Реферат по предмету "Разное"


I. Урок начинается с просмотра видеофильма «Красная книга»

Преступление принцессы Изольды (по сказке Н.Телешова «Белая цапля»)Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает. Жан Жак РуссоЦели: 1) продолжить формирование умения анализа эпического произведения; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке «Белая цапля», вовлечь учащихся в размышление о нравственном выборе, об ответственности за совершенные поступки; 2) способствовать развитию мыслительной деятельности; 3) содействовать воспитанию нравственных качеств личности;Оборудование: DVD, иллюстрации.Ход урока.I. Урок начинается с просмотра видеофильма «Красная книга».II. Постановка цели урока. - Скажите, ребята, что общего между просмотренным вами фильмом и сказкой Телешева «Белая цапля»? (жестокое истребление животных и птиц людьми, белая цапля занесена в Красную книгу)- Как можно назвать жестокое отношение к птицам и животным, их истребление? (поступок или преступление?) Преступление.- Сегодня мы с вами будем говорить о преступлении, совершенном принцессой Изольдой, и наказании, которое последовало за этим преступлением. - Мы не судьи. Автор сказки Николай Телешов не призывает нас судить. Его цель другая. - Для чего он написал эту сказку? (Он обращается к нам в надежде, что мы сможем понять причину преступления, совершенного принцессой, чтобы мы никогда не сделали того же.) Итак, наша задача не только понять в чем преступление и наказание принцессы Изольды, но и попытаться выяснить, что может помочь человеку избежать искушения, не совершить плохой поступок, чтобы затем быть свободным от мук совести. По своему жанру «Белая цапля» определена как философская сказка. - Что вы знаете о философии? Что это такое? (наука о мудрости, о жизни)- Сегодня на уроке мы попробуем разгадать тайну «Белой цапли», рассмотрим, какие важные проблемы поднимает сказка.III. Аналитическая работа по содержанию сказки «Белая цапля».- ^ С чего начинается сказка? С описания северной страны (зачитайте) ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ. Северная страна – родина принцессы. ОБРАЩЕНИЕ К РИСУНКУ- Почему автор особенно подчёркивает, что люди, жившие тут, «любили и ценили всякую жизнь»? (принцесса Изольда впоследствии нарушит нравственный закон своей родины – закон любви ко всему живому.)- В чём видел счастье старый король, отец Изольды?^ ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ Он говорил ей, что «настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье.» Впоследствии Изольда нарушит и завет отца.- Какой была принцесса Изольда? Охарактеризуйте ее. - Обычно в сказках на жестокость способны только злые, ленивые и корыстолюбивые герои. Почему Телешев отступает от обычного сказочного шаблона?Очевидно, автор хотел сказать, что и добрый, достойный человек может совершить жестокость, допустить преступную оплошность, если не будет задумываться над последствиями своих поступков. - Преступление совершает прекрасная принцесса. Можно ли назвать её поступок преступлением? Докажите… - Ребята, что такое преступление? (нарушение закона, содержащее в себе самовольное отступление от каких- либо норм; недопустимое, непозволительное, возмутительное). Принцесса прекрасна и добра, она всегда помогала больным и несчастным. Она очень любила отца, любила свою родину, недаром её свадебный наряд должен был напоминать краски родной земли « В день моей свадьбы, - весело подумала она, - я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье –как снег, серый плащ – как море, и на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!» -В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед нравственным выбором. Какую проблему поставила жизнь перед Изольдой? Проблема такова: или лишиться задуманного убора или получить его ценою жизни живого существа.-Как описывает Телешов состояние Изольды при принятии решения? ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ (Изольда испытывает страшные сомнения, сначала отказывается от предложения старика, не спит всю ночь, думает о том, как огорчиться отец, если она согласиться. Но в конце концов желание иметь убор пересиливает голос совести, и Изольда, как и многие в таком положении, даже находит себе оправдание: «Мало – помалу убить одну птицу. Хотя и ради прихоти. Стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт – немного раньше или немного позднее. Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!»- Ребята, образ старика в сказке очень важен. Казалось бы, откуда он взялся в королевстве, стоящем на острове посреди моря? И как он узнал о желании принцессы иметь такое необычное украшение? Именно он, а не принцесса придумал жестокий способ добыть свадебное украшение. Эту сказку читали и ребята 9 класса. Они решили, что этот черный старик символизирует собой искушение. Посмотрите на рисунок, выполненный ученицей 9 класса Киселевой Дарьей. Так, по ее мнению, выглядит Искушение. Искушение всегда живет рядом с нами, к сожалению, этот черный старик руководит поступками людей во всем: Искушение взять в руки сигарету, Искушение обмануть, Искушение сорвать кем-то бережно взлелеянный цветок на клумбе, Искушение украсть то, что плохо лежит, Искушение насплетничать, Искушение похвастаться, Искушение закрыть глаза на убийство, которое сделает тебя самой красивой… - Что может противостоять Искушению? Какие внутренние силы человека способны изгнать Искушение, выстоять, чтобы остаться самим собой, чтобы не терзаться потом оставшуюся жизнь? - Какое душевное состояние было у Изольды, когда она поджидала этого старика? Она уже раскаялась, что поддалась минутному соблазну, она радовалась, что старик не возвращается, а когда он вернулся и она узнала, что цапля убита, руки её, закрывавшие ящик, задрожали.- И вот Изольда выходит замуж. Король-отец расточает милости, народ славит доброго короля и молодых, король благословляет принц и принцессу «на добро и пользу народам», а на душе Изольды лежит ощущение стыда и горечи. - Живя счастливо в стране своего мужа, Изольда не знает покоя. Она едет на родину навестить отца и, стоя у окна знакомой с детства комнаты, с улыбкой вспоминает свои детские мечты, которые теперь, через столько лет, кажутся ей просто легкомысленными. Но явившиеся ей ночью две белые цапли подтверждают, что прежние терзания Изольды были не случайны.- К каким последствиям для Изольды и цапель привело решение принцессы убить одну птицу? Её прихоть (слабость минутная, желание) привела к истреблению цапель, потому что птиц убивали. - Почему две оставшиеся в живых цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Цапли понимают, что Изольда действовала по неведению, а не по злому умыслу. Именно поэтому они и говорят о ней «с горечью, но без ненависти». Две грустные, мудрые птицы учат принцессусерьёзному взгляду на жизнь, ответственности за свои поступки. Цапли уносят Изольду с собой и показывают её ужасные последствия её легкомысленного решения. То, что увиденное оказалось только сном, не приносит облегчения Изольде.-Почему же после увиденного во сне Изольда испугалась за своих детей? Зло, принесённое чьим-то детям, может обернуться злом для наших детей, говорит автор. Вот как он описывает состояние своей героини: ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ. «Стыдно ей было и самой себя и отца, которого она обманула. Затем её охватила тревога за свою собственную семью. оставленную далеко за морями. Она только на мгновение вообразила себя не принцессой Изольдой, а белой цаплей, у которой дети умирают голодной смертью лишь потому, что кому-то захотелось покрасивее нарядиться.- Как объяснить смысл фразы короля: «И птицы гибнут, и человек унижается? Человек унижается потому, что, убивая птиц, он признаётся в своей жадности, жестокости, мелочности, в своем полном равнодушии ко всему, что не есть он сам и его суетные желания.Чтение стихотворения Заболоцкого «Журавли» - Что объединяет прослушанное вами стихотворение и сказку «Белая цапля»?-Принцессу никто не наказывает за совершенный ею поступок. Однако она все-таки наказана. Что явилось для нее страшным наказанием? Всегда ли самым страшным наказанием является то, что исходит от других людей? Может ли быть наказанием собственная совесть?- Какое наказание, по-вашему, страшнее и почему? Обращение к эпиграфу. Изольда терзается тем, что сделано. Она просит у отца совета, как поправить или загладить свой поступок. -Что отвечает ей король?^ ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ- Над чем особенно заставляет задуматься его совет? Король говорит, что сделанного уже не поправить, и это самое страшное. «Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Король советует дочери творить добро. В этом и состоит назначение человека. В мире и так слишком много страданий. ^ А причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. Ведь назначение человека совсем не такое».- Так в чем же назначение человека?- Какое же решение принимает принцесса? Какие уроки для себя выносит она из случившегося? Изольда отныне хочет творить добро для своего народа. Героиня и читатель понимают, что каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непоправимым. Итоги: - Чему нас учит «Белая цапля»? - Что может помочь человеку сохранить себя человеком, что составляет тот нравственный стержень, который не позволит поддаться искушению и поможет сделать правильный выбор. (Чувство ответственности, сила воли, доброта, милосердие, отзывчивость, самопожертвование, терпение, совесть)К счастью, на земле много и таких людей, как король, отец Изольды. Они проповедуют доброе отношение ко всему живому. Известный музыкант Борис Гребенщиков обращается ко всем людям с мечтой о волшебном городе, где животным ничего не угрожает. Под песню о волшебном добром городе на белых цаплях напишите несколько самых важных качеств, черт характера человека, которые помогут сделать правильный выбор, не совершить плохой поступок. Работаем в парах, цапли возвращаем принцессе (крепим на доску магнитами)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Действия руководителя при разрешении конфликтов
Реферат Деньги России в 1920 1930-х гг.
Реферат Детерминанты преступности
Реферат Деятельность Министерства сельского хозяйства Республики Татарстан
Реферат Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере потребительского
Реферат Державотворення як визначальна складова сучасного та майбутнього у розвитку України
Реферат Державно-правовий розвиток Німеччини другої половини XIX століття
Реферат Деловая этика и этика руководителя. Типология руководителей
Реферат Державобудівнича діяльність Богдана Хмельницького
Реферат Деятельность Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия
Реферат Teenagers And Alcohol Essay Research Paper Teenagers
Реферат Вікторина "Калейдоскоп"
Реферат Функциональное подразделение для описания - производство (телевидение, реклама). Функциональное подразделение для аудита - производство АВК (дизайн и упаковка)
Реферат Організаційно єкономічна характеристика сільскогосподарського під
Реферат Договор финансовой аренды лизинга