Реферат по предмету "Разное"


«Волгоградский государственный университет»

На правах рукописиРАХЛЕЕВ Александр Вячеславович ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессыАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата социологических наукВолгоград - 2008 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»Научный руководитель: доктор политических наук, доцент^ Панкратов Сергей АнатольевичОфициальные оппоненты: доктор социологических наук, доцентСубочев Николай Сергеевичкандидат философских наук, доцент^ Кузнецова Майя АнатольевнаВедущая организация: ГОУ ВПО «Тольяттинскийгосударственный университет»Защита состоится «22» декабря 2008 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100, ауд. 2-05 «В».С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного университета по адресу:400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100.Автореферат разослан «______» ___________ 2008 года.Ученый секретарь диссертационного совета доктор политических наук, доцент С.А. Панкратов^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность диссертационного исследования. Современный этап модернизации России, процесс формирования новой российской государственности характеризуются, с одной стороны, усилением внутренних и внешних вызовов, вносящих определенные коррективы в их реализацию, а с другой – поиском механизмов стабильного и безопасного развития общества. При этом в настоящее время в РФ отчетливо выделяются два системных свойства переходных структур: первое из них – неустойчивость (кризисные ситуации, рост недоверия к социальным институтам, субъективное ощущение социального напряжения и падение социальной удовлетворенности); второе – нарушение баланса интересов различных социальных (профессиональных, региональных, этнических и т.д.) групп, когда ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости и модернизация неизбежно происходит за счет отдельных социальных слоев. Более того в России, как и мире в целом, формируется особый тип общества, в котором риски и угрозы становятся социогенным фактором существования людей. В «обществе риска» они приобретают свой новый социальный облик в качестве цены за комфорт, потребление, научно-технический прогресс и т.д. Данные обстоятельства вынуждают исследователей обратиться к анализу факторов, механизмов, стратегий обеспечения национально-государственной и глобальной безопасности через призму отношений различных социальных групп, индивидов, а также всего социума как определенной целостности. При этом осуществление социальной безопасности, как относительно самостоятельного вида безопасности, требует научного обоснования ее концепции и осмысления специфически мер, средств и способов с учетом исторических, политико-правовых, социально-экономических особенностей развития российского общества. В практическом плане важность и актуальность разработки данной темы диктуется необходимостью выявления, предупреждения, ослабления или устранения социальных рисков и угроз, характерных для современного этапа модернизации России и способствованию полнейшей реализации ее национальных интересов. ^ Степень научной разработанности темы. Осуществленные российскими и зарубежными исследователями научные разработки послужили творческим импульсом и исходной теоретической базой авторской концепции обеспечения социальной безопасности современной России. Общетеоретические аспекты проблемы безопасности были заложены в трудах Ш. Монтескье, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера. «Основания безопасности» в рамках теории социальных институтов проанализированы П. Сорокиным, Н. Смэлзером, Р. Мертоном. Для диссертационного исследования важное значение имеют труды, объектом рассмотрения которых является наступление цивилизации повышенных рисков (У. Бек, Э. Гидденс, М. Кастельс, О.Н. Яницкий, А.В. Мозговая и др.). Развитию отечественной социологии безопасности посвящены работы Г.В. Осипова, В.Н. Кузнецова, А.М. Хлопьева, В.В. Серебрянникова и т.д. К исследователям, внесшим непосредственный вклад в разработку теоретических основ и практических рекомендаций в сфере безопасности России, следует отнести Г.А. Арбатова, П.В. Волобуева, А.А. Галкина, Ю.И. Дерюгина, Н.Н. Иноземцева, Ю.С. Пивоварова, В.В. Серебрянникова, А.А. Фурсенко, Р.Г. Яновского, А.В. Торкунова и т. д. Обоснованием концепции безопасного и устойчивого развития российского общества занимались Н.Н. Моисеев, В.Г. Горшков, А.Д. Урсул, В.К. Левашов, В.И. Данилов-Данильян, К.С Лосев, А.Б. Вебер и др. Общим моментом для этих авторов стало рассмотрение широкого круга отечественных проблем через призму обеспечения национальной безопасности. Разработкой концепций национальной безопасности так же занимались Т. Барнет, З. Бжезинский, Г. Мюнклер, Ф. Фукуяма. Самостоятельное значение приобрели исследования проблем безопасности в экономическом, экологическом, демографическом, военном, информационном, региональном и др. контекстах в работах А.Г. Здравомыслова, В. Тишкова, А.О. Бороноева, В.А. Коптюга, А.К. Уледова, О.В. Иншакова, Н.С. Субочева, А.А. Прохожева, И.А. Карманова и др. Обеспечение безопасности на различных этапах модернизационного процесса, особенно в странах «догоняющего развития», разрабатывали Д. Медоуз, Р. Райх, П. Пильцер и др. Теория социальных изменений П. Штомпки явилась методологической основой для характеристики становления «современного общества». Общетеоретические и методологические основы модернизации социума разрабатывали такие исследователи, как Ш. Эйзенштадт, М. Леви, Д. Эптер, С. Липсет, С. Хантингтон, С. Блэк, У. Ростоу и др. Постиндустриальная теория отражена в работах Д. Дракера, Дж. Гэлбрейта, Ф. Фукуямы. При разработке теоретической модели современного этапа российской модернизации автор диссертации учитывал выводы работ А.С. Ахиезера, А.Г. Вишневского, В.В. Ильина, В.Г. Федотовой, М.В. Ильина, Г.И. Вайнштейна, Д.В. Драгунского, Э.С. Кульпина, В.В. Лапкина, С.А. Нефедова, Ю.С. Пивоварова, С.А. Панкратова, Н.С. Розова, В.Л. Цымбурского, А.Л. Янова и других исследователей. Институциональные и процессуальные аспекты социальной модернизации раскрыты в работах М.К. Горшкова, Г.В. Осипова, В.А. Ядова, В.М. Межуева, А.В. Рябова, и др. Вопросы формирования и реализации социальной политики РФ в условиях модернизирующегося общества рассмотрены в трудах В.И. Жукова, О.И. Шкаратана, Н.И. Лапина, Т.И. Заславской, О.В. Байдаловой, Е.Р. Ярской-Смирновой. При изучении коммуникативных аспектов модернизации и анализе общественного мнения по вопросам социальной безопасности использовались работы Б. Грушина, Ю.А. Левады, В.Н. Шубкина, Л. Гордона. Однако возрастающая актуальность темы исследования ставит социологическую науку перед необходимостью детального, комплексного изучения вопросов социальной безопасности России на современном этапе модернизации. ^ Объектом исследования является социальная безопасность российского общества в условиях модернизации.Предметом исследования выступают факторы, влияющие на процесс обеспечения социальной безопасности современного российского общества.^ Цель диссертационного исследования – выявить и охарактеризовать особенности и основные направления обеспечения социальной безопасности российского общества с учетом опасностей (рисков и угроз), возникающих в процессе модернизации современной России. Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи: уточнить основные характеристики «современного общества», формирующегося в процессе модернизации и способного эффективно обеспечивать свою безопасность; теоретически обосновать место, функциональную роль и параметры социальной безопасности в системе национальной безопасности модернизирующегося общества; определить причины возникновения, содержание и структуру социальных опасностей, характерных для процесса модернизации РФ; выделить и исследовать основные формы, направления и параметры обеспечения социальной безопасности современного российского общества.^ Теоретико-методологической основой диссертации послужили концепции, изложенные в трудах исследователей, специализирующихся в области теории развития и социальной модернизации (П. Штомпка, Л.А. Беляева, В.А. Ядов), рискологии (У. Бек, О.Н. Яницкий), обеспечения национально-государственной и социальной безопасности (В.Н. Кузнецов, В.В. Серебрянников, Р.Г. Яновский). Методологическую и теоретическую базу исследования составляют теории модернизации и институциональный подход, позволяющие рассматривать обеспечение социальной безопасности как институционализированную систему мер, направленных на реализацию и защиту интересов личности, групп и общества в целом. ^ Эмпирическую базу исследования составили: статистические материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат) за 1993 - 2008 гг.; данные социологических исследований ВЦИОМа: социологический опрос «Рейтинг страхов» проводился путем всероссийского анкетного опроса на основе репрезентативной (квотной) выборки; социологическое исследование «Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся?» проводилось в марте – апреле 2008 г. (выборка общероссийская репрезентативная: опрошено 1750 респондентов от 18 лет и старше в 11 территориально-экономических районах РФ, по квотной выборке опрашивались 11 социальных групп населения); результаты исследований «РОМИР мониторинг»: социологические исследования «Национальные проекты: что это такое?» (2005 г.) и «Самые острые социальные проблемы россиян» (2006 г.) проводились путем всероссийского анкетного опроса на основе репрезентативной стратифицированной (квотной) выборки; данные исследований Института социологии РАН: социологическое исследование «Российская идентичность в социологическом измерении» проведено Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ в июне - июле 1998 г., в июне - июле 2004 г. и в сентябре 2007 г. Сбор и анализ данных строился по одинаковой методике. Опрос проводился в 71 поселении 24 субъектов РФ по двухступенчатой выборке (репрезентативной для населения РФ в целом на основании данных Росстата) среди респондентов 16-65 лет. Для сбора первичной социологической информации во всех трех исследованиях применялся метод индивидуального стандартизированного интервью; международный проект «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» осуществляется Институтом социологии РАН, Исследовательским центром «Демоскоп», ГУ – Высшая школа экономики, Университетом Северной Каролины в Чепел-Хилле (США) с 1994 года по общенациональной выборке. Ежегодно опрашивается свыше 4500 домохозяйств, свыше 12000 человек в 160 населенных пунктах в 38 субъектах РФ; законодательные и нормативно-правовые акты, документы Российской Федерации и Волгоградской области; материалы периодической печати. При написании диссертации интерпретированы результаты, полученные в ходе исследования, проведенного при непосредственном участии автора (2007 г.): анкетный опрос, объем выборочной совокупности - 700 респондентов, тип выборки – квотная по контрольным признакам: пол, возраст, место жительства (городская и сельская местность Волгоградской области). Объект исследования население Волгоградского региона старше 18 лет, представленное в пяти возрастных группах.^ Положения, выносимые на защиту: В рамках модернизационной парадигмы критериями «современного общества», способного с минимальными затратами отвечать на внутренние и внешние вызовы, эффективно обеспечивать свою безопасность являются: установление политической демократии; способность государства к структурным изменениям при сохранении стабильности и внутренней сплоченности общества; функционирование рыночного хозяйства; четкая специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности; замена отношений вертикальной зависимости на равноправное партнерство, построенное на базе взаимного интереса. Вместе с тем в процессе реализации национальных моделей модернизации для укрепления системы безопасности общества важен учет глобальных и региональных детерминант рискологического типа социальности, связанных с реструктуризацией исторических и социокультурных факторов, а также формированием кризисного типа личности, во многом свободного от обязательств, глубоких привязанностей и т.д., что позволяет пребывать вне идентичности или сразу в нескольких идентичностях. Социальная безопасность выступает относительно самостоятельным видом в структуре национальной безопасности современного общества и характеризуется как: состояние надежной защищенности жизненно важных интересов социальных субъектов на макро и микро-уровнях; совокупность мер по защите системы жизнеобеспечения и социализации людей; определенный аспект деятельности социальных институтов и поведения людей, направленных на выявление, предупреждение и устранение реальных и потенциальных опасностей. При этом уровень социальной безопасности модернизирующегося общества прямо пропорционален уровню солидарности институциональных и неинституциональных субъектов, основанной на осознании и реализации общих интересов. Характер и структура социальных опасностей, присущих современному российскому обществу, во многом определяется обострением «модернизационного кризиса», суть которого заключается в возникновении разрыва между детерминированным социально-экономическим прогрессом, ростом общественного сознания, стремлением к гражданской активности широких слоев населения и реальной степенью модернизации основных социальных институтов. Результаты проведенного эмпирического исследования позволили выделить три основные группы угроз безопасности РФ: внешние; инициированные извне и реализуемые внутренними средствами; внутренние. При этом на современном этапе модернизации наблюдается противоречие между субъективными (взгляды, убеждения, ценности и цели) и объективными (социально-экономическое положение, количество и частота протестной активности, уровень девиации и т.д.) показателями наличия социальных опасностей. Институциональным механизмом, способным обеспечить безопасность отечественного социума в современных условиях, как показали результаты вторичного анализа различных социологических исследований в РФ (около 65% опрошенных), а также материалы регионального исследования, проведенного при непосредственном участии автора (свыше 83% респондентов), должно выступить российское государство. Важнейшей целью нынешнего этапа модернизации является формирование социального государства, которое может укрепиться только в процессе утверждения социально ориентированной системы ценностей и мотивов деятельности в интересах большинства членов общества. При этом реализация национальных проектов выступает в качестве предложенного государством способа решения задач повышения качества жизни и обеспечения социальной безопасности граждан России. Социальная направленность и приоритетность данных проектов вынуждены учитывать обострившиеся в процессе модернизации угрозы и риски для сохранения и поддержания безопасного развития общества. ^ Научная новизна диссертации определяется в следующих положениях: теоретически обоснованы и систематизированы в рамках модернизационной парадигмы основные характеристики (социально-экономические, политико-правовые, социокультурные) «современного общества», способного эффективно обеспечивать безопасность различных субъектов социального процесса; уточнены объективные и субъективные показатели социальной безопасности, фиксирующие темпы и направленность неблагоприятных тенденций и процессов в сфере социальных отношений и обеспечения интересов индивидов, групп, общества в целом; выделены и типологизированы социальные опасности (детерминированные процессами в других сферах общественной жизни; продуцирующие риски и угрозы из социальной сферы на иные виды жизнедеятельности; влияющие на социальные отношения изнутри), определяющие содержание и особенности обеспечения социальной безопасности РФ; аргументирован вывод о том, что в современных условиях целесообразно осуществление этатистской модели модернизации, где государство выступает институциональным механизмом эффективного обеспечения социальной безопасности российского общества. ^ Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретические положения и выводы диссертации обеспечивают совершенствование концепций социальной безопасности в условиях формирования глобального общества риска. Полученные автором результаты способствуют углублению знаний о феномене социальной модернизации и особенностях ее реализации в современной России. Обоснованные в диссертации выводы могут быть использованы федеральными и региональными органами власти РФ для совершенствования механизмов по предотвращению возникновения социальных угроз и рисков. Материалы диссертационного исследования могут применяться в процессе подготовки социологов, специалистов по социальной работе, государственного и муниципального управления.^ Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертационной работе, докладывались на научных конференциях различного уровня, в том числе на IV Всероссийской научной конференции «Власть и общество в России: традиции и современность» (Академия ФСИН России, Рязань, апрель 2008 г.); Всероссийской научной конференции «Современное российское общество: состояние и перспективы»; Первые казанские социологические чтения (Институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан, Казань, ноябрь 2005 г.); IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва 2005 г.); Научных сессиях «Философские и социальные наука» (Волгоградский государственный университет, Волгоград 2002-2004 гг.). Материалы исследования изложены в семи научных публикациях общим объемом 1,8 п.л.Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой по два параграфа), заключения, библиографического списка и приложения.^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень ее научной разработанности в зарубежной и отечественной социологической литературе, сформулированы цели и задачи исследования, определены его методологические основания, аргументирована научная новизна работы, представлены основные положения, выносимые на защиту, дается характеристика научной и практической значимости работы.^ Первая глава «Теоретико-методологические подходы к исследованию социальной безопасности модернизирующегося общества» посвящена анализу концепций и практик обеспечения социальной безопасности общества в условиях реализации национальных моделей модернизации. В ней обосновываются принципы и критерии выделения показателей социальной безопасности современного общества.В первом параграфе первой главы «Модернизация как процесс социальных изменений и теоретико-методологический конструкт» автор для обоснования собственной научной позиции выделяет доминирующие в социологии теоретические подходы в исследовании социальных изменений: формационный, геополитический, экологический, мировоззренческий и др. В параграфе обобщены и систематизированы сложившиеся в зарубежном и отечественном обществознании основные подходы к изучению процесса модернизации. К теоретическим истокам модернизационной парадигмы относятся концепции О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера, марксистская доктрина преобразования общества. Одним из важнейших моментов в классических теориях модернизации (С. Хантингтон, В. Цапф, У. Мор, М. Леви, Ш. Эйзенштадт, С. Блэк и др.) является объяснение данного типа социальных изменений как серии процессов, зародившихся в Европе в уникальное историческое время. Модернизация – результат развития западной цивилизации, и она неотделима от культуры модернизма. Таким образом, концепции модернизации моделируют различия между старым и новым типами обществ, где исходным выступает принцип уникализма. Используя широкий эмпирический материал, в диссертации акцентируется внимание на том факте, что в 80–90-е годы XX века в рамках теорий модернизации была признана противоречивость протекания процессов социальных изменений, что приводит к попеременному доминированию «современности» или «традиционности». В работе анализируются различные подходы к выделению типов модернизации (органичная, догоняющая, рецидивирующая модернизация, модернизация в обход модернити и т.д.), а также способности общества в разной степени обеспечивать свою безопасность. В диссертации обосновывается, что фактически «догоняющая модернизация» есть заимствование и адаптация институциональных структур и практик, сформированных в ходе органичной модернизации и порождающих столкновение «догоняющего» типа обществ с вызовами современности. С точки зрения автора, отличительные характеристики исторически сложившихся типов модернизации указывают на нелинейность данного вида социальных изменений и подтверждают положение о наличии целого ряда условий и предпосылок (общеисторических, внутренних, внешних), детерминирующих волнообразность протекания модернизации и как следствие возникновение специфических опасностей (угроз и рисков). Наиболее типичными опасностями и ловушками, связанными с модернизационным процессом, выступают: анклавность «современного сектора» в обществе; верхушечный характер модернизации; отрыв реформаторской элиты от масс; раскол и поляризация в социальной структуре; высокая социальная цена политических и экономических реформ и т.д. В этих условиях возникает необходимость организации особой системы национально-государственной безопасности. Однако как показывает исторический опыт модернизации в различных странах мира, правящая элита в «переходный» период чаще всего обращает внимание на политические, военные и др. аспекты безопасности, оставляя без должного внимания вопросы обеспечения социальной безопасности. Это связано, в первую очередь, с укреплением собственных властных позиций и ограниченными социальными ресурсами стран и регионов. Автор приходит к выводу о том, что относительная универсализация социальных изменений позволяет продуктивно использовать для анализа современных отечественных преобразований теорию модернизации. В диссертации подчеркивается, что Российская Федерация в рамках современного этапа модернизации решает вопросы, которые были актуальными для наиболее развитых стран мира в ранние периоды их развития. Использование как зарубежного, так и отечественного опыта при анализе факторов обеспечения социальной безопасности является вполне оправданным и обоснованным.Во втором параграфе первой главы «Социальная безопасность современного общества: условия, цели, критерии», исходя из методологической посылки о том, что в основе жизнедеятельности любых социальных систем лежит необходимость осознанного, целенаправленного ослабления дезорганизующего воздействия на них внешней и внутренней среды, автор понимает под безопасностью устойчивое состояние общественного организма, сохраняющего как свою целостность, так и способность к саморазвитию, несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние вызовы (опасности). При этом безопасность не является каким-то статичным состоянием равновесия, неким сдерживающим фактором развития, а устойчивость объекта, в первую очередь, связана с его способностью успешно адаптироваться к изменяющимся условиям существования. В качестве объектов безопасности в рамках социологического дискурса рассматриваются личность, социальные группы, общество в целом, государство. При этом одним из важнейших критериев безопасности общества выступает число воздействий дезорганизующих факторов внутренней и внешней среды, которые способно оно уравновесить. Таким образом, показателем эффективности общей системы безопасности социума выступает коэффициент устойчивости, отражающий соотношение числа воздействий, которые объект способен уравновесить, к количеству, с которыми объект уравновеситься не в состоянии. В процессе анализа различных концептуальных подходов к феномену национальной безопасности и ее структурных элементов в диссертации обосновывается необходимость выделения социальной безопасности, которая не только пронизывает все остальные виды безопасности (военную, политическую, экономическую, экологическую, информационную и т.д.), но и имеет свои четко ограниченные границы. Под социальной безопасностью в рамках данной диссертации будет пониматься триединство: состояния социальной защищенности; совокупности мер по защите социальных интересов; деятельности, направленной на устранение социальных опасностей. Таким образом, социальная безопасность является относительно самостоятельным видом национальной безопасности современного общества, призванным обеспечить интересы социума в целом, его структурных элементов в сфере социальных отношений, выявив и нейтрализовав опасности, возникающие в процессе жизнедеятельности. При этом в диссертации отмечается, что в рамках модернизационной парадигмы, отражающей процессы современных социальных изменений, социальную безопасность нельзя понимать как защиту ныне существующих структур и отношений. Обеспечение социальной безопасности общества, наоборот, предполагает активное стимулирование и модернизацию неэффективных социальных институциональных образований и взаимодействий. При решении проблем обеспечения безопасного развития современного общества первостепенную роль играет изучение социальных опасностей, угроз и рисков, как возникших в процессе модернизации, так и во многом определяющих направление и темпы самой модернизации. При этом под социальными опасностями диссертант понимает те или иные явления, как реальные, так и только возможные действия индивидов, различных групп, социальных институтов, способные нести негативные последствия другим субъектам социальных отношений. Социальные угрозы представляют собой опасности на стадии перехода из возможности в действительность. Автор согласен с позицией В. Серебрянникова и А. Хлопьева, выделяющих варианты взаимосвязей угроз и опасностей: опасность выступает как меньшая степень напряженности, исключающая угрозу, а может достигать стадии угрозы, то есть содержать ее в себе; угроза (устрашение) может быть фактором сдерживания опасности, что свидетельствует об их различиях. Социальные риски выступают как форма опасности и стоят ниже угроз по силе проявления. В диссертации обосновывается, что в условиях модернизации общества, особенно при реализации «догоняющей» модели, в качестве основных социальных угроз могут выступать утрата социальной солидарности и идентичности, криминализация и политизация социальных отношений, высокий уровень социального расслоения и напряженности между различными слоями и группами, усиление дисфункциональности социальных институтов, неэффективность социальной политики и т.д. Таким образом, в качестве показателей (индикаторов) социальной безопасности должны выступать: масштабы поляризации доходов; доля безработных в составе трудоспособного населения; ожидаемая продолжительность жизни; уровень смертности; число зарегистрированных преступлений; величина прожиточного уровня и т.д.^ Во второй главе «Российский путь к безопасному обществу: опыт критического осмысления» концептуально обосновывается необходимость и возможность включения положений и индикаторов социального безопасного развития в целеполагающую систему модернизации российского общества. В первом параграфе второй главы «Угрозы и риски модернизации отечественного социума» раскрывается положение о том, что процесс модернизации российского общества во многом определяется опасностями, характерными как для мирового сообщества в целом (формированием глобального общества риска), так и вызванными внутренними противоречиями. В диссертации автор обосновывает, что в настоящее время оценка и управление социальными угрозами и рисками приобретает все более сложный и комплексный характер. Важное значение имеют соблюдение прав человека и гражданина; демократизация и либерализация различных сфер жизнедеятельности; эффективность механизмов легитимации власти; взаимосвязь и синхронность экономической, политической, культурной и социальной модернизации. При этом в современной России в качестве важнейших социальных опасностей выступают процессы, связанные с доминированием во многих случаях групповых и эгоистических интересов: монополистических групп, отдельных регионов, мафиозных структур, управленческого аппарата и т. д. На основе вторичного анализа результатов исследований различных социологических центров РФ и данных, полученных в ходе эмпирического исследования, проведенного при непосредственном участии автора, выявлены опасности (угрозы), наиболее отчетливо осознаваемые населением страны: рост преступности (35%) и криминализация властных структур (68%), коррупция и невозможность реализовать собственные права законным путем (46%), усиливающийся процесс социального расслоения (72%) и увеличение социальной напряженности между различными слоями и группами (27%), распространение экстремистских групп и настроений (15%), депопуляция населения (53%), неэффективность и противоречивость реформ в сфере пенсионного обеспечения (68%) и образования (15%). В результате предлагается система основных социальных опасностей, включающая в себя: опасности для социальной сферы, определяемые экономическими, политическими и другими отношениями; опасности, продуцируемые самой социальной сферой и влияющих на иные области жизнедеятельности; опасности саморазрушающие социальные отношения изнутри. Результаты регионального эмпирического исследования подтвердили общероссийскую тенденцию патерналистских ожиданий населения, заключающуюся в перекладывании ответственности за реформирование социальной сферы и обеспечение безопасности на государство (83%), практически исключая из числа субъектов социальной модернизации институты гражданского общества (19%) и самих граждан (28%). При этом выявлено противоречие между субъективными и объективными показателями наличия социальных опасностей, а также готовностью населения к практическим действиям по предотвращению и нейтрализации различных видов социальных угроз. Автор приходит к выводу, что последовательная реализация модернизации, направленная на обеспечение всей системы национально-государственной безопасности, в том числе социальной, в настоящее время возможна только в рамках этатистской модели. В данном случае именно государству как социальному институту должна принадлежать в первую очередь роль по выработке процедур согласования и механизмов сосуществования различных интересов. При этом государственное воздействие на гражданские институты состоит в согласовании важнейших сторон модернизационного процесса, предотвращению социальных опасностей. Во втором параграфе второй главы «Обеспечение социальной безопасности современного российского общества: особенности и приоритеты» анализируются основные направления государственной политики в области социальной безопасности, в том числе повышение жизненного уровня граждан; формирование среднего класса как стабилизирующего фактора общественных отношений; организация социальной защиты наиболее уязвимых групп населения; реформирование систем образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения; преодоление коррупционных практик на всех уровнях управления и т.д. Автор пытается обосновать положение о том, что основой социальной безопасности российского общества на современном этапе модернизации выступает система минимальных гарантий, которые поддерживают воспроизводство и жизнедеятельность населения на стабильном уровне, включающем прожиточный минимум, размер минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения, доступность необходимых медицинских, образовательных и иных услуг. При этом автор подчеркивает, что если на более ранних этапах модернизации в середине 1990-х годов граждане понимали, что страна находится в кризисе и ничего от нее не требовали, то в настоящее время, когда возникла надежда конвертировать экономический рост в лучшее качество жизни, планка социальных притязаний значительно возросла. Если прежде реализуя этатистскую модель модернизации приходилось сосредотачиваться на оптимизации ресурсов по укреплению основ государственности России, то сегодня стоит качественно новая задача – повышение благосостояния народа и обеспечение социальной безопасности. В параграфе анализируется предложенный Президентом РФ в сентябре 2005 года механизм для решения задачи по обеспечению социальной безопасности – реализацию национальных проектов в области здравоохранения, образования, строительства доступного жилья и сельского хозяйства. При этом национальные проекты необходимо рассматривать не как разовые акции правительства, вызванные кризисным состоянием современной социальной сферы (достижением пороговых значений угроз и рисков), а как целенаправленную политику постепенной социализации государства с перспективой его трансформации в полноценное социальное государство. Данный процесс полностью согласуется с целями социальной безопасности и реализует базовые принципы Конституции РФ. Автор делает вывод о том, что национальные проекты, как и другие механизмы социальной безопасности, выступают стабилизирующим фактором всех общественных отношений в РФ.^ В заключении диссертации подводятся общие итоги исследовани


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.