Реферат по предмету "Разное"


IV. Текущее состояние и перспективы развития базовых отраслей экономики Дальнего Востока и Байкальского региона

IV. Текущее состояние и перспективы развития базовых отраслей экономики Дальнего Востока и Байкальского региона Энергетика В общероссийском объеме производства и распределения электрической энергии доля Дальнего Востока и Байкальского региона составляет чуть более 10 процентов. На производство и распределение электроэнергии, газа и воды приходится около 5 процентов валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона (в среднем по России - около 4 процентов), причем в Чукотском автономном округе этот показатель превосходит 19 процентов, в Магаданской области составляет около 12 процентов. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды занято около 4 процентов трудоспособного населения Дальнего Востока и Байкальского региона, в Чукотском автономном округе - около 10 процентов, в Магаданской области - около 6 процентов. В пределах Дальнего Востока и Байкальского региона в общей структуре производства электроэнергии преобладают гидроэлектростанции (54 процента). На теплоэлектростанциях производится около 46 процентов электроэнергии, на атомной электростанции и электростанциях, использующих возобновляемые источники энергии, - не более 0,6 процента. Значительны территориальные различия в структуре генерации электроэнергии. На теплоэлектростанциях в Республике Бурятия, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области вырабатывается 100 процентов электроэнергии. Вырабатывается на гидроэлектростанциях в Иркутской области 77 процентов электроэнергии, в Амурской области - 88 процентов, в Магаданской области - 94 процента. Доля производства электроэнергии на станциях, использующих возобновляемые источники энергии, в Камчатском крае - 29 процентов, доля атомной энергетики в Чукотском автономном округе - около 47 процентов. В структуре потребляемого электростанциями Дальнего Востока и Байкальского региона топлива преобладает уголь, на Дальнем Востоке на него приходится около 70 процентов и в Байкальском регионе - около 90 процентов. Тепловая генерация в значительной степени ориентирована на использование угля, добываемого в Республике Саха (Якутия), в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области и Чукотском автономном округе. В целях поддержания роста экономики Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо сбалансированное развитие электроэнергетики. В то же время опережающий характер развития электроэнергетики должен сочетаться с повышением энергоэффективности производства и передачи электроэнергии в целях снижения тарифной нагрузки на потребителей и создания благоприятных условий для инвестиций. Для этого необходимо решение ряда следующих задач: развитие генерации и электрических сетей в соответствии с динамикой потребности региона в электроэнергии; усиление межсистемных связей, повышающих надежность энергоснабжения; минимизация потерь в электрических сетях; снижение удельных расходов топлива на производство электроэнергии; оптимизация топливного баланса электроэнергетики; расширение использования альтернативных и возобновляемых источников электроэнергии; расширение внедрения экологически безопасных технологий при строительстве новых и реконструкции действующих объектов электроэнергетики. Дальнейшее развитие генерации электрической энергии будет сопровождаться модернизацией и обновлением морально и физически устаревшего оборудования. Внедрение передовых технологий позволит снизить удельные расходы топлива на производство электроэнергии. Учитывая значительную долю тепловой генерации в структуре установленной мощности и техническое состояние оборудования теплоэлектростанций Дальнего Востока и Байкальского региона, стратегическими направлениями развития тепловой генерации являются обновление оборудования тепловых электростанций и ввод новых мощностей на основе современных парогазовых и угольных технологий с повышением эффективности производства электроэнергии. Оптимизацию топливного баланса электроэнергетики предусматривается осуществлять за счет диверсификации используемого топлива для целей энергетики, в том числе применения более экологичных видов топлива, прежде всего природного газа, и местных видов топлива. Прогнозные объемы потребления электроэнергии на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, представленные в приложении № 25, носят индикативный характер и в дальнейшем будут конкретизированы в региональных стратегиях развития электроэнергетики, Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года в соответствии с ходом реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, крупных потребителей, а также с учетом дополнительных мероприятий по повышению энергоэффективности. Развитие газовой отрасли имеет исключительно важное значение для оптимизации структуры топливно-энергетического баланса и окажет существенное влияние на темпы социально-экономического развития таких регионов, как Республика Саха (Якутия), Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Иркутская и Сахалинская области. Создание в восточных регионах страны единой системы газоснабжения требует разработки и последовательного применения мер государственной поддержки. Меры государственной поддержки включают налоговые стимулы, меры по развитию рынка природного газа и стимулированию использования газа потребителями, в том числе за счет целевого субсидирования потребителей или газоснабжающей организации для снижения тарифов для конечных потребителей с целью выравнивания условий экономического развития на экономическом пространстве Российской Федерации и повышения конкурентоспособности экономики региона. Формой государственной поддержки может быть снижение импортных пошлин на ввоз продукции и оборудования, которые используются для реализации проектов в восточной части Российской Федерации и при этом не производятся в Российской Федерации, а также снижение экспортных пошлин на газ восточных месторождений. В долгосрочной перспективе энергетическая и экологическая безопасность Дальнего Востока и Байкальского региона будут обеспечены за счет освоения и использования энергии приливов, геотермальных энергоресурсов, ветровой, солнечной энергии и др. Важным фактором перехода к экологической энергетике является принятие необходимых нормативных актов, направленных на стимулирование расширения использования возобновляемых источников энергии. Развитие технологически изолированных энергосистем и энергорайонов необходимо осуществлять с учетом максимального экономически обоснованного перехода к использованию технологии возобновляемых источников энергии. Строительство новых магистральных линий электропередачи позволит оптимизировать конфигурацию энергосистем Дальнего Востока и Байкальского региона, повысить их надежность и эффективность работы. Расширение зоны централизованного энергоснабжения, присоединение изолированных энергорайонов, модернизация и развитие системы распределительных электрических сетей значительно уменьшит удельные издержки и повысит надежность энергоснабжения потребителей. Строительство и ввод в эксплуатацию новых электростанций приведет к изменению структуры генерирующих мощностей электроэнергетики Дальнего Востока и Байкальского региона. Предстоит реализация институциональных мер по созданию благоприятной экономической среды для функционирования энергетики и привлечения в отрасль частных инвестиций. Окупаемость проектов создания новых генерирующих мощностей достигается преимущественно за счет внебюджетных источников и средств федерального бюджета в сочетании с иными мерами государственной поддержки. Государственная поддержка развития электроэнергетики на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе включает: субсидирование в целях софинансирования строительства магистральных электрических сетей и новых генерирующих объектов с помощью иных современных финансовых механизмов, в частности программно-целевого механизма, участия в капитале инвесторов, поддержки кредитования, лизинга и других механизмов; субсидирование населения и прочих потребителей из федерального бюджета в целях компенсации расходов на оплату электроэнергии, что позволит снизить издержки производства промышленных потребителей в ключевых отраслях экономики и окажет помощь низкодоходным группам населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе; применение мер налогового стимулирования инвесторов. Для создания стимулов развития малой энергетики необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации с целью определения ее особого правового статуса для обеспечения жизнедеятельности на удаленных и труднодоступных территориях. Требуется расширение применения механизмов государственно-частного партнерства в развитии энергетической инфраструктуры в рамках инвестиционных и инновационных проектов в сфере энергетики с большими сроками окупаемости, расширения зоны централизованного энергоснабжения, а также освоения новых энергетических районов, сбалансированного развития углеводородных и неуглеводородных источников энергии, создания развитой энергетической инфраструктуры, повышения энергоэффективности экономики и энергетики, развития энергосбережения и обеспечения перехода к принципам экологической эффективности развития энергетических объектов. Необходимо совершенствование нормативной базы, регулирующей отношения в области рынков электроэнергии и мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка электроэнергии (мощности), и дополнение ее положениями, регулирующими возможность заключения прямых договоров между потребителями и производителями электроэнергии, применение механизмов поддержки использования возобновляемых источников энергии. Дополнительные меры регулирования и контроля необходимы для организации трансграничных обменов электрической энергией и мощностью, взаимовыгодной торговли электрической энергией с сопредельными странами Северо-Восточной Азии. Сроки и объемы строительства новых мощностей для экспорта электроэнергии должны определяться возможностью возврата инвестиций с учетом уровня цен, зафиксированного в международных договорах Российской Федерации со стороной-импортером. При принятии Правительством Российской Федерации соответствующих решений планируется формирование экспортной политики, в соответствии с которой цена на экспортируемую электроэнергию будет не ниже, чем индикативная цена на электроэнергию для потребителей Дальнего Востока, что соответствует целям поддержки конкурентоспособности предприятий Дальневосточного федерального округа и реализации планов социально-экономического развития этой территории. Кроме того, с учетом множественности предполагаемых форм экспорта энергетических ресурсов из восточных регионов России (поставки нефти, природного газа и электроэнергии) на государственном уровне требуется совершенствование взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности с целью исключения взаимной конкуренции российских энергетических проектов на одном рынке. Транспорт Транспорт играет особую роль в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона. Его удельный вес в валовом региональном продукте Дальнего Востока составляет 11 процентов (в среднем по России 7 процентов), причем в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области этот показатель превышает 14 процентов, а в Байкальском регионе - около 20 процентов. В сфере транспорта в Приморском крае и Камчатской области занято около 25 процентов трудоспособного населения. Столь же значителен удельный вес транспорта в основных производственных фондах и инвестициях. В транспортной системе Дальнего Востока и Байкальского региона взаимодействуют все виды транспорта. Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта, обеспечивающего межрайонные перевозки массовых грузов в регионе. На его долю приходится свыше 82 процентов грузооборота и около 40 процентов внутреннего пассажирооборота на этой территории. Лидирующую роль в объемах перевозок грузов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона занимает автомобильный транспорт. На его долю приходится более половины общего объема перевозок. Он обеспечивает преимущественно внутри- и межрегиональные перевозки на расстояния до 3 тыс. км, а также международные перевозки приграничных субъектов Российской Федерации с соседними странами. Доля железнодорожного и морского транспорта в общем объеме перевозок грузов составляет 24 процента и 21 процент соответственно. В перевозках грузов в международном сообщении основная роль принадлежит морскому транспорту. Важной особенностью транспортной системы является значительное преобладание транзитных перевозок грузов из других регионов России и стран над внутрирегиональными перевозками грузов. Последние имеют во многом сезонный характер. Их наибольший объем приходится на летне-осенний период (с мая по октябрь), когда осуществляется завоз грузов внутренним водным и морским транспортом в районы Крайнего Севера с ограниченным сроком навигации. Для транспорта на территории Дальнего Востока и Байкальского региона характерны такие проблемы текущего состояния и эксплуатации, как растущий сверхнормативный износ путей сообщения, сооружений и подвижного состава, достигающий 55 - 70 процентов, их низкий технический уровень, недостаточная безопасность движения и перевозок, несоответствие автодорожной сети уровню автомобилизации, низкий уровень развития мультимодальных перевозок, слабая приспособленность к работе в условиях формирования логистических систем, невысокое качество транспортных услуг. Пропускные и провозные способности транспортной сети и терминалов не сбалансированы, особенно с учетом перспективных потребностей в перевозках. Транспортный комплекс Дальнего Востока и Байкальского региона играет значительную роль в обеспечении внешней торговли Российской Федерации. Через пограничные пункты пропуска региона было перевезено в 2007 году 11 процентов всех внешнеторговых грузов Российской Федерации. В течение 2005 - 2007 годов их общий объем вырос на 20 процентов. Наибольшие темпы роста наблюдались на железнодорожном и речном транспорте - около 22 процентов. На морском транспорте за этот период времени объем перевозок вырос на 18 процентов, а на автомобильном транспорте - на 13 процентов. Перевозки экспортных грузов составляют около 90 процентов общего объема. Почти две третьих внешнеторговых перевозок приходится на морской транспорт. Транспортной системой Дальнего Востока и Байкальского региона пользуются участники внешнеторговой деятельности всей страны, однако в наибольшей степени - Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (37 процентов и 84 процента внешнеторговых грузов соответственно). Основными видами экспортных грузов остаются необработанная древесина, уголь, нефть, нефтепродукты, черные металлы и удобрения. В 2005 - 2008 годах объем перевозок нефти вырос более чем в 2 раза, необработанной древесины - на 28 процентов, удобрений -на 18 процентов, угля - на 16 процентов. В то же время объем перевозок нефтепродуктов сократился на 11 процентов, а черных металлов -на 37 процентов. Основными видами импортных грузов являются продовольственные товары, машины и оборудование, продукция нефтехимии, руды и концентраты, черные металлы, нефтепродукты и товары народного потребления. Дальний Восток и Байкальский регион играют ключевую роль в транспортном обеспечении внешней торговли с такими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, как Австралия (84 процента перевозок), Китай (77 процентов), Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея (по 97 процентов), Япония (98 процентов). Неблагоприятные тенденции сложились в использовании на территории Дальнего Востока и Байкальского региона транзитного потенциала Российской Федерации, включая низкое качество транспортных услуг и их неприемлемо высокую стоимость. В результате транзитный потенциал России не используется в сообщении стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. В течение 2005 - 2007 годов объем транзитных перевозок грузов по территории этих регионов сократился почти в 2 раза, а доля регионов сократилась с 8,5 процента общего объема транзита по территории России до 3 процентов. За этот период объем перевозок транзитных грузов по маршрутам между дальневосточными портами и Финляндией сократился более чем в 25 раз, с Белоруссией - в 5,2 раза, с Казахстаном - в 1,7 раза, между дальневосточными портами и границей с Китаем в Приморском крае - в 5,5 раза. В наибольшей степени сократился объем перевозок на направлениях основного контейнерного потока между европейскими странами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в сообщении с Китаем - в 17 раз, с Южной Кореей - в 40 раз, с Японией -в 23 раза. В то же время объем перевозок транзитных грузов по маршруту между странами Закавказья и дальневосточными портами вырос почти на 63 процента, по маршруту между Белоруссией и пограничными пунктами пропуска Забайкальского края - на 33 процента, по маршруту между Украиной и пограничными пунктами пропуска Забайкальского края - на 28 процентов.Несмотря на имеющиеся традиционные конкурентные преимущества, Россия не может пока занять достойное место в системе международного транспортного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все реальнее угроза утраты этого преимущества, так как уже инициирован ряд крупных международных проектов, предусматривающих осуществление евро-азиатских экономических связей по наземным коридорам, пролегающим в обход территории России. На пассажирском транспорте более 80 процентов перевозок приходится на автомобильный и городской электротранспорт, функционирующий в 8 крупнейших городах. Доля железнодорожного транспорта составляет около 18 процентов общего числа перевезенных пассажиров. Система магистральных пассажирских перевозок воздушным транспортом Дальнего Востока и Байкальского региона не гарантирует доступных для большинства населения возможностей перемещения внутри страны. Из-за кризисного состояния местных авиакомпаний и отсутствия их эффективного взаимодействия с магистральными авиакомпаниями, неразвитости технологий, основанных на использовании узловых аэропортов, осложнилась ситуация и на внутрирегиональных авиаперевозках. Большая часть аэропортов местного значения имеет только грунтовые взлетно-посадочные полосы, вследствие чего они вынуждены прекращать работу в периоды межсезонья и распутицы. Перерывы достигают 4 месяцев. Система обслуживания местных воздушных линий, несмотря на меры государственной поддержки, находится в полном упадке. Большинство местных аэропортов выведено из транспортного оборота. В целом по региону пассажирооборот самолетов вместимостью до 20 мест сократился за 15 лет в 40 раз, а вместимостью до 12 мест - почти в 60 раз по сравнению с 1990 годом. Растет убыточность пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте ввиду незначительной плотности населения обсуживаемых районов, его низкой платежеспособности, краткосрочности навигации, постоянного увеличения эксплуатационных расходов и роста тарифов. Почти полностью свернута система пассажирских перевозок между морскими портами Дальневосточного бассейна. Социальное развитие и экономический рост Дальнего Востока и Байкальского региона сдерживается отсутствием потенциальных возможностей пассажирского транспорта по обеспечению необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов. Сохраняются обширные территории с сезонной транспортной доступностью. В целом состояние транспортного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона становится сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии этой территории и требует модернизации и ускоренного развития, поскольку по основным направлениям внутренних, внешнеторговых и транзитных (российских и международных) грузопотоков практически исчерпаны резервы пропускных способностей, а в социальной сфере не обеспечен даже минимальный уровень транспортной доступности на основной части территории и должное состояние дорожной сети, существенно определяющее качество жизни в крупных городах. Намеченные меры по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона в контексте формирования единого транспортного пространства России станут основой развития современной высокоэффективной транспортной системы, нацеленной на удовлетворение потребностей в качественных транспортных услугах. Предусматривается обеспечение создания и функционирования единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций, интегрированной с системой логистической товаропроводящей инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, применение единых стандартов технологической и технической совместимости, оптимизирующих взаимодействие видов транспорта, а также формирование единой информационной среды для управления транспортным обслуживанием хозяйствующих субъектов и населения. За счет внедрения передовых транспортных технологий и развития парков пассажирского и грузового подвижного состава необходимо обеспечить доступность для качественных транспортных и логистических услуг по конкурентным ценам. При этом предполагается использовать меры тарифного регулирования и иные формы государственной поддержки транспортного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона, направленные на выравнивание условий их хозяйствования в экономике страны. Для обеспечения роста качества жизни на основе удовлетворения растущих потребностей населения в перевозках, а также выполнения специальных требований, в частности, со стороны граждан с ограниченными физическими возможностями получат развитие системы городского и пригородного пассажирского транспорта. Будет налажена устойчивая транспортная связь населенных пунктов между собой и с магистральной сетью транспортных коммуникаций страны. Обеспечение функционирования сети регулярных пассажирских линий (маршрутов), имеющих социальную значимость, и ценовой доступности услуг на них будет достигнуто за счет комплексной системы мер государственной поддержки и социальной защиты. Для интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны предусматривается обеспечить развитие технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, обеспечивающих их конкурентоспособность на уровне мировых аналогов. В целях ускорения гарантированной доставки транзитных грузов, обеспечения их сохранности, повышения качества сервиса получат развитие логистические и информационные технологии, в том числе современные технологии таможенного оформления и контроля за товарами с применением систем электронного логистического сопровождения. Необходимо реализовать возможность сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и Шанхайской организации сотрудничества, а также с международными транспортными организациями и торговыми партнерами России. Предусматривается увеличить долю участия российских транспортных организаций в перевозках отечественных экспортных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами, что потребует разработки и реализации методов регулирования, обеспечивающих повышение конкурентоспособности российского транспорта. Получит развитие арктическая транспортная система. Будут сформированы международные транспортные коридоры для дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Получит развитие Северный морской путь как элемент системы международных транспортных коридоров, интегрирующий их с опорной транспортной системой Севера, Сибири и Дальнего Востока. Планируется развитие авиационных маршрутов малой авиации с субсидированием расходов авиаперевозчиков для социального обеспечения населения Арктической зоны. Предусматривается реализовать меры по повышению уровня безопасности транспортной системы и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду. На железнодорожном транспорте будет реализован перевозочный потенциал ускоренного развития инфраструктуры. Для этого будет произведена модернизация, обновление и развитие парка подвижного состава, создана современная система управления перевозками с использованием средств спутниковой навигации и цифровых технологий передачи и обработки информации. Общий объем перевозок увеличится к 2025 году в 1,5 - 1,7 раза. Получат опережающее развитие контейнерные перевозки, будет обеспечен переход к современным мультимодальным технологиям переработки контейнеров, особенно на стыках порт - железная дорога, с использованием логистических парков. Конкурентоспособные транзитные контейнерные сервисы будут основаны на создании систем индивидуализированного контроля продвижения контейнеров на всем маршруте, интегрированных с системами мониторинга отправителя, получателя и всех других участников транспортно-логистической цепи их поставки. Развитие инфраструктуры пассажирских комплексов и обновление вагонного парка позволит поднять уровень качества пассажирских перевозок и их безопасность. Предусматривается организация скоростного движения (140 - 160 км в час) на направлениях Уссурийск - Владивосток, Владивосток - Хабаровск. Формирование опорной транспортной сети позволит сформировать современные автотранспортные системы, которые будут обслуживать международные и междугородние перевозки с использованием логистических терминальных технологий. Формирование в гг. Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, Чите, Улан-Удэ и Благовещенске крупных мультимодальных транспортно-логистических центров потребует развития современной системы их автотранспортного обеспечения. Производительность грузового автотранспорта в этих секторах будет повышена в 2 - 3 раза. На автотранспорте будет сформирован конкурентный рынок профессиональных перевозчиков, что позволит снизить затраты грузовладельцев на транспортное обслуживание. Развитие городов и агломераций будет обеспечиваться активным развитием современных систем общественного пассажирского транспорта. Наряду с модернизацией и развитием традиционных систем общественного автобусного и городского электрического транспорта с использованием современных систем управления, в том числе спутниковых, будут развиваться системы скоростного внеуличного транспорта, системы с выделением специальных полос и улиц для движения маршрутного пассажирского транспорта, а также с разделением этих потоков во времени за счет использования методов регулирования движения, обеспечивающих приоритет движения транспорта общего пользования. Транспортная подвижность населения городов повысится в 1,5 - 2 раза. На воздушном транспорте предполагается осуществить коренную реструктуризацию рынка. Сообщение с западными и центральными районами России, а также международные авиаперевозки будут осуществлять преимущественно через основные узловые аэропорты силами ведущих авиакомпаний - национальных авиаперевозчиков с применением наиболее эффективных дальних магистральных воздушных судов и хабовых технологий. Перевозки пассажиров между узловыми и остальными аэропортами будут обеспечиваться силами региональных авиакомпаний, а также железнодорожным и автомобильным транспортом. В целях обеспечения доступности воздушных перевозок необходимо осуществлять перечисление средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации авиакомпаниям, осуществляющим социально значимые региональные и местные перевозки. Для обеспечения необходимой авиатранспортной доступности в этих районах количество местных авиаперевозок увеличится примерно в 2 раза. Государственная поддержка будет оказана также на содержание инфраструктуры (аэропортов) местных воздушных линий. С северных территорий Дальнего Востока начнется комплексное восстановление и развитие малой авиации. Для этого необходимо осуществить: формирование региональных целевых программ по развитию малой внутрирегиональной и межрегиональной авиации; подготовку кадров для аэропортов местных воздушных линий; разработку системы льготного кредитования (включая представление документов и обеспечение гарантий при получении кредитов) для закупки авиационного топлива, решения срочных вопросов, связанных с приобретением запасных частей, агрегатов, ремонтом авиационной техники, в том числе для восстановления аэропортов местных воздушных линий; введение дотаций на пассажирские перевозки на внутри- и межрегиональных социально значимых линиях. Экономическое развитие обусловит быстрое увеличение объемов перевалки грузов в морских портах Дальнего Востока. Создание современных мощностей для переработки контейнеров позволит увеличить объем их переработки к 2025 году в 4 - 5 раз. К этому времени объем переработки наливных грузов возрастет в 2,5 - 3 раза, а сухихгрузов - в 2 - 2,5 раза. Для повышения эффективности работа морских портов будет интегрирована в создаваемые мультимодальные логистические системы, включающие как припортовые терминалы различного назначения, так и терминалы в крупных транспортных узлах региона, в том числе "сухие порты". Будет восстановлено регулярное пассажирское морское сообщение в прибрежных зонах дальневосточных морей. На внутреннем водном транспорте реализация мер по реконструкции системы внутренних водных путей и улучшению их эксплуатационных параметров создаст судоходные условия для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам, и будет способствовать преодолению спада перевозок. Их развитие будет обеспечено обновлением флота, развитием систем управления и связи. Предусматривается осуществлять пассажирское движение на внутренних водных путях, обеспечивающее социальные потребности населения в условиях низкой плотности наземных и воздушных коммуникаций.^ Добыча и переработка полезных ископаемых По запасам многих видов природных ресурсов Дальний Восток и Байкальский регион являются лидерами в России и мире. При этом для месторождений различных полезных ископаемых характерны следующие особенности, ограничивающие развитие горнодобывающей промышленности: недостаточная геологическая изученность; труднодоступность и отсутствие необходимой инфраструктуры; дорогостоящие варианты транспортировки руды переработчикам (для некоторых месторождений); недостаточная глубина и комплексность извлечения сырья. Следует также отметить, что, с одной стороны, возможности разработки отдельных месторождений полиметаллических, марганцевых руд ограничиваются пониженным в сравнении с мировыми аналогами содержанием полезного компонента в руде, а с другой стороны, на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона расположены месторождения с уникально высоким содержанием полезного компонента (титаномагнетитовые, медные, железные руды и др.). Основными направлениями развития добычи и переработки полезных ископаемых на территории Дальнего Востока и Байкальского региона являются организация системы геолого-разведочных работ, обеспечивающих комплексное изучение прогнозного потенциала этой территории по различным видам минерального сырья, и подготовка с учетом конъюнктуры рынка наиболее перспективных и востребованных месторождений для промышленного освоения (нефть, газ, железные руды, апатиты, полиметаллы, редкоземельные металлы, черные, цветные и редкие металлы, серебро и др.). Добыча и переработка полезных ископаемых останется в перспективе одним из стратегических направлений экономики Дальнего Востока и Байкальского региона. Высока значимость отрасли в северных территориях с очаговым расселением, в частности в континентальных зонах опережающего экономического роста Дальнего Востока и Байкальского региона. Вместе с тем отдельные горнодобывающие узлы будут формироваться за пределами зон опережающего экономического роста в северных районах Республики Саха (Якутия) и на побережье Охотского и Берингова морей. В первую очередь будут разрабатываться месторождения полезных ископаемых с относительно эластичным спросом (уголь, бокситы, олово и др.), содержание полезного компонента в которых и другие физико-химические характеристики приближены к мировым стандартам, а среди них - те месторождения, которые требуют наименьших затрат на инфраструктурное освоение и эксплуатацию. В мировой экономике до 2025 года будут использоваться месторождения, расположенные на территориях с благоприятными природными условиями, характеризующихся высоким качеством ресурса. В связи с этим возрастет роль Дальнего Востока и Байкальского региона как мировой экспериментальной площадки по отработке новых технологий в горнодобывающей отрасли и геологоразведке в сложных горно-геологических и природно-климатических условиях. Основные экспортные рынки сырьевых отраслей Дальнего Востока и Байкальского региона расположены в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Республика Корея, Китай), а в перспективе - в странах Южной Азии (Индия, Пакистан). На первых этапах геологоразведки предусматривается стимулирование применения современных физико-технических методов, в том числе сейсмических, электрофизических и геохимических, зондирования и (или) обследования больших территорий (акваторий) с использованием новейших достижений в области интеллектуального анализа экспериментальных данных. Стимулирование к использованию современных методов геологоразведки предполагается осуществлять с помощью соответствующих критериев и требований при формировании государственного заказа на геологоразведку. Важным направлением государственной поддержки развития отрасли на территории Дальнего Востока и Байкальского региона являются внедрение мер по активизации лицензирования участков недр месторождений (сокращение сроков согласования) и расширение внедрения конкурсных механизмов лицензирования, в том числе стимулирующих производство продукции высоких переделов с высокой добавленной стоимостью. Максимальный экономический эффект в отрасли даст комплексный подход к освоению новых месторождений. Принятие решения по технико-экономическим параметрам освоения месторождений необходимо осуществлять при участии специалистов по горнодобывающей промышленности, обогащению, производству металлов. Необходимо реализовать комплекс мер государственной поддержки геологоразведки, который обеспечит увеличение финансирования геологоразведочных работ на территории Дальнего Востока и укомплектование федеральных государственных учреждений в сфере геологоразведки современным оборудованием и высококлассными специалистами. Задачами развития отрасли являются разработка и внедрение технологических решений комплексного извлечения сырья, развитие добычи и переработки полезных ископаемых с учетом потребностей хозяйственного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона, повышение гибкости российского спроса и предложения на полезные ископаемые путем разработки малых высокорентабельных месторождений рудных полезных ископаемых с использованием мини-энергетики и вахтового способа организации труда. Интенсивное развитие горнодобывающей промышленности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Асхабадское восстание 1918
Реферат Методика правового обучения в практике работы школ
Реферат Расчеты с покупателями и заказчиками 3
Реферат Environmental Conflicts In Literature Essay Research Paper
Реферат 28 сентября 2011 г. N 765-рп об изменении типа Государствен- ного учреждения города Москвы
Реферат Влияние идей К Э Циолковского на развитие исследований в области SETI
Реферат Межкультурное и структурно-семантическое своеобразие кеннинговых образований в древне-германских языках
Реферат Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность системы образования (на примере высшего образования)
Реферат Comparing And Contrasting Characters Essay Research Paper
Реферат Особенности композиции романа А.Платонова "Чевенгур"
Реферат Пожаротушение
Реферат The Best Of The Best Essay Research
Реферат "Маркетинг в комерційному банку" по проблемі "Розробка стратегії комунікації" (на матеріалах АКБ "МТ-Банк")
Реферат Учебник по основам языка Ассемблера
Реферат Теории сновидений З. Фрейда и К.Г. Юнга. Гельштаттерапия Ф. Перлза. Взгляды А. Бека на природу психологических проблем