РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЕ И НАУКАИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ№ 2(81) Журнал теоретических и прикладных исследований Февраль , 2011 ISSN 1994–85–81 Общие вопросы образования 5 УДК 371 (09) 5 Н. Д. Никандров 5Гражданское воспитание в современной России 5Профессиональное образование 7 УДК 378 7 Т. Г. Калугина, Н. Г. Корнещук, И. Г. Овчинникова 7Рамка квалификаций для Уральского региона в контексте Европейского пространства высшего образования 7 УДК 544. 18 8 С. А. Новоселов, Л. В. Туркина 8Творческие задачи по начертательной геометрии как средство формирования обобщенной ориентировочной основы обучения инженерно-графической деятельности 8Психологические исследования 9 УДК 378.02 9 М. В. Казачихина 9Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов 9Социологические исследования 10 УДК 37.013.78 10 Е. В. Прямикова 10Инертность системы образования: миф или реальность 10 УДК 372.831 : 37.013.78 11 А. В. Швецова 11Развитие гендерной культуры в системе образования 11Культурологические исследования 13 УДК 37.013.42 13 В. Л. Бенин 13Педагогическая культурология 13Информационные технологии в образовании 17 УДК 378.147 17 С. Б. Петров, Т. П. Телепова 17Моделирование информационного обеспечения практикума: педагогический аспект 17^ Образовательные технологии 19 УДК 371 19 П. В. Шиварев 19Система вопросов в аксиологически-ориентированной проектной технологии как дидактический инструмент обучения и воспитания(на основе анализа опыта реализации программы Intel «Обучение для будущего») 19 По крайней мере, у вопросительной формы уже то преимущество, что она указывает путь к тому, что мы ищем: к подлинной проблеме, ничуть не похожей на предложения, которые она подчиняет себе. 19 Ж. Делез [2, с. 102] 19^ Гуманитарные науки в образовании 21 УДК 82.085 21 И. В. Тимонина 21О корреляции педагогического и риторического идеалов К. Д. Ушинского 21Дискуссии 23 УДК 371.313 23 А. Е. Парамонова 23Организация работы с родителями по нравственному воспитанию младших подростков в рамках курса «Основы православной культуры» 23Консультации 24 УДК 37.03 24 Н. А. Ладошкин 24Проблемы определения и использования понятия «интеллектуальный потенциал школьника» 24 УДК 159.9.072 25 М. В. Ососова 25Критерии и показатели оценки профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки 25Научная жизнь 26Развитие научного потенциала системы образования на Урале 26 Развитие научного потенциала системы образования на Урале 26 Г. Д. Бухарова 26Научное обеспечение профессионального и профессионально-педагогического образования 26 К 20 летию создания диссертационного совета 26 Материал подготовила Ученый секретарь совета Д 212.284, д р пед. наук, проф. Г. Д. Бухарова 32Информация 34 Информация 34Авторы номера 38CONTENTS 40 Главный редактор В. И. ЗагвязинскийРедакционная коллегия: В. А. Болотов, Б. А. Вяткин, Э. Ф. Зеер, С. Е. Матушкин, Г. М. Романцев, А. В. Усова, В. А. Федоров, Д. И. ФельдштейнРедакционный совет: О. Б. Акимова, О. Л. Алексеев, Л. М. Андрюхина, В. П. Бездухов, В. Л. Бенин, Г. Д. Бухарова, А. Г. Гейн, С. З. Гончаров, Н. С. Глуханюк, М. Н. Дудина, А. Ф. Закирова, И. Г. Захарова, Т. Г. Калугина, А. Г. Кислов, Л. И. Корнеева, Е. В. Коротаева, П. Ф. Кубрушко, Л. И. Лурье, И. Я. Мурзина, Л. А. Рапопорт, Л. Я. Рубина, В. Л. Савиных, Г. П. Сикорская, А. А. Симонова, Б. Е. Стариченко, Э. Э. Сыманюк, Н. К. Чапаев, В. С. Черепанов, Н. Е. Эрганова, В. Я. Шевченко (Россия); М. Денн (Франция); Л. В. Зайцева (Латвия); Б. К. Момынбаев (Казахстан); Т. В. Савельева (США); Б. Тидеманн (Германия); Я. Лаукиа (Финляндия)Редакционно-издательская группа:Научный редактор В. А. Федоров; выпускающий редактор В. А. Мамина;ответственный секретарь Н. Н. Давыдова;редактор-корректор О. А. Виноградова;компьютерная верстка Н. А. Ушениной;английский перевод И. А. СофроновойИздание включено в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наукДополнительная информация и требования к публикациям размещены на сайте: www.urorao.ruПри перепечатке материалов ссылка на журнал «Образование и наука» обязательна© Уральское отделение РАО, 2011© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011 Общие вопросы образования УДК 371 (09) Н. Д. Никандров Гражданское воспитание в современной России1 Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения российских школьников. В советские времена значимость гражданского (прежде всего идеологического) воспитания не подвергалась сомнению, его методология и практика были хорошо разработаны на основе марксистской идеологии. В начале 1990 х гг. советские социалистические ценности были отвергнуты и осмеяны без адекватной их замены, что поставило под угрозу все воспитание, в том числе гражданское. Сейчас система социализации и ее наиболее эффективный инструмент – средства массовой информации – во многом основаны на ценностях, которые создают отрицательный образ России. В статье дается краткий обзор сложившейся негативной ситуации и предлагается ряд шагов для ее изменения, в частности разработка Государственной программы воспитания и социализации.^ Ключевые слова: гражданское воспитание, идеологическое воспитание, ценности, социализация.Abstract. The paper deals with urgent problems of upbringing a new generation of Russian schoolchildren. In the Soviet times the importance of secular (especially ideological) education was never put to doubt. Its methodology and practice were worked out well enough on the basis of Marxist ideology. In the 1990s the Soviet socialist values were rejected and often ridiculed without any adequate substitution. That was a menace to education in general and secular education in particular. Nowadays the system of socialization and its most efficient instrument (mass media) are mostly based on values giving a negative image of Russia. The paper presents a synopsis of the above values, some measures to improve the situation proposed, e.g. working out the Federal Standards of Education and Socialization.Index terms: secular education, ideological education, values, socialization.Литература 1. Гатальский В. Д. Педагогика профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи. СПб.: Концерт, 2009. 320 с. 2. Девизы стран мира. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rositsa.livejournal.com/900839.html; 200stran.ru 3. Дорский А. Ю. Правовое обеспечение PR. СПб.: Питер, 2005. 208 с. 4. Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии / рук. проекта С. Фарах, общ. ред. О. А. Колобова. Бейрут; Нижний Новгород: Махинур, 2006. 472 с. 5. Запесоцкий А. С. Образование и средства массовой информации как факторы социализации современной молодежи. СПб.: СПбГУП, 2008. 464 с. 6. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2002. 7. Лекторский В. А. и др. Проблемы идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа. М.: Ин т нац. проблем образования, 2008. 176 с. 8. Национальная идея и жизнеспособность государства. Постановка задачи: материалы науч. семинара. Вып. 2. М.: Науч. эксперт, 2009. 160 с. 9. Никандров Н. Д. Черный пиар: пособие для журналистов, читателей и слушателей. М.: Сайтекс, 2007. 10. Ольшанский Д. В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. 544 с. 11. Стратегические риски России / под ред. Ю. Л. Воробьева. М.: МЧС России, 2005. 392 с. 12. Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. М.: Науч. эксперт, 2009. 424 с. 13. Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. N. Y.: Free Press, 1965. 14. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N. Y.: Basic Books, 1973. 15. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N. Y.: Basic Books, 1998. 16. McQuail D. Media performance: mass communication and the public interest. L.: Sage, 1993. 421 p. 17. Thomas W., Thomas D. The child in America. Behavior problems and programs. N. Y.: A. A. Knopf, 1928. 296 p. Профессиональное образование УДК 378 Т. Г. Калугина, Н. Г. Корнещук, И. Г. Овчинникова Рамка квалификаций для Уральского региона в контексте Европейского пространства высшего образования Аннотация. В статье рассматриваются вопросы качества профессионального образования на основе внедрения рамки квалификаций в практику деятельности учреждений профессионального образования Уральского региона (на примере Челябинской области) и работодателей по организации сертификации персонала и выпускников образовательных учреждений. Показана методика разработки рамки квалификаций в ходе реализации международного проекта, апробированная в учреждениях профессионального образования и на предприятиях Челябинской области.^ Ключевые слова: Болонское соглашение, качество высшего профессионального образования, рамка квалификаций, сертификация персонала организаций и предприятий, выпускников учреждений профессионального образования, этапы разработки рамки квалификаций, дескрипторы, компетенции, уровни образования, уровни квалификаций.Abstract. The paper considers the problems of quality of vocational education on the basis of introducing a job rating system into vocational institutions of the Ural region and employers’ work connected with certification of the personnel and graduates. It also presents in the context of the international project the methods of working out the sytem which was tested in vocational institutions and enterprises of Tchelyabinsk region. ^ Index terms: Bologna agreement, the quality of high vocational education, job rating, certification of the personnel and graduates, stages of working out the rating scale, descriptors, competences, levels of education, levels of job qualification.Литература 1. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009. 115 с. 2. Российское профессиональное образование в контексте международных индикаторов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: //http://prof-standart.ord/? p=560, октябрь 1st, 2010/ Метки: Медведев. Национальная система квалификаций. Профессиональное образование. Сертификация./ Рубрика: Профессиональные стандарты. 3. Приоритеты развития профессионального образования в России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://prof-standart. ord/? р=560, октябрь 1st, 2010/ Метки: Медведев. Национальная система квалификаций. Профессиональное образование. Сертификация / Рубрика: Профессиональные стандарты. УДК 544. 18 С. А. Новоселов, Л. В. Туркина Творческие задачи по начертательной геометрии как средство формирования обобщенной ориентировочной основы обучения инженерно-графической деятельности Аннотация. В статье рассмотрены педагогические условия формирования ориентировочной основы деятельности по выполнению графических заданий творческого содержания, позволяющих повысить творческую активность и мотивацию студентов при изучении начертательной геометрии.^ Ключевые слова: графическая подготовка, начертательная геометрия, творческие графические задания, витагенно-ориентированные задачи, организация учебного процесса на основе деятельностного подхода, компонент обобщенной ориентировочной основы инженерно-графической деятельности.Abstract. The paper considers pedagogical conditions of formation of the estimated basis of doing creative graphic tasks increasing creativity and motivation of students when studying descriptive geometry.^ Index terms: graphics preparation, descriptive geometry, creative graphic tasks, vitagens-focused problems, organisation of educational process on the basis of action approach, a component of the integrated estimated basis of engineer-graphic activities.Литература 1. Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург: Изд во УГПУ, 1999. 135 с. 2. Гальперин П. Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Мышление. М.: Изд во Моск. ун та, 1979. 3. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Academia, 1999. 4. Талызина Н. Ф. Теория планомерного формирования умственных действий // Вопр. психологии. 1993. № 1. С. 92–100. Психологические исследования УДК 378.02 М. В. Казачихина Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов Аннотация. В статье анализируется понятие «установка», рассматриваются ее структура и функции, описываются возможности изменения социальных установок в педагогической деятельности, раскрывается понятие «тренинг личностного роста» и его потенциал в формировании установки педагогов на инновационную деятельность.^ Ключевые слова: установка, аттитюд, изменение социальных установок, инновационная деятельность, инновационная установка, педагоги, тренинговые технологии в образовании, тренинг личностного роста.Abstract. The paper analyzes the concept of attitude; its structure and functions considered, possibilities of changing social attitudes described. Also, it considers the concept of personality development training and its potential in forming the attitude of teachers to innovative activities.Index terms: attitudes, changing attitudes, innovation, innovative setting, teachers, training technologies in education, personal growth training.Литература 1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2000. 256 с. 2. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1993. 3. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. 80 с. 4. Зеер Э. Ф., Конюхова Е. Т. Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность // Образование и наука. 2010. № 4. С. 41–50. 5. Конюхова Е. Т. Установки личности в профессиональной деятельности. Новокузнецк: РИо КузГПА, 2007. 263 с. 6. Новоселов С. А., Сыманюк Э. Э. Система оценки качества педагогических инноваций // Образование и наука. 2009. № 5 (62). С. 125–136. 7. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. М., 1997. 223 с. 8. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89–105. Социологические исследования УДК 37.013.78 Е. В. Прямикова Инертность системы образования: миф или реальность Аннотация. Статья посвящена анализу реформирования российского школьного образования. Доказывается, что качество школьной подготовки выпускников во многом зависит от организации работы системы образования, успешность реформ может быть обеспечена изменением базовой знаниевой парадигмы, а принятие решений без учета повседневных практик учителя приводит к состоянию инертности системы.^ Ключевые слова: школьное образование, инертность, система образования, представления учителей, повседневные практики.Abstract. The paper analyzes the process of reorganization of secondary education in Russia, showing that the quality of the latter in many respects depends on the work of the whole system of education. Success in reforming school education in the modern world demands changing the base paradigm. Without taking into consideration everyday practice of teachers decision-making leads to inertia.Index terms: school education, inertia, system of education, teachers’ everyday practice.Литература 1. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высш. образование в России. 2010. № 5. С. 32–37. 2. Иванов Д. Модернизация образования: тест на эффективность // Первое сентября. № 07. 10.04.2010. 3. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. М.: Изд во Моск. психол.-социал. ин та; Воронеж: МОДЭК, 2002. 4. Луман Н. Общество как cоциальная система / пер. с нем. А. Антоновский. М.: Логос. 2004. 5. Матвеева Н. А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования). Барнаул: Изд во БПГУ, 2004. 6. Поварков Я. Я. Обществоведение: итоги и проблемы // Вопр. философии. 1965. № 6. С. 127–138. 7. Постман Н. Исчезновение детства (реферат, подготовил А. Ярин) // Отеч. зап. 2004. № 3. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ oz/2004/3/2004_3_2-pr.html 8. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. М.: Просвещение, 2010. 9. Причины наших неудач в исследовании PISA, или устроит ли нас негарантированный результат? // Платное образование. 2007. № 4. С. 20–26. 10. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования / Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2006. 11. Рубина Л. Я., Прямикова Е. В., Лобова Е. В. Социальная ценность образования: масштаб района крупного мегаполиса: моногр. по результатам социол. исследования / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2008. 12. Шмерлина И. Заметки о российском учительстве в контексте национального проекта «Образование» // Социальная реальность. 2007. № 1–2. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html? id=896 13. Щедровицкий Г. П. Место логических и психологических методов в педагогической науке // Вопр. философии. 1964. № 7. С. 38–49. УДК 372.831 : 37.013.78 А. В. Швецова ^ Развитие гендерной культуры в системе образования Аннотация. В статье актуализируется проблема развития гендерной культуры как культуры социального взаимодействия, дается ее историко-генетический анализ и определяется роль образования в данном процессе.^ Ключевые слова: гендерная культура, культура взаимодействия, система образования.Abstract. The paper considers the problem of development of gender culture as a culture of social interaction; its historic-genetic analysis presented, and the role of education in this process defined.Index terms: gender culture, culture of interaction, the system of education.Литература 1. Бем С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с. 2. Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989. С. 17–51. 3. Вейнингер О. Пол и характер. Принципиальное исследование. М.: Латард, 1997. 480 с. 4. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика – Women and social policy: (гендерный аспект): сб. / отв. ред. З. А. Хоткина. М.: Ин т социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1992. С. 10–22. 5. Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004. 208 с. 6. Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Юбилейное издание 1794–1994. Т. 2: Докритические произведения. М.: ЧОРО, 1994. 429 с. 7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: принята и открыта для подписания, ратификации в присоединения резолюцией Генеральной ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/ convents/cedaw.htm 8. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. М.: Норма: Норма-Инфра М, 2002. 128 с. 9. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения / пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева; сост. и предисл. И. С. Кона. М.: Наука, 1988. 10. Отчет о выполнении требований Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Российской Федерации: Американская ассоциация юристов. 2006. 166 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rlpp.ru/files/0/cedaw_russia_ru.pdf. 11. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1998. 688 с. 12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1979. Т. 1. 13. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви. М.: Азбука-классика, 2008. 226 с. 14. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / пер. с лат. Н. Цветкова; предисл. С. Лозинского. М., 1932; 2 е изд. М.: Интербук, 1990. 351 с.^ Культурологические исследования УДК 37.013.42 В. Л. Бенин Педагогическая культурология Аннотация. В статье говорится о тесной связи культуры и образования. Представлены результаты многолетних исследований, которые проводились под руководством автора публикации. В поле внимания ученых находились прежде всего теоретические, методологические и методические аспекты формирования и развития педагогической культуры, которая определяется уровнем культуры всего населения и представляет собой часть общей культуры. Выделены основные типы педагогической культуры; рассмотрены социокультурные процессы, протекающие в сфере образования, которые оказывают существенное влияние на национальную безопасность.^ Ключевые слова: соотношение культуры и образования, педагогическая культурология, социокультурное воспроизводство, принцип культуросообразности, профессиональная культура педагога, педагогическая культура, проблема образовательной безопасности, национальная безопасность.Abstract. The paper is devoted to interdependence of culture and education, the research data provided. The research carried out for many years by a group of scholars headed by the author of the paper was aimed at the theoretical and methodological aspects of forming and developing pedagogical culture, which depends on the level of culture of all people and is part of culture. The basic types of pedagogical culture are defined and socio-cultural processes in the sphere of education, which influence national securiy, are considered. ^ Index terms: correlation of culture and education, pedagogical culture studies, socio-cultural processes, professional culture of a teacher, pedagogical culture, problem of educational security, national security.Литература 1. Андреева Ю. В., Бенин В. Л. Пять трактовок успеха в философии образования: теоретические и практические аспекты // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2004. № 2. 2. Асадуллин Р. М., Бенин В. Л. Взаимодействие учебной и педагогической деятельности студентов в образовательном процессе // Образование и наука. Изв. УНОЦ РАО. 1999. № 2. 3. Асадуллин Р. М., Бенин В. Л. Антропологические основания педагогического образования. М.; Уфа: Башкир. гос. пед. ун т, 2000. 4. Бенин В. Л. Культуросообразное образование: структурно-содержательный анализ // Новые ценности образования. Культурная парадигма. М., 2007. 5. Бенин В. Л. Методологические основы педагогической культурологии // Будущее в ретроспективе. Екатеринбург: Изд во УрО РАО, 2005. 6. Бенин В. Л. «Многознание уму не научает», или Чем характерно современное образование // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы. СПб.: Изд во С. Петербург. ин та истории РАН, 2010. 7. Бенин В. Л. Обоснование педагогической культурологии // Искусство и образование. 2008. № 7. 8. Бенин В. Л. Парадигмы и парадоксы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2001. № 3. 9. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: курс лекций. Уфа: Изд во БГПУ, 2004. 515 с. 10. Бенин В. Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа: Изд во БГПИ, 1994. 11. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: БГПИ, 1997. 12. Бенин В. Л. Педагогическое добро и зло: завершая дискуссию // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2003. № 4. 13. Бенин В. Л. Педагогическое зло: приглашение к разговору // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2002. № 3. 14. Бенин В. Л. Политическая культура педагога // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 3. Екатеринбург: Изд во РГППУ, 2004. 15. Бенин В. Л. Политическая культура советской школы: уроки на будущее // Советская культура: проблемы теоретического осмысления. СПб., 2008. 16. Бенин В. Л. Понятие художественно-эстетического в педагогической деятельности // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 4. Екатеринбург: Изд во РГППУ, 2006. 17. Бенин В. Л. Правовая культура педагога как средство формирования уважения общества к праву // Вестн. Волгоград. акад. МВД России. 2007. № 4. 18. Бенин В. Л. Специфика актуальной культуры и содержание программ общеобразовательной школы // Образование и наука. Изв. УНОЦ РАО. 2000. № 2. 19. Бенин В. Л. Стандарты общеобразовательных программ в контексте специфики актуальной культуры // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 4. Екатеринбург: Изд во Урал. гос. проф.-пед. ун та, 2001. 20. Бенин В. Л. Сущность педагогической культурологии // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2003. № 6. 21. Бенин В. Л. Сущность понятия «педагогическая культура» // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 2. Екатеринбург: Изд во Урал. гос. проф.-пед. ун та, 1996. 22. Бенин В. Л. Три центральных категории к определению человеческой сущности // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 2. Екатеринбург, 2004. 23. Бенин В. Л. Экономическая культура педагога // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 5. Екатеринбург: Изд во РГППУ, 2008. 24. Бенин В. Л., Василина Д. С. Развитие творческих способностей учащихся на уроках мировой художественной культуры. Уфа: Изд во БГПУ, 2010. 25. Бенин В. Л., Жукова Е. Д. Культурные традиции и современные проблемы взаимодействия образовательных сред Европы и России // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 7. 26. Бенин В. Л., Жукова Е. Д. Культурологическая компетентность в подготовке педагога // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2002. № 2, С. 133–134. 27. Бенин В. Л., Жукова Е. Д. Мониторинг в системе управления качеством образования // Продуктивное образование: альманах. Вып. 9. М., 2007. 28. Бенин В. Л., Жукова Е. Д. О принципах построения модели учебного предмета «Мировая художественная культура» // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2001. № 4. 29. Бенин В. Л., Жукова Е. Д. Понятие «образовательная безопасность» и его ценностная составляющая // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 6. Екатеринбург: СВ 96, 2010. 30. Бенин В. Л., Жукова Е. Д. Роль предмета «Мировая художественная культура» в гуманизации педагогического образования. Уфа: Восточ. ун т, 2001. 31. Бенин В. Л., Жукова Е. Д. Феномен мозаичности как результат дифференциации современного знания // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 5. М.: Владос, 2007. 32. Бенин В. Л., Орехов Е. Ф., Попов А. Ф. Экономическая составляющая (компетентность) педагогической культуры. Челябинск: Урал. гос. акад. физич. культуры и спорта, 2004. 33. Бенин В. Л. Фатыхова Р. М. Гуманизация межличностных отношений в контексте диалогичности культуры // Образование и наука. Изв. УНОЦ РАО. 1999. № 1. 34. Жукова Е. Д. Влияние мозаичного характера культуры на социодинамику образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2006. № 3. 35. Жукова Е. Д. Культурологическая компетентность в системе ключевых профессиональных компетенций // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 4. Екатеринбург: Изд во РГППУ, 2006. 36. Жукова Е. Д. Культурологическая компетентность личности в контексте культурной безопасности РФ // Вестн. философии и социологии Курск. гос. ун та. 2010. № 1. 37. Жукова Е. Д. Культуросообразная школа как образ современной образовательной среды // Искусство и образование. 2008. № 10. 38. Жукова Е. Д. Понятие «мозаичная культура»: педагогический аспект // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 3. Екатеринбург: Изд во Рос. гос. проф.-пед. ун та, 2004. 39. Жукова Е. Д. Понятие «мозаичная культура» в современной философии образования // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 9. 40. Жукова Е. Д. Самообразование в системе профессиональной подготовки специалиста // Вестн. Челяб. гос. пед. ун та. Сер. 3: Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. 2005. № 27. 41. Жукова Е. Д. Социальные конфликты и художественная культура // Единство и многообразие социальных конфликтов. Москва; Ярославль, 2001. 42. Жукова Е. Д. Характер современной культуры и динамика образования // Фундаментальные исследования. 2006. № 6. 43. Жукова Е. Д. Самообразование как парадигма образования XXI века в контексте образовательных технологий подготовки культуролога // Обсерватория культуры. 2008. № 1. 44. Жукова Е. Д., Айбулатова Р. М. Место и роль мировой художественной культуры в образовательном процессе средней школы // Искусство и образование. 2008. № 8. 45. Жукова Е. Д., Хорошавцева О. П. Художественная культура в системе гуманитарного знания // Пед. журн. Башкортостана. 2006. № 3; Культура и образование: сб. ст. Вып. 7–11 / под ред. В. Л. Бенина. Уфа: Изд во БГПУ, 2006–2010. 46. Культура и образование: сб. ст. Вып. 1–5 / под ред. В. Л. Бенина. Уфа: Изд во БГПИ, 1999–2003. 47. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: сб. ст. Вып. 1–3 / под ред. В. Л. Бенина. Уфа: Башкир. гос. пед. ин т, 1995–1998. 48. Решение заседания Бюро Ур РАО № 17 от 26.02.03 // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2003. № 2. С. 7–8. Информационные технологии в образовании УДК 378.147 С. Б. Петров, Т. П. Телепова Моделирование информационного обеспечения практикума: педагогический аспект Аннотация. В статье рассматривается моделирование информационного обеспечения практикума и организация его информационной среды на основе функций управления обучением. В качестве примера представлена модель практикума, направленного на индивидуализацию обучения по дисциплине инженерной подготовки профессионального обучения.^ Ключевые слова: информационная среда обучения, информационно-педагогическое моделирование, функции управления учебным процессом, модель управления практикумом.Abstract. The paper considers modeling dataware for practical work and organization of its information environment on the basis of functions of management of training. It presents a model of a workshop on engineer training aimed at individualization of the latter.^ Index terms: information environment of training, information-pedagogical modeling, functions of management of educational process, model of management of practical work.Литература 1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. 168 с. 2. Бородина Н. В., Шестакова Т. В. Модель организации и проведения лабораторного практикума в дистанционном обучении // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2006. № 4 (40). С. 52–62. 3. Вендеров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 352 с.: ил. 4. Захарова И. Г. Моделирование и формирование информационной среды открытого профессионального образования // Моделирование социально-педагогических систем: материалы регион. науч.- практ. конф. 16–17 сент. 2004 г. Пермь: Перм. гос. пед. ун т, 2004. С. 120–125. 5. Монахов В. М. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе (на примере курса «Прикладная математика») // Высш. образование в России. 2001. № 6. 6. Образцов П. И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения // Открытое образование. 2001. № 5. С. 32–44. 7. Скибицкий Э. Г., Яхина Е. П. Моделирование дидактического обеспечения дистанционного обучения // Моделирование социально-педагогических систем: материалы регион. науч.- практ. конф. 16–17 сент. 2004 г. Пермь: Перм. гос. пед. ун т, 2004. С. 82–89. 8. Телепова Т. П. Математическая модель индивидуализации контроля и оценки результатов обучения // Технологии индивидуализации обучения в вузе: материалы Всерос. междисциплинар. науч. конф. 27 дек. 2007 г. М.: Изд во СГУ, 2008. 274 с. 9. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 384 с. Образовательные технологии УДК 371 П. В. Шиварев Система вопросов в аксиологически-ориентированной проектной технологии как дидактический инструмент обучения и воспитания(на основе анализа опыта реализации программы Intel «Обучение для будущего») По крайней мере, у вопросительной формы уже то преимущество, что она указывает путь к тому, что мы ищем: к подлинной проблеме, ничуть не похожей на предложения, которые она подчиняет себе.^ Ж. Делез [2, с. 102]Аннотация. В статье рассматривается система вопросов, которая составляет основу учебных проектов, разрабатывавшихся в рамках реализации программы Intel «Обучение для будущего», и значение вопросов в решении воспитательных задач в современной социокультурной ситуации.^ Ключевые слова: вопрос, основополагающий вопрос, программа Intel «Обучение для будущего», аксиологически-ориентированное проектирование, единство воспитания и обучения.Abstract. The paper considers a number of problems forming the basis of training projects worked out under Intel® programme «Teach for the Future» and their role in achieving educational goals in modern socio-cultural situation^ Index terms: problem, basic problem, Intel programme «Teach for the Future», axiology-oriented design, the unities of education and teaching.Литература 1. Алхимия проекта: метод. разработки мини-тренингов для слушателей программы Intel «Обучение для будущего»: материалы конф. Ассоциации РЕЛАРН / под ред. Е. Н. Ястребцевой, Я. С. Быховского. Секция «Школьный сектор». Самара – Волгоград – Астрахань, 30 мая – 4 июня. М., 2004. 164 с. 2. Делез Ж. Логика смысла / пер. с фр. М. Фуко. М.: Деловая книга; Екатеринбург: Раритет, 1998. 480 с. 3. Заботин В. В. О познавательной роли вопросов в обучении // Сов. педагогика. 1967. № 9. 4. Левина М. М., Теучеж Р. Х. О соотношении способов деятельности педагога и учащихся в процессе обучения // Новые исследования в пед. науках. № 6 (XIX). М., 1972. С. 59. 5. Могилев А. В. Материалы чата для тьюторов педагогических вузов на тему: «Как программа развивает самостоятельность и критическое мышление?» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.iteach.ru/ chats/chat2005/chat_20_10_05.html) 6. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. пособие. 4 е изд., испр. М.: Рус. редакция, 2004. 368 с. 7. Сарапулов Е. В. Феномен неопределенности в образовании (постановка проблемы) // Пед. наука, технология, практика. 2003. № 2 (15). С. 12–17. 8. Тарасова Э. П. Логика: метод. рекомендации для студентов заоч. отд-ния. Смоленск, 2008. 9. Хаджаров М. Х. Наука в ее рациональном развитии и ценностные аспекты знания. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.portalus.ru/ modules/philosophy/ print.php? subaction=showfull&id=1108503737&archive =0211&start_from=&ucat=1& 10. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Король А. Д. Вопрос как основа дистанционного диалога // Эйдос: интернет-журн. 2000. 12 июля. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2000/ 0712–01.htm. 11. Шипунова О. Д. Логика и теория аргументации: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. С. 14–15. 12. Elder L., Paul R. Thinker’s Guide Series // The Art of Asking Essential Questions. Publisher: Foundation for Critical Thinking, 2002. 48 p. 13. Elder L., Paul R. Thinker’s Guide Series // Critical & Creative Thinking. Publisher: Foundation for Critical Thinking, 2004. 48 р. Гуманитарные науки в образовании УДК 82.085 И. В. Тимонина О корреляции педагогического и риторического идеалов К. Д. Ушинского Аннотация. В данной статье автор, анализируя педагогический и риторический идеалы К. Д. Ушинского, прослеживает корреляции этих видов идеальных представлений на уровне метода, отвечает на вопросы: почему корреляции актуализируются именно на уровне метода, в чем сущность этого вида корреляций.^ Ключевые слова: педагогический идеал, риторический идеал, корреляция, метод, К. Д. Ушинский.Abstract. The paper analyzes D.Ushinsky’s pedagogical and rhetorical ideals, states how they are correlated at the method level, answers the questions, “Why are correlations actualized at the method level? What is the essence of this kind of correlations?”Index terms: рedagogical ideal, rhetorical ideal, correlation, method, K. D. Ushinsky.Литература 1. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. 2. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология: учеб. Ростов н/Д, 1999. 3. Блинов В. И. Развитие теории и практики образования в России в XVIII – начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания: автореф. дис. … д ра пед. наук. М., 2001 4. Гончарова С. Б. Эволюц