Экономический анализ 7. Анализ прибыли и рентабельности предприятия 7. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ7.1. Как анализируются состав и динамика прибыли?Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основными показателями, характеризующими финансовые результаты предприятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются:систематический контроль за формированием финансовых результатов;определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.^ Основные источники информации для анализа: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет о движении капитала» (форма № 3), «Приложение к балансу» (форма № 5), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:маржинальная (валовая) прибыль — разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) - разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;общая сумма брутто-прибыли отчетного периода — финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы;налогооблагаемая прибыль — разность между суммой брутто-прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;чистая прибыль - прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;капитализированная (реинвестированная) прибыль — часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;потребленная прибыль — та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или на социальные программы.Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 6.1. Статья Операция Величина Результат Показатель Выручка от реализации + 10 000 Налоги из выручки – 1 800 8 200 Нетто-выручка Переменные расходы – 2 500 5 700 Маржинальная (валовая) прибыль Постоянные расходы – 3000 2 700 Финансовый результат от реализации Вне реализации (сальдо) + 500 3 200 Фин. результат от операций Прибыль от инвестиций + 300 3 500 Фин. результат от деятельности Чрезвычайка + -100 3 400 Брутто-прибыль Проценты на капитал – 800 2 600 Прибыль до налогооблажения Налог на прибыль – 338 2 262 Нетто-прибыль Потребленная прибыль – 2000 262 Нераспределенная прибыль В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (табл. 6.1).^ АНАЛИЗ СОСТАВА, ДИНАМИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРИБЫЛИ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ГОД Показатель Базовый период Отчетный период Прибыль отчетного периода в ценах базового Сумма, тыс.руб. Доля, % План Факт Сумма, тыс.руб. Доля, % Сумма, тыс.руб. Доля, % … … … … … … … … ^ При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.Далее следует изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли.Прибыль от реализации1) Объем продаж (объем выпуска, изменение остатков переходящих запасов ГП и остатков неоплаченной продукции). 2) Структура продаж. 3) Цены реализации (качество продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляция, сроки реализации продукции). 4) Себестоимость продукцииПрибыль от инвестиционной и финансовой деятельности1) Прибыль от реализации имущества. 2) Прибыль от участия в СП. 3) Проценты к получениюВнереализационные финансовые результаты1) Прибыли и убытки прошлых лет. 2) Возмещение убытков, причиненных неисполнением обязательств. 3) Курсовые разницы по операциям в инвалюте. 4) Полученные и выплаченные штрафы и пени. 5) Убытки от списания дебиторской задолженностиЧрезвычайные доходы и расходы^ 7.2. Как производится анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг?Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию (см. рис. 6.2) зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:объема реализации продукции (VРП);структуры продаж (Уд);себестоимости единицы продукции или услуг (С);уровня среднереализационных цен (Ц).Ее факторная модель выглядит следующим образом:П = [VРПi (Цi – Сi)] = VРПОБЩ Удi (Цi – Сi)].^ Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.^ Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.^ Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 6.2.Таблица 6.2 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, тыс. руб. Показатель Базовый период ^ Условные показатели* Отчетный период Объем реализации продукции 20 500 18 405 18 405 Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В) 83 414 81 032 97 120 Полная себестоимость реализованной продукции (3) 67 937 65 534 78 523 Прибыль (П) 15 477 15 498 18 597 /* Условные показатели – это данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периодаСначала нужно найти сумму прибыли при объеме продаж отчетного периода и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли скорректировать на его уровень.Если продукция однородна по своему составу, индекс объема реализации продукции исчисляют путем отношения фактического объема продаж отчетного периода к объему продаж базового периода в натуральном или условно-натуральном измерении:IРП = VРП1 / VРП0Когда продукция неоднородна по своему составу, индекс продаж рассчитывают отношением объема продаж отчетного периода в оценке по себестоимости базового периода к объему продаж базового периода в той же оценке:IРП = i (VРП1 С0) / (VРП0 С0)На анализируемом предприятии продукция однородна по своему составу, поэтому индекс продаж рассчитан по физическому объему продаж:IРП = VРП1 / VРП0 = 18 405 / 20 500 = 0,9Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. = 15477 0,9.Затем следует определить влияние структуры продукции, цен реализации и себестоимости продукции на изменение прибыли предприятия по следующей схеме:^ РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПЕРВОГО УРОВНЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СУММЫ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛОМ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ ^ Показатель прибыли Факторы Порядок расчета Прибыль, тыс. руб. ^ Влияние фактора Объем продаж Структура продаж Цены Себестоимость Прошлый год 0 0 0 0 В0 – З0 15477 Усл.1 1 0 0 0 П0 IРП 13930 – 1 547 Усл.2. 1 1 0 0 ВУСЛ – ЗУСЛ 15498 +1 568 Усл.3. 1 1 1 0 В1 – ЗУСЛ 31 586 +16 088 Отчетный год 1 1 1 1 В1 – З1 18597 –12 898 Итого +3 120 Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли обусловлено в основном ростом среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на +1568 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб.Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка:объема реализации продукции;себестоимости продукции;среднереализационных цен.Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:П =VРПi (Цi – Сi).Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:ПVРП = (VРП1 – VРП0) (Ц0 – С0), ПЦ = (Ц1 – Ц0) VРП1, ПС = (С1 – С0) VРП1Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции, что позволяет установить, как изменилась сумма прибыли по каждому виду продукции и из-за чего: какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное и в какой степени.После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.^ 7.3. Как анализируются ценовая политика предприятия и уровень среднереализационных цен?Одним из наиболее существенных факторов, определяющих финансовые результаты, является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия,^ Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение кратко- и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом она должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.В процессе анализа необходимо сопоставлять фактический уровень цен анализируемого предприятия на внутреннем и внешних рынках со среднерыночными ценами и ценами конкурирующих предприятий и установить, насколько гибкую ценовую политику оно проводит.Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы:качество реализуемой продукции;рынки сбыта продукции;конъюнктура рынка;сроки реализации;инфляционные процессы.Качество товарной продукции — один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (ДЦ^) можно определить по формуле:ЦКАЧ = (ЦН – ЦП) VРПН / VРПОБЩгде ЦН и ЦП — цена изделия соответственно нового и прежнего качества; VРПН – объем реализации продукции нового качества; VРПОБЩ — общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период. По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, расчет влияния качества продукции на изменение средней цены можно произвести способом абсолютных разниц — изменение удельного веса по каждому сорту умножается на базовую цену единицы продукции соответствующего сорта и результаты суммируются:ЦСОРТ= i (Уд1 – Уд0) Ц0,где Уд1 — удельный вес i-го сорта в общем объеме продаж i-го вида продукции; Ц0 - средний уровень цены i-х сортов продукции. По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции:ЦРСБ= i (Уд1 – Уд0) Ц0,где Уд1 — удельный вес ^ 1-го рынка сбыта или канала реализации в общем объеме продаж 1-го вида продукции; Ц( - цены на соответствующих рынках сбыта. Аналогично рассчитывается влияние сроков реализации продукции на средний уровень цены:ЦТ= i (Уд1 – Уд0) Ц0,где Уд1 — удельный вес продаж 1-го периода в общем объеме продаж i-го вида продукции; Ц, — цены в i-й период продаж.Если на протяжении года произошло изменение цен на продукцию в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 6.4).Таблица 6.4 ^ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СРЕДНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ЦЕН Фактор Изменение средней цены, руб. Изменение суммы прибыли, тыс. руб. ^ Изделие А Изделие Б … Изделие А Изделие Б … Качество продукции Рынки и каналы сбыта Сроки реализации Инфляция Итого ^ 7.4. Как производится анализ инвестиционных и прочих внереализационных доходов и расходов?Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.^ К ИНВЕСТИЦИОННЫМ ДОХОДАМ относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях и т.д.^ ФИНАНСОВЫЕ РАСХОДЫ включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов) и т.д.Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, налоговой и амортизационной политикой государства, уровнем процентной ставки за кредит и т.д. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг (табл. 6.5).Таблица 6.5 ^ СОСТАВ И ДИНАМИКА ДОХОДОВ ОТ ЦЕННЫХ БУМАГ ^ Вид ценных бумаг Базовый период Отчетный период Кол-во Стоимость Доход Доля, % Кол-во Стоимость Доход Доля, % Акции Облигации Депозиты и пр. Итого Доходы от акций могут измениться за счет:количества акций, имеющихся в портфеле предприятия (К);текущей их стоимости (Р);уровня дивидендной доходности (Кд) (отношение суммы полученных дивидендов к сумме инвестированных средств в данный вид активов):П = К Р КдДля расчета влияния данных факторов на изменение суммы полученной прибыли от данного вида активов можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа.Сумма полученных процентов по облигациям также зависит от количества облигаций, их стоимости и среднего уровня процентной ставки (отношение суммы полученных процентов к среднегодовой сумме данного вида активов):П = К Р СПСредний уровень дивидендного дохода по акциям и средний уровень процентного дохода по облигациям зависит не только от доходности каждого вида акций или облигаций, но и от структуры портфеля ценных бумаг, имеющих разную доходность. Эту зависимость можно представить следующим образом: или .Для расчета влияния данных факторов на средний уровень доходности акций (облигаций) можно использовать прием абсолютных разниц:Процентный доход по депозитам (Пд) зависит от суммы депозитных вкладов (Вд) и среднего уровня депозитного процента (СПд) (отношение суммы полученных процентов по депозитам к среднегодовой сумме депозитных вкладов):Пд = Вд СПдВеличина прибыли (убытка) от реализации основных средств и прочих материальных активов зависит от количества проданного имущества, его балансовой стоимости и цены реализации. При этом нужно учитывать не только прямой финансовый результат, но и эффект от ускорения оборачиваемости капитала, методика определения которого будет рассмотрена в вопросе 9.12.^ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ – это безвозмездно полученные (переданные) активы; прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д.В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушений договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долго- и краткосрочных финансовых вложений.^ 7.5. Какова методика анализа показателей рентабельности предприятия?Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценкидеятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;показатели, характеризующие рентабельность оборота;показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной продукции:RЗ = ПРП / ЗРПОна показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.Рентабельность оборота (коммерческая маржа) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:RОБ = ПРП / ВРПРентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением общей суммы брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: основного, оборотного, операционного капитала и т.д.:RKL = Общая сумма прибыли до выплаты процентов и налогов / Среднегодовая сумма капитала (или отдельных его частей)В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами, после чего определить факторы, формирующие их уровень.Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка:изменения структуры продаж;уровня себестоимости реализованной продукции;средних цен реализации.Факторная модель этого показателя имеет вид:Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки поданным табл. 6.2 и 6.3:^ РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПЕРВОГО ПОРЯДКА НА ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ^ Показатель прибыли Затраты, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. RЗ RЗ Прошлый год 67 937 15477 22,8% Усл.1 67 937 0,9 = 61 143 13930 22,8% 0 Усл.2. 65 534 15498 23,6% +0,8% Усл.3. 65 534 31 586 48,2% +24,6% Отчетный год 78 523 18597 23,7% –24,5% Итого +0,9% Далее следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:Расчет влияния данных факторов производится способом цепной подстановки:R0 = (Ц0 – С0) / С0; RУСЛ = (Ц1 – С0) / С0; R1 = (Ц1 – С1) / С1RЦ = RУСЛ – R0; RC = R1 – RУСЛРезультаты расчетов покажут, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли.Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:Зная, из-за каких факторов изменились прибыль и выручка от реализации продукции, можно определить их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.^ Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:Расчет их влияния производится также с помощью приема цепной подстановки, как и по модели (6.2).Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (Уд,), себестоимости (С), среднего уровня цен (Ц) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости КОБ), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей модели:ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОВОКУПНОГО КАПИТАЛА, тыс. руб. Показатель Базис Усл. Отчет Прибыль от реализации 15 477 15 498 18 597 Внереализационные финансовые результаты 2783 3653 Общая сумма брутто-прибыли 18 260 22 250 Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала 41 700 53 955 Выручка (нетто) от реализации продукции 83 414 81 032 97 120 Коэффициент оборачиваемости капитала 2,0 1,8 На основании данных табл. 6.2, 6.3 и 6.6 произведем расчет влияния факторов способом цепной подстановки: ^ Показатель рентабельности капитала Факторы* П** ВФР БП В*** Коб KL R R 1 2 3 4 5 Базис 0 0 0 0 0 15 477 2 783 18 260 83 414 2,0 41 707 43,8% Усл1 1 0 0 0 0 15 498 2 783 18 281 81 032 2,0 40 516 45,1% +1,3% Усл2 1 1 0 0 0 31 586 2 783 34 369 97 120 2,0 48 560 70,8% +25,7% Усл3 1 1 1 0 0 18 597 2 783 21 380 97 120 2,0 48 560 44,0% –26,7% Усл4 1 1 1 1 0 18 597 3 653 22 250 97 120 2,0 48 560 45,8% +1,8% Отчет 1 1 1 1 1 18 597 3 653 22 250 97 120 1,8 53 956 41,2% –4,6% Итого –2,5% /* 1 – фактор структуры продаж (VРПУД); 2 – фактор отпускных цен (Ц); 3 – фактор себестоимости продукции (С); 4 – фактор внереализационных фин. результатов (ВФР); 5 – фактор коэффициента оборачиваемости капитала (КОБ)./** Данные о прибыли см. в таблице «РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПЕРВОГО УРОВНЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СУММЫ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛОМ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ»/*** Данные о нетто-выручке см. в таблице «ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ»Таким образом, уровень рентабельности совокупного капитала снизился в основном за счет роста себестоимости продукции и замедления оборачиваемости средств.При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.Если при расчете рентабельности совокупного капитала учитываются только чистая прибыль и проценты, заработанные для кредиторов, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый корректор (1 - Кн), где Кн — коэффициент налогообложения (отношение всех налогов из прибыли к обшей сумме брутто-прибыли).^ 7.6. Какова методика определения резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности?Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и Т.д. (рис. 6.3).^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИДня определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:РПVРП = (РVРПi ПЕФАКТ i)ПЕ – прибыль на единицу продукции.^ Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции по методике, изложенной в п. 5.8, умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.В формализованном виде этот расчет можно записать так:РПС = РСi (VРПФАКТ i + РVРПi)Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества продукции. Он определяется следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный (планируемый) объем реализации продукции:РП=(Удi Цi) VРППЛАН iАналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта, каналов и сроков реализации. В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию.^ Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (РП) и снижение ее себестоимости (РС). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:PRЗ = ППЛАН / ЗПЛАН – ПФАКТ / ЗФАКТ = (ППЛАН + РП) / (ЗПЛАН + РЗ) – ПФАКТ / ЗФАКТ^ Резерв повышения уровня рентабельности совокупного капитала может быть определен по формуле:где KLдоп — дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.^ 7.7. Как анализируется использование прибыли на предприятии?Для анализа используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.Распределение прибыли показано на рис. 6.4. Из рисунка видно, что одна часть общей суммы брутто-прибыл и в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества. (Лтавшаяся сумма — чистая прибыль — используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, материальное поощрение работников, пополнение собственного оборотного капитала и т.д.В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли и ее использование на предприятии.^ ОБЩАЯ СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИДля налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль и, соответственно, сумма чистого дохода.Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо составить следующий расчет (табл. 6.7).^ РАСЧЕТ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ Показатель Базовый период ^ Отчетный период Отклонение 1. Прибыль от реализации продукции и услуг 2. Сальдо операционных доходов и расходов 3. Внереализационные финансовые результаты 4. Сумма прибыли от обычной деятельности 5. Увеличение (+), уменьшение (-) суммы прибыли в результате ее корректировки для нужд налогообложения в соответствии с установленными инструкциями 6. Прибыль, подлежащая налогообложению 7. Прибыль от ценных бумаг и других внереализационных операций, облагаемая налогом по специальным ставкам 8. Льготы по налогу на прибыль 9. Налогооблагаемая прибыль (п. 6 - п. 7 - п. 8) На изменение суммы налогооблагаемой прибыли влияют факторы, формирующие величину общей суммы брутто-прибыли от обычной деятельности (см. рис. 6.2), а так