Реферат по предмету "Биология"


Основные этапы индивидуального развития человека

План


1. Основные этапы индивидуального развития человека (онтогенеза) 3


2. Промежуточный мозг, его пределы, внешнее и внутреннее строение, функция. 3-й желудочек - полость промежуточного мозга. 7


3. Анализаторы. Общая характеристика и строение. 10


Список литературы: 14


1. Основные этапы индивидуального развития человека (онтогенеза)


Развитие организма человека. Индивидуальное развитие человека (онтогенез) начинается с момента оплодотворения, когда происходит слияние женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид) половых клеток. Начальные этапы развития протекают в половых путях женщины, поэтому весь онтогенез принято делить на пренаталъный и постнатальный (от лат. natus — роды) периоды, т. е. дородовой и послеродовой.


В пренатальном (внутриутробном) периоде онтогенеза в свою очередь выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный (феталъный) периоды. Первый длится 2 месяца, второй — с 3-го по 9-й включительно (рис. 1).


В эмбриональном периоде происходит увеличение числа клеток, которые постепенно дифференцируются в зачатки всех типов тканей (гистогенез). В течение второго месяца внутриутробного развития образуются органы (органогенез); в основных чертах формируются части тела: голова, шея, туловище и конечности. С 3-го месяца начинается интенсивный рост и развитие тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.


С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума характеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела (рис. 2).


Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно. Ускоренный рост наблюдается в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 11-12 до 15—16 лет), при этом изменяются и основные пропорции тела. Параллельно с ростом наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается и наступает относительно стабильный период существования — зрелый возраст. После 55—60 лет человек начинает постепенно стареть, и в ряде органов возникают склеротические изменения. Это в свою очередь вызывает снижение различных функций организма.


С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его адаптация к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования. Физическое развитие индивидуума характеризуется весом, ростом и размерами отдельных частей тела (рис. 2). Эти показатели в течение жизни изменяются неравномерно.


Ускоренный рост наблюдается в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 11-12 до 15—16 лет), при этом изменяются и основные пропорции тела. Параллельно с ростом наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах. Примерно к 20-25 годам рост человека прекращается и наступает относительно стабильный период существования — зрелый возраст. После 55—60 лет человек начинает постепенно стареть, и в ряде органов возникают склеротические изменения. Это в свою очередь вызывает снижение различных функций организма.


В процессе развития и роста организма и формирования его нервной системы меняется характер и уровень потребностей человека. У новорожденного доминируют витальные потребности, связанные с осуществлением жизненно важных функций: питания, дыхания, сна и т. п. Постепенно формируются и интенсивно развиваются разнообразные физиологические потребности, связанные с перемещением в пространстве, с усвоением различных пищевых веществ, ростом и развитием, а также самостоятельным выполнением и произвольным регулированием физиологических функций. Сравнительно рано, уже на первом году жизни, начинают формироваться познавательные потребности, особенно в период раннего детства (1-3 года) и позднее на протяжении дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Формирование социально-коммуникативных потребностей занимает довольно длительный период онтогенеза, включая зрелую жизнь индивидуума.


В период полового созревания в развитии личности субъекта доминируют социально-коммуникативные потребности. Вершиной в развитии личности являются творческие потребности, связанные с накоплением новых знаний и культурных ценностей. Начало формирования этих потребностей следует отнести к концу раннего детства и переходу к дошкольному периоду развития. Однако доминирующей мотивационной основой они могут стать позднее, когда личность человека уже сформирована, и наступает период зрелого существования.


2. Промежуточный мозг, его пределы, внешнее и внутреннее строение, функция. 3-й желудочек - полость промежуточного мозга.


Промежуточный мозг (diencephalon) располагается между конечным и средним мозгом. На основании мозга его граница спереди проходит по передней поверхности перекреста зрительных нервов, переднему краю заднего продырявленного вещества и зрительным трактам, а сзади — по краю ножек мозга. На дорсальной поверхности передней границей является терминальная полоска, отделяющая промежуточный мозг от конечного мозга, а задней границей — борозда, отделяющая промежуточный мозг от верхних холмиков среднего мозга. На сагиттальном срезе промежуточный мозг виден под мозолистым телом и сводом (рис. 3).


Внешнее строение:


Собственно таламус – овоидной формы образование, его медиальные поверхности ограничивают полость Ш желудочка, а верхняя – служит дном центральной части бокового желудочка.


Метаталамус – представлен латеральным и медиальным коленчатыми телами, которые ручками соединяются с верхними и нижними холмиками крыши среднего мозга, являясь одновременно с ними подкорковыми центрами зрения и слуха.


Эпиталамус – включает шишковидное тело (эпифиз) с прилегающими к нему образованиями – поводками, треугольниками поводков, спайкой поводков, эпиталамической спайкой.


Гипоталамус – нижние отделы промежуточного мозга. К нему относятся зрительный перекрест, зрительный тракт, серый бугор с воронкой и гипофизом, сосцевидные тела.


Дорсальный отдел промежуточного мозга представляет собой филогенетически более молодой таламический мозг, являющийся высшим подкорковым сенсорным центром, в котором переключаются практически все афферентные пути, несущие сенсорную информацию от органов тела и органов чувств. Вентральный отдел, гипоталамус, более старое в филогенетическом отношении образование, играет роль высшего центра регуляции вегетативных функций организма.


Таламический мозг в свою очередь подразделяется на парные образования — талaмус (зрительный бугор), метаталамус (заталамическая область), эпиталамус (надталамическая область) и субталамус (подталамическая область).


Межуточный, или промежуточный, мозг (diencephalon), может рассматриваться как оральный отдел мозгового ствола. Он находится между полушариями большого мозга. Основною массу его составляют зрительные бугры (thalami). Межуточный мозг также содержит зрительный перекрест, зрительный тракт, сосцевидные тела, серый бугор с воронкой и гипофизом, шишковидные тела.


Кроме того, к межуточному мозгу относятся его отделы, расположенные позади зрительных бугров, над зрительными буграми и под ними, составляющие соответственно забугорье (metathalamus), надбугорье (epithalamus) и подбугорье (hypothalamus). В состав надбугорья входит эпифиз, к подбугорью примыкает гипофиз. К межуточному мозгу относятся также зрительные нервы, хиазма и зрительные тракты - составные части зрительного анализ затора. Полостью межуточного мозга является третий мозговой желудочек - остаток полости первичного переднего мозгового пузыря, из которого в процессе онтогенеза формируется межуточный мозг.


Третий желудочек представляет собой расположенную в центре головного мозга узкую вертикальную щель. Через отверстия Монро он сообщается с боковыми желудочками, а через сильвиев водопровод - с четвертым желудочком мозга. Верхнюю стенку третьего желудочка составляют относящиеся к большому мозгу свод (fornix) и мозолистое тело (corpus callosum), а в задней ее части - образования надбугорья. Передняя стенка сформирована ножками свода, ограничивающими спереди межжелудочковые отверстия Монро (foramen interven-triculare), передней мозговой спайкой и конечной пластинкой. Боковые стенки третьего желудочка составляют медиальные поверхности зрительных бугров, соединенные друг с другом серой спайкой (adhesio interthalamica). Нижние части боковых поверхностей, и дно третьего желудочка состоят из образований, относящихся к гипоталамическому отделу межуточного мозга.


Границы. Вентрально: спереди – передняя поверхность зрительного перекреста, сзади – передний край заднего продырявленного вещества. Дорсально: спереди – терминальная полоска отделяет таламус от производных конечного мозга (от внутренней капсулы), сзади – передний край верхних холмиков.


3. Анализаторы. Общая характеристика и строение


Сенсорная (чувствительная) информация играет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Она поступает в нервную систему различными путями. Через кожный покров и от органов чувств идет поток внешней (экстероцептивной) информации, сигнализирующий о состоянии внешней среды. От внутренних органов идут потоки информации, касающиеся состояния внутренней среды организма; это — интероцептивная чувствительность. Важное место в этих потоках сенсорной информации занимает проприоцептивная чувствительность, связанная с состоянием исполнительных органов — мышц и суставов. Проприоцептивная чувствительность составляет важное звено обратной связи нервной системы с исполнительными органами, посредством которой осуществляется коррекция двигательных реакций организма в зависимости от достигнутого результата.


В передаче и анализе сенсорной информации принимают участие многие нервные структуры. Совокупность всех нервных образований ЦНС и ПНС, осуществляющих восприятие и анализ сенсорной информации, исходящей из внешней и внутренней сред организма, И.П.Павлов назвал анализаторами.


Анализаторы имеют общий план строения (рис. 4). В каждом из них выделяют три отдела, перечисленные ниже.



Рис. 4. Общий план строения анализатора.


• Рецепторный отдел, ответственный за опознание специфических раздражителей и преобразование их воздействия в нервное возбуждение. Различают экстерорецепторы (экстероцепторы), воспринимающие раздражения из внешней среды, проприорецепторы (проприоцепторы), воспринимающие раздражения, возникающие в мышцах и суставах, и интерорецепторы (интероцепторы), воспринимающие раздражения от внутренних органов и сосудов.


• Проводниковый отдел, обеспечивающий многоэтапную передачу нервного возбуждения по соответствующим нервам и трактам через ряд ядерных (подкорковых) нервных центров. Проводниковый отдел любого анализатора представлен не только различными ядрами ствола мозга и таламуса и их проекциями к соответствующим областям коры мозга, но и такими образованиями, как ретикулярная формация, структуры лимбической системы, мозжечок, которые принимают непосредственное участие в обработке сенсорной информации.


По мере передачи сенсорной информации от одного нервного центра к другому осуществляется ее последовательный анализ, в результате чего в организме возникает ощущение, или чувствование.


• Корковый отдел (корковый конец анализатора), находящийся в коре мозга. Каждый анализатор имеет свою преимущественную локализацию в коре мозга. Так, корковое ядро двигательного анализатора расположено в лобной доле, зрительного — в затылочной доле и т. д. В коре происходит анализ полученных раздражений с учетом субъективного переживания воспринимаемой сенсорной информации, т. е. формируется осознанное ощущение и происходит его восприятие.


Таким образом, чувствование, а вместе с ним и восприятие ощущения, представляют собой сложные многоэтапные процессы, при реализации которых имеет место функциональное объединение (интеграция) различных структур мозга. На уровне рецепторов происходит опознание раздражений (рецепция), поступающих из внешней среды и внутренней среды организма. По мере проведения сенсорной информации в нервной системе через ряд промежуточных ядерных центров идет ее анализ и перераспределение между различными отделами мозга, т. е. осуществляется само чувствование. Однако ощущение как форма субъективного переживания воспринимаемой сенсорной информации возникает лишь на уровне коры мозга.


Восприятие ощущения как психический процесс субъективного отражения действительности включает не только опознание различных раздражителей и субъективное переживание их воздействий, но и соотнесение их с памятью, эмоциями и другими показателями интегративной деятельности мозга. Однако эта сфера лежит уже за пределами анатомических знаний.


Сенсорная информация от туловища и конечностей по чувствительным волокнам спинномозговых нервов поступает к спинному мозгу, от которого по восходящим путям направляется в головной мозг. При этом восходящие проекционные связи спинного мозга с головным начинаются либо вне спинного мозга от нейронов спинномозговых узлов, либо от нейронов, расположенных в задних столбах спинного мозга. Сенсорная информация от органов головы и частично шеи поступает непосредственно в головной мозг по чувствительным волокнам черепных нервов; при этом восходящие проекционные волокна начинаются в их сенсорных ядрах.


Общей особенностью сенсорных путей является многоэтапная передача возбуждения через различные ядерные центры, в которых происходит последовательный анализ информации. В стволе мозга сенсорные проводящие пути располагаются в его покрышке и, направляясь к коре мозга, обязательно проходят через промежуточный мозг, через его зрительные бугры (таламусы), в ядрах которых залегают подкорковые центры всех видов чувствительности, кроме слуховой. В них происходит переключение сенсорных путей; при этом сенсорная информация проходит частичную обработку (анализ и синтез) перед тем, как будет направлена к коре больших полушарий.


Среди сенсорных путей различают: пути протопатической чувствительности (наиболее древней и связанной с передачей сенсорной информации через ядра ретикулярной формации); пути глубокой чувствительности, связанной с передачей проприоцептивной и интероцептивной сенсорной информации; пути поверхностной, или эпикритической, чувствительности, связанной с проведением нервных импульсов, вызванных воздействием осязательного, болевого, температурного раздражителей.


Список литературы:


1. Анатомия человека: Учебник в 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.


2. Анатомия нервной системы: Учебное пособие для студентов/ В.И.Козлов, Т.А. Цехмистренко. — М.: Мир: ООО «Издательство ACT», 2004. - 206, [2] с: ил.


3. Мозг, разум и поведение. Блум Ф. И и др., М.: "Мир", 1988.


4. Функциональная анатомия сенсорных систем. Иваничев Г.А., Казань, 1997.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.