ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 4-5 классы4 класс 1. Россия – наша Родина 2. Православие и культура 3 Отношения Бога и человека в православии 4 Православная молитва 5 Библия и Евангелие 6 Проповедь Христа 7 Христос и Его Крест 8 Пасха 9. Православное учение о человеке 10. Совесть и раскаяние 11. Заповеди 12. Милосердие 13. Золотое правило этики 14. Храм 15. Икона1 (18) Как христианство пришло на Русь 2 (19). Подвиг 3 (20). Заповеди блаженств 4 (21). Зачем творить добро? 5 (22). Чудо в жизни христианина 6 (23). Православие о Божием суде. 7 (24) Таинство Причастия 8 (25). Монастырь 9 (26). Христианское отношение к природе 10 (27). Христианская семья 11 (28). Защита Отечества 12 (29). Христианин в труде^ Урок 2. Православие и культураВы узнаете - Что человек вкладывает в культуру - Какие мысли несет религияНе всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину. Сначала я здесь появляюсь на свет. Потом узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами. С первых дней своей жизни вокруг меня родные люди. Постепенно их круг расширялся. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне пришло понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна. Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. Даже не зная друг друга, мы все равно в чем-то зависим друг от друга. Вот пятьдесят лет назад один молодой и никому неизвестный летчик взлетел над землей. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И до сих пор мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта. Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие. Что же нас объединяет? Общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура. В человеке есть что-то, что роднит нас с животными. Например, необходимость еды или сна. Но есть такие действия людей, которые нельзя объяснить просто желаниями тела. Тело хочет еды. Но оно же не требует приготовить именно блины или пельмени. Поэтому национальная кухня – это часть национальной культуры. Тело требует тепла и защиты. Но как именно будет украшена одежда – решает не тело, а ум и вкус. Поэтому национальная одежда – тоже часть культуры. Культура – это такие поступки людей, которые не встречаются у животных. И поэтому самое важное в культуре - это мотивы вот таких, своеобразно-человеческих поступков. Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе. Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина. Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры. Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда. Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры. Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!^ Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.По отчеству зовут даже крестьян.Черный хлеб любят больше белого.Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.^ На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке. Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего. И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. В том числе – люди, по разному представляющие себе отношения человека и Бога. То есть – люди разных религий. Россия стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. Народы, живущие в России, из поколения в поколение передавали свои культуры. Мы начинаем разговор о тех гранях этих культур, которые передавались через традиционные религии народов нашего Отечества. На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры. Ну, а поскольку культура - это то, что отличает человека от животных, значит, мы будем знакомиться с самими собой. Это называется – «самопознание». Самое ценное, что есть в России – это её люди. Самое ценное, что создается в православной культуре – это внутренний мир православного человека. О том, каким становится человек православной культуры, мы и будем говорить. Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры православной религии. Например, русское слово «спасибо» – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.ВРЕЗКА В копилку русского языка Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо-графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». В первом значение этот корень знаком нам по слову «пара-докс» (греческое «пара-» означает «вне», и все слово парадокс означает «немыслимое», «непредставимое»). Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный.РОССИИТебе Бог дал свое призванье, Тебе Он светлый дал удел:Хранить для мира достоянье Высоких жертв и чистых дел;Хранить племен святое братство, Любви живительный сосуд, И веры пламенной богатство, И правду, и бескровный суд.О, вспомни свой удел высокий, Былое в сердце воскреси И в нем сокрытого глубоко Ты духа жизни допроси! Внимай ему, и все народы Обняв любовию своей, -Скажи им таинство свободы, Сиянье веры им пролей!(Алексей Хомяков 1839)Вопросы: 1. Что такое культура и религия? Какова связь между ними? 2. Что значит быть православным человеком? 3. Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди (выбери правильный ответ) 4. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это? Урок 3. Отношения Бога и человека в православии Вы узнаете: - Какие дары Бог дал человеку - Как вера в Бога может влиять на поступки людейСначала размышляем сами Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда говорят: «Слава Богу!». Или восклицают «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, собирая вас в путь, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!». Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.Множество детских рук почему-то было протянуто к Ваниной груди. За этими руками совсем не было видно котенка, которого, собственно, руки и хотели погладить. Еще за две минуты до этого котенок пугливо сидел на дереве, а на него недобро бродячая собака. Ребята пробовали отогнать пса от малыша своими приказами, но бродячий хулиган, невесть откуда взявшийся на школьном дворе, отчего-то их не слушался. И тогда Ваня решительно шагнул вперед, прошел сквозь лающее кольцо, снял котенка с дерева и прибежал с ним к порогу школы. Наигравшись с котенком, 4 класс теперь перевел взгляды на самого Ваню: - А тебе не страшно было? - Страшно… - Собака такая большая, а ты ведь побежал к ней один! - Я был не один… Ванин ответ настолько противоречил тому, что весь класс видел своими глазами, что все в недоумении замолчали. Ване стало очень неловко, и он еле слышно сказал: - Просто я кое-что вспомнил… - Вспомнил? Что? О чем? Кого? - наперебой загалдели друзья. - Вспомнил, что с Богом бояться не надо. Ребята в недоумении замолчали. Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка: - Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было! Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным: - В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог… Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал: - Ну не смогу я это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно чувствую что-то доброе… Слова Вани скорее порождали новые вопросы… А с серьезными вопросами школьники обращаются к учителям. А тут как раз школьная дверь приоткрылась и из нее вышел хозяин самой загадочной комнаты в школе – учитель физики. Как его зовут, четвероклассники еще не знали. Как и не знали они, что такое «физика». Но всякие штучки, которыми блестел класс с табличкой «кабинет физики» были для них уж очень привлекательны. Вот к нему и бросились ребята с вопросом – «Что такое Бог?!» Учитель ответил по ученому: - Мир культуры – это мир человеческих творений. Однако и в былые века и сегодня есть немало людей (в том числе и выдающихся ученых), которые полагают, что и сам мир приролды – это тоже творение. Правда, не человеческое, а Божественное. Эти люди Творцом всего мира и человеческого рода считают Бога. Отношения человека и созданной им культуры они переносят на отношения мира и Бога. Они говорят: представьте себе модель Солнечной системы. Это как бы глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник-солнце. Вокруг шарика, обозначающего нашу Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания. Могла ли такая модель возникнуть сама собой, или у нее есть автор – мастер, который ее придумал и изготовил? Может эти прутики и шарики появились постепенно? Может, шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились? А центральный шарик решил еще и засветиться? Но если даже для простой игрушки все же нужен творец, то, по убеждению религиозных людей, тем более Творец необходим для создания нашего огромного сложнейшего и прекрасного мира. Я и сам считаю, что Бог дал миру законы природы. А человеку он дал законы добра. Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна. Но если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым? Вот Ваня палкой отогнал собаку. Он свободно решился на этот поступок и его поступок стал добрым. Котенку, которого защитила Ванина палка, тоже стало лучше. Ну а сама-то палка разве стала от этого чем-то лучше? Вот и человек если действует несвободно как бездумная палка в чьих-то руках, не может стать лучше. Добро рождается только тогда, когда человек сам свободно выбрал свой поступок. Поэтому ради умножения добра человеку Бог дал ещё и свободу. Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому к свободе полагается еще и разум. Но если рядом с умом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому людям также даны совесть, доброта, любовь. Ну, а тот, кто такие дары дает, сам, конечно, ими обладает. Итак, можно сказать, что Бог - это свободный и разумный Творец, Который создал мир и любит Свое творение. Поэтому Бога называют ещё Творцом и Любовью. Тут подошла учительница русского языка и присоединилась к беседе: - Честно говоря, в моей жизни Бог мне не встречался. Но хорошо, что вам интересна религиозная культура. Я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки… Но самое главное – человек всегда сам постепенно становится похож на то, во что он верит. Великий итальянский поэт Данте именно о Боге сказал, что это – «Любовь, что движет солнце и светила». Если человек именно так представляет себе Бога, если он верит в любовь и в любящего Бога, он и сам становится светлее. И ещё всё, что связано с именем Бога, - продолжила учительница, - даже на письме оформляется особым образом! Загляните в нашу «Копилку знаний». – А Бог сам сказал, что его надо звать Богом? - поспешила уточнить Лена. – Нет, это слово, созданное людьми. В русский язык оно вошло из очень древнего языка, на котором несколько тысяч лет назад говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем языке бага или бхага означало – доля, порция, удел, часть. В том числе – богатство. Затем же это слово стало обозначать Того, Кто распределяет эти дары, то есть самого Бога. - А сейчас Бог нас видит? Физик авторитетно подтвердил: - Пожалуй, да. Дети стали тревожно осматриваться… - Так Бог за нами подглядывает! Привыкший к точности физик не согласился: - Нет! Подглядывать значит делать что-то втайне. А Бог и не скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты – это же не шпионство! - А откуда мы можем знать, что Бог любит нас? - Все, что касается любви, не объяснить одними словами. Но люди как-то умеют это ощущать. Наверно, если бы Ваня не верил и не чувствовал, что он любим и храним Богом – он бы и к собаке не решился подойти. Правда, Вань? Ответа никто не услышал. Ваня так смутился от того, что его тайна вышла наружу, что незаметно убежал. Похоже, что и котенка он унес с собою.^ ЭТО ИНТЕРЕСНО Большая буква Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы. Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…». Более того - любое слово, если оно подразумевает Бога, также пишется с большой буквы. Так можно различить, идет ли речь о человеке или о Боге. Например: – «я обратился к создателю этого фильма» и «я обратился к Создателю». Если написать слова «Любимый» и «Единственный» с больших букв, то они тоже станут относиться к Богу. Потеря большой буквы может чрезвычайно изменить смысл текста. В зависимости от того, поставите вы малую букву или большую, получится обращение к другу или к Богу: Ты значил все в судьбе моей. Потом пришла война, разруха. И долго-долго о (Т,т)ебе Ни слуху не было, ни духу. Но чрез много-много лет Твой голос вновь меня встревожил Всю ночь читал я (Т,т)вой завет И как от обморока ожил. (Борис Пастернак) ВРЕЗКАИ просветлел мой темный взор, И стал мне виден мир незримый, И слышит ухо с этих пор, Что для других неуловимо. И вещим сердцем понял я, Что все рожденное от Слова*, Лучи любви кругом лия, К нему вернуться жаждет снова; И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало.(Алексей Толстой 1852)* Слово с большой буквы – это Бог^ Творящая тишина Бесшумно проносятся птицы, Бесшумно плывут облака, Бесшумно листок шевелится Под лёгкой рукой ветерка. Бесшумно струится паденье Лучей с голубой высоты, Бесшумно идёт превращенье Набухших бутонов в цветы. Развилины яблонь ветвистых Тяжёлые яблоки гнут, И медленно сок сахаристый Ствола материнского пьют. Весь сад плодоносит и дышит, В нём мир и покой без конца, И в солнечном этом затишье Творящая сила Отца! (Александр Солодовников)* Слово с большой буквы – это БогВопросы и задания: 1. Почему Бога называют Творцом? 2. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? 3. Каким ты представляешь Ваню? Знаком ли Ване страх? 4. Почему Ваня не испугался стаи собак? Что придало ему отваги и смелости? 5. Какую силу имела в виду учительница русского языка 6. Что вы слышали о Боге? От кого? 7. Какие дела и действия люди приписывают Богу? 8. Как называются люди, которые верят в существование Бога? 9. Какое чувство испытывают такие люди, думая о Боге? 10. Можно ли назвать Ваню религиозным человеком? Как его религиозные убеждения проявились в его поступке? 11. Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение? Кто хранит у-богого? Можно ли сказать, что убогий — тот, кто находится у Бога, с Богом? 12. «Я больше не хочу как прежде жить, я больше не хочу тебя терять…». Какие буквы надо изменить в этих строках, чтобы речь к другу превратилась в молитву? 13. Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?^ Поговорим по душам. Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?Урок 3-а (вариант) Христиане, мусульмане и люди многих других религий убеждены в том, что отношения Бога и мироздания можно уподобить отношениям поэта и созданной им книги. Мир – это книга. Бог – ее автор. Бог создал мир – и потому мир зависит от Бога. Но Бог не зависит от мира. Он свободен. Для обозначения этой свободы есть слово «потусторонний». Бог дал миру законы, но сам остается по ту сторону их действия. Толкиен, автор «Властелина колец» придумал особые языки и народы – эльфов и гномов. Но сам он остался англичанином и никто не мог заставить его говорить с кем-то именно на «эльфийском языке». Но когда и если Толкиен сам этого хотел – он мог составить фразу и по эльфийски. Вот так свободен и Бог. Никто и ничто не может Его понудить к какому-то поступку. Если Он создал мир – это потому, что Он сам так захотел, а не потому, что была какая-то причина, оказавшая на Него давление. Свобода – это когда на тебя никто не давит. Сво-бода - это «свой быт». Со словом «Бог» мудрецы связывают представление о высшей и абсолютной свободе. Это чистая Мысль, в которую никто не вмешивается. Такая свобода может быть полной только при условии, если у нее нет теснящих и ограничивающих ее «соседей» - других богов. Поэтому совершенно свободный и подлинный Бог может только один. Свобода может быть столь совершенной только при условии, если ее не подпирает и не ограничивает причина ее собственного существования. Ведь причина есть до своего следствия и причина не зависит от своего следствия. Бог же - творец всего. Ничего независимого от Него и существующего до Него быть не может. Иначе именно оно и стало бы с полным правом называться именем Бога. Бог, который стал существовать по какой-то причине, Бог ограниченный теряет большую Букву в своем имени и становится «богом», одним из духов. Поэтому словом Бог обозначается такое существование, у которого нет причины. Бог создал все, а Его не создал никто. Вместе с миром Бог создал и время. Поэтому не было времени до начала нашей Вселенной. Время есть там, где что-то меняется и происходит. Бог стал создавать мир – вот первая перемена а, значит, и первое мгновение времени. Сам Бог вне мира и вне времени. То, что не причастно времени, называется Вечность. А еще Богу не нужно тело. Ведь в теле постоянно что-то строится, переносится с места на место, меняется. Там, где есть живое тело, обязательно есть перемены, а, значит, и время. Мы живем в теле и во времени, мы зависим друг от друга и даже от погоды, и поэтому нам очень трудно представить Бога. Поэтому пока просто скажем: Бог - это мысль, которая свободна и полна любви. И эта мысль свободно пожелала, чтобы кроме нее и в некотором смысле вне нее появились мы, разные и не всегда послушные. Мы не просто придуманные персонажи кем-то сочиненной сказки. От своей свободы Бог подарил человеку ее частицу. Мы, конечно, не так свободны, как сам Творец. Но и мы многое можем выбирать. А поскольку наша мысль не столь чиста и совершенна, как мысль Бога, мы можем ошибаться. Не всегда наш выбор оказывается удачен. И поэтому разная «доля» выпадает нам. Мы живем в Книге Бога (в мире), но при этом можем вести себя совсем не так, как хотелось бы Автору этой книги. Иногда мы даже Бога доводим до слез.Вопросы Почему Бога можно назвать поэтом? Что такое свобода?Урок 4. Православная молитва Вы узнаете: - Что такое православие - Что значит слово благодать - Кто такие святые^ СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ 1. Давайте запишем тему урока. Обозначьте корни в слове «православие». Подумайте, что может означать слово «православие»? 2. Каково значение слова молитва? Давайте найдём 6 слов, которые являются родственными слову «молитва», запишем их на доске и затем в тетради: молчать, мольба, молотить, умолять, молодой, молния, молитвенный, молотый, молебен, молочный, молитвослов, молиться.В Ванином классе новость: новый предмет и новый учитель. Предмет называется «Основы православной культуры». А учитель – Татьяна Петровна. Каждый учитель на каждом уроке приносит с собой новые слова. Первое новое слово, которое принесла в класс Татьяна Петровна – это слово православие. Кого же славят право-славные? Природу? Погоду? Моду? На самом деле речь идет об отношении человека к Богу. Бога нельзя увидеть. Как не увидеть радиоволны. Но они становятся слышны, если есть радиоприемник. Представьте: вы попали на какой-то остров, где туземцы никогда не слышали и не видели радио. У вас же оно есть. Вы его слушаете, а люди вокруг удивляются, совсем как Карлсон: "А как это так много разных людей ухитрилось залезть в такую маленькую коробочку?". Радиоволны достигали этого острова до того, как вы туда попали? Да. Почему же местные жители не слышали их? Вот так и с Богом. Он действует всюду. Действия Бога в природе и в мире людей называются «Дух Божий» или «благодать». Но не у всех есть достаточно чувствительные приемники, чтобы Его почувствовать. Тут ведь нужно не радио и даже не телевизор. Бога чувствуют сердцем. Как чувствуем мы, что вот этот человек добрый, а от того лучше держаться подальше. Так сердце может почувствовать - Бог рядом с нами... Телевизор можно просто включить и простым нажатием кнопки приказать ему работать. А Богу люди не приказывают. Слово православие означает это умение правильно славить Бога, то есть молиться. Что значит молить или умолять? Человек может: - намекать. - требовать. - просить исполнить обещание. Умоляют же тогда, когда у просителя нет силы, чтобы осуществить желаемое. Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва. Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает некие заклинания и формулы, которые навяжут его волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях это считается недостойным и опасным путем. У православных людей есть три вида молитвы. Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи». Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите. Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость. Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом. Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Иногда такая славословящая молитва даже не нуждается в понимании произносимых слов (в православных храмах часто поют «Аллилуйя»: по еврейски это означает «Слава Богу!» но эта песнь радости остается без перевода). Так радоваться можно только при личной встрече. Просить Бога можно издалека. Лик-овать о Боге можно только при встрече лицом-к-лицу. Смысл православия и состоит в том, чтобы возвести человека к такому состоянию, когда Бог становится для него очевидностью. Чтобы, прикоснувшись к нему, сердце само запело. В этой молитве нет никакого эгоизма (2). Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель? И хотя эти источники радости нельзя положить в карман и унести, можно унести с собой радость, которую они породили. Так и православный человек молится ради радости: - он просит о том, чтобы Бог был с ним на его жизненном пути; - он славословит и ликует в ту минуту, когда он чувствует присутствие Создателя; - он благодарит за то, что ощутил любящую заботу Бога о нем. Православный человек может молиться в разных обстоятельствах. Он может молиться в беде и в радости. В одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте: дома, в храме, на природе, в метро или автобусе. Даже находясь среди людей, человек может молиться про себя, и этот его внутренний разговор с Богом никому не будет заметен. Но нельзя в молитве желать боли и зла другому человеку. Это и не православно и не логично: Бог есть Любовь, а как же можно Любовь просить о ниспослании зла?! Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми. Православные люди убеждены, что Бог общается с людьми через Свою благодать. Благодать действует в сердцах людей, очищая их и приводя их к святости. Поэтому для православных слова и поступки святых христиан очень значимы. Действия Божией благодати, воплощенные в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых вместе называются православное Предание (слово предание в русском языке означает то же самое что слово традиция в латыни). ... На перемене ребята окружили Ваню: - А ты тоже чувствовал Бога? Ты видел Его? - Нет, - признался Ваня. – Света я не видел. И сам не сиял. Но иногда после молитвы и в самом деле на сердце бывает хорошо и тепло. Ребята, вы меня простите, но мне священник сказал, что одна из основ православной культуры – не рассказывать о том, что Бог тебе подарил. Можно похвастаться новой книгой или телефоном. Но если хвастаться Божиими дарами, то сердце сбивается с той волны, на которой только и можно эти дары получать. И тогда эти дары исчезают. И ты хвастаешься тем, чего у тебя уже нет.Врезка АЛЛИЛУЙЯ Это слово вошло в русский язык из древне-еврейского языка. Оно означает «Слава Богу!». ЭГОИЗМ Это слово происходит от латинского слова «эго» – «я». По русски можно было бы сказать: ячество. Это стремление человека всегда думать только о своей пользе, забывая о других людях.Вопросы: 1. Что значит слово «молиться»? 2. Что означает слово православие? 3. «Я больше не хочу как прежде жить, я больше не хочу тебя терять…». Какие буквы надо изменить в этих строках, чтобы речь к другу превратилась в молитву?^ Поговорим по душам. Бывают ли такие подарки, которые нельзя увидеть и пощупать? Можно ли подарить человеку хорошее настроение? Приведи примеры такой радости.Урок 4-а Отче наш Вы узнаете: - Как молилась Герда - О чем христиане просят Бога - Что такое искушение^ СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ 1. По названию урока догадайтесь, чему он будет посвящен 2. Почему в старину говорили «знать, как Отче наш»? Встречали ли вы это выражение раньше?Мы все помним сказку про «Снежную Королеву». Но все ли мы в ней понимаем? Помните ли вы, как Снежная королева похитила мальчика Кая? «На площади появились большие белые сани. Кай живо привязал к ним свои маленькие салазки и покатил. Большие сани понеслись быстрее и вскоре свернули с площади в переулок. Мальчик попытался скинуть веревку, которую он зацепил за большие сани. Это не помогло: салазки его словно приросли к саням и все так же неслись вихрем. Кай громко закричал, но никто его не услышал. Метель бушевала, а сани все мчались, ныряя в сугробах. Кай дрожал от страха, он хотел прочесть “Отче наш”, но в уме у него вертелась только таблица умножения». А вот Герда на пороге ледяного дворца. «Она побежала вперед что было мочи; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние — нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями. Герда принялась читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы». Как же Герда победила ледяную армию? Андерсон написал: Герда принялась читать “Отче наш”. Итак, Кай не смог вспомнить «Отче наш» - и его сердце Снежная Королева превратила в льдышку. Герда вспомнила «Отче наш» - и вырвала и себя и брата из плена. Так что же такое «Отче наш»? Это очень известная молитва, название которой образовано от ее первых слов. Полностью она звучит так: Отче наш, иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире. Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Это слово, хорошо знакомое нам. Просто оно обрело необычный вид – вид падежа, который называется «звательным». Перед вами не русский, а церковно-славянский язык. В нем, если кого-то зовут, к кому-то обращаются, то его имя ставят в звательном падеже. Поэтому детско-дружеское имя сначала надо перевести в его взросло-серьезный вид, а потом уже в форму звательного падежа. Например, Колю «звать» надо – Николае. Алешу – Алексие. Нину – Нино. Мариночку – Марино. Ваню - Иоанне. Олю – Ольго. Учителя зовут – «Учителю!». В русском языке только два слова сохранили эти старые формы звательного падежа. Это слова «Бог» («Боже!») и «Господь» («Господи!»). Итак, молитва Герды начинается с обращения к отцу. Но к чьему же отцу это обращение? Мы часто слышим очень верные и хорошие слова о том, что все люди – братья. Но ведь для того, чтобы Ваня был братом Тане, нужно, чтобы у них был один и тот же папа. Можете ли вы сказать, то все ваши одноклассники – дети вашего папы? Нет? Но если мы не можем на земле найти одного общего отца для всех детей планеты, а все люди, тем не менее – братья и сестры, значит, этот наш общий отец – на Небе. Именно Бога, создавшего всех людей, Христос и предлагает называть с семейной теплотой и любовью – Отцом. Причем не просто Его и только Его Отцом. Но – нашим, общим. Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение. Слово «иже» означает «который». «Еси» - значит «ты есть». «На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В религиозных текстах небо – это то, что выше человека. То, что лучше нас. Как сердце в понимании врачей и поэтов – не одно и то же, так и небо - не одно и то же в понимании поэтов и астрономов. В молитвах Небо –это указание на Бога или на тех самых мир тех самых ангелов, которые пришли на пом