Реферат по предмету "Разное"


I теория государства и права

Раздел IТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА $ 1. Понятие и признаки государства. § 2. Истори­ческие условия возникновения государства. § 3. Ти­пы, функции и формы, государства. § 4. Государство в политической системе общества. § 5. Понятие и признаки права. § 6. Правовые нормы. § 7. Система права. § 8. Правовые отношения. § 9. Законность и правопорядок§ 1. Понятие и признаки государства Государство живо, пока в нем проживают благополучные граждане. Каждый гражданин должен знать свое государство и иметь реальную его защиту. Вопрос о государстве является фокусом всех политиче­ских вопросов и политических споров современности. От характера ответа на этот вопрос зависит толкование всех других проблем общественного развития. Провозглашение Украины независимым суверенным государством, принятие Конституции, необходимость реаль­ного обеспечения прав и свобод гражданина, утверждение верховенства права в общественной жизни обусловили по­требность осмысления сущности и роли государства в труд­ную пору перемен и гуманистического его развития, эффек­тивного регулирования социальных действий людей. Государство — это политическая организация, которую использует правящая партия (или блок партий), получившая большинство мест в парламенте в результате всенародных выборов, для проведения в жизнь своей научно-обоснованной предвыборной программы, а также для управления социаль­ными и экономическими процессами, гарантирования прав и свобод личности, обеспечения одинаковых правил для субъектов хозяйственной деятельности. Депутаты правящей партии или блока партий образуют конституционное парламентское большинство. Правящий блок партий образуется путем соглашения партий по про­грамме социально-экономического развития общества на5 определенный период. Парламентское большинство долж­но создаваться на основе общей программы, а не для реше­ния конкретного вопроса. В тех случаях, когда нет правя­щей партии и невозможно образовать правящий блок, парламент должен быть распущен и назначены новые вы­боры. Таков путь парламентаризма. В Украине же в период перестройки государства сложи­лась парадоксальная ситуация. Известно, что программа реформ, программа перехода к рыночным отношениям бы­ла провозглашена нынче запрещенной Коммунистической партией. Коммунисты-депутаты составляли большинство в Верховной Раде. Многие из них отреклись от своей партии, но никто не отказался от провозглашенной ею программы реформ. В этой связи возникают закономерные вопросы: програм­му какой партии осуществляет в жизнь Верховная Рада Украины, и какая политическая сила формирует аппарат исполнительной власти? Этот парадокс порождает не толь­ко допустимые противоречия в практической деятельности Верховной Рады и аппарата исполнительной власти, но и в ряде случаев — диктат исполнительной власти. С другой стороны, этот же парадокс обусловливает и тот факт, что Украина, по существу, не имеет целостной и целеустремлен­ной научно обоснованной политики социально-экономиче­ского развития. Признаки государства как организации политической власти следующие: наличие общественной власти, формулирующей, пре­зентующей и защищающей интересы господствующего класса или другой доминирующей социальной группы; публичная государственная власть распространяется на всех людей, пребывающих на принадлежащей ей терри­тории, т.е. по принципу территориального разделения на­селения. Функции государственной публичной власти осуществ­ляются специальным аппаратом. Возникает обособленная структура власти (исполнительная); — для содержания структур государственной власти ус­танавливается налоговая система, являющаяся также-осо­бой регулирующей функцией. Создается система юридических норм общеобязательных правил поведения, совокупность которых выражается тер­мином «право»; — государственный суверенитет, как состояние незави­симости осуществления государственной власти, во всех сферах общественной жизни, как внутри страны, так и во вне ее.§ 2. Исторические условия возникновения государства Первые в истории человечества государства возникли вследствие разделения первобытного общества на классы с противоположными социально-экономическими интереса­ми. Наряду с этой закономерностью образование государств у различных народов имеет свои специфические условия. А именно: у римлян процесс образования государства был ускорен борьбой плебеев против патрициев; у германцев — за­воеванием чужих территорий; у других —. в условиях внут­ренних противоречий, в частности, в процессе ликвидации империй, колоний, многонациональных государств и т.п. Народы в составе многонациональных государств вслед­ствие конкретных исторических причин начали осуществ­лять свое право на самоопределение и формирование нацио­нальных суверенных государств. По подобному варианту возникло и утверждается демократическое, независимое, правовое государство Украина; с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины и провозглашением •е независимости открылись реальные возможности построе­ния демократического правового государства. Развитие де­мократии и создание правового государства должны осуще­ствляться одновременно. Правовое государство может воз­никнуть только в демократически развитом обществе, в котором есть необходимые условия для полновластия народа, осуществления и защиты основных прав человека как наи­высшей социальной ценности общества. Вместе с тем, право­вое государство может функционировать при надлежащем уровне цивилизованности общественных отношений. ' Правовое государство — это государство, в котором пра­ва и свободы человека реально обеспечиваются всеми мате­риальными и юридическими средствами. К числу основных признаков, характеризующих правовое государство, следу­ет отнести: — демократический характер управления собственно­стью;67 приведение законодательства в соответствие с обще­признанным международным содружеством, стандартами прав и свобод человека; разделение власти на законодательную, исполнитель­ную и судебную; защита конституционного устройства со стороны Кон­ституционного суда; режим строгого соблюдения законности всеми госу­дарственными органами, должностными лицами, объеди­нениями граждан, обеспечивающий правление закона; высокое правосознание граждан,.их осведомленность с действующим правом и практикой его применения. Внутренняя природа правового государства характери­зуется: верховенством закона среди государственнр-правовых актов. Его высокий авторитет и уважение к нему обеспечи­ваются прежде всего тем, что он юридически закрепляет требования объективных законов развития общества, инте­ресы всего народа или отдельных его групп; четким распределением функциональных полномо­чий между структурами государственного механизма на основе подчинения закону. Для государства, всех его звень­ев и должностных лиц закон так же обязателен, как и для каждого человека; взаимоответственностью между личностью и государ­ством. Это означает ответственность не только гражданина перед государством, но и ответственность государства перед гражданином; четкой системой судебных органов и строгим соблю­дением принципов их деятельности как наиболее эффектив­ной юридической гарантией прав и свобод человека.§ 3. Типы, функции и форма государства Тип государства определяется его сутью, т.е. тем, инте­ресы какой социальной группы или всего общества она выражает, удовлетворяет, защищает, а также его экономи­ческой основой — определенным типом производственных отношений. Следовательно, когда возникает вопрос о типе государства, то нужно выяснить, чьи интересы оно защища­ет и какая его экономическая основа. Принимая во внима­ние отмеченные существенные черты, характеризующие тип государства, следует иметь в виду, что в некоторых ус- ловиях тип государства зависит не только от того, интересы какой социальной группы или всего общества оно выража­ет, удовлетворяет, защищает, а и от национальных групп и этнических общностей. Учитывая сказанное, историче­скими типами государства являются: —- рабовладельческий; феодальный; буржуазный; социалистический; переходный от социалистического типа к социально-демократическому.Функции государства и их виды Природа государства раскрывается через его функции. Функция государства — это направление его деятельности. Различают функции: а) основные и неосновные. Основные функции государ­ства — это основные направления его деятельности, непо­средственно раскрывающие его суть и социальное назначе­ние. Неосновные — не раскрывают непосредственно сутьгосударства; б) внутренние и внешние. Внутренние функции — охра­на собственности; обеспечение и защита прав человека напринципах свободы и справедливости; организационно-эко­номическая; организационно-воспитательная; экологиче­ская и другие. Внешние функции — оборона от нападенияизвне; обеспечение мирного сосуществования наций; защи­та прав человека на международной арене; охрана между­народного правопорядка и другие; в) экономические, гуманитарные, политические, посто­янные, временные и др.^ Форма государства Выше государство рассматривалось с точки зрения воз­никновения, признаков, функций. Сейчас посмотрим на государство с точки зрения его форм. Порядок организации И осуществление государственной власти принято называть формой государства. Форма государства характеризуется единством структур Государственной власти и территориальной организации, ё,'Также методов осуществления государственной власти, форму государства определяют: государственное правле-Яие, государственный строй и государственный политиче­ский режим.89Государственное правление — это организация государ­ственной власти, юридически обусловленной ее формаль­ным источником, под которым следует понимать или свобо­ду одного физического лица, или свободу народа, или того •и другого вместе взятых. В тех случаях, когда источником государственной власти является физическое лицо (мо­нарх), то государственное правление называется монар­хией. А когда источником государственной власти является народ или его большинство, то в таком случае государствен­ное правление именуется республикой.Признаками монархии являются: наличие единоличного носителя верховной власти — монарха, царя, императора, шаха и т.п., пользующегося своей властью пожизненно; на­следственный порядок перехода власти; представительство государства монархом не по мандату, а по собственному пра­ву; юридическая безответственность главы государства.Монархии бывают абсолютные и конституционные. В современный период распространена конституционная монархия. Конституционные монархии разделяются на дуалистические и парламентарные. В дуалистических мо­нархиях за монархом сохраняется вся полнота исполни­тельной власти.Монарх назначает министров, ответственных перед ним. Парламентарными монархиями являются такие, при кото­рых монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах.^ Республика — это государство, в котором высшая госу­дарственная власть осуществляется выборными на опреде­ленный срок органами власти.Признаками республики являются: наличие единолич­ного «ли коллегиального главы государства; высшие орга­ны государственной власти выбираются на определенный срок; пользование государственной власлю^о поручению (непосредственное право пользования г^додоеаной вла­стью принадлежит народу); отввтственябстЪглавы государ­ства л случаях, предусмотренных законом.^ Республики бывают: президентски^, полупрезидент­ские, парламентские. ' иПрезидентская республики характеризуется тем, что глава государства (президент) и парламенмыбираются на­селением. Состав правительства формирует президент и возглавляет его (США, Мексика).^ Для парламентской республики характерным является то, что значительно повышается роль парламента в форми-10ровании органов исполнительной власти и в осуществлении контроля за их деятельностью. Парламент выбирает прези­дента и формирует правительство, подотчетное парламенту. Президент не может существенно влиять иа состав и полити­ку, проводимую в жизнь правительством (Италия, ФРГ).^ Полупревидеятские (президентоко-парламентские или парламентско-президентские республики).Признаками полупрезидентской республики является то, что президент предлагает кандидатуры премьер-минист­ра и министров, подлежащие обязательному утверждению парламентом (Франция, Украина). Республики бывшего Советского Союза, бывшие парламентскими республиками, трансформируются сейчас в президентские, полупрезидент-скиеили парламентские республики.Государственное устройство — способ территориальной организации государства, разделения его территории на определенные составные части и распределение власти ме­жду этими частями и их взаимоотношения с центральной властью.^ Основными Видами государственного строя являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.Унитарное государство характеризуется единым адми­нистративно-территориальным делением, части не имеют суверенитета, всех признаков государственности (например, области в Украине, воеводства в Польше). Унитарными го­сударствами являются также государства, включающие автономные образования (Португалия, Италия, Украина).Федеративные государства состоят из двух и более го­сударственных образований, каждое из них имеет сувере­нитет, все признаки государственности, но часть суверен­ные прав ониделегируют центрально!: власти. В федера­тивном государстве существуют законодательная, испол­нительная и судебная власть в центре и отдельно у каждого субъекта федерации, а также распределение полномочий между центром и субъектами федерации, а также наличие или отсутствие права выхода из состава федерации (США, Швейцария).Конфедерация — это объединение, союз суверенных го­сударств, создаваемые для выполнения определенных за­дач. История и современная действительность свидетельст­вуют о кратковременном переходном характере конфедера­тивного государственного строя.11 От федерации и конфедерации следует отличать другие союзы государств или Союз независимых государств, кото­рые образовались после распада Союза ССР. Политический режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Различают демократический и тоталитарный политические режимы. Демократический режим основан на законе и власти трудящихся-собственников. Государственная власть обес­печивает и гарантирует основные права и свободы человека, свободное изъявление и учитывание интересов всех групп населения посредством выборов, референдумов и т.п. Госу­дарство обеспечивает деятельность разнообразных общест­венных объединений и учитывает их интересы в выработке и осуществлении государственной политики. Тоталитарный политический режим характеризуется тем, что государственная власть ограничивает и нарушает основные права и свободы человека; деятельность общест­венных объединений. Государственная власть сосредоточи­вается в руках правящей верхушки или одного лица. Свое­волие нередко становится законом. Разновидности тоталитарного политического режима: фашистский, автократический, корпоративно-аппаратный, военно-диктаторский. Современные тоталитарные полити­ческие режимы сохранились в отдельных странах Ближне­го Востока и Африки.§ 4. Государство в политической системе общества Политическую систему составляют все политические явления, существующие в социально-неоднородном обще­стве. В более узком понимании политическую систему об­щества составляют все государственные структуры, обще­ственные объединения и трудовые коллективы. Государство в политической системе является ее ядром (центром). Это предопределяется тем, 4*0 только государст­во может: а) выражать интересы всех Членов общества и являетсянаиболее эффективным средством мобилизации их усилийна выполнение тех или других задач; б) является олицетворением суверенитета, т.е. полити­ко-юридической особенностью государственной власти,реализатором права народа на самоопределение;12 в) имеет специальный аппарат управления и принужде­ния, без которого выполнение социально-экономическихзадач невозможно; г) может устанавливать общеобязательные для населениястраны юридические акты (законы, подзаконные акты). Государство хотя и является связующим звеном в поли­тической системе, но не является единственным. Оно нахо­дится в окружении других политических структур, отноше­ния с которыми должны иметь исключительно правовой характер. Негосударственные организации и другие объеди­нения граждан не должны стоять над суверенностью госу­дарственной власти.§ 5. Понятие и признаки права Понятие права. Право и государство возникают одновре­менно, они взаимозависимы. Очевидным является факт, что природа права состоит в том, чтобы упорядочить социальную жизнь и свободу человека, его автономию и индивидуаль­ность, цивилизованность общественных отношений. Право — это система установленных или санкциониро­ванных государством общеобязательных правил, выражаю­щих волю определенной части общества, на основании кото­рых обеспечиваются и защищаются права и свободы челове­ка, осуществляется государственная власть, обеспечивается нормальная жизнедеятельность личности. Совокупность законов и других нормативных государст­венно-правовых актов, которые содержат в себе общеобяза­тельные правила поведения для всех, независимо от инди­видуальной особенности субъекта, принято называть правом в объективном понимании, а закрепленную в юридических нормах правомочность, т.е. возможность определенного по­ведения человека, — субъективным правом личности.§ 6. Правовые нормы Первичными элементами права являются правовые нормы. Правовая норма — это установленное или санкциониро­ванное государством общеобязательное правило поведения с целью регулирования общественных отношений, которое 13 обеспечивается, в случае необходимости, его принудитель­ной деятельностью.Правовая норма регулирует группу количественно неоп­ределенных общественных отношений; применяется неод­нократно; действует непрерывно; ее действие прекращается в установленном законодательством порядке. Она не только содержит формально-обязательное правило поведения, но и определяет условия ее осуществления и меры ответствен­ности за ее нарушение, т.е. имеет определенную структуру. Составными элементами структуры правовой нормы явля­ются: гипотеза, диспозиция, санкция,Гипотеза правовой нормы — это та ее часть, в которой указываются условия, с наступлением которых диспозиция начинает действовать. Условия, обстоятельства, отмечен­ные в гипотезе правовой нормы, принято именовать юриди­ческими фактами.^ Диспозиция правовой нормы — это та ее часть, в кото­рой указывается правомочие (права и обязанности) субъек­тов.Санкция — это та часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного принуждения в случае невыполнения, нарушения ее диспозиции.^ Правовые нормы различаются по характеру диспозиции на регулятивные, охранительные, обязывающие, уполно­мочивающие, запрещающие.Соотношение правовых норм с другими социальными нормамиПравовые (юридические нормы) и другие социальные нормы регулируют общественные отношения, взаимодейст­вуют и влияют друг на друга.. Вместе с тем правовые нормы и другие социальные нормы не тождественны.Правовые нормы отличаются от других социальных норм прежде всего порядком их возникновения и средствами обеспечения. Первые устанавливаются или санкциониру­ются государством и обеспечиваются, кроме других средств, принудительной силой государства. Вторые устанавливают­ся или санкционируются другими негосударственными субъектами и обеспечиваются общественным мнением, ин­дивидуально-психологическими явлениями: чувством, интуицией, убеждением, верованием и другими негосудар­ственными средствами. Конечно, есть и другие признаки, по которым правовые нормы отличаются от других социаль­ных норм.оотношение экономики и правакономика является материальной основой права. Каж­дому типу производственных отношений соответствует обусловленная ими правовая система как совокупность всех юридических явлений, существующих в государстве. Влия­ние экономики на право заключается в том, что она влияет на право, определяя ее содержание, как прямо, так и через отдельные социальные явления. В свою очередь, и право имеет влияние на экономику.Соотношение политики и праваПолитика — это практический вывод из требований объективных экономических законов развития общества. В политике правящей партии должны быть также учтены общественные, групповые и индивидуальные интересы. Только в таком случае политика будет научно обоснованной. Как только политика выработана, она должна объективи­роваться в соответствующих формах.Важной формой проявления политики правящей партии является право. Но в праве выражается только та часть по­литики, которой необходимо придать общую обязатель­ность со всеми вытекающими отсюда юридическими послед­ствиями. Следовательно, право является сердцевиной поли­тики правящей партии. Право есть мера политическая. Политика, со своей стороны, зависит от права, поскольку право является средством ее декларирования, средством ее реализации, защиты и пропаганды.§ 7. Система праваСистема права — это распределение всех действующих правовых норм по отраслям и институтам. Распределение юридических норм конкретного государства по отраслям осуществляется в соответствии с предметом и методом пра­вового регулирования.^ Предмет правового регулирования — это совокупность относительно обособленных общественных отношений, уре­гулированных правом.Метод правового регулирования — это способ властного воздействия государства на субъекты общественных отно­шений, осуществляемый с помощью юридических средств. Отрасль права — совокупность правовых норм в соответ-1415 Ствии с предметом и методом правового регулирования, относительно обособленной группы общественных отно­шений. Основные отрасли права Украины: государственное (кон­ституционное), административное, финансовое, земельное, гражданское, семейное, трудовое, сельскохозяйственное, кооперативное, социально-обеспечивающее, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, ис­правительно-трудовое, экологическое. В различных государствах названия указанных отраслей права могут отличаться. Институт права — совокупность-юридических норм, регулирующих относительно обособленную группу обще­ственных отношений, как правило, внутри определенной отрасли права. Например, институт государственной служ­бы в пределах административного права. В современной системе права Украины есть и межотраслевой институт права — институт ответственности за экологические пра­вонарушения. Систематизация законодательства — это деятельность по упорядочению нормативно-правовых актов, сведению их в единый комплекс. Систематизация законодательства помогает человеку более или менее уверенно ориентировать­ся в действующей системе права, найти необходимую юри­дическую норму. Существует два способа систематизации законодательст­ва: инкорпорация и кодификация. Инкорпорация заключается в объединении определен­ной группы нормативно-правовых актов в одном комплексе (сборнике). Кодификация состоит в содержательной переработке определенной группы юридических норм, связанных об­щим предметом регулирования, и объединение их в едином юридическом акте (основы законодательства, кодекс, устав и др.). Источники права — это внешние формы проявления юридических норм (нормативные государственно-правовые акты). К источникам права относятся: санкционированные обычаи, судебные (или административные) прецеденты, нормативные акты (законы, постановления правительства, указы, нормативные акты различных ведомств и др.), нор­мативные договоры.^ 16§ 8. Правовые отношения Правовые отношения — это общественные отношения между людьми, урегулированные нормами права, в кото­рых стороны реализуют гарантированные государством субъективные права и обязанности. Элементами правовых отношений являются: субъект, содержание, объект. Субъектами являются граждане, организации, государ­ство как носители юридических прав и обязанностей. Гра­жданин может стать участником правовых отношений, если он является носителем таких юридических свойств, как правоспособность и дееспособность.Правоспособность — это способность лица иметь субъ­ективные права и нести юридические обязанности.Дееспособность — это способность лица осуществлять свои юридические права и обязанности личными действия­ми. Различают дееспособность неполную, полную и ограни­ченную. Содержание правоотношения — это субъективные права и юридические обязанности его участников. Объект правоотношения — это материальные и немате­риальные блага, для использования которых устанавлива­ются государством взаимные юридические права и обязан­ности субъектов. Усвоение основных положений правовых отношений содействует овладению и использованию юридических средств для осуществления и защиты прав человека в нашем обществе.^ Юридическая ответственность Правовые отношения складываются в большинстве слу­чаев на основании сознательного, добровольного выполне­ния субъектами этих отношений прав и обязанностей, уста­новленных соответствующей нормой права. Юридическая ответственность возникает только в тех случаях, когда субъ­екты этих отношений нарушают юридические нормы, со­вершают правонарушения или бездействуют. Правонарушение характеризуется как противоправное виновное деяние (действие или бездеятельность) деликто-способного лица, наносящее вред личным, общественным интересам или являющееся общественно опасным. Законо­дательством Украины установлены такие виды юридиче-17 ской ответственности: конституционная, административ­ная, дисциплинарная, гражданская, материальная, уго­ловная.§ 9. Законность и правопорядок Законность заключается в установлении юридических норм при верховенстве закона и в требовании точного и не­уклонного соблюдения и активного их выполнения всеми государственными органами, общественными организация­ми, должностными лицами и гражданами, вследствие чего обеспечивается стабильность законов, устанавливается прочность и ясность правового порядка, создается устойчи­вое правовое положение личности в обществе. Стало быть, следствием законности является правопоря­док как режим (состояние) упорядоченности общественных отношений. Правовой порядок в обществе может сложиться при ус­ловиях строгого соблюдения принципов законности. А имен­но: единообразия нормативно-правового регулирования и применения юридических норм на всей территории страны; соответствия законов и других государственно-правовых актов целям обеспечения прав человека, развитию общества на демократических основах. В независимом государстве Украина неуклонно возрас­тают роль и значение законности в общественной жизни. И в современный период компетенция государственных органов и общественных организаций, их права и обязан­ности, формы и методы работы, а также права и обязанно­сти граждан должны быть более четко определены в Кон­ституции и других законах Украины, что обеспечит даль­нейшее развитие и совершенствование общественных отношений и тем самым откроет путь к цивилизованному обществу.Раздел II^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ (КОНСТИТУЦИОННОЕ) ПРАВО $ 1. Конституция — основной закон государства. § 2. Понятие конституционного права. § 3. Харак­теристика конституционного строя Украины. § 4. Избирательная система Украины. § 5. Система государственных органов Украины§1. Конституция — Основной Закон государства Проблема поиска места Украины в мировой цивилиза­ции сегодня актуальна как никогда. Это обусловлено по­литическими, экономическими и рядом других причин. Определение этого места в современной цивилизации име­ет не только теоретическое, а в первую очередь практическое значение, так как поведение каждого государства органич­но связано с его цивилизационной природой. Поэтому на современном этапе значительно возрастает роль конститу­ционного права как базовой отрасли национальной право­вой системы, нормы которой регулируют наиболее важные политико-правовые отношения, в частности закрепляют основы конституционного строя государства, основы право­вого статуса человека и гражданина, обозначают систему органов государственной власти и их полномочия, терри­ториальное устройство государства, полномочия органов местного самоуправления и т.д. Нормы конституционного права обеспечивают организационное единство общества как целостной социальной системы и именно сегодня они должны стать консолидирующей силой общества, гарантом социального единства, надежной защитой прав и свобод человека и гражданина, т.е. право — не самоцель, а способ для достижения поставленной цели. Термин « конституция» — латинского происхождения («с*тяиод$(т»)невначает «установление», «устройство». Конституция— это система правовых норм, имеющих наивысшую {бриднческую силу и регулирующих отноше­ния между человеком и обществом, с одной стороны, и го­сударством, с другой, а также основы организации и по­строения самого государства. Она является Законом Зако- 19 нов, который закрепляет государственное и общественное устройство, организацию государственной власти и мест­ного самоуправления, другие составляющие государства и общества. Наивысшая юридическая сила Конституции означает, что ее нормы всегда имеют перевес над положениями за­конов и других нормативно-правовых актов. Все они долж­ны приниматься по процедуре, предусмотренной Консти­туцией, и любой нормативный акт, противоречащий ей по существу или по форме, является недействительным. Конституция является ядром правовой системы государ­ства и базой действующего законодательства. Именно Основной Закон определяет сам правотворческий процесс, т.е. устанавливает конституционно-правовой статус органов государственной власти, их полномочия, порядок и про­цедуры принятия законов. Конституция как правовой акт принимается народом или от имени народа, так как в демо­кратическом государстве народ является носителем суве­ренитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредитель­ной властью — правом принимать конституцию и посред­ством ее учреждать конституционный строй. В соответствии с юридическими признаками конститу­ции можно классифицировать: по форме написания (на писанные и не писанные); по способу изменения (на жесткие и гибкие); по форме правления (на республиканские и монархи­ческие); по политическому режиму (на демократические и авторитарные); по форме территориального устройства (на унитарные и федеративные) и т.д. Любая конституция наряду со своей юридической сущ­ностью как основного закона имеет также социально-по­литическую сущность, которая заключается в том, что она представляет собой как бы закрепление соотношений по­литических сил на момент ее принятия, так как это обще­ственный договор (не в юридическом смысле) согласовав­ший политические интересы различных слоев общества на данном этапе его развития. Такое значение конституции приобрели в историческом развитии. Конституционная практика имеет многовековую и далеко не простую историю, беря свое начало еще за не- сколько столетий до нашей эры. Развитие конституцион­ного права опирается на передовую общественно-полити­ческую мысль. Еще античные философы заложили основы теории «правового государства» и необходимости разделе­ния государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную, так как только при наличии этих ус­ловий можно реализовать права и свободы человека и гражданина. Многие конституции древности либо вообще утеряны, либо сохранились частично. Родоначальницей конституци­онного процесса в мировой истории, в современном понима­нии, явилась Англия. Еще в 1215 году в этой стране была разработана Великая Хартия Вольностей, однако невзирая на столь длительный период, Англия так и не имеет писаной конституции, хотя конституционных законов в этой стране принято более четырех тысяч, важнейшими из них являют­ся Хабеас Корпус, акт 1679 года, Билль о правах 1689 года, Законы о парламенте 1911 и 1949 годов и другие. В1776 году в период борьбы за независимость американ­ские штаты принимают Декларацию независимости, а после образования Конфедерации, в 1781 году — Статьи Конфе­дерации. США стали первой страной мира, в которой была принята в 1787 году писаная Конституция, в соответствии с которой народ этой страны живет уже более двух сто­летий. Первые европейские конституции были приняты в Поль­ше и во Франции, в результате Великой Французской ре­волюции в 1791 году. Конституционные традиции Украины занимают значи­тельное место в мировой истории конституционализма. Важнейшим памятником права Киевской Руси является «Русская правда», составленная Ярославом Мудрым при­близительно в 1030 году. Данный документ содержал не только нормы гражданского, но и уголовного права. Этот документ, в отличии от других юридических памятников, сохранял свою действенность на протяжении нескольких столетий, значительно пережив и Киевскую Русь, государ­ство, в котором этот документ был составлен и в тоже время стал одним из основных источников в создании кодифика­ционных актов ХУ1-ХУП веков в России и Литве. Позднее, в период пребывании Украины в составе Вели­кого Княжества Литовского и Речи Посполитой были соз­даны Литовские статуты (редакции 1529, 1566 и 1588 го-2021 дов). Эти документы были разработаны как правовые акты многонационального государства, в них широко использо­валось обычаевое право всех народов, которое жили на территории этого государства. Другим важнейшим источником права на украинской земле было Магдебурское право, которое характеризовалось правом самоуправления. Оно возникло в немецком городе Магдебурге в XIII столетии. Пользовались нормами этого права украинские города Львов, Киев, Станислав и другие. В период юридического оформления присоединения Украины к России были подготовлены-нормативные акты, вошедшие в историю конституционализма как «Мартовские статьи» (1654). Этот документ определял автономию Укра­ины в данном союзе. Одним из важнейших правовых памятников нашего на­рода является, составленная в 1710 году, идейным после­дователем гетмана И.Мазепы П.Орликом, Конституция украинского народа («Пакты и Конституции законов и вольностей Войска Запорожского»). Важной особенностью этого документа являлось то, что он: определял границы Украинского государства; устанавливал народный суверенитет; обеспечивал демократические права человека; провозглашал триединую структуру государственной власти (законодательную, исполнительную и судебную); определял принципы внутренней


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алгебра и алгебраические системы
Реферат Алгоритм нахождения простых чисел
Реферат Тема любви в рассказе Бунина Темные аллеи
Реферат Алгоритм раскраски графа (точный)
Реферат Экзопланеты: история открытия и современные достижения
Реферат Становление инфраструктуры институциональной устойчивости сферы социально-бытового обслуживания населения региона
Реферат Социальные факторы риска здоровью: теоретико-методологические проблемы анализа
Реферат Литература - Педиатрия (ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ)
Реферат Patty Hearst Trial Essay Research Paper Camden
Реферат Ethics In Management Essay Research Paper Ethics
Реферат Sleep Disturbance Dementia Essay Research Paper Understanding
Реферат Оценка эффективности интенсификации сельскохозяйственного производства
Реферат Pollution In Europe Essay Research Paper Water
Реферат Праздник Сретения Господня в литургическом освещении
Реферат Антикризисное управление риском 2