Реферат по предмету "Разное"


"Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных"

Тема урока: "Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных"Цели урока: Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения скелета земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания. Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству. Способствовать развитию положительных эмоций. Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать, вырабатывать коллективное решение.Методы: 1. Практические (работа со справочными материалами, учебником);2. Наглядные (презентация, работа с раздаточным материалом);3. Словесные (эвристическая беседа, рассказ, выступление учащихся, объяснение)Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Оборудование: презентация, раздаточный материал «Строение скелета лягушки», трафарет – схема лягушки, инструктивные карточки для выполнения практической работы.^ Ход урокаХарактеристика класса Земноводные (объяснение с элементами беседы).Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни (работа с учебником, у доски, заполнение опорной схемы).Строение скелета лягушки (практическая работа). Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.Закрепление изученного материла.Подведение итогов урока.Организационный момент.Изучение новой темы урока.Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.Подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника. Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.^ Откуда взялось такое название – земноводные? Второе название представителей этого класса - “амфибии”. Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи.^ Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. ^ На доске появляется тема урока. Земноводные - первая группа позвоночных животных, вышедшая на сушу, это произошло более 300 млн. л.н., но они сохранили тесную связь с водой. Всего насчитывается земноводных около 3000 видов. Путь на сушу им проложили рыбы, сходные с кистеперыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни на суше и в водной среде отличаются очень сильно.^ Давайте сравним условия обитания в наземно-воздушной и водной среде.Какие задачи должны были решить земноводные при выходе на сушу?Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. Какие – вы узнаете сегодня на уроке.^ Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,Наряд у лягушки удобен и прост. Зачем под водой ей пушистая шёрстка,И прыгать мешал - бы искрящийся хвост. Амфибии - это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующая информация снимет ваши сомнения: 1. Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными. 2. Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно! Неприхотливая, живучая лягушка служит не одно десятилетие верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. Сотни лекарственных препаратов впервые испытывались на этих существах. За эти заслуги лягушкам в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио воздвигнуты памятники на средства, собранные студентами. 3. Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.-Кого из представителей этого класса можете назвать?Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки, квакши) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост, это тритоны и саламандры. Земноводные с червеобразным телом не имеющие ног так и называются безногие амфибии, к ним относятся червяги. ^ Тип: Хордовые.П /тип: Черепные.Класс: Земноводные (Амфибии).Отряды: Бесхвостые; Хвостатые; Безногие.Итак, земноводные – животные необычные, их изобретения, которые позволяют им жить и в воде и на суше оказались настолько совершенными, что сохранились в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Изучением этих приспособлений займутся несколько исследовательских групп:1. ^ Группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.2. Морфологам необходимо определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.3. Анатомы определяют, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.^ У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал. На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учетом правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.)Задания группам:Морфологи Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.2. Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?3. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?4. Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?5. Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.Анатомы:Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.2. Рассмотрите череп, определите его форму. 3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.4. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.6. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.7. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.8. Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни. Заполните таблицу. ^ Отделы скелета Названия костей Череп Мозговая часть, нижняя челюсть Позвоночник Позвонки:1+7+1 Плечевой пояс Лопатки, ключицы, вороньи кости, грудина Скелет передних конечностей Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти Пояс задних конечностей Сросшиеся тазовые кости (3), соединенные с позвоночником. Скелет задних конечностей Бедренная кость, кости голени, кости стопы. ЭкологиПроблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки (ответ в форме рассказа)1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?2. В какое время года они наиболее активны?3. От каких факторов среды зависит активность земноводных?4. Почему земноводные наиболее распространены в зонах с теплым и влажным климатом. Земноводные Воронежской области.5. Какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека?^ Закрепление изученного.Итак, мы познакомились с особенностями внешнего строения земноводных, с особенностями строения скелета земноводных. Наша задача определить черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Это мы сможем сделать, заполнив таблицу «Черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде». Черты приспособленности земноводных К наземной среде К водной среде Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;Ноздри, легкие;Веки;Барабанная перепонка защищает среднее ухо;Свободные конечности для передвижения. Наличие плавательной перепонки между пальцами задней конечности;Размножение возможно только в воде;Кожное дыхание. Лягушек спросили: «О чем вы поете?Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!Какой вывод можно сделать, прослушав эти строки из стихотворения Бориса Заходера «О чем они поют»?– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы! Земноводные нуждаются в защите, так как они являются важным компонентом природы. И в заключение урока выполним несколько тестовых заданий:ТестНа приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:а) короткое тело, лишенное хвоста;б) заостренная клиновидная голова;в) перепонка на задних конечностях. 2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает: а) широкое туловища; б) наличие конечностей; в) клиновидная голова.3. У земноводных есть подвижные веки. Это является: а) приспособлением к жизни в оде; б) признаком хорошего зрения; в) приспособлением к наземному образу жизни.4. Долго находясь под водой лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр, потому что: а) органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами; б) лягушка расходует запас воздуха, находящийся в легких; в) жизненные процессы резко замедляются. При движении лягушки основную роль играет:а) передняя пара ног; б) задняя пара ног; в) обе пары ног.6. При движении в воде: а) лягушка плавает вперед, отталкиваясь задними лапами; б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки; в) задние конечности управляют положением тела в оде.Д/з: § 36. Творческое задание: придумайте сказку о жизни любого земноводного животного, используя биологические знания о нём.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.