Глава I. Культура как предмет культурологии Культурология в системе современных наук о феномене культуры Культура – явление древнее, возникшее вместе с появлением на Земле человечества. Каждый исторический шаг человека по пути социального прогресса был одновременно и шагом вперед в развитии культуры. Вполне естественно, что уже с давних, еще античных времен феномен культуры привлекал и продолжает привлекать пристальное внимание ученых самых различных сфер научного знания. Явления культуры сегодня изучают многие науки: антропология, философия, история, социология, археология, этнография, психология, искусствознание, литературоведение, языкознание и др. Каждая из этих наук имеет собственный предмет, структуру и аппарат познания, что позволяет им описывать ту или иную конкретную область культуры. Однако развитие науки как сферы широкой исследовательской деятельности изначально характеризуется ее постоянным стремлением к целостному и многостороннему охвату изучаемых явлений, процессов, объектов. Становление культурологии как фундаментальной науки обусловлено именно тем, что исторически возникла объективная общественная потребность объяснить феномен культуры как систему – сложную, многообразную, противоречивую, развивающуюся структурную целостность. Основы культурологии как самостоятельной науки о культуре закладывают ученые многих стран в разные эпохи, но особенно активно в Новое время, исходя из растущей общественной и научной потребности. В XVII веке – английские философы Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), немецкий философ Самюэль фон Пуфендорф (1632-1694); в XVIII веке – итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744), французские просветители Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Мари Жан Антуан Николá Кондорсе (1743-1794), немецкие ученые Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835); в XIX веке – американский этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), английский этнограф Эдуард Барнетт Тайлор (1832-1917), русский социолог и естествоиспытатель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), русский писатель, публицист и литературный критик Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) и многие другие. В ХХ веке создание общей теории культуры выходит на качественно новый уровень. Прежде всего появляется само название новой науки – «Культурология». Первым ученым, предложившим это понятие в 1915 г., был немецкий химик и философ, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд. В работе «Система наук» он предложил науку о цивилизации именовать «Культурологией». В труде «Принципы теории образования» он писал: «Специфические человеческие особенности, отличающие род Homo sapiens от всех прочих животных видов, охватываются понятием «культура»; следовательно, науку о специфически человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией (Kulturologie)»1. Оствальд Вильгельм (1853-1932) – немецкий химик и философ, лауреат Нобелевской премии по химии (1909). Один из крупнейших реформаторов науки натурфилософии ХХ века. Главным принципом его взглядов был «энергетизм», доказывающий, что все существующее суть энергия, ничего иного в мире нет. Базовым законом для «энергетической науки» является закон сохранения энергии. Оствальд первым определил культуру как феномен, требующий для своего изучения особой науки. ^ Уайт Лесли Алвин (1900-1975) – американский культурантрополог и культуролог. Его основным вкладом в развитие науки стало обоснование трех важнейших положений: 1) создание новой концепции понятия «культура»; 2) обоснование науки о феномене культуры – «культурологии»; 3) переосмысление эволюции культуры и применение его для анализа культуры человечества. Культуру он подразделял на три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая включает орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т.п.; вторая охватывает типы коллективного и индивидуального поведения; третья состоит из идей, верований, знаний. Исследователем, положившим начало систематическому обоснованию теории культуры, стал известный американский культурантрополог Лесли Уайт. Свою теорию Л. Уайт назвал «культурологией» и заложил некоторые её общетеоретические основы. В работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1973) он утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные науки, и предсказал ей большое будущее. «Объяснение культуры может быть только культурологическим. – считал он. – Наука о культуре молода, но многообещающа. Ей еще предстоит многое совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение – вперед и вверх»2. В общетеоретическом аспекте Л. Уайт определяет культурологию как «отрасль антропологии3, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам». Согласно Л. Уайту, культура, а не общество является специфической особенностью человеческого вида. Термин «культурология», заключал Л. Уайт, должен выразить и выражает отношение между человеческим организмом, с одной стороны, и экстрасоматической традицией (культурой) − с другой. По его мнению, будущее человечества непосредственно определяют именно социальные, политические, экономические системы культуры, в которых существуют люди. Предсказания Л. Уайта сбылись: наука о культуре продолжила «свое движение – вперед и вверх», хотя этот процесс является сложным и противоречивым:во-первых, культурология возникает и развивается на пересечении (стыке) различных наук об обществе и человеке: истории, философии, социологии, антропологии, педагогики, искусствознания, этнографии, психологии и др.;во-вторых, культурология не сразу складывается в единую науку, а образует целый ряд («куст») отдельных, но взаимосвязанных научных дисциплин. Ее становление в качестве единой фундаментальной науки о культуре шло (и идет!) путем интеграции таких разделов как философия культуры, история культуры, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Объединяясь, они образуют в своем комплексном единстве общую – интегративную науку о культуре.Таким образом, современная культурология – это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания об обществе и человеке, но в отличие от других конкретных наук она изучает и характеризует культуру как целостное общественное явление, сложную многогранную, многоуровневую систему с соответствующей структурой, а также различные, специфические проявления культурной жизни многочисленных народов. Культурология объясняет и классифицирует феномен культуры в совокупности его конкретно-исторических, ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик. Современная культурология – это комплексная (интегративная) наука о культуре. Как и любая другая наука, культурология имеет собственный объект и предмет исследования:объектом культурологии является мировая и отечественная культура как сложная, многогранная и противоречивая система, в которой живёт, действует и творит человек как существо социальное и мыслящее;предметом культурологии являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры. А это значит, что культурология изучает:сущность и структуру культуры как общественного явления;процесс её возникновения, развития и функционирования на основе объективных законов;общечеловеческие и региональные культурные ценности и творческие достижения человечества;национально-этническое своеобразие культур народов мира;^ Культурология – интегративная наука о феномене культуры История культуры (изучает реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов, дает богатый фактический материал о многообразии культурных достижений и ценностей). ^ Философия культуры (самостоятельное направление философии, изучает культуру в контексте философских проблем – бытия, сознания, общества, личности, вырабатывает научную методологию как объекта познания). ^ Социология культуры (изучает процесс функционирования культуры в обществе, ведущие тенденции и противоречия культурного развития общества, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп населения). ^ Культурная антропология (изучает исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, становления духовного мира человека, его адаптации к окружающей среде. Особое внимание уделяет проблеме человека как творца и творения культуры). Прикладная культурология (изучает систему организации и управления культурной жизнью страны: министерств и ведомств, учреждений культуры, центров досуга и отдыха, методику проведения и содержание массовых праздников, фестивалей и т.д.).возникающие в культуре новые явления и процессы, важнейшие тенденции ее развития в условиях глобализации общества;становление духовного мира личности и возможности её самореализации на основе овладения фундаментальными ценностями культуры;деятельность социальных институтов, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества;собственную методологическую базу и категориальный аппарат с целью более четкого самоопределения в системе наук о культуре.Культурология вырабатывает и использует собственный понятийный аппарат, который с течением времени меняется, обогащается и становится эффективным средством познания мира культуры. По мнению учёных, сегодня число научных категорий, которыми оперирует культурология, превышает 604. Исходное ключевое понятие данной науки − «культура», а также имеется множество производных от него терминов: «ценности культуры», «культурная деятельность», «субъект культуры», «объекты культуры», «структура культуры», «формы культуры», «функции культуры», «культурный прогресс», «культурный регресс», «диалог культур», «конфликт культур», «мировая культура», «народная культура», «национальная культура», «субкультура», «кризис культуры», «закономерности развития культуры» и т.д. Кроме того, важными категориями являются понятия «цивилизация», «культурные процессы (генезис, динамика)», «культурные модальности (эволюция, модернизация)» и др. Без освоения и умелого применения категориального аппарата невозможно понять глубокий смысл самого феномена культуры, а также содержание научных теорий, концепций, идей и взглядов ученых − культурологов. Сложность имногообразие подходов к определению понятия «культура» Для изучающих учебный курс «Культурология» немалые трудности представляет объяснение самого термина «культура». Во-первых, трудность возникает сразу же, когда выясняется многозначность (полисемантичность), а следовательно, неопределенность, «размытость» данного понятия. Слово «культура» употребляют практически все люди, но очень немногие знают и понимают подлинный его смысл и значение. В обыденном сознании, повседневном обиходе «культура» понимается как некий стандарт, образец социального поведения, на который нужно равняться. Широко распространено отождествление культуры с образованностью. Причем, тут понимание может быть двояким: а) формальная образованность (наличие диплома о высшем образовании, ученой степени и т.п.) уже воспринимается многими как проявление культуры; б) образованность как особый признак интеллигентности, глубины профессиональных и общих знаний. Зачастую термин культура ассоциируется с характеристикой духовных, нравственных качеств человека и даже форм его внешнего поведения, то есть выступает как иное название соблюдения норм этикета. Наконец, в повседневном обиходе культура воспринимается как духовная сфера деятельности человека и общества (искусство, литература, наука и т.д.). Крайне редко она рассматривается в контексте материального производства общества. ^ Полисемантичность понятия «культура»ВоспитаниеОбразованиеПросвещение Понимание культуры вповседневном обиходе ПочитаниеМоральЛитератураИскусствоНаукаВо-вторых, термин «культура» выступает во многих значениях не только в языке повседневного общения, но и в разных науках (философии, социологии и т.д.), где ему придается также весьма различное содержание, та или иная смысловая определенность. Видный польский ученый Я. Щепаньский прямо отмечал, что «трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура»5. В самом деле, можно ли назвать какую-нибудь конкретную сферу общественной жизни (экономику, политику, экологию, национальные отношения, мораль, право и т.д.), где бы отсутствовала культура? Сделать это невозможно по той «простой» причине, что культура столь же многогранна и сложна, как и сама общественная жизнь. Образно говоря, культура «разлита» во всех без исключения сферах общества. Это важнейшее положение постоянно подчеркивали ученые при анализе культуры как явления общественного. «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его»6, – говорил Н.А. Бердяев. «…Любая организованная группа неизбежно обладает культурой», – писал П.А. Сорокин. По его авторитетному мнению, «ни социальная группа, ни индивид… не могут существовать… без культуры»7, из которых и состоит общество. ^ Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся русско-американский социолог и культуролог, автор теорий социальной мобильности и социальной стратификации, учения о социокультурной динамике и типологии культуры. ^ Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – выдающийся русский религиозный философ и культуролог, автор многочисленных оригинальных произведений о России и русской культуре. Обосновывая свое понимание феномена культуры, ученые рассматривали не какую-то отдельную «часть», сферу общества, а все общество в целом, причем, взятое со стороны его способности производить самого человека как существо общественное (деятельное, нравственно и эстетически мыслящее), то есть – формировать целостную человеческую личность. Отсюда и многообразие тех определений понятия «культура», которые, по мнению ученых, вытекают из деятельной природы общества. В научной литературе сегодня насчитывается до тысячи самых различных формулировок понятия «культура». ^ Определения, данные наиболее известными и авторитетными учеными. Культура, по их мнению, это: Комплекс, включающий знания, верования, искусство, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретённые человеком как членом общества. ^ Тайлор Эдуард Бернетт (1832-1917), английский этнограф, исследователь первобытной культурыУайт Лесли Алвин (1900-1975), американский культурантрополог ^ Организация разнообразных явлений – материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления. ^ Общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы. Клакхон Клайд Майбен (1905-1969), американский антрополог^ Кассирер Эрнст (1874-1945), немецкий философ, культуролог Процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука – различные фазы этого процесса. ^ Фрейд Зигмунд (1856-1939), австрийский невропатолог, основоположник психоанализа Слово «культура» характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом. ^ Юнг Карл Густав (1875-1961), швейцарский психолог, основатель «аналитической психологии» Формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты. Совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» и общества – памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках. ^ Моль Абраам Антуан (1930), французский физик, философ, культуролог Швейцер Альберт (1875-1965), немецко-французский мыслитель, врач,теолог «Главное в культуре – не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека». ^ Социальное наследование – ключевое понятие культурной антропологии. Его обычно называют культурой. Малиновский Бронислав Каспер (1884-1942), английский этнограф и социолог, основатель функциональной школы в английской антропологии ^ Специфический способ мышления, чувствования и поведения. Элиот Томас Стернз (1888-1965), англо-американский поэт, драматург и критик ^ Культура – «совокупность организационных форм и методов» определённого класса. Богданов Александр Александрович (1873-1928), русский экономист-философ, естествоиспытатель ^ Культура «ядром своим и корнем имеет культ … Культурные ценности – это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа». ^ Флоренский Павел Алесандрович (1882-1943), русский религиозный философОртега-и-Гассет Хосе (1883-1955), испанский философ-идеалист ^ Социальное направление, которое мы придаём культивированию наших биологических потенций.В-третьих, несмотря на огромное число определений понятия «культура», явственно проявляется тенденция к их сокращению и унификации. Но это делается учеными не произвольно, а на основе вполне определенных критериев, которые являются существенными и даже определяющими с точки зрения развития общества, культуры и самого человека. В современной культурологической науке чаще всего встречаются генетический, гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический (или деятельностный) подходы в определении понятия «культура».^ Наиболее употребительные определения понятия «культура» с соответствующими обоснованиями (критериями) Генетический Культура представляет собой продукт, т.е. результат развития общества. При этом отмечается как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторических форм на разных этапах общественного развития, в рамках отдельных эпох, этнических и национальных обществ.«Культура – это созданная человеком «вторая природа» (Гегель).«Культура – это то, что отличает человека от животного» (В. Оствальд).« Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер). Гносеологический(познавательный) ^ Познание − процесс постижения действительности и приобретения знаний, поэтому культура определяется как творческая познавательная деятельность человека.«Культура – это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создаёт в ходе своей социальной жизни» (А. Моль). «Культура это самосознание общества, определённое в мировоззрении, знаниях, социальных чувствах и устремлениях» (Л. Коган).«Творчество разума обнаруживается в производстве вещей, смысл которых не очевиден. Это производство смыслов... есть сотворение культуры» ...Культура – «феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия» (П. Гуревич). Аксиологический(ценностный) ^ Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П. Сорокин). «Культура – это реализация верховных ценностей путём культивирования высших человеческих достижений» (М. Хайдеггер).«Культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, как «переселение» ценностей из мира должного в мир сущий, не что иное, как осуществление идеала» (Н. Чавчавадзе»). Гуманистический Культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. «Культура – это обработка и уход, возделывание, возделка; это образование – умственное и нравственное» (В. Даль).«Культура – это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В. Межуев).«...Культура... выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни» (В. Давидович, Ю. Жданов). Нормативный В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения, ориентирующая человека в мире. 1. «Культура – это исторически и социально обусловленное отношение человека к природе, обществу и самому себе» (И. Вайнберг). 2. «Культура – это «совокупность организационных форм и методов определённого класса» (А. Богданов). 3. «^ Культура – это система исторически выработанных норм, правил и запретов, регулирующих жизнь общества и обеспечивающих его стабильное развитие (многие ученые). Социологический(деятельностный) ^ Весьма распространенным является представление о культуре как совокупном результате и способах деятельности людей.«Культура – это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян).Культура может быть «определена как социально значимая творческая деятельность»..., «направленная на преобразование действительности и самого человека» (Н.Злобин).«Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях» (В. Степин). В приведенных научных определениях, при всем видимом их различии, прослеживается нечто общее, а именно: связь культуры с обществом, различными формами бытия человека и прежде всего с его деятельностью – именно в этом и состоит общая научная ценность данных определений, сделанных учеными. Наконец, важно отметить, что в отечественной культурологической литературе содержатся такие научные определения понятия «культура», которые тяготеют к более широкому обобщению ее сущностных проявлений. Вот одно из них: «Культура есть исторический процесс развития человеческих сил и отношений, самого человека как общественного субъекта деятельности, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли»8. Однако коллективные усилия ученых пока не увенчались созданием единого общепризнанного определения феномена культуры. Но это не проявление слабости исследовательской мысли, а выражение необычайной сложности проблемы. Структура культуры и формы её существования. Научные критерии Структура – строение, внутреннее устройство чего-либо. Понимание культуры как многогранной и многофункциональной социальной системы невозможно без её структурного анализа. Даже для специалистов, занимающихся её структурированием, возникает немало сложных вопросов, дискуссии по которым многие годы идут в научной литературе. И, тем не менее, структурирование феномена культуры, теоретически и логически обоснованное, уже осуществлено учеными. Они строго определили научные критерии (или основания), по которым и провели структурный анализ культуры, выявили ее многоуровневый и многовекторный характер. Культуры «вообще» (как и общества «вообще»), одинаковой для всех времен и народов, не существовало и не существует. Культура всегда предстает в исторически конкретной форме, она – развивающийся и результативный феномен. Отсюда и вытекает первый объективный критерий для ее структурного анализа: выявление органической связи деятельности различных поколений людей с феноменом культуры, процессом и результатами ее развития, прошлым и настоящим бытия культуры. В соответствии с данным критерием ученые (например, профессор Л.Н. Коган) выделяют в структуре культуры два смыслообразующих, связанных друг с другом, «блока». ^ А) субстациональный блок, который составляет «тело» культуры, ее основу, «фундамент». Это – предметное, овеществленное наследие 1200 поколений рода человеческого, т.е. накопленные материальные и духовные ценности, благодаря которым происходит передача социального опыта прошлых поколений новым поколениям людей. Надо всегда помнить, что каждая новая эпоха в эволюции человечества возникает не на «пустом» месте, не создает «с нуля» новую культуру, а делает это на основе предшествующей культуры, опираясь на нее как на мощный фундамент. К этому блоку относятся и нормы культуры, воплощающие требования к каждому члену общества: нормы морали, права, религии, этикета (правила поведения и общения людей).^ Б) функциональный блок раскрывает процесс развития (движения) культуры. В него входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными, ибо она неинституциональна9 (т.е. социально не регламентирована, свободна от государственных форм организации и регулирования). С появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее воспроизводства, сохранения и потребления. Для того, чтобы уникальные ценности материальной и духовной культуры стали достоянием многих людей, «работали» на будущее, необходимо их сохранение и репродуцирование. Эти функции выполняют такие учреждения, как архивы, научно-технические, агрономические, медицинские лаборатории и хранилища, музеи, библиотеки, а теперь и электронные носители и т.д. Сохранение материальных и духовных ценностей – это не только способ предотвращения их физической гибели или забвения. Сохранение обеспечивает преемственность в функционировании культуры. Именно в этом и состоит сущность функционального «блока» культуры как ее структурного подразделения.^ Другой важнейший критерий в структурировании культуры:учет многообразия человеческой деятельности;учет множества человеческих (общественных и личных) потребностей и способов их удовлетворения. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование. Существуют многообразные классификации форм деятельности: разделение на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли деятельности в культуре особое значение имеет деление ее на продуктивную (т.е. творческую), связанную с выработкой новых ценностей, идей, созданием оригинальных произведений высокого уровня, и репродуктивную, направленную на получение уже известного результата известными же средствами. Любое общество вместе со своей культурой может успешно развиваться и даже эффективно функционировать, когда в его социальном организме на основе деятельности (труда) людей представлены два вида производства – материальное и духовное. Решающее значение для поддержания общественного процесса имеет материально-преобразующая деятельность людей. Именно она обеспечивает получение людьми материальных благ и удовлетворение их разнообразных материальных потребностей. Они производят и потребляют пищу, одежду, строят жилища, различные здания, дороги, создают машины самого разного назначения и т.д. и т.п. Крайне важно подчеркнуть то, что в процессе материально-преобразующей деятельности сами люди всестороннее развиваются, обогащаются их опыт, знания и умения. Не менее важен и другой вид деятельности – «обработка людей людьми», получивший в науке название «духовного производства». Конечный смысл всякого духовного производства состоит в том, чтобы максимально полно развивался личностный духовный мир каждого человека, удовлетворялись постоянно растущие духовные запросы. Это возможно, с одной стороны, на основе деятельности разветвленной и разнообразной системы институтов и учреждений, выполняющих функции духовного производства, а с другой, – непосредственной работы человека над самим собой, «в обработке человека» (Ф.М. Достоевский). Таким образом, в структуре целостной системы культуры, как явления общественного, можно выделить две ее большие области, или подсистемы:материальную культуру, связанную с изменением человека в процессе материально-преобразующей деятельности;духовную культуру, связанную с преобразованием духовного мира человека и его социального бытия.Следует, однако, подчеркнуть: такое деление не абсолютно, оно носит относительный и даже условный характер. В реальной действительности все эти элементы единой культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга10.^ Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Особая роль принадлежит орудиям труда, с которых, собственно, и началась материальная культура, технике и технологии, а также средствам массового сообщения, или коммуникации (печати, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике). К сфере материальной культуры относятся производство, обмен и распределение материальных благ. Материальная культура − показатель уровня практического освоения человеком природы. Но надо иметь ввиду, что она не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально-преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования11. В материальную культуру входят:культура труда и материального производства;культура быта;культура топоса, т.е. местожительства (жилища, дома, деревни, города);культура отношения к собственному телу;физическая культура. Кроме того, материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого: археологические объекты, оборудованные памятники природы, материальные достояния прошлых цивилизаций (например, дороги, акведуки Римской империи и др.). В целом же надо подчеркнуть: материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства.^ Духовная культура выступает многогранным, многослойным образованием: с одной стороны, она включает в себя всю совокупность результатов духовной деятельности, а с другой, – и саму духовную деятельность. В ее состав входят: познавательная (интеллектуальная) культура;нравственная;художественная;правовая;политическая;религиозная и др.Структура культуры в многообразиии единстве ее подсистем Духовная культура: интеллектуальная (познавательная); нравственная; художественная, педагогическая, религиозная. Материальная культура: культура материального производства и труда; материальная культура быта; культура топоса; культура отношения к собственному телу; физическая культура.В современных условиях, когда невероятно усложняется общественная жизнь человечества, «уплотняются» все социальные процессы, происходящие на Земле, неизбежно развивается процесс интеграции материальной и духовной культуры. С одной стороны, непрерывно возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры (чего стоит один лишь Интернет), а с другой, – в материальной культуре возрастает роль ее духовной составляющей («онаучивание» производственной и внепроизводственной сфер жизни) и т.д. Отсюда, по мнению многих ученых (Л.Н. Коган и др.), формируется ряд видов культуры, которые нельзя однозначно отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, «пронизывая» всю ее целостную систему. К ним относятся прежде всего экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры, а также наука.^ Культура, развиваясь и расширяясь, превращается в сложное по деятельности и многообразное по формам общественное явление. Ее различные виды, подсистемы «пересекаются» и взаимодействуют друг с другом. Это хорошо видно на примере науки, которая явственно демонстрирует своим местом и ролью «вертикальное сечение» культуры. С одной стороны, она входит в состав духовной культуры (идеи, взгляды, теории, концепции, учения, открытия и т.д.), а с другой, – она часть культуры материальной (технологические производственные процессы, новые системы управления различными отраслями промышленности и сельского хозяйства, обновление парка станков, машин и т.д.). Иначе говоря, наука как важнейшая сфера культуры многофункциональна: она вносит изменения в сферу производства, экономики, управления;не меньшее воздействие она оказывает и на область человеческих отношений, на все важнейшие стороны существования и развития человека.А это значит, что главное – социально-культурное предназначение науки раскрывается в преобразовании самого человека. Наука присваивается людьми не просто в качестве знаний на теоретическом уровне (как это происходит в вузе), а прежде всего в качестве общественно-производительной силы, позволяющей решать определенные социально-практические задачи. И в этом смысле, будучи частью духовного и материального производства, наука становится универсальной производительной силой, удовлетворяющей потребности человека и общества во всестороннем развитии их сил и отношений. Поэтому нужно различать:а) науку как предмет обучения иб) науку как объект социального присвоения. В первом случае речь идет об отношении человека к науке, заключенной в рамки образования. Во втором – о процессе, охватывающем всю сферу общественно-практической деятельности человека. В целом мы имеем право сказать: в современном обществе, где резко возрастает роль культуры в целом, именно наука (а не религия) стала важнейшей культурной ценностью, определяющей образ жизни, настрой мысли, ценностные ориентации людей, их планы и перспективы на будущее. В дальнейшем ее роль будет возрастать многократно. Еще одним важным объективным критерием структурного анализа феномена культуры является научное выделение конкретного носителя – субъекта (создателя, хранителя) всех культурных достижений и ценностей. Здесь также возникает немало теоретических сложностей. С одной стороны, культура не появляется сама собой, она всегда связана с деятельностью человека. «Культура – это созданная человеком вторая природа» (