Реферат по предмету "Исторические личности"


Александр III опыт и исторические характеристики

--PAGE_BREAK--§ 1. Характеристика Александра Александровича.
Итак, с 12 апреля 1865 года Александр III становится цесаревичем. Когда воспитатель его профессор Московского университета А. Н. Чевилев узнал, что его ученик объявлен наследником престола, [он] буквально ужаснулся и в разговоре со своим коллегой профессором К. Н. Бестужевым- Рюминым по словам Е. М. Феоктисова сказал: “как жаль, что государь не убедил его отказаться от своих прав: я не могу примериться с мыслью, что он будет править Россией”.[15]
 Александр, (семейное прозвище “бульдожка”) считался в семье человеком, которому государственная деятельность не по плечу. Великий князь Константин Николаевич признавал полную неподготовленность Александра к царствованию ( уже после его восшествия на престол), заявляя, что и он, и Владимир “в детстве и юношестве были предоставлены почти исключительно самим себе”.[16]
Ничто не давало в Александре оснований считать его способным управлять государством. В его официальной биографии, которую принялся, было составлять С. С. Татищев по образцу своего сочинения об Александре II, содержится такая максимально подретушированная характеристика: “По словам своего ума и нрава, Александр Александрович представлял полную противоположность старшему брату. По отзыву Грота, в нем не замечалось внешнего блеска, быстрого понимания и усвоения; зато он обладал светлым и здравым смыслом, составляющим особенность русского человека, и замечательной сообразительностью, которую он сам называл “смекалкою”. Учение давалось ему, особенно на первых порах, нелегко и требовало серьезных с его стороны усилий… Александр Александрович отличался в классе внимательностью и сосредоточенностью, прилежанием и усидчивостью. Он любил учиться, на уроках допытывался… до корня, усваивал, хоть и не без труда, но обстоятельно и прочно. Труднее всего давалась ему теория языков; любимым же занятием его было чтение, преимущественно рассказов и путешествий”.[17] Даже этот благостный и апологетический рассказ рисует человека заурядного, тугодума, с трудом карабкающегося по ступенькам знаний.
Ко времени смерти старшего брата взгляды Александра уже определились. В. П. Мещерский оставил интересную характеристику его особенностей в тот период. (И здесь мемуарист, как и другие, не мог отрешиться от сопоставлений.) “… младший брат… наоборот, он не подчинялся, так сказать, силе окружающей его, не моделировал себя по ней”.[18] Многие называли это упрямством, в действительности на лицо была статичность мышления; черты будущего императора уже видны в 20-летнем Александре. Слушание курсов разных наук, дав Александру некоторые знания, мало что могли изменить в его сложившемся уже характере.
Было бы неверным представлять Александра III просто глупым человеком. Точнее будет сказать, что он был неограничен, необразован, туп и обладал небольшим умом, который был способен мыслить только прямолинейно. Он мог замечать глупости других, но не видел своих.[19] Но с другой сторон он был прям, честен, искренен, нечестолюбив, добр, благожелателен к близким и одновременно неловок, застенчив, неуклюж. К тому же он обладал большим чувством ответственности. Это последнее и было в полной мере мобилизовано им и во время, когда он был наследником престола, и во время царствования.[20]

§ 2. Образование Александра Александровича и начало общения с К. П. Победоносцевым.
До апреля 1865 г. Александр был полковником и флигель-адьютантом, а титул наследника принес ему производство в чин генерал-майора с зачислением в свиту императора и назначением атаманом всех казачьих войск. В это время он был уже сложившимся человеком, но не подготовленным к новым обязанностям и лишенным задатков государственного человека. Последнее исправлению не поддавалось, подготовку же (равную слабой гимназической) можно было восполнить.[21]
Учителей подбирали руководивший образованием граф С. Г. Строганов, человек весьма консервативных взглядов. Среди них – Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот профессора Московского и Петербургского университетов К. П. Победоносцев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот; военное дело преподавал наследнику генерал М. И. Драгомиров.
Отношения с профессурой были, разумеется, особого рода. Он мог по своей воле перенести или вовсе отменить лекцию, ссылаясь на свои высокие обязанности. Мог – с той же ссылкой, а то и без объяснений – не выполнить задание. “Я прошу Вас сегодня ко мне не заходить, так как я решительно не успел приготовить к сегодняшнему дню”[22] — сообщал он К. П. Победоносцеву, и тому ничего не оставалось, как принять это к сведению.
Орфография наследника вызывала невольную улыбку. Он упорно некоторые слова делил, из одного делал два и смело писал: “при нимая”, “при дерзкие”, ”а вось”. А однажды в своем дневнике (1869 г.), высказав свое огорчение по поводу незаслуженно оказываемого ему “недоверия”, наследник российского престола присовокупил с благородным негодованием: “Я могу это заявить всем и не побоюсь сказать не правды”.[23]
Таким образом, пробелы первоначального образования Александр не стремился заполнить знаниями и профессорские лекции не могли поправить дела. Александр Александрович на всю жизнь остался полуграмотным человеком.
 С Константином Петровичем Победоносцевым, преподававшим гражданское право, у наследника установились отношения близкие и доверительные. И дело не только в том, что правоведение занимало особо важное место в образовании будущего императора. Умный, тактичный профессор-цивилист умел “разговорить” ученика, ненавязчиво, незаметно многое ему подсказать. Он в значительной мере руководил выбором его чтения, приобщая Александра русской истории и литературе. Уже тогда Победоносцев берет на себя своеобразные обязанности секретаря наследника, подготавливая для него официальные письма и заявления. Основой их сближения консервативные симпатии обоих, растущая неприязнь к преобразованиям, проводимым Александром II.
Александр Александрович по-своему привязался к наставнику, уважал и ценил его, не подозревая, сколь невысоко ставил его способности. “Сегодня, — записал Победоносцев в дневнике в декабре 1865 года после первых занятий с цесаревичем Александром, — я пробовал спрашивать вел. кн. о пройденном, чтобы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего – и бедность сведений, или, лучше сказать, бедность идей, удивительная ”.[24]
§ 3. Семейные взаимоотношения Александра Александровича.
Надо сказать, что Александр Александрович унаследовал от покойного цесаревича Николая не только учителей, но и невесту. Юная принцесса Дании Дагмара, обручившись с ним, в 1865 году, осенью 1866 года становится его женой, приняв имя Марии Федоровны.
Как и все династические браки, этот брак был заблаговременно продуман и тщательно подготовлен. Он, по сути, был предрешен, даже если бы между молодыми и не возникло взаимной симпатии: заинтересованность в нем правящих династий России и Дании была обоюдной. Союз Александра Александровича с принцессой Дагмарой укреплял и расширял династические связи Романовых в Европе, усиливая тем самым их влияние.[25]
Жизнелюбивая, жизнерадостная, Мария Федоровна казалась многим царедворцам легкомысленной. Как, например, А. А. Половцеву: “Какая глупая, бездарная женщина” – говорил он в своем дневнике.[26] “Больше занимают ее величество сплетни и юбки”- замечает Половцев и в другой записи.[27]
Но как бы о ней не говорили, цесаревич безумно любил свою Минни (так он ее ласково называл) и один за другим в семье наследника появлялись красивые и здоровые дети.[28] Первому ребенку Александр Александрович радовался с таким же энтузиазмом, как и последнему.
Семейные интересы были одними из самых существенных, которыми жил наследник российского престола. Семейные радости в глазах Александра Александровича покрывали все. Так в 1868 году, когда разразился над русским крестьянством столь частый для него голод. Но в этом же году у цесаревича родился сын первенец, «которого», пишет Александр “мы ждали с таким нетерпением” и Александр Александрович 31 декабря 1868 года желал только одного, “чтобы и новый год бал бы столь же счастливым для нас, родных и Матушки России”.[29] Сначала – для семьи и родных, а потом уже счастья хотя бы даже с голодом пополам, можно пожелать и для родины.[30]
Мария Федоровна, как известно, оказывала немалое влияние на своего мужа. Ненависть к Германии она пронесла через всю свою жизнь и сумела привить Александру ее тоже, несмотря на то, что его отец Александр II был явным германофилом. Также вскоре после свадьбы Александр Александрович порывает свою дружбу с кн. Владимиром Мещерским. Она недолюбливала Победоносцева, и, возможно, это оказало, в конце-концов какое-то влияние на охлаждение императора к своему любимому учителю. [31]
Александр II не особенно доверял умственным способностям своего сына-наследника и не слишком торопился допускать его к важным государственным делам, как бы последний не стремился, что очень его огорчало.[32]
Наследник престола был не в таких отношениях с отцом, чтобы публично с ним спорить или тем более открыто противодействовать, но уж слишком часто они оказывались в противоположных лагерях и не только потому, что взгляды их рознились (это-то несомненно!), но еще и оттого, что Александр II, обладавший качествами государственного деятеля, часто поступал вопреки своим желаниям и взглядам, по государственному расчету.
Отец и сын по-разному смотрели на национальную политику. И если Александр II смотрел на чрезвычайные меры, принимаемые в Царстве Польском и западных губерниях, как на временные, в Финляндии и Прибалтике пытался проводить компромиссную линию, стараясь не вызвать обострения неприязни к России, то наследник престола был сторонником жестких мер. Для Александра II “приличие” политических решений, мнение Европы имели большое значение, цесаревич же был склонен к их игнорированию.[33]

§ 4. Влияние войны на Александра Александровича.
Манифест об объявлении войны Турции Александр II подписал в апреле 1877 года, но приближение войны ощущалось в русском обществе задолго до этого.
Проходивший военную службу командиром гвардейского корпуса он был назначен командующим Рущукским сорокатысячным отрядом, созданным для охраны тыла действующей армии. Назначение это вызвало у него не только разочарование, но и обиду. Он рассчитывал на большее.
Здесь, на войне, Александр Александрович яснее, чем из Аничкова дворца, разглядел недостатки и просчеты управления армией, организации ее сближения. Ужасаясь огромным потерям русской армии, наследник с удовлетворением отмечал, что его отряд лишился всего трех тысяч солдат. Но, принимая во внимание, что эта потеря понесена не в боях, а в их ожидании, ее надо признать немалой. Особого следа в истории он не оставил.
И все же, несмотря на этот весьма ограниченный военный опыт, трудно переоценить значение русско-турецкой войны в судьбе будущего императора. Здесь, в местечке Берестовец, в долине реки Янтры, он, впервые увидев войну лицом к лицу, постигал ее как «страшный кошмар». [34]
Наследование престола буквально свалилось на Александра Александровича, никогда о нем не помышлявшего. Он был огорчен смертью брата, которого очень любил, ошеломлен своим новым предназначением. Несмотря на горе всей семьи, не состоявшиеся еще похороны, Александр приступил разного рода церемоний и процедур приемов и представлений, связанных со статусом цесаревича.
В силу отсутствия должных умственных способностей и образования Александр понимал, что не готов вступить на престол. А вот его окружение считало, что он на это просто не способен. Хотя на его обучение и были назначены лучшие профессора, включая К. П. Победоносцева, но и они не смогли помочь Александру заполнить пробелы в его знаниях. Может из-за отсутствия желания цесаревича чему-либо учиться, а может из-за отсутствия способностей к восприятию такого рода информации. Но, скорее всего и из-за того, и другого. Таким образом, Александр на всю жизнь остался полуграмотным человеком.
Зато цесаревич преуспел в роли хорошего семьянина и предавал рождению детей большее значение, чем происходящему в стране, при этом считая себя истинным патриотом.
Огромное влияние на Александра оказывал К. П. Победоносцев. Основой их сближения стали консервативные симпатии обоих, растущая неприязнь к преобразованиям, проводимым Александром II. Но и мнение жены, Марии Федоровны, которую он безумно любил, играло для него далеко не последнюю роль.
Что же касается взаимоотношений с отцом. С виду, конечно же, было все идеально, но в глубине души цесаревича сильно обижало и злило пренебрежительное отношение отца к нему, как к сыну, и как к будущему императору. Если окинуть взглядом весь 15-летний период, в течение которого Александр был наследником престола, то напрашивается вывод, что он представлял оппозицию националистического толка. Оппозиция цесаревича была скорее идеологическая, чем действенная, однако его оппонирование политике отца бесспорно.
Александру Александровичу удалось поучаствовать в русско-турецкой войне. Хотя следа в истории он не оставил, зато столкнулся с войной лицом к лицу. Может быть, именно здесь, в маленьком болгарском селе, зародилось то отвращение к войнам, которое во многом определило миротворческую внешнюю политику Александра III, оберегавшего Россию от вмешательства в международные конфликты, не допустившего втягивания ее в какие-либо военные действия.

Глава 3. Политика Александра IIIв годы правления (1881-1894).
1881 года судьба поразила Александра Александровича новым «испытанием» — событием 1-го марта. «Бедного папа» не стало, и огорченный «наследник», наконец, получил свое наследство, превратившись в императора, «самодержца всероссийского».
Он пережил целый ряд покушений на своего «милого», а потом «бедного папа» и научился их бояться, если только ему надо этому учиться. Надо сказать, что во время покушений на своего отца он держался достаточно твердо и спокойно, не переставая и в эти моменты брать от жизни то, что ему казалось интересным и приятным. [35]
В литературе первые месяцы после восшествия на престол Александра III характеризуется как период колебаний в выборе политического курса. Действительно, император был нерешителен и растерян. Казнь Александра II в центре столицы империи, средь бела дня, оказалась огромным и страшным потрясением для его сына. Оплакивая отца, он не мог не чувствовать, столь подрывает народовольческая террористическая акция авторитет царской власти, призванная быть всемогущей и недосягаемой. Победоносцеву Александр III в те мартовские и апрельские дни 1881 года напоминал «бедного ошеломленного ребенка». Но Александр Александрович Романов, в 36 получивший царский скипетр, не собирался отказываться от власти. Он шел к ней осторожно и неспешно. Кончина отца-реформатора как бы грозно предупреждает о том, что бывает с тем, кто попытается изменить веками сложившийся порядок.
Из-за опасности покушения, первые месяцы царствования Александр III провел в Гатчине под охраной войск и полиции. Опасность, которую он постоянно чувствовал над собой, заставляла его сторониться от «белого света», избегая всякого многочисленного собрания людей. Даже коронацию, столь необходимую для царя, мнительно боясь появляться пред толпой, он откладывал сколько было возможно.[36]
29 апреля 1881 года, вопреки мнению большинства министров, Александр III повелел обнародовать составленный К.П. Победоносцевым и М.Н. Катковым Манифест «О незыблемости Самодержавия». Этот Манифест стал основой для изменения либерального реформаторского курса предшествующего царствования. После появления Манифеста подали в отставку М.Т. Лорис-Меликов, Д. А. Милютин и другие либеральные деятели прежнего царствования. Из Манифеста 29 апреля 1881 года «О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и государству. В обществе авторство манифеста поначалу и приписывали редактору «Московских ведомостей»: ведь именно он наиболее яростно защищал самодержавную власть «от всяких на нее поползновений». Однако Победоносцев не скрывал своей роли в появлении манифеста, как и того что за образец им был взят манифест Николая I от 19 декабря 1825 года. На все царствие Александра III ложиться отныне тень его деда – императора Николая Павловича.[37]
Чтобы обезопасить себя Александр III принял несколько документов, которые усилили полицейский контроль в стране. 14 августа 1881 года были опубликованы „Положения о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия“, в соответствии с которыми в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение „для водворения спокойствия и искоренения крамолы“.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркеры воспаления при атеросклерозе и ишемической болезни сердца. Их патогенетическое и прогностическое значение
Реферат Олимпийские игры 1980 года в Москве
Реферат Дактилоскопирование живых лиц и трупов
Реферат Искусство аргументации
Реферат Ralph Ellison 2 Essay Research Paper Live
Реферат Функциональный анализ рабочего места
Реферат Мембранное равновесие Доннана
Реферат Charly Essay Research Paper February 3 2000EnglishCHARLYThe
Реферат Заболевания прямой кишки геморрой трещины полипы выпадения парапроктиты
Реферат Византия в начале VI в Положение на дунайской границе Война с Персией
Реферат Имидж как социально-психологический феномен
Реферат Отчет по практике в магазине Мечта
Реферат Slaver In The Antebellum Area Essay Research
Реферат 1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве»
Реферат Русско - Турецкая война 1877-1878 гг.