеля является ______________________3. Преимущества биодизельного топлива заключаются в следующем: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Недостатки биодизельного топлива заключаются в следующем: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 18 Найдите на рисунке и подпишите основные части установки для получения биогаза. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Опишите принцип действия биогазовой установки._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ 2.8. Развитие малой гидроэнергетики Задание 19Ответьте на следующие вопросы:1. Почему малая гидроэнергетика может быть одним из наиболее экономически эффективных способов генерации электроэнергии? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________2. В чём сказывается отрицательное воздействие крупных ГЭС на природу? __________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Наиболее значительный вклад гидроэнергетики в общий энергетическийбаланс республики может внести строительство каскада гидроэлектростанцийна белорусских реках. Назовите их: __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________Задание 20*Проведите «Экорейтинг» энергоресурсов. В таблице следует расположить способы получения энергии в порядке убывания желательности их использования вообще и в своей области в частности (по совокупности признаков или по тем признакам, которые вам кажутся наиболее важными). На самой верхней ступеньке должен оказаться тот источник энергии, который вы считаете предпочтительным. ^ Предпочтительность использования способов получения энергии Для планеты Земля Для Беларуси Часть 3. Энергопотребление^ 3.1. История энергопотребления Задание 1Цифрами в квадратиках укажите в хронологическом порядке источники энергии, которые становились доступны человечеству, начиная с самых ранних времён:- атомная энергия (уран); - мускульная энергия рабочих животных; - нефть;- энергия ветра;- мускульная энергия человека;- уголь;- энергия падающей воды. ^ 3.2. Производство энергии и энергопотребление в разных странах мираЗадание 2Укажите основные направления потребления энергии человеком: ________________________________; _______________________________________; ________________________________; _______________________________________; ________________________________; _______________________________________; ________________________________; _______________________________________.^ 3.3. Использование энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйствеЗадание 3Дополните цепочку поступления тепла в наши дома:Задание 4^ Дополните цепочку поступления воды в наши дома:Задание 5Определите, сколько энергии потребляют электр