Реферат по предмету "Разное"


I. Культура как предмет культурологии

Глава I. Культура как предмет культурологии Культурология в системе современных наук о феномене культуры Культура – явление древнее, возникшее вместе с появлением на Земле человечества. Каждый исторический шаг человека по пути социального прогресса был одновременно и шагом вперед в развитии культуры. Вполне естественно, что уже с давних, еще античных времен феномен культуры привлекал и продолжает привлекать пристальное внимание ученых самых различных сфер научного знания. Явления культуры сегодня изучают многие науки: антропология, философия, история, социология, археология, этнография, психология, искусствознание, литературоведение, языкознание и др. Каждая из этих наук имеет собственный предмет, структуру и аппарат познания, что позволяет им описывать ту или иную конкретную область культуры. Однако развитие науки как сферы широкой исследовательской деятельности изначально характеризуется ее постоянным стремлением к целостному и многостороннему охвату изучаемых явлений, процессов, объектов. Становление культурологии как фундаментальной науки обусловлено именно тем, что исторически возникла объективная общественная потребность объяснить феномен культуры как систему – сложную, многообразную, противоречивую, развивающуюся структурную целостность. Основы культурологии как самостоятельной науки о культуре закладывают ученые многих стран в разные эпохи, но особенно активно в Новое время, исходя из растущей общественной и научной потребности. В XVII веке – английские философы Френсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), немецкий философ Самюэль фон Пуфендорф (1632-1694); в XVIII веке – итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744), французские просветители Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Мари Жан Антуан Николá Кондорсе (1743-1794), немецкие ученые Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835); в XIX веке – американский этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881), английский этнограф Эдуард Барнетт Тайлор (1832-1917), русский социолог и естествоиспытатель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), русский писатель, публицист и литературный критик Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) и многие другие. В ХХ веке создание общей теории культуры выходит на качественно новый уровень. Прежде всего появляется само название новой науки – «Культурология». Первым ученым, предложившим это понятие в 1915 г., был немецкий химик и философ, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд. В работе «Система наук» он предложил науку о цивилизации именовать «Культурологией». В труде «Принципы теории образования» он писал: «Специфические человеческие осо­бен­­но­с­ти, отличающие род Homo sapiens от всех прочих животных видов, охва­ты­вают­ся понятием «культура»; следовательно, науку о специфически челове­ческих спосо­бах деятельности вполне можно было бы назвать куль­туро­ло­гией (Kulturologie)»1. Оствальд Вильгельм (1853-1932) – немецкий химик и философ, лауреат Нобелевской премии по химии (1909). Один из крупнейших реформаторов науки натурфилософии ХХ века. Главным принципом его взглядов был «энергетизм», доказывающий, что все существующее суть энергия, ничего иного в мире нет. Базовым законом для «энергетической науки» является закон сохранения энергии. Оствальд первым определил культуру как феномен, требующий для своего изучения особой науки. ^ Уайт Лесли Алвин (1900-1975) – американский культурантрополог и культуролог. Его основным вкладом в развитие науки стало обоснование трех важнейших положений: 1) создание новой концепции понятия «культура»; 2) обоснование науки о феномене культуры – «культурологии»; 3) переосмысление эволюции культуры и применение его для анализа культуры человечества. Культуру он подразделял на три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая включает орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т.п.; вторая охватывает типы коллективного и индивидуального поведения; третья состоит из идей, верований, знаний. Исследователем, положившим начало систематичес­кому обо­сно­ванию теории культуры, стал известный американский культур­антрополог Лес­ли Уайт. Свою теорию Л. Уайт назвал «культуро­ло­гией» и заложил не­ко­торые её общетеоретические основы. В работах «Наука о культуре» (1949), «Эво­лю­­­­­­ция культуры» (1973) он утверждал, что культурология представ­ляет собой ка­­­че­­ст­­венно более высокую ступень постижения человека, чем дру­гие обще­ст­вен­ные науки, и предсказал ей большое будущее. «Объяснение культуры может быть только культурологическим. – считал он. – Наука о культуре молода, но многообещающа. Ей еще предстоит многое совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение – вперед и вверх»2. В общетеоретическом аспекте Л. Уайт определяет культуро­логию как «от­расль антропологии3, которая рассматривает культуру (институты, тех­но­­­ло­гии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организо­ван­ных в соответст­вии с собственными принципами и существующих по собст­вен­ным законам». Согласно Л. Уайту, культура, а не общество является специ­фи­че­ской особенностью человеческого вида. Термин «культурология», заключал Л. Уайт, должен выразить и выражает отношение между человеческим организ­мом, с одной стороны, и экстрасоматической традицией (культурой) − с другой. По его мнению, будущее человечества непосредственно определяют именно со­ци­­аль­­ные, политические, экономические системы культуры, в которых сущест­вуют люди. Предсказания Л. Уайта сбылись: наука о культуре продолжила «свое движение – вперед и вверх», хотя этот процесс является сложным и противоречивым:во-первых, культурология возникает и развивается на пересечении (стыке) различных наук об обществе и человеке: истории, философии, социологии, антропологии, педагогики, искусствознания, этнографии, психологии и др.;во-вторых, культурология не сразу складывается в единую науку, а образует целый ряд («куст») отдельных, но взаимосвязанных научных дисциплин. Ее становление в качестве единой фундаментальной науки о культуре шло (и идет!) путем интеграции таких разделов как философия культуры, история культуры, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Объединяясь, они образуют в своем комплексном единстве общую – интегративную науку о культуре.Таким образом, современная культурология – это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания об обществе и человеке, но в отличие от других конкретных наук она изучает и характеризует культуру как целостное общественное явление, сложную многогранную, многоуровневую систему с соответствующей структурой, а также различные, специфические проявления культурной жизни многочисленных народов. Культурология объясняет и классифицирует феномен культуры в совокупности его конкретно-исторических, ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик. Современная культурология – это комплексная (интегративная) наука о культуре. Как и любая другая наука, культурология имеет собственный объект и предмет исследования:объектом культурологии является мировая и отечественная культура как сложная, многогранная и противоречивая система, в которой живёт, действует и творит человек как существо социальное и мыслящее;предметом культурологии являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры. А это значит, что культурология изучает:сущность и структуру культуры как общественного явления;процесс её возникновения, развития и функционирования на основе объективных законов;общечеловеческие и региональные культурные ценности и творческие достижения человечества;национально-этническое своеобразие культур народов мира;^ Культурология – интегративная наука о феномене культуры История культуры (изучает реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов, дает богатый фактический материал о многообразии культурных достижений и ценностей). ^ Философия культуры (самостоятельное направление философии, изучает культуру в контексте философских проблем – бытия, сознания, общества, личности, вырабатывает научную методологию как объекта познания). ^ Социология культуры (изучает процесс функционирования культуры в обществе, ведущие тенденции и противоречия культурного развития общества, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп населения). ^ Культурная антропология (изучает исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, становления духовного мира человека, его адаптации к окружающей среде. Особое внимание уделяет проблеме человека как творца и творения культуры). Прикладная культурология (изучает систему организации и управления культурной жизнью страны: министерств и ведомств, учреждений культуры, центров досуга и отдыха, методику проведения и содержание массовых праздников, фестивалей и т.д.).возникающие в культуре новые явления и процессы, важнейшие тенденции ее развития в условиях глобализации общества;становление духовного мира личности и возможности её самореализации на основе овладения фундаментальными ценностями культуры;деятельность социальных институтов, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества;собственную методологическую базу и категориальный аппарат с целью более четкого самоопределения в системе наук о культуре.Культурология вы­ра­­­батывает и использует собственный понятийный аппарат, который с тече­ни­ем времени меняется, обогащается и становится эффективным средством позна­ния мира культуры. По мнению учёных, сегодня число научных категорий, которыми опе­ри­рует культурология, превышает 604. Исходное ключевое понятие данной на­у­ки − «культура», а также имеется множество производных от него терминов: «ценности куль­туры», «культурная деятельность», «субъект культуры», «объекты куль­ту­ры», «структура культуры», «формы культуры», «функции культуры», «куль­тур­­ный прогресс», «культурный регресс», «диалог культур», «конфликт куль­тур», «мировая культура», «народная культура», «национальная культура», «суб­культура», «кризис культуры», «закономерности развития культуры» и т.д. Кроме того, важными категориями являются понятия «цивилизация», «куль­тур­ные процессы (генезис, динамика)», «культурные модальности (эволюция, мо­дер­­низация)» и др. Без освоения и умелого применения категориального аппара­та невозможно понять глубокий смысл самого феномена культуры, а также со­дер­жание научных теорий, концепций, идей и взглядов ученых − культурологов. Сложность имно­го­образие под­ходов к опре­делению по­ня­­­тия «культура» Для изучающих учебный курс «Культурология» немалые трудности представляет объяснение самого термина «культура». Во-первых, трудность возникает сразу же, когда выясняется многозначность (полисемантичность), а следовательно, неопределенность, «размытость» данного понятия. Слово «культура» употребляют практически все люди, но очень немногие знают и понимают подлинный его смысл и значение. В обыденном сознании, повседневном обиходе «культура» понимается как некий стандарт, образец социального поведения, на который нужно равняться. Широко распространено отождествление культуры с образованностью. Причем, тут понимание может быть двояким: а) формальная образованность (наличие диплома о высшем образовании, ученой степени и т.п.) уже воспринимается многими как проявление культуры; б) образованность как особый признак интеллигентности, глубины профессиональных и общих знаний. Зачастую термин культура ассоциируется с характеристикой духовных, нравственных качеств человека и даже форм его внешнего поведения, то есть выступает как иное название соблюдения норм этикета. Наконец, в повседневном обиходе культура воспринимается как духовная сфера деятельности человека и общества (искусство, литература, наука и т.д.). Крайне редко она рассматривается в контексте материального производства общества. ^ Полисемантичность понятия «культура»ВоспитаниеОбразованиеПросвещение Понимание культуры вповседневном обиходе ПочитаниеМоральЛитератураИскусствоНаукаВо-вторых, термин «культура» выступает во многих значениях не только в языке повседневного общения, но и в разных науках (философии, социологии и т.д.), где ему придается также весьма различное содержание, та или иная смысловая определенность. Видный польский ученый Я. Щепаньский прямо отмечал, что «трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура»5. В самом деле, можно ли назвать какую-нибудь конкретную сферу общественной жизни (экономику, политику, экологию, национальные отношения, мораль, право и т.д.), где бы отсутствовала культура? Сделать это невозможно по той «простой» причине, что культура столь же многогранна и сложна, как и сама общественная жизнь. Образно говоря, культура «разлита» во всех без исключения сферах общества. Это важнейшее положение постоянно подчеркивали ученые при анализе культуры как явления общественного. «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его»6, – говорил Н.А. Бердяев. «…Любая организованная группа неизбежно обладает культурой», – писал П.А. Сорокин. По его авторитетному мнению, «ни социальная группа, ни индивид… не могут существовать… без культуры»7, из которых и состоит общество. ^ Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся русско-американский социолог и культуролог, автор теорий социальной мобильности и социальной стратификации, учения о социокультурной динамике и типологии культуры. ^ Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – выдающийся русский религиозный философ и культуролог, автор многочисленных оригинальных произведений о России и русской культуре. Обосновывая свое понимание феномена культуры, ученые рассматривали не какую-то отдельную «часть», сферу общества, а все общество в целом, причем, взятое со стороны его способности производить самого человека как существо общественное (деятельное, нравственно и эстетически мыслящее), то есть – формировать целостную человеческую личность. Отсюда и многообразие тех определений понятия «культура», которые, по мнению ученых, вытекают из деятельной природы общества. В научной литературе сегодня насчитывается до тысячи самых различных формулировок понятия «культура». ^ Определения, данные наиболее известными и авторитетными учеными. Культура, по их мнению, это: Комплекс, включающий знания, верования, искус­ст­во, законы, мораль, обычаи и другие способности и при­вычки, обретённые человеком как членом обще­ства. ^ Тайлор Эду­ард Бернетт (1832-1917), английский этно­граф, иссле­до­­ва­тель первобытной культурыУайт Лесли Алвин (1900-1975), американский куль­турантрополог ^ Организация разнообразных явлений – материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые со­стоят из символов или зависят от их употребления. ^ Общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы. Клакхон Клайд Май­бен (1905-1969), американский антрополог^ Кассирер Эрнст (1874-1945), немецкий философ, культуролог Процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука – различ­ные фазы этого процесса. ^ Фрейд Зигмунд (1856-1939), австрийский невропа­то­лог, осно­во­по­­­­ложник психоанализа Слово «культура» характеризует всю совокуп­­­ность достижений и институтов, отдаливших на­­­шу жизнь от жизни звероподобных предков и служа­щих двум целям: защите человека от при­ро­ды и упорядочиванию отношений людей друг с другом. ^ Юнг Карл Густав (1875-1961), швейцарский психолог, ос­но­ватель «аналитиче­ской психологии» Формы поведения, привычного для группы, общ­нос­ти людей, социума, имеющие материальные и нема­териальные черты. Совокупность интеллектуальных элементов, име­ю­щихся у данного человека или группы людей и об­ладающих некоторой стабильностью, связан­ной с тем, что можно назвать «памятью мира» и обще­ст­ва – памятью, материализованной в биб­ли­­отеках, памятниках и языках. ^ Моль Абраам Антуан (1930), французский физик, философ, культуролог Швейцер Альберт (1875-1965), немецко-французский мысли­тель, врач,теолог «Главное в культуре – не материальные дости­же­ния, а то, что индивиды постигают идеалы совер­шен­ствования человека». ^ Социальное наследование – ключевое понятие культурной антропологии. Его обычно называют культурой. Малиновский Брони­слав Каспер (1884-1942), английский эт­­нограф и социо­лог, осно­ва­­тель функци­ональной шко­лы в английской антропологии ^ Специфический способ мышления, чувство­ва­ния и поведения. Элиот Томас Стернз (1888-1965), англо-американский поэт, драматург и критик ^ Культура – «совокупность организационных форм и методов» определённого класса. Богданов Александр Александрович (1873-1928), русский экономист-философ, естествоиспытатель ^ Культура «ядром своим и корнем имеет культ … Культурные ценности – это производные куль­та, как бы отслояющаяся шелуха культа». ^ Флоренский Павел Алесандрович (1882-1943), русский рели­гиозный философОртега-и-Гассет Хосе (1883-1955), испанский философ-идеалист ^ Социальное направление, которое мы прида­ём культивированию наших биологических потенций.В-третьих, несмотря на огромное число определений понятия «культура», явственно проявляется тенденция к их сокращению и унификации. Но это делается учеными не произвольно, а на основе вполне определенных критериев, которые являются существенными и даже определяющими с точки зрения развития общества, культуры и самого человека. В современной культурологической науке чаще всего встречаются генетический, гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический (или деятельностный) подходы в определении понятия «культура».^ Наиболее употребительные определения понятия «культура» с соответствующими обоснованиями (критериями) Генетический Культура представляет собой продукт, т.е. результат развития общества. При этом отмечается как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторических форм на разных этапах общественного развития, в рамках отдельных эпох, этнических и национальных обществ.«Культура – это созданная человеком «вторая природа» (Гегель).«Культура – это то, что отличает человека от животного» (В. Оствальд).« Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер). Гносеологический(познавательный) ^ Познание − процесс постижения действительности и приобретения знаний, поэтому культура определяется как творческая познавательная деятельность человека.«Культура – это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создаёт в ходе своей социальной жизни» (А. Моль). «Культура это самосознание общества, определённое в мировоззрении, знаниях, социальных чувствах и устремлениях» (Л. Коган).«Творчество разума обнаруживается в производстве вещей, смысл которых не очевиден. Это производство смыслов... есть сотворение культуры» ...Культура – «феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия» (П. Гуревич). Аксиологический(ценностный) ^ Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функциони­ро­вание и взаимосвязь своих институтов» (П. Сорокин). «Культура – это реализация верховных ценностей путём культивирования высших человеческих достижений» (М. Хайдеггер).«Культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, как «переселение» ценностей из мира должного в мир сущий, не что иное, как осуществление идеала» (Н. Чавчавадзе»). Гуманистический Культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. «Культура – это обработка и уход, возделывание, воздел­ка; это образование – умственное и нравственное» (В. Даль).«Культура – это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В. Межуев).«...Культура... выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни» (В. Давидович, Ю. Жданов). Нормативный В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения, ориентирующая человека в мире. 1. «Культура – это исторически и социально обусловленное отношение человека к природе, обществу и самому себе» (И. Вайнберг). 2. «Культура – это «совокупность организационных форм и методов определённого класса» (А. Богданов). 3. «^ Культура – это система исторически выработанных норм, правил и запретов, регулирующих жизнь общества и обеспечивающих его стабильное развитие (многие ученые). Социологический(деятельностный) ^ Весьма распространенным является представление о культуре как совокупном результате и способах деятельности людей.«Культура – это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян).Культура может быть «определена как социально значимая творческая деятельность»..., «направленная на преобразование действительности и самого человека» (Н.Злобин).«Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях» (В. Степин). В приведенных научных определениях, при всем видимом их различии, прослеживается нечто общее, а именно: связь культуры с обществом, различными формами бытия человека и прежде всего с его деятельностью – именно в этом и состоит общая научная ценность данных определений, сделанных учеными. Наконец, важно отметить, что в отечественной культурологической литературе содержатся такие научные определения понятия «культура», которые тяготеют к более широкому обобщению ее сущностных проявлений. Вот одно из них: «Культура есть исторический процесс развития человеческих сил и отношений, самого человека как общественного субъекта деятельности, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли»8. Однако коллективные усилия ученых пока не увенчались созданием единого общепризнанного определения феномена культуры. Но это не проявление слабости исследовательской мысли, а выражение необычайной сложности проблемы. Структура куль­туры и формы её существо­ва­ния. Научные критерии Структура – строение, внутреннее устройство чего-либо. Понимание культуры как многогранной и многофункциональной социальной системы невозможно без её структурного анализа. Даже для специалистов, занимающихся её структурированием, возникает немало сложных вопросов, дискуссии по которым многие годы идут в науч­ной литературе. И, тем не менее, структурирование феномена культуры, теоретически и логически обоснованное, уже осуществлено учеными. Они строго определили научные критерии (или основания), по которым и провели структурный анализ культуры, выявили ее многоуровневый и многовекторный характер. Культуры «вообще» (как и общества «вообще»), одинаковой для всех времен и народов, не существовало и не существует. Культура всегда предстает в исторически конкретной форме, она – развивающийся и результативный феномен. Отсюда и вытекает первый объективный критерий для ее структурного анализа: выявление органической связи деятельности различных поколений людей с феноменом культуры, процессом и результатами ее развития, прошлым и настоящим бытия культуры. В соответствии с данным критерием ученые (например, профессор Л.Н. Коган) выделяют в структуре культуры два смыслообразующих, связанных друг с другом, «блока». ^ А) субстациональный блок, который составляет «тело» культуры, ее основу, «фундамент». Это – предметное, овеществленное наследие 1200 поколений рода человеческого, т.е. накопленные материальные и духовные ценности, благодаря которым происходит передача социального опыта прошлых поколений новым поколениям людей. Надо всегда помнить, что каждая новая эпоха в эволюции человечества возникает не на «пустом» месте, не создает «с нуля» новую культуру, а делает это на основе предшествующей культуры, опираясь на нее как на мощный фундамент. К этому блоку относятся и нормы культуры, воплощающие требования к каждому члену общества: нормы морали, права, религии, этикета (правила поведения и общения людей).^ Б) функциональный блок раскрывает процесс развития (движения) культуры. В него входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными, ибо она неинституциональна9 (т.е. социально не регламентирована, свободна от государственных форм организации и регулирования). С появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее воспроизводства, сохранения и потребления. Для того, чтобы уникальные ценности материальной и духовной культуры стали достоянием многих людей, «работали» на будущее, необходимо их сохранение и репродуцирование. Эти функции выполняют такие учреждения, как архивы, научно-технические, агрономические, медицинские лаборатории и хранилища, музеи, библиотеки, а теперь и электронные носители и т.д. Сохранение материальных и духовных ценностей – это не только способ предотвращения их физической гибели или забвения. Сохранение обеспечивает преемственность в функционировании культуры. Именно в этом и состоит сущность функционального «блока» культуры как ее структурного подразделения.^ Другой важнейший критерий в структурировании культуры:учет многообразия человеческой деятельности;учет множества человеческих (общественных и личных) потребностей и способов их удовлетворения. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование. Существуют многообразные классификации форм деятельности: разделение на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли деятельности в культуре особое значение имеет деление ее на продуктивную (т.е. творческую), связанную с выработкой новых ценностей, идей, созданием оригинальных произведений высокого уровня, и репродуктивную, направленную на получение уже известного результата известными же средствами. Любое общество вместе со своей культурой может успешно развиваться и даже эффективно функционировать, когда в его социальном организме на основе деятельности (труда) людей представлены два вида производства – материальное и духовное. Решающее значение для поддержания общественного процесса имеет материально-преобразующая деятельность людей. Именно она обеспечивает получение людьми материальных благ и удовлетворение их разнообразных материальных потребностей. Они производят и потребляют пищу, одежду, строят жилища, различные здания, дороги, создают машины самого разного назначения и т.д. и т.п. Крайне важно подчеркнуть то, что в процессе материально-преобразующей деятельности сами люди всестороннее развиваются, обогащаются их опыт, знания и умения. Не менее важен и другой вид деятельности – «обработка людей людьми», получивший в науке название «духовного производства». Конечный смысл всякого духовного производства состоит в том, чтобы максимально полно развивался личностный духовный мир каждого человека, удовлетворялись постоянно растущие духовные запросы. Это возможно, с одной стороны, на основе деятельности разветвленной и разнообразной системы институтов и учреждений, выполняющих функции духовного производства, а с другой, – непосредственной работы человека над самим собой, «в обработке человека» (Ф.М. Достоевский). Таким образом, в структуре целостной системы культуры, как явления общественного, можно выделить две ее большие области, или подсистемы:материальную культуру, связанную с изменением человека в процессе материально-преобразующей деятельности;духовную культуру, связанную с преобразованием духовного мира человека и его социального бытия.Следует, однако, подчеркнуть: такое деление не абсолютно, оно носит относительный и даже условный характер. В реальной действительности все эти элементы единой культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга10.^ Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятель­нос­ти и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, оде­­­ж­­да, средства транспорта и связи и др.). Особая роль принадлежит орудиям тру­­­да, с которых, собственно, и началась материальная культура, технике и тех­но­­ло­гии, а также средствам массового сообщения, или коммуникации (печати, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике). К сфере материальной культуры относятся производство, обмен и распределение материальных благ. Материальная культура − показатель уровня практического освоения чело­веком природы. Но надо иметь ввиду, что она не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально-преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования11. В материальную культуру входят:культура труда и материального производства;культура быта;культура топоса, т.е. местожительства (жилища, дома, деревни, города);культура отношения к собственному телу;физическая культура. Кроме того, материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого: археологические объекты, оборудованные памятники природы, материальные достояния прошлых цивилизаций (например, дороги, акведуки Римской империи и др.). В целом же надо подчеркнуть: материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства.^ Духовная культура выступает многогранным, многослойным образованием: с одной стороны, она включает в себя всю совокупность результатов духовной деятельности, а с другой, – и саму духовную деятельность. В ее состав входят: познавательная (интеллектуальная) культура;нравственная;художественная;правовая;политическая;религиозная и др.Структура культуры в многообразиии единстве ее подсистем Духовная культура: интеллектуальная (познавательная); нравственная; художественная, педагогическая, религиозная. Материальная культура: культура материального производства и труда; материальная культура быта; культура топоса; культура отношения к собственному телу; физическая культура.В современных условиях, когда невероятно усложняется общественная жизнь человечества, «уплотняются» все социальные процессы, происходящие на Земле, неизбежно развивается процесс интеграции материальной и духовной культуры. С одной стороны, непрерывно возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры (чего стоит один лишь Интернет), а с другой, – в материальной культуре возрастает роль ее духовной составляющей («онаучивание» производственной и внепроизводственной сфер жизни) и т.д. Отсюда, по мнению многих ученых (Л.Н. Коган и др.), формируется ряд видов культуры, которые нельзя однозначно отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, «пронизывая» всю ее целостную систему. К ним относятся прежде всего экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры, а также наука.^ Культура, развиваясь и расширяясь, превращается в сложное по деятельности и многообразное по формам общественное явление. Ее различные виды, подсистемы «пересекаются» и взаимодействуют друг с другом. Это хорошо видно на примере науки, которая явственно демонстрирует своим местом и ролью «вертикальное сечение» культуры. С одной стороны, она входит в состав духовной культуры (идеи, взгляды, теории, концепции, учения, открытия и т.д.), а с другой, – она часть культуры материальной (технологические производственные процессы, новые системы управления различными отраслями промышленности и сельского хозяйства, обновление парка станков, машин и т.д.). Иначе говоря, наука как важнейшая сфера культуры многофункциональна: она вносит изменения в сферу производства, экономики, управления;не меньшее воздействие она оказывает и на область человеческих отношений, на все важнейшие стороны существования и развития человека.А это значит, что главное – социально-культурное предназначение науки раскрывается в преобразовании самого человека. Наука присваивается людьми не просто в качестве знаний на теоретическом уровне (как это происходит в вузе), а прежде всего в качестве общественно-производительной силы, позволяющей решать определенные социально-практические задачи. И в этом смысле, будучи частью духовного и материального производства, наука становится универсальной производительной силой, удовлетворяющей потребности человека и общества во всестороннем развитии их сил и отношений. Поэтому нужно различать:а) науку как предмет обучения иб) науку как объект социального присвоения. В первом случае речь идет об отношении человека к науке, заключенной в рамки образования. Во втором – о процессе, охватывающем всю сферу общественно-практической деятельности человека. В целом мы имеем право сказать: в современном обществе, где резко возрастает роль культуры в целом, именно наука (а не религия) стала важнейшей культурной ценностью, определяющей образ жизни, настрой мысли, ценностные ориентации людей, их планы и перспективы на будущее. В дальнейшем ее роль будет возрастать многократно. Еще одним важным объективным критерием структурного анализа феномена культуры является научное выделение конкретного носителя – субъекта (создателя, хранителя) всех культурных достижений и ценностей. Здесь также возникает немало теоретических сложностей. С одной стороны, культура не появляется сама собой, она всегда связана с деятельностью человека. «Культура – это созданная человеком вторая природа» (


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.