Министерство образования и науки Челябинской областиРЕФЕРАТ на тему: «Основные формы занятий физической культурой»Выполнил: учащийся 9 класса Бондарь А.О. Проверил: учитель физкультуры Карась Ю.Ю. 2008Физическое воспитание – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой работоспособности. Физическое воспитание в форме обязательных учебных занятий проводится на протяжении всего периода обучения в объеме 4-6 часов в неделю. Обязательные занятия дополняются занятиями в секциях, участием в спортивно-массовых внеучебных мероприятиях. Понятие «физическая подготовка» аналогично понятию «физическое воспитание», но пользуются этим термином тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности. Физическая подготовленность это результат физической подготовки, который проявляется в достигнутой работоспособности, в сформированных прикладных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности той деятельности, на которую направлена подготовка. Основным средством физического воспитания являются физические упражнения. Физические упражнения – это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека. Это могут быть простейшие движения в одном суставе, вовлекающие в работу ограниченное число мышц, физические упражнения могут представлять и сложные двигательные действия, вовлекающие в работу все части тела и большинство мышц (бросок баскетбольного мяча в корзину и т.д.). Физические упражнения используются с целью совершенствования форм и функция организма, укрепления здоровья, формирования и совершенствования, необходимых в жизни двигательных навыков. Занятия физическими упражнениями оказывают влияние на психические процессы. Они развивают чувство равновесия, зрительные ощущения, влияют на восприятие окружающей действительности, пространства, времени. В процессе систематического выполнения физических упражнений накапливаются представления о быстроте движений, силе, ловкости, о волевом усилии, о свойствах различных предметов, о пространственных ощущениях. Организованные коллективные занятия физическими упражнениями являются важным фактором развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Сознательное и активное отношение к занятиям, соблюдение порядка выполнения упражнений и правил поведения в коллективе, участие в командных играх и соревнованиях способствуют воспитанию дисциплины, организованности, чувства коллективизма, чувства долга и чести, развитию инициативности. Современные физические упражнения весьма разнообразны. Наряду с двигательными действиями, заимствованными из трудовой и боевой практики и быта, они включают физические действия, специально созданные для решения задач физического развития человека. Связанные с выполнением физических упражнений общего и особенно специального (спортивного, соревновательного) характера изменения многих функций организма (увеличение частоты сердечных сокращений, изменение легочной вентиляции, увеличение потребности кислорода, повышение интенсивности обмена веществ и энергии) могут наблюдаться еще до начала выполнения какой-либо мышечной деятельности в результате возникновения предстартового и стартового состояния. Специальная физическая подготовка требует развития физических качеств и двигательных навыков, которые определяют успех в избранном виде деятельности. Для достижения высоких результатов прыгуну в длину нужны большая сила мышц – разгибателей ног, высокая скорость их сокращения и быстрота пробегания коротких отрезков. Специальной подготовкой для этого спортсмена будут упражнения со штангой (приседания и выпрыгивания), а также спринтерский бег. Физические качества развиваются комплексно. Развивая одно качество, мы развиваем и другие. Степень влияния развития одного качества на развитие другого зависит от уровня физической подготовленности. Физические качества тесно связаны с двигательными навыками. Совершенствуя технику лыжных ходов в многократных повторениях, мы одновременно развиваем выносливость. Оттачивая технику прыжка в высоту, спортсмен одновременно развивает силу ног и скорость толчка. Методика обучения двигательным навыкам имеет следующую схему: 1) создание представления об изучаемом движении (показ, рассказ);2) первые попытки выполнения, характеризующиеся ошибками, скованностью движения, включением в работу лишних мышц, концентрацией внимания на движении. На этом этапе формируется умение выполнить действие в основном варианте; 3) совершенствование движения, когда по мере исправления ошибок, избавления от напряжений лишних мышц движение приобретает точность, легкость, экономичность. Оно может выполнятся без концентрации на нем внимания, автоматически. На этой ступени умение превращается в навык. Дальнейшее совершенствование продолжается в усложненных условиях, в постоянно изменяющейся обстановке, что и является содержанием спортивной тренировки. Развитие физических качеств, совершенствование двигательных навыков происходят в учебно-тренировочном занятии, являющемся основной формой спортивной тренировки. В зависимости от решаемых задач занятие может быть направлено на овладение новыми навыками или совершенствованием ранее изученных. На занятиях могут одновременно решаться и обе задачи. Занятие может быть целиком посвящено развитию физических качеств. В зависимости от содержания занятия его построение (форма) может изменяться, но, тем не менее, для всех занятий характерны общие черты. В начале занятия преподаватель организует учащихся, сообщает им его задачу (вводная часть). Затем занимающиеся выполняют разминку, общеразвивающие и специальные упражнения, подводящие к выполнению основных (подготовительная часть). Эти две части могут объединяться в одну. После этого приступают к выполнению основных задач занятия: изучению новых движений, совершенствованию ранее изученных, развитию физических качеств (основная часть). В последней части занятия (заключительной) выполняются упражнения на растягивание, успокаивающие упражнения, убирается инвентарь. Любые тренировочные занятия имеют следующую форму построения: вначале подготовка к выполнению основной задачи, а затем работа над ней. Эти части могут быть разными по продолжительности, что зависит от сложности поставленной задачи, уровня подготовленности спортсменов, внешних условий (температуры воздуха и пр.). Но закономерности врабатываемости организма требуют постепенности усложнения работы. Это один из основных принципов спортивной подготовки. Примерный комплекс упражнений Разминка. 1. Медленный бег в течение 5-8 мин; 2. Гимнастические упражнения:- глубокие приседания – 12-20 раз; - наклоны вперед – 12-20 раз; - махи ногами вперед, назад, в стороны – по 12-20 раз каждой ногой. Основная часть. 1. Отжимание от брусьев (до отказа) 2. Подтягивание на перекладине (до отказа) 3. Поднимание прямых ног в висе на перекладине (до касания перекладины) Частные задачи Содержание Дозировка ОМУ Подготовить учащихся к предстоящей деятельности Подготовительная часть 15' 1. Построение 30" в одну шеренгу 2. Сообщение задач урока 30" ясно, коротко 3. Ходьба: 1' - руки в «замок» перед грудью, на носках; разминаем кисти рук, на носки выше - на пятках, руки – задание то же; спина прямая - руки в стороны по внешней стороне стопы; руки прямые - на внутренней стороне стопы, руки за голову; спина прямая, смотрим вперед - в полном приседе, руки произвольно. руки не касаются пола 4. Бег: 2' - с высоким подниманием бедра, руки в стороны; бедро выше - захлест голени назад, руки вверх; делаем чаще - шагом-галопа правым боком, вперед; прыжок выше - шагом-галопа левым боком вперед; руками работаем произвольно - скрестным шагом правым боком вперед; поворот туловища больше - скрестным шагом левым боком вперед; руки произвольно - ускорение. по диагонали, 80 % 5. ОРУ 11' по показу I. И.п. – руки на пояс, ноги врозь. 1. Наклон головы вправо. 2. И.п.3 – 4. То же влево. 10 наклон больше, слушаем счет II. И.п. – руки к плечам, ноги врозь 1 – 2. вперед.3 – 4. тоже назад. 10 круг больше III. И.п. – руки перед грудью, ноги врозь. 1. Поворот туловища вправо, руки в стороны. 2. И.п.3 – 4. Тоже влево. 10 поворот туловища больше, руки выпрямляем IV. И.п. – руки на пояс, ноги врозь. 1. Наклон вправо. 2. И.п.3 – 4. Тоже влево. 10 ноги не сгибаем, наклон ниже V. И.п. – руки вперед – в стороны ладонями вниз. 1. Мах правой и левой. 2. И.п.3 – 4. Тоже левой. 10 ноги выпрямляем VI. И.п. – ноги врозь, руки вперед, сцеплены в замок. 1. Поворот туловища направо. 2. Наклон к правой. 3. Поворот туловища направо. 4. И.п.5 – 8. Тоже влево. 10 ноги не сгибаем, наклон ниже VII. И.п. – о.с. 1. Наклон вперед, руки вперед. 2. Присед, руки вперед. 3. Наклон вперед.4. И.п. 10 наклон ниже VIII. И.п. – выпад на правую, руки вперед. 1. Перекат на левую. 2. Перекатом и.п.3 – 4. Тоже. 10 ногу выпрямляем, слушаем счет IX. И.п. – руки на пояс, ноги врозь. 1. Наклон к правой. 2. Наклон вперед. 3. Наклон к левой.4. И.п. 10 ноги не сгибаем, руками в пол X. И.п. – руки на пояс. 1. Прыжком ноги врозь. 2. Прыжком ноги вместе.3 – 4. Тоже. 12 прыжок выше, слушаем счет Ходьба на месте Перестроение в две шеренги Основная часть 20' Совершенствование техники передвижения Челночный бег 4' от лицевой линии до линии нападения, от линии нападения до лицевой линии, от лицевой линии до средней линии, от средней линии до линии нападения, от линии нападения до линии нападения, от линии нападения до средней линии, от средней линии до лицевой линии, ускорение до лицевой линии. Обучение верхней передачи мяча - верхняя передача правой рукой 16' левая нога впереди - в/п левой рукой правая впереди - в/п из-за спины двумя точно партнеру в руки - передача двумя из-за головы следить за правильной работой рук - двумя из-за головы в прыжке прыжок выше - из-за головы с отскоком об пол точно партнеру в руки - тоже в прыжке прыжок выше - передача мяча под собой 10 р ноги сгибать, движения под мяч - под собой и передача вперед партнеру следить за точностью передачи партнеру - 3 раза под собой и передача вперед партнеру двигаться под мяч - стоя спиной к партнеру под собой, поворот на 180° и передача вперед партнеру точность передачи - верхняя передача в парах на счет (до 20) - верхняя передача через сетку в две колоны, выполнив передачу через сетку, учащийся встает в конец строя Заключительная часть 5' Подготовка учащихся к предстоящей деятельности Кто быстрее 3' Две команды. Команда делится на две части, встают лицом к сетке друг напротив друга. По свистку капитан передает верхней передачей мяч через сетку, второй игрок передает через сетку другому игроку, так до последнего игрока, выполнив передачу учащийся встает в конец строя. Выигрывает та команда, которая первой закончит задание Построение 30" в одну шеренгу Выявление лучших 30" Объективно Домашнее задание 30" Отвечающее задачам урока Уход с урока 30" Частные задачи Содержание Дозировка ОМУ Подготовить учащихся к предстоящей деятельности Подготовительная часть 15' 1. Построение 30" в одну шеренгу 2. Сообщение задач урока 30" ясно, коротко 3. Ходьба: 1' - на носках, руки вверх; спина прямая, на носки выше - на пятках, руки за голову; смотреть вперед, спина прямая - на внешней стороне стопы, руки к плечам; спина прямая - на внутренней стороне стопы, руки также; смотреть вперед - в полуприседе, руки вперед. спина прямая - в полном приседе в полном приседе 4. Бег: 1' 30" - поднимая прямые ноги вперед, руки в стороны; ноги прямые - поднимая прямые ноги назад, руки на пояс; ноги выше - скрестными шагами правая перед левой, левая перед правой, правым боком вперед; прыжок выше - шагом-галопа левым боком вперед, руки на пояс; руками работаем произвольно - шагом-галопа правым боком вперед, руки на пояс; поворот туловища больше 5. Перестроение в колонну по три 6. ОРУ 7' по показу I. И.п. – о.с. 1. Руки в стороны. 2. Руки вверх, встать на носки. 3. Руки в стороны.4. О.с. 10 на носки выше, руки прямые II. И.п. – руки за голову 1. Наклон головы вперед, правая вперед на носок. 2. И.п.3 – 4. Тоже с левой. 10 ноги выпрямляем III. И.п. – ноги врозь, руки перед грудью. 1. Поворот туловища направо, руки в стороны. 2. И.п.3 – 4. Тоже налево. 10 слушаем счет, руки выпрямляем IV. И.п. – руки вперед в стороны. 1. Мах правой к левой. 2. И.п.3 – 4. Тоже к правой. 10 мах выше, руки держать V. И.п. – руки на пояс, ноги врозь. 1. Наклон туловища вправо, левую вверх - вправо. 2. И.п.3 – 4. Тоже влево. 10 ноги не сгибаем VI. И.п. – руки вперед. 1. Выпад вперед правой, руки в стороны. 2. И.п..3 – 4. Тоже левой. 10 выпад ниже, руки прямые VII. И.п. – руки на пояс. 1. Выпад правой вправо. 2. И.п..3 – 4. Тоже влево. 10 выпад больше, толчковую не сгибать VIII. И.п. – о.с. 1. Наклон вперед. 2. Присед, руки вперед. 3. Наклон вперед.4. И.п. 10 ладонями достать пол, пятки в приседе не открываем IX. И.п. – ноги врозь. 1. Наклон к правой. 2. Наклон вперед. 3. Наклон к левой.4. И.п. 10 руками достаем пол, ноги прямые, наклон ниже X. И.п. – руки на пояс, руки врозь правой. 1. Прыжком ноги врозь левой. 2. Прыжком и.п.3 – 4. Тоже. 12 прыжок выше, слушаем счет 7. Ходьба на месте 8. Спецбеговые упражнения 4' 30" в две шеренги - бег с захлестом голени 2 делаем чаще - бег с высоким подниманием бедра 2 руки работают как при беге, бедро выше - прыжки в шаге 2 толчковая прямая - семенящий бег 2 на передней части стопы Совершенствование техники высокого стартаНаучить технике перехода от разбега к метанию гранаты с тормозящим шагом Основная часть 20' Бег с высокого старта 4' ускорение 80 %ускорение 100 % 1. Имитация метания, начиная с бросковых шагов без снаряда 3' - прямой, боковой, скрестный, правильное положение руки со снарядом - выставление ноги на метку после бросковых- с двух – трех шагов 2. Положение «натянутого лука» Имитация 3' в парах: первый – стойка на правой, левую вперед, правая рука над плечом, кисть чуть выше головы, левая рука чуть выше головы, вперед и немного вверх. Второй – стоя сзади держит правой рукой кисть одноименной руки стоящего впереди партнера. Имитация метания. 3. Тормозящий шаг 2' положение «натянутого лука», имитация метания, тормозящий шаг. 4. Имитация метания в полной координации, начиная с бросковых шагов. 4' следить за правильным отведением руки 5. Имитация метания в полной координации с 2 – 3 беговых шагов 4' следить за правильным переходом от разбега к бросковым шагам. 6. Имитация метания с небольшого разбега 2' следить за правильным выполнением Развитие скоростных качеств Заключительная часть 5' Две команды. Первые выбегают из строя по свистку преподавателя, забегают до стойки, обегают ее справа и возвращаются обратно, добежав до второго учащегося, ударяют его по ладони ладонью, обегают колону справа, встают в конец строя. Так до последнего игрока. Выигрывает та команда, которая первой закончит задание. 3' следить за правильным выполнением задания Подведение итогов игры 30" четко, ясно Построение, выставление оценок 1' 30" в одну шеренгу, объективно Уход с урока 30"