Реферат по предмету "Разное"


Kfi/roh ls 2011 – 2012 Téma 8

KFI/ROH LS 2011 – 2012 Téma 8 Античный атомизм: к вопросу о типологии учений и истоках генезисаСолопова М.А. Атомизм в Древней Греции - тема классическая и в отечественной антиковедческой литературе представленная едва ли не лучше остальных направлений греческой философии. Однако проблематика всякой истинно классической темы не (мочь) __________________ быть исчерпана до конца. В данной статье (ставиться) ___________________ задача уточнить содержание термина «атомизм» в историко-философских исследованиях, обсуждается наличие двух трактовок атомизма (в узком и более широком смысле), (анализироваться) ________________________ античные источники, дающие материал для подобных трактовок. Во второй части работы (обсуждаться) _______________________ проблемы генезиса атомизма в Греции, включая вопрос о восточном заимствовании атомистических идей. В третьей части особо (обсуждаться) ____________________ одна из гипотез происхождения атомизма - лингвистическая, делается попытка оценить, была ли выражена связь представлений об атомах и буквах алфавита в античных текстах.I. О типологии атомистических ученийОб атомизме как философском учении (иметь) _________________ смысл говорить не раньше появления в философском языке понятия «атом» - атом как неделимое тело, первоначало. Традиционное изложение истории атомизма (начинаться) _____________________ со второй половины V в. до н. э., когда (возникнуть) _________________ и получила известность атомистическая физика Демокрита (ок. 460-360), (продолжаться) ________________________ учением Эпикура (341-271) и (заканчиваться) ______________________ поэмой Лукреция «О природе вещей» (сер. I в. до н. э.). Однако история атомистических идей, как известно, не (мочь) _______________ быть ограничена изложением только этих учений. В самом деле, в рамках исследований по истории атомизма предметом рассмотрения (становиться) _______________________ учения, в которых не (использоваться) _________________________ термин атом и даже не (иметься) _____________________ в виду нечто материальное. Поэтому прежде всего необходимо уточнить объём понятия «атомизм». Какие учения и на каком основании мы объединяем в понятии «древнегреческий атомизм»? Учения, где был принят термин атом (¥tomoj, ¥tomoi), или также и другие учения о мельчайших телах или о неких неделимых? Термин «атомизм» применительно к философии Демокрита, Эпикура и эпикурейц______ можно отнести к атомизму в узком, или школьном, значении. Это «атомизм атомистов». Что можно считать атомизмом в широком значении и на каком основании? Надо сказать, что для принятого в специальной антиковедческой литературе расширительного толкования атомизма, когда атомистическими (мочь) _________________ быть названы любые учения о дискретной структуре бытия, основания (иметься) ____________________ уже в древних источниках. Перипатетик Александр Афродисийский (нач. III в. н. э.) в трактате «О смешении и росте»  (критиковать) ____________________ стоиков за учение о «всецелом смешении» и (представлять) _______________________ их приверженцами взгляда на материю как на континуум. Им (противостоять) ______________________ сторонники теорий дискретной материи, которые, в свою очередь, не едины во взглядах и (спорять) _______________________ между собой. Для нас (представлять) ___________________________ интерес то место, где Александр (перечислять) _________________________ этих философов (далее (приводить - мы) _____________________ с сокращениями фрагмент из трактата «О смешении»; понятие дискретности выражено следующим образом: ™k diwrismšnwn te kaˆ kecwrismšnwn swm£twn - «состоящее из отдельных обособленных тел»):«Одни (говорить) ______________________, что началами и элементами являются бесконечные по числу неделимые тельца-атомы... - этого мнения первыми стали придерживаться, по всей видимости, Левкипп и Демокрит, а позднее Эпикур и его последователи; другие (утверждать) __________________, что (существовать) ______________________ не атомы, а бесконечное множество подобочастных тел... - такого учения придерживались Анаксагор и Архелай; некоторые же склонялись к тому, чтобы назвать началами и элементами всех вещей некие амеры; есть и такое учение, согласно которому тела (возникать) __________________________ из плоскостей, согласно ещё одному - из чисел» («О смешении и росте» 213, 18-214, 6 Bruns).Во всей доступной нам греческой литературе не найти другой подобной попытки объединить по принципу типологической близости учения о дискретном строении бытия и материи. Итак, Александр (отмечать) ____________________ пять теорий дискретности, связанных с именами 1) Демокрита и Эпикура, 2) Анаксагора и Архелая, а также указанных анонимно 3) Диодора Крона (учение об амерах), 4) Платона (учение о плоскостях-треугольниках) и 5) пифагорейц______ (учение о числах). Можно было бы дополнить этот список именами Ксенократа - вероятного автора трактата «О неделимых линиях», сохранившегося в составе корпуса аристотелевских сочинений, а также Гераклида Понтийского и Асклепиада из Вифинии: Гераклид, современник Платона и Аристотеля, (ввести – пр.вр.) _____________________ учение о «несопряженных молекулах» (¥narmoi Ôgkoi), поддержанное в I в. до н. э. Асклепиадом, - это корпускулярное учение также типологически близко к перечисленным.В основе традиции сопоставления различных дискретных учений (лежать) _________________ рассуждения Аристотеля в сочинениях по физике («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»), где Платон и Левкипп (Демокрит) часто (рассматриваться) _____________________________ в сравнении друг с другом как принципиально сходные. Так, в трактате «О возникновении и уничтожении» Аристотель (писать) ____________________:«Учение Платона отличается от учения Левкиппа тем, что, в то время как Левкипп (признавать) _________________ неделимыми тела (stere£), у Платона неделимы плоскости; и у Левкиппа неделимые тела бесконечны по своим формам (sc»masi), у Платона же - ограничены, хотя и тот и другой (говорить – мн.ч.) ___________________________ о неделимых, имеющих определённую форму» («О возникновении и уничтожении» I, 8, 325b25-29).В другом месте, уже в трактате «О небе», Аристотель (демонстрировать) ________________________, что и Платон и атомисты суть приверженцы учения о неделимых, поскольку те и другие (приписывать) ______________________________ первоначалам (стихиям, элементам) особую форму, - в частности, Платон приписывал огню форму пирамиды, Демокрит - форму сферы:«Те, кто наделяет каждую стихию особой формой и в этом именно усматривают различие их сущности, по необходимости делают их неделимыми (diairet£). Ибо при каком-либо разделении пирамиды или сферы получающееся уже не будет пирамидой или сферой. А потому либо часть огня уже не будет огнём, но чем-то более первичным по сравнению со стихией (поскольку все есть или стихия, или состоящее из стихий), либо не всякое тело окажется делимым» («О небе» III, 7, 306а).Кроме того, Аристотель (сближать) ___________________ атомизм Демокрита также и с пифагореизмом, когда в трактате «О небе» с присущим ему талантом понимать не то, что сказано, а то, что, по мнению Аристотеля, на самом деле имелось в виду, - (отмечать) ____________________, что атомисты «в каком-то смысле также (считать) _____________________ все вещи числами и состоящими из чисел: хотя они и не (говорить) ____________________ этого определенно, но смысл их слов именно таков» («О небе» III, 4).С учётом приведённого текста Александра Афродисийского, вернее было бы говорить не об атомизме в широком значении этого слова, а о дискретных теориях бытия и материи. Термин «атомизм» должен указывать на школьную принадлежность, но ни Платон, ни Анаксагор, ни Диодор атомистами не были. Тогда приходится говорить об атомизме платоник_____, мегарик_____, пифагорейц______, что размывает границы понятия. Но в рамках специального обсуждения атомистической проблематики (бывать) ___________________ удобно пользоваться максимально широким из возможных значений слова «атомизм», нацеливаясь на поиск общих типологических черт и оснований для сопоставлений.Во всяком случае, из приведённых текстов Аристотеля (мочь) _______________ быть ясно, что поскольку «атом» (значить) _____________________ «неделимый», то как атомистические мы вправе рассматривать учения, в которых сам термин «атом» принят не был, но вместо него были употребимы греческие синонимы для «неделимого», в частности ¢dia…retoj.Из всех упоминаемых справочными изданиями в качестве атомистических учений  наиболее важна версия своеобразного математического атомизма Платона, изложенная им в «Тимее» («тела возникают из плоскостей»). Квалификация этих идей как атомистических (помогать) ___________________ понять историю атомистического стиля мышления в Греции, не ограничиваясь материалистическим атомизмом демокритовского образца. Напомню место в «Тимее» (начиная с 53b сл.), где речь (идти) ________________ об устройстве и возникновении «четырёх прекраснейших тел» («Тимей» 53e1), которое содержит учение о треугольниках как началах для каждого из четырёх элементов. «Четыре рода рождаются из выбранных нами треугольников» (54с). Причём рассуждения Платона, кажется, обнаруживают знакомство с демокритовскими сочинениями и нацелены продемонстрировать их принципиальную недостаточность. В самом деле, Платон (говорить) ___________________ о каждом элементе (огня, воды и др.) почти в демокритовских словах: «... Все они до такой степени малы, что каждое первоначало по отдельности нам не видно, а когда они соберутся вместе, тогда их масса становится видна» («Тимей» 56c1-4).Дальнейшее развитие атомистических идей, по крайней мере в рамках Академии, выглядит как продолжение этого платоновского перехода от постулированного Демокритом мельчайшего неделимого тела (трёхмерной величины) к мельчайшему фрагменту пространства - треугольнику (двумерной величине). После Платона Ксенократ (развивать) ___________________ учение о неделимых линиях (осуществляя следующий шаг в рамках этой математической модели и переходя к величине, имеющей одно измерение). В конечном итоге мы (приходить) ______________________ к вдохновлявшей всех в Академии пифагорейской арифмологии - учению о монадах-числах (не имеющих величины единицах, неделимых по определению). Эта последовательность движения мысли от тела к линии и точке, вполне продуманная в IV в. до н. э., имела любопытную вариацию: пифагореец Экфант в IV в. до н. э. (выступить – пр.вр.) _____________________________ с интерпретацией монад как неделимых тел, тем самым подкрепляя гипотезу о пифагорейских симпатиях Демокрита фактом пифагорейских симпатий к Демокриту. Отметим, что выстраивая таким образом концептуальную историю атомизма, включающую наряду с учением Демокрита самостоятельные учения и других философов, мы (обнаруживать) ___________________, что наши авторы по тем или иным причинам избегают использовать сам термин «атом». В частности, Платон (говорить) _______________________ о «мельчайших» треугольниках. Но Ксенократ его (использовать) __________________, когда (писать) _____________________ о неделимых линиях, и Экфант (пользоваться) _____________________ понятием «неделимый» (¥tomoj), - поэтому говорить об их атомизме можно и с формально-терминологической точки зрения. Но понятно, что дело не в словах: поскольку для «атомос» (иметься) ___________________ синоним «адиайретос» (¢dia…retoj), то мы (иметь) ________________ основание рассматривать все теории о неделимых первоначалах, каким бы словом они это первоначало ни именовали, в рамках атомистического стиля мышления.В итоге можно отметить, что атомизм не был маргинальным учением в греческой философии. Это расхожее мнение с доверием воспринимает распространённую у античных авторов критику атомизма Демокрита, направленную в основном против его материализма и антипровиденциализма. Эти критики, первым и наиболее авторитетным из которых был сам Платон, (принадлежать) _________________________ и к платонической, и к перипатетической, и к стоической школам, так что действительно, Демокритов атомизм оказался с редким единодушием отвергнут большинством представителей философской элиты. Но атомизм, как уже было сказано, можно и должно трактовать не только в узко-школьном смысле как материалистическое учение Демокрита-Эпикура. И кроме того, атомизм как интеллектуальная установка проявлялся не только в философии, но и в других областях знания (лингвистике, медицине, математике, музыке). Если принимать во внимание тексты, важные именно для истории античной философии, в истории атомизма можно выделить несколько типов атомизма: физический (физико-механистический) атомизм Левкиппа-Демокрита и Эпикура;натурфилософский (корпускулярно-физический) атомизм Гераклида Понтийского и Асклепиада;метафизический (математический) атомизм пифагорейцев, Платона и Ксенократа;концептуально-логический атомизм Диодора Крона. Только изучение всех этих учений (позволять) ___________________ понять проблематику атомистической теории в античной философии, наиболее ярко заявленную в свое время Демокритом из Абдеры. Но почему, благодаря каким причинам возник его атомизм? Следующая часть статьи посвящена вопросу об истоках атомистических идей в Греции.   ......... Вопросы философии № 8, 2011 г.http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=366&Itemid=52^ НОВЫЕ СЛОВА атомизм, -а м atomismus в частности konkrétně важный, -ая, -ое, -ые důležitý вернее správnější воспринимать, -аю, -аешь, -ают chápat доверие, -ия с důvěra заимствование, -ия с převzetí избегать, -аю, -аешь, -ают vyhýbat se источник, -а м zdroj, pramen линия, -ии ж čára, přímka материя, -ии ж hmota множество, -а с množství; množina напомнить, -мню, -мнишь, -мнят připomenout направление, -ия с směr обнаруживать, -аю, -аешь, -ают objevovat объединить, -ню, -нишь, -нят sjednotit отметить, -чу, -тишь, -тят zmínit, uvést отмечать, -аю, -аешь, -ают zmiňovat, uvádět перечислять, -яю, -яешь, -яют vyjmenovat плоскость, -сти ж plocha, rovina пользоваться, -зуюсь, -зуешься, -зуются (чем) využívat попытка, -и ж pokus последовательность, -сти ж návaznost, posloupnost придерживаться, -аюсь, -аешься, -аются (чего) přidržovat se, držet se происхождение, -ия с původ рассуждение, -ия с úsudek, úvaha склоняться, -яюсь, -яешься, -яются přiklánět se следующий, -ая, -ее, -ие následující современник, -а м současník содержание, -ия с obsah сопоставление, -ия с srovnání, porovnání список, -ска м seznam стихия, -ии ж živel сторонник, -а м příznivce сущность, -сти ж podstata тело, -а с těleso тема, -ы ж téma толкование, -ия с výklad трактовать, -тую, -туешь, -туют chápat, vykládat трактовка, -и ж chápání, pojetí треугольник, -а м trojúhelník уничтожение, -ия с zničení, zahubení утверждать, -аю, -аешь, -ают tvrdit уточнить, -ню, -нишь, -нят zničit, zahubit форма, -ы ж tvar


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.