Promoting Formal Employment in KazakhstanThe Government of Kazakhstan is concerned with informal employment. The reasons for the concerns are threefold. First, informality means that many workers lack adequate social security. Second, informal employment is deemed to be of low-productivity, and as such hampers the modernization of the Kazakh economy. Finally, informality implies less budget revenues and accordingly lower provision of public services. The promotion of formal employment is thus a way to enhance social welfare. A higher share of formal employment is considered a sign of a more modern and better performing economy.Analytical work done by the World Bank shows that the size of informal employment is not excessive in Kazakhstan given it level of economic development and the industrial structure. Informal employment is heavily concentrated in agriculture and as such is “normal” for an industrializing country with a still large rural economy. The share of non-agricultural informal employment, although significant, is much smaller. Contrary to the dominant perception, informal employment is not tantamount to self-employment. In fact, over half of informal workers in Kazakhstan are wage employees in both formal and informal firms. At the same time many self-employed run a registered business. The report finds that majority of informal jobs require low skills and are of low productivity. However, the proportion of informal jobs that require high skills and are well paid is non-negligible. The report further argues that the main cause of informality in Kazakhstan is the high costs of doing business, which induces firms to exit the formal sector and limits opportunities for formal employment. In addition, many workers lack skills that would allow them to take higher productivity formal jobs. Also the existing social protection system provides limited incentives to contribute. In contrast, labor regulations are not a significant obstacle to formality. It is neither feasible nor desirable to formalize all informal jobs, and some informality is “natural” and bound to remain. Still, there is substantial scope to increase the share of formal employment in Kazakhstan. The World Bank recommends a two-pronged strategy to promote formality. First, to reduce the costs of doing business in order to encourage firms to move to the formal sector, and to create more and better jobs. Second, to invest in human capital in order to reduce the skills gap and equip workers with skills demanded in the modern sector of the economy. Содействие формальной занятости в КазахстанеОбзорПравительство Казахстана обеспокоено неформальной занятостью. Причины для такого беспокойства носят тройственный характер. Во-первых, неформальность означает, что многие работники испытывают недостаток в соответствующей социальной защите. Во-вторых, неформальная занятость считается низко производительной и, по существу, препятствует модернизации экономики Казахстана. И, наконец, неформальность подразумевает более низкий уровень бюджетных поступлений и, соответственно, оказания общественных услуг. Таким образом, содействие формальной занятости является одним из способов повышения социального благосостояния. Более высокий уровень формальной занятости считается одним из признаков более современной и эффективной экономики.В рамках мероприятий ПСЭИ (Программы Совместных Экономических Исследований) Всемирный банк оказал содействие Правительству РК в изучении причин и последствий неформальной занятости в Казахстане. Результаты проведенного исследования указывают на то, что масштаб неформальной занятости в Казахстане, учитывая уровень экономического развития и отраслевую структуру производства в этой стране, не является чрезмерным. Неформальная занятость, в значительной степени, сосредоточена в сельскохозяйственном секторе, что, по существу, является «нормальным» для проводящей индустриализацию страны, значительную часть экономики которой всё ещё составляет сельское хозяйство. Уровень неформальной занятости в несельскохозяйственных секторах, хотя и значительный, но гораздо ниже, чем в сельском хозяйстве. В противоположность общераспространенному мнению, неформальная занятость неэквивалентна самостоятельной занятости. Фактически, более половины неформальных работников в Казахстане – это наемные работники, работающие как в формальных, так и неформальных фирмах. В то же время, многие самостоятельные предприниматели ведут зарегистрированный бизнес. Отчет показывает, что большинство неформальных рабочих мест требуют низко квалифицированной рабочей силы и характеризуются низкой производительностью. Однако доля неформальных, требующих высокой квалификации и хорошо оплачиваемых рабочих мест – существенная. В отчете приводятся доводы о том, что основная причина неформальности в Казахстане кроется в высоких затратах, связанных с ведением бизнеса, которые побуждают фирмы уходить из формального сектора и ограничивают возможности формальной занятости. Кроме того, многим работникам не хватает навыков/квалификации, которые позволили бы им выполнять более высокопроизводительную работу в формальном секторе. Существующая система социальной защиты также недостаточно стимулирует внесение вкладов в фонд социального обеспечения. В отличие от этого, трудовое законодательство не создает серьезных препятствий для формальности. Формализация всех неформальных рабочих мест как неосуществима, так и нежелательна, поскольку определенная доля неформальности «естественна» и должна сохраняться. Тем не менее, в Казахстане есть существенный потенциал для увеличения доли формальной занятости. В отчете рекомендуется использование «двойной» стратегии по содействию формальности. Во-первых, снизить затраты, связанные с ведением бизнеса, чтобы стимулировать переход фирм в формальный сектор, и создать больше улучшенных рабочих мест. Во-вторых, инвестировать в человеческий капитал, чтобы сократить недостаток квалификации и вооружить работников навыками, требуемыми в современном секторе экономики.