Преступление принцессы Изольды (по сказке Н.Телешова «Белая цапля»)Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает. Жан Жак РуссоЦели: 1) продолжить формирование умения анализа эпического произведения; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке «Белая цапля», вовлечь учащихся в размышление о нравственном выборе, об ответственности за совершенные поступки; 2) способствовать развитию мыслительной деятельности; 3) содействовать воспитанию нравственных качеств личности;Оборудование: DVD, иллюстрации.Ход урока.I. Урок начинается с просмотра видеофильма «Красная книга».II. Постановка цели урока. - Скажите, ребята, что общего между просмотренным вами фильмом и сказкой Телешева «Белая цапля»? (жестокое истребление животных и птиц людьми, белая цапля занесена в Красную книгу)- Как можно назвать жестокое отношение к птицам и животным, их истребление? (поступок или преступление?) Преступление.- Сегодня мы с вами будем говорить о преступлении, совершенном принцессой Изольдой, и наказании, которое последовало за этим преступлением. - Мы не судьи. Автор сказки Николай Телешов не призывает нас судить. Его цель другая. - Для чего он написал эту сказку? (Он обращается к нам в надежде, что мы сможем понять причину преступления, совершенного принцессой, чтобы мы никогда не сделали того же.) Итак, наша задача не только понять в чем преступление и наказание принцессы Изольды, но и попытаться выяснить, что может помочь человеку избежать искушения, не совершить плохой поступок, чтобы затем быть свободным от мук совести. По своему жанру «Белая цапля» определена как философская сказка. - Что вы знаете о философии? Что это такое? (наука о мудрости, о жизни)- Сегодня на уроке мы попробуем разгадать тайну «Белой цапли», рассмотрим, какие важные проблемы поднимает сказка.III. Аналитическая работа по содержанию сказки «Белая цапля».- ^ С чего начинается сказка? С описания северной страны (зачитайте) ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ. Северная страна – родина принцессы. ОБРАЩЕНИЕ К РИСУНКУ- Почему автор особенно подчёркивает, что люди, жившие тут, «любили и ценили всякую жизнь»? (принцесса Изольда впоследствии нарушит нравственный закон своей родины – закон любви ко всему живому.)- В чём видел счастье старый король, отец Изольды?^ ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ Он говорил ей, что «настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье.» Впоследствии Изольда нарушит и завет отца.- Какой была принцесса Изольда? Охарактеризуйте ее. - Обычно в сказках на жестокость способны только злые, ленивые и корыстолюбивые герои. Почему Телешев отступает от обычного сказочного шаблона?Очевидно, автор хотел сказать, что и добрый, достойный человек может совершить жестокость, допустить преступную оплошность, если не будет задумываться над последствиями своих поступков. - Преступление совершает прекрасная принцесса. Можно ли назвать её поступок преступлением? Докажите… - Ребята, что такое преступление? (нарушение закона, содержащее в себе самовольное отступление от каких- либо норм; недопустимое, непозволительное, возмутительное). Принцесса прекрасна и добра, она всегда помогала больным и несчастным. Она очень любила отца, любила свою родину, недаром её свадебный наряд должен был напоминать краски родной земли « В день моей свадьбы, - весело подумала она, - я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье –как снег, серый плащ – как море, и на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!» -В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед нравственным выбором. Какую проблему поставила жизнь перед Изольдой? Проблема такова: или лишиться задуманного убора или получить его ценою жизни живого существа.-Как описывает Телешов состояние Изольды при принятии решения? ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ (Изольда испытывает страшные сомнения, сначала отказывается от предложения старика, не спит всю ночь, думает о том, как огорчиться отец, если она согласиться. Но в конце концов желание иметь убор пересиливает голос совести, и Изольда, как и многие в таком положении, даже находит себе оправдание: «Мало – помалу убить одну птицу. Хотя и ради прихоти. Стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале; ведь всё равно птица умрёт – немного раньше или немного позднее. Зато как хорош будет её свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!»- Ребята, образ старика в сказке очень важен. Казалось бы, откуда он взялся в королевстве, стоящем на острове посреди моря? И как он узнал о желании принцессы иметь такое необычное украшение? Именно он, а не принцесса придумал жестокий способ добыть свадебное украшение. Эту сказку читали и ребята 9 класса. Они решили, что этот черный старик символизирует собой искушение. Посмотрите на рисунок, выполненный ученицей 9 класса Киселевой Дарьей. Так, по ее мнению, выглядит Искушение. Искушение всегда живет рядом с нами, к сожалению, этот черный старик руководит поступками людей во всем: Искушение взять в руки сигарету, Искушение обмануть, Искушение сорвать кем-то бережно взлелеянный цветок на клумбе, Искушение украсть то, что плохо лежит, Искушение насплетничать, Искушение похвастаться, Искушение закрыть глаза на убийство, которое сделает тебя самой красивой… - Что может противостоять Искушению? Какие внутренние силы человека способны изгнать Искушение, выстоять, чтобы остаться самим собой, чтобы не терзаться потом оставшуюся жизнь? - Какое душевное состояние было у Изольды, когда она поджидала этого старика? Она уже раскаялась, что поддалась минутному соблазну, она радовалась, что старик не возвращается, а когда он вернулся и она узнала, что цапля убита, руки её, закрывавшие ящик, задрожали.- И вот Изольда выходит замуж. Король-отец расточает милости, народ славит доброго короля и молодых, король благословляет принц и принцессу «на добро и пользу народам», а на душе Изольды лежит ощущение стыда и горечи. - Живя счастливо в стране своего мужа, Изольда не знает покоя. Она едет на родину навестить отца и, стоя у окна знакомой с детства комнаты, с улыбкой вспоминает свои детские мечты, которые теперь, через столько лет, кажутся ей просто легкомысленными. Но явившиеся ей ночью две белые цапли подтверждают, что прежние терзания Изольды были не случайны.- К каким последствиям для Изольды и цапель привело решение принцессы убить одну птицу? Её прихоть (слабость минутная, желание) привела к истреблению цапель, потому что птиц убивали. - Почему две оставшиеся в живых цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Цапли понимают, что Изольда действовала по неведению, а не по злому умыслу. Именно поэтому они и говорят о ней «с горечью, но без ненависти». Две грустные, мудрые птицы учат принцессусерьёзному взгляду на жизнь, ответственности за свои поступки. Цапли уносят Изольду с собой и показывают её ужасные последствия её легкомысленного решения. То, что увиденное оказалось только сном, не приносит облегчения Изольде.-Почему же после увиденного во сне Изольда испугалась за своих детей? Зло, принесённое чьим-то детям, может обернуться злом для наших детей, говорит автор. Вот как он описывает состояние своей героини: ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ. «Стыдно ей было и самой себя и отца, которого она обманула. Затем её охватила тревога за свою собственную семью. оставленную далеко за морями. Она только на мгновение вообразила себя не принцессой Изольдой, а белой цаплей, у которой дети умирают голодной смертью лишь потому, что кому-то захотелось покрасивее нарядиться.- Как объяснить смысл фразы короля: «И птицы гибнут, и человек унижается? Человек унижается потому, что, убивая птиц, он признаётся в своей жадности, жестокости, мелочности, в своем полном равнодушии ко всему, что не есть он сам и его суетные желания.Чтение стихотворения Заболоцкого «Журавли» - Что объединяет прослушанное вами стихотворение и сказку «Белая цапля»?-Принцессу никто не наказывает за совершенный ею поступок. Однако она все-таки наказана. Что явилось для нее страшным наказанием? Всегда ли самым страшным наказанием является то, что исходит от других людей? Может ли быть наказанием собственная совесть?- Какое наказание, по-вашему, страшнее и почему? Обращение к эпиграфу. Изольда терзается тем, что сделано. Она просит у отца совета, как поправить или загладить свой поступок. -Что отвечает ей король?^ ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ- Над чем особенно заставляет задуматься его совет? Король говорит, что сделанного уже не поправить, и это самое страшное. «Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений, но прошедшее – непоправимо. Король советует дочери творить добро. В этом и состоит назначение человека. В мире и так слишком много страданий. ^ А причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. Ведь назначение человека совсем не такое».- Так в чем же назначение человека?- Какое же решение принимает принцесса? Какие уроки для себя выносит она из случившегося? Изольда отныне хочет творить добро для своего народа. Героиня и читатель понимают, что каждый человек на своём жизненном пути по легкомыслию может совершать ошибки, но всегда прежде чем сделать свой выбор, нужно подумать, к каким последствиям эти ошибки приведут: ведь результат может быть непоправимым. Итоги: - Чему нас учит «Белая цапля»? - Что может помочь человеку сохранить себя человеком, что составляет тот нравственный стержень, который не позволит поддаться искушению и поможет сделать правильный выбор. (Чувство ответственности, сила воли, доброта, милосердие, отзывчивость, самопожертвование, терпение, совесть)К счастью, на земле много и таких людей, как король, отец Изольды. Они проповедуют доброе отношение ко всему живому. Известный музыкант Борис Гребенщиков обращается ко всем людям с мечтой о волшебном городе, где животным ничего не угрожает. Под песню о волшебном добром городе на белых цаплях напишите несколько самых важных качеств, черт характера человека, которые помогут сделать правильный выбор, не совершить плохой поступок. Работаем в парах, цапли возвращаем принцессе (крепим на доску магнитами)