Реферат по предмету "Разное"


концепция преподавания литературных и лингвистических дисциплин на кафедре словесности одиПЖ

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА КАФЕДРЕ СЛОВЕСНОСТИ ОДиПЖОдна из ключевых составляющих новой системы обучения на отделении деловой и политической журналистики – гуманитарное образование. Изучение литературы является его основой.      Создание самостоятельной кафедры словесности позволило сбалансировать дисциплины, в основе которых лежит утилитарный, прикладной и фундаментальный характер знания. Язык развивается тогда, когда на нем создается литература. Литература так влияет на язык, что он приобретает другое качество. Он может стать инструментом не только описания наличной реальности, но также инструментом прогнозирования.     Разумеется, именно это свойство лежит в основе этического значения литературы. Она передает опыт идей и опыт запретов, создает масштаб сравнений. Необходимо помнить, что в русской культуре литература, особенно классического периода, - один из важнейших элементов национальной самоидентификации. Литература тесно связана с общеевропейским гуманитарным движением и является моделью правильного соотношения национальной традиции и кроскультурного общения. В настоящее время, когда детерминизм отдельных специальностей практически невозможен, гуманитарное образование конвертируется в долгосрочные профессиональные инвестиции, позволяющие выстраивать абсолютно новые стратегические линии в современном политическом, общественном, культурном контексте.   В соответствие с такой идеологией выстраиваются цели и практические задачи дисциплин, преподаваемых на кафедре словесности. Специфика ОДиПЖ определяет основные отличия системы кафедральных курсов от тех, что читаются на филологических факультетах и отделениях журналистики других вузов. Задача традиционно читаемых курсов – анализ историко-литературных обстоятельств возникновения и восприятия произведений, расположенных в хронологической последовательности.. Бесспорно, журналисту, кроме чисто профессиональных навыков, необходим и культурный багаж, в значительной мере приобретаемый при изучении словесности. Но медиа-специалист – не филолог, он решает другие задачи. На ОДиПЖ изучение словесности становится частью профессиональной подготовки.   Концептуальная основа системы кафедральных курсов предполагает, кроме общегуманитарных аспектов, изучение литературы, журналистики и критики как факторов, воздействующих и во многом формирующих общественную мысль, общественное мнение, общественное сознание.   В соответствии с задачами ОДиПЖ, в соответствии с квалификационными требованиями к выпускникам, профессиональная подготовка на кафедре словесности предполагает анализ использовавшихся и ныне используемых способов получения, хранения, обработки и изложения культурной, деловой, политической информации посредством печатного слова.   Основная установка – установка на понимание процесса литературы как единой культурной системы, анализ этого процесса в общеисторическом контексте. Особое место в курсе словесности занимает история возникновенияи развития отечественной и зарубежной публицистики, существующей на стыке литературно-критических форм и жанров журналистики.  В основе учебного плана ОДиПЖ - два содержательных блока, два базовых курса: -                     система западной словесности (от античных истоков до XX века включительно) 432…часа.. всего; из них ^ 108… часов – античность, средние века, возрождение, барокко;…54. часа 18 век; 130…. часов 19 век;…140 часов 20 век -                     система российской словесности (XI – XX вв.)486…. Всего часов; из них 108…. Часов –фольклор, древнерусская литература, 18 век; 180… часов 19 век; 198 …. Часов 20 век.  В отличие от аналогичных курсов филфака и журфака МГУ, в основу данных дисциплин на ОДиПЖ ГУ-ВШЭ положены следующие принципы:          системность подхода, позволяющего описать эволюцию и динамику коммунактивного пространства в разные культурные эпохи; проблемность , а не архаичная линейная последовательность традиционных курсов обязательный параллелизм, синхронность (там, где это допустимо) русского и европейского ряда; создание уникального курса европейской словесности как необходимого культурного контекста русской, дополнительного измерения, «входа» в отечественную литературу (Так, к примеру речь в программе дисциплины идет не просто об античности, а еще и специфическом варианте «русской античности», временные границы которой совпадают с началом освоения античного наследия в середине 18 века; далее – пик «русской античности» совпадает с золотым веком русской классики, у истоков которой декабризм как квинтэссенция европейского сознания и поведения. Постепенно видоизменяясь и угасая к концу 19века, «Русская античность» переживает свое новое возрождение в начале 20 века, в культуре символизма и акмеизма, и уйдет навсегда в 1920-е-30-е годы). Особое внимание в разработке структуры названных курсов уделено: анализу культурных механизмов взаимодействия словесности и журналистики Нового времени. Взаимосвязи литературы, публицистики, критики и журналистики рассматриваются в контексте законотворческой государственной деятельности, политики и т.д. ; индивидуальной работе с источниками, прослеживанию перипетий критической полемики и дискуссий вокруг ключевых книг и событий; анализу бытовой подоплеки литературных фактов: жизнь и быт литературных салонов и кружков, формирование культурной среды в ту или иную эпоху, взаимодействие массовой журналистики и университетской науки анализу переломных моментов в культуреЦелью курса является формирование у студентов широкого гуманитарного кругозора, овладение аналитическим инструментарием, умение свободно ориентироваться и соотносить тенденции развития западной словесности и журналистики. Учебный материал организован таким образом, чтобы рассмотрение каждой темы основывалось на активном применении знаний и навыков, усвоенных студентами во время изучения ряда смежных дисциплин, прежде всего отечественной и западной истории. Кафедральной концепцией обусловлена и необходимость курсов риторикии практической стилистики( 216 часов), современного русского языка (216), литературного редактирования (108) прагматики текста (54), теории и практики коммуникации (54), ведение которых позволяет соединить традиционные историко-литературные подходы с освоением современных медиа-стратегий. Обилие источников и их беспрецедентный для иных периодов развития словесности и журналистики объем заставляют продуманно отнестись к структуре учебного курса, значительное количество материала вынести за пределы лекционного рассмотрения, интенсифицировать интерактивность обучения, а также самостоятельную работу студентов (написание самостоятельных творческих и реферативных работ, проведение коллоквиумов по узловым проблемам и т.д.). . Именно комплексное изучение словесности и лингвистических позволяет решать задачи целостного гуманитарного образования на ОДиПЖ.  Учебный план ОДиПЖ предполагает изучение словесности (западной и европейской) пока только в течение первых трех лет . Такое распределение рассчитано на проведение лишь обзорных лекций и весьма фрагментарное чтение студентами рекомендуемой литературы, что никак не соответствует поставленным кафедрой задачам. Поэтому мы предлагаем, сохранив базовую структуру Учебного плана, дополнить традиционную лекционно-семинарскую форму в последующие два года обучения обязательными специальными курсами и мастер-классами. Так. К примеру современная литература 20- начала 21 века будет представлена практически через мастер-классы, что позволит дать целостную картину официальной/ неофициальной культуры.На кафедре подготовлены следующие специальные курсы:  Скандал как форма русской культурной жизни (14 часов)       От литературной полемики к информационной войне (10 часов)      Абсурдизм: язык, ситуации, формы (12 часов) «Идея свободы» в русском искусстве   Русская классика как национальная мифология.     Русская периодика. Идеи, формы, жанры.      Циркуляция гуманитарных идей в современной западной и российской культурах


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.