Дата: 03.09.2009ПЕЧАТНАЯ ВЕРСИЯhttp://www.strategy.com.ua/article.aspx?column=20&article=1075 Менеджмент в условиях кризисаПривычка думать, что «все идет как по маслу», — основная причина наших бед. Когда в 1930-х самыми крупными воздушными кораблями были дирижабли, все были уверены в их безопасности. Все шло как по маслу до тех пор, ока в мае в 1937 г. дирижабль «Гинденбург» не взорвался в небе. «Если на борту стоят самые современные датчики, не важно, как точно они отслеживают все воздушные ямы, — рассказывает Ричард Румельт, профессор UCLA Anderson School of Management (США), в интервью для McKinsey Quaterly. — Датчики не могут предсказать настоящую катастрофу, если недостатки в самой конструкции». Эксперты спецпроекта «Менеджмент в условиях кризиса» — это те, кто может отказаться от старых ненужных привычек. Они поделились своим опытом работы в условиях неопределенности и секретами стратегий обновления.Олег Спилка председатель наблюдательного совета НАСК «Оранта»^ Стратегия как жизнь Любая из стратегий сегодня реализуема, если в ней заложен самый основной и главный постулат — бизнес должен быть прибыльным. Что бы ты ни делал, какие бы цели по захвату рынка, увеличению своей доли, расширению продуктовой линейки, наращиванию каналов продаж перед собой ни ставил, во главе угла должна быть прибыль. Если же стратегия сводится лишь к захвату рынка, но не заканчивается прибыльной деятельностью, тогда она на сегодняшний день обречена. Только баланс между показателями роста и прибыльности делает компанию устойчивой. Еще один элемент устойчивости — отношение компании к рискам. Ни в коем случае нельзя говорить об устойчивости стратегии и соответственно устойчивости компании, если компания не ответила на вопросы о том, что произойдет и как она будет действовать, если стануть очевидными те или иные риски. Не менее важный принцип, который должен быть заложен сегодня в любую стратегию, — диверсификация. Во-первых, диверсификация продуктовой линейки не должна быть монопродуктовой. Во-вторых, не должно существовать моноканалов продаж продуктов, иначе при закрытии одного канала ты потеряешь во всем бизнесе. В-третьих, необходимо позиционировать компанию в разных сегментах клиентов. Стратегия не будет успешной, если она не предполагает постоянный поиск новых возможностей. Есть бизнесы, которые каждый месяц оказываются в минусе. Но что они делают для того, чтобы расширить свои возможности? Как правило, ничего. Думаю, все дело в том, что многие топ-менеджеры и собственники подвержены депрессии вследствие усталости от каждодневной борьбы. Лично я считаю, что кризис — очень хорошая вещь. Если бы не он, то куда бы мы скатились? Через пару лет в Борисполе цены на жилье были бы $20 тыс. за кв. м. Западные банки давали бы рефинансирование или покупали бы облигации под честное слово. Полная девальвация всего — валют, подходов к риску, ведению бизнеса. Девальвация конкуренции в конце концов. Я не хочу, естественно, высшей формы проявления кризиса — не дай бог, но кризис, имеющий место сегодня, объективен. И тот, кто хочет выжить, должен сделать правильные выводы, а сделав их, правильно выстраивать свой бизнес. У компаний, которые считают, что сейчас не время стратегий, по-моему, проблемы с самоопределением. Строить планы на два-три месяца, значит, действовать на авось. А что делать потом, когда это время пройдет, — замок амбарный повесить? В такой ситуации компания идет вниз. И не только по финансовым показателям. Финансы в данном контексте вещь второстепенная. С другой стороны, организации все же чем-то руководствуются, куда-то движутся даже тогда, когда говорят, что у них нет стратегии. Их проблема в очень серьезном разрыве между тем, что они планировали, и тем, что сегодня реально происходит. Стратегия — это сама жизнь компании, живой организм, который в условиях кризиса должен изменяться каждый квартал, потому что постоянная актуализация планов очень важна.