3.5. Бухгалтерский учёт в гостинице 3.5.1. Учёт реализации гостиничных услуг Особенностью гостиниц является то, что они имеют несколько направлений деятельности, соответственно, и видов выручки от реализации, основной из которых является выручка от сдачи номеров, т. е. реализация непосредственно гостиничных услуг. Современные гостиницы предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг. Нередко гостиницы на своем балансе содержат рестораны, бары, сауны, автостоянки и т.д., поэтому в такой ситуации гостиничный комплекс может столкнуться с различными системами налогообложения. Наличие различных систем налогообложения требует обязательного раздельного учета по видам предоставляемых услуг. Следовательно, в бухгалтерском учете гостиничного комплекса по счету 90 «Продажи» должны быть открыты следующие субсчета: а) «Выручка от услуг по проживанию»; б) «Выручка мини-бара»; в) «Выручка автостоянки» и т. д. Услуги по проживанию являются для гостиницы основным видом деятельности. Следовательно, выручка от реализации таких услуг будет отражаться на счете 90 «Продажи», субсчет «Выручка». Особенностью оказания гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства. С учетом временной определенности фактов хозяйственной деятельности по окончании отчетного периода (месяца) затраты на оказание гостиничных услуг должны быть полностью списаны в дебет счета 90 (на себестоимость реализованных услуг), так как переходящего сальдо по счету 20, субсчет «Затраты на оказание гостиничных услуг» быть не должно. Поэтому следует для обеспечения достоверности учитывать факт проживания гостей по ежедневному оказанию услуг на отчетную дату. В целях налогообложения прибыли в учетной политике гостиницы должен быть закреплен один из двух возможных вариантов: либо кассовый метод, либо метод начисления. Согласно кассовому методу, признание доходов производится только после получения денежных средств и их эквивалентов (т. е. когда деньги заработаны и получены). По методу начисления доходы признаются в том отчётном периоде, в котором они заработаны, а не получены. Международные стандарты финансовой отчётности провозглашают метод начисления. Кассовый метод признания выручки могут себе позволить немногие предприятия, связано это с ограничениями, установленными главой 25 «Налог на прибыль организаций». Большая часть предприятий работает по методу начисления, при котором доходы в целях исчисления прибыли признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Количественным показателем величины гостиничных услуг является календарный день проживания клиента в гостинице (см. пример 3).Пример 3. Отражение выручки от реализации гостиничных услуг при предварительной оплате клиентом. Согласно отчету администратора гостиницы ** 10 января 2005 г. в кассу гостиницы поступило авансом 31500 руб. (в том числе НДС 18% — 4804 руб.). За эти сутки стоимость занятых гостиничных мест, оплаченных за наличный расчет, составила 25 500 руб. Кроме того, на расчетный счет гостиницы 10 января 2005 г. поступило в качестве аванса 11 800 руб., в том числе НДС 1800 руб. Стоимость занятых гостиничных номеров 10 января, оплаченных по безналичному расчету, составила 9440 руб. Учетной политикой предприятия предусмотрено, что выручка определяется за каждый прожитый день. На основании этих данных бухгалтер предприятия сделает следующие проводки:^ Дебет 50 «Касса», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 31500 руб. — поступили в кассу авансы за проживание.Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 4804 руб. — начислен НДС с поступивших авансов (31500 х 15,25% / 100%, где 15,25% — средняя расчётная ставка по НДС = 118% / 18% х 100%).Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 25 500 руб. — отражена выручка от оплаты запроживание.^ Дебет 90 «Выручка», субсчет «Налог на добавленную стоимость», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 3888 руб. — начислен НДС с реализованных услуг(25500 х 15,25% / 100%, где 15,25% — средняя расчётная ставка по НДС).^ Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 3888 руб. — восстановлен НДС с ранее начисленного аванса.^ Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание» —25500 руб. — закрыта задолженность клиентов за проживание.^ Дебет 51 «Расчетный счет», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 11800 руб. — получены на расчетный счет авансы за проживание.Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 1800 руб. — начислен НДС с суммы авансов.Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 9440 руб. — отражена выручка от оплаты за проживание.^ 10. Дебет 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 1440 руб. — начислен НДС с выручки от реализации услуг (9440 х15,25% / 100%, где 15,25% — средняя расчётная ставка по НДС).^ Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 1440 руб. — восстановлен НДС, ранее начисленный с аванса.^ Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание» — 9440 руб. — закрыта задолженность постояльцев за проживание. Если гостиничный номер арендуется юридическим или физическим лицом на определенный срок, то в этом случае основанием для определения факта оказания услуг является договор аренды, в котором указывается конкретный период оказания подобных услуг (день, неделя, месяц, квартал). Соответственно, выручка от реализации арендных услуг показывается в учете гостиницы по истечении данного периода. Затраты, непосредственно связанные с услугами гостиничного хозяйства, ведутся на счете 20 «Основное производство», при этом используется отдельный субсчет 20/1 «Расходы на услуги по проживанию». Если гостиницы имеют в своей структуре производственные подразделения, оказывающие услуги (выполняющие работы) по различным видам деятельности гостиницы (например, гостиница имеет собственную котельную), то затраты по содержанию такого подразделения целесообразно учитывать на счете 23 «Вспомогательное производство». В конце каждого отчетного периода (месяца) данные затраты должны распределяться между видами деятельности по выбранному самой гостиницей (и закрепленному в учетной политике) способу (в гостиничном комплексе ** пропорционально оплате труда основного персонала). Особенностью гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства, поэтому все затраты, собранные в течение месяца, подлежат списанию на себестоимость реализованных гостиничных услуг. Данное списание отражается бухгалтерской проводкой: Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», Кредит 20 «Основное производство». Соответственно сумма выручки от реализации гостиничных услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка». С 1 января 2002 г. (то есть с момента введения в силу главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций») все предприятия (в том числе и гостиницы) обязаны применять при признании своих доходов и расходов в целях налогообложения метод начисления. При этом методе доходы от реализации товаров (работ, услуг) принимаются для исчисления налога на прибыль в момент перехода права собственности на реализуемое имущество (работы, услуги). Как известно, это право переходит от продавца к покупателю в день отгрузки товаров и других материальных ценностей, в отношении оказания услуг гостиницей этот момент определяется фактом подписания сторонами акта на оказание услуги. Это фактически означает, что исполнитель оказал данную услугу, а заказчик ее потребил. По своей сути этот метод аналогичен применяемому ранее методу определения выручки для целей налогообложения «по отгрузке». В соответствии со статьей 271 Налогового Кодекса РФ порядок признания доходов при методе начисления следующий: Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Для доходов от реализации — независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком — комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента). Порядок признания расходов при методе начисления регламентируется статьей 272 Налогового Кодекса РФ: Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений статей 318-320 Налогового Кодекса. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода). В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и непредусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Таким образом, издержки производства уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного периода, в котором предприятие фактически понесло их, независимо от времени их оплаты. Значит, дата принятия большинства расходов для исчисления налога на прибыль — это день, когда они начислены. Исключение составляют расходы по обязательному и добровольному страхованию — их принимают для целей налогообложения прибыли в момент выплаты страховых взносов. Однако если условиями договора страхования предусмотрено перечисление взноса разовым платежом, то страховую сумму распределяют равномерно в течение всего срока действия договора. Из главы 25 Налогового Кодекса можно заметить, что она не устанавливает жесткого регламентирования, какие именно расходы предприятий должны быть учтены в целях налогообложения прибыли. Следовательно, уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль могут любые расходы, которые экономически обоснованы и документально подтверждены. Исключением могут быть только те предприятия, которые работают по кассовому методу. Налогоплательщики, получившие в среднем за предыдущие четыре квартала сумму ежеквартальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не более 1 млн. руб., имеют право выбора метода признания доходов и расходов. В своей учетной политике для целей налогового учета они должны избрать либо кассовый метод, либо метод начисления, предлагаемые НК РФ. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей: Материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика или выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг треть их лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство. Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается учёт амортизации только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.Аналогичный порядок применяется в отношении капитализируемых расходов, предусмотренных статьями 261, 262, 266 и 267 Налогового Кодекса. Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на её погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность. Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. Кассовый метод связывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав). Принимая решение о применении кассового метода, налогоплательщику целесообразно оценить риски негативных последствий его применения. Указанные риски связаны с тем, что при превышении предельного размера выручки налогоплательщику необходимо будет внести изменения в налоговый учет с начала года. При игнорировании этой обязанности у налогоплательщика может возникнуть недоимка по налогу, что в свою очередь приведет к начислению пеней и штрафов.Пример 4. Пример отражения в учёте операций по реализации гостиничных услуг по методу начисления Стоимость услуг по проживанию в гостинице ** за январь 2005 г. составила 59 тыс. руб., в том числе НДС 18% = 9 тыс. руб. В учетной политике гостиницы ** отражено, что выручка признается ежедневно. В целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления. Себестоимость гостиничных услуг за январь 2005 г. составила 45 тыс. руб. В течение января 2005 г. клиентами была внесена плата за проживание в размере 70800 руб., из которых 11800 руб. (70800 руб. - 59 тыс. руб.) приходятся на предварительную оплату, так как часть клиентов продолжала проживать в гостинице на конец отчетного периода. Предположим, что вся сумма оплаты поступила в кассу гостиницы. В бухгалтерском учете вышеприведённые операции отражаются следующим образом:^ 1. Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 59 тыс. руб. — отражена выручка от реализации гостиничных услуг.^ 2.Дебет 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 9 тыс. руб. — начислен НДС с реализации услуг.^ 3.Дебет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», Кредит 20 «Основное производство» — 45 тыс. руб. — списана на реализацию фактическая себестоимость услуг.Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — 5 тыс. руб. — отражена прибыль от реализации гостиничных услуг.Дебет 50 «Касса», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 11800 руб. — получена предварительная оплата за проживание.^ Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы выданные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 1800 руб. — начислен НДС с суммы, поступившей предварительной оплаты за проживание. Четвёртая проводка приведена в качестве примера расчета финансового результата от реализации гостиничных услуг. В учете такая проводка делается заключительными оборотами в конце месяца по всему объему продаж и себестоимости этих продаж, иначе говоря, по всем видам деятельности гостиницы. Рассмотрим учёт предоставления услуг по бронированию номеров. Гостиница может принять заказ на бронирование с помощью: обычной связи (телефон, факс, телеграмма); центральной системы бронирования. В первом случае администратор гостиницы, получив заявку на бронирование, информирует клиента о наличии свободных номеров, стоимости проживания и условий оплаты. Резервируя номер для клиента, дежурный администратор сообщает клиенту номер подтверждения о бронировании. Письменное подтверждение о бронировании должно обязательно содержать следующие реквизиты: имя гостя; дату заезда; тип номера; срок и стоимость проживания. На практике существуют два основных способа бронирования места — гарантированное и негарантированное. Способ расчетов гостиницы с заказчиками зависит от того, какое бронирование применяется. При гарантированном бронировании гостиница никому не сдает забронированный номер вплоть до установленной клиентом даты заезда. Клиент же в свою очередь обязан оплатить номер даже в случае, если он не будет заселяться в номер, либо отменить бронирование до определенного дня и часа, установленных гостиницей. Но в последнем случае клиент уплачивает гостинице неустойку. К основным способам гарантированного бронирования относятся: предоплата услуг по безналичному расчету; гарантия под кредитную карту; гарантия под обязательства организации, имеющей с гостиницей долгосрочный договор. При негарантированном бронировании гостиница держит номер свободным для клиента лишь до определенного времени. Если клиент в номер не поселился, то броня аннулируется, при этом клиент не уплачивает неустойку. Большинство иностранных клиентов могут вообще не знать о том, гостиницы какого класса существуют в том или ином российском городе. Поэтому все большее количество гостиниц включается в международную систему бронирования. Эта система представляет собой информационную сеть, объединяющую отели различных стран. Как правило, владеют такой системой бронирования международные специализированные агентства или крупные авиакомпании. Войдя в эту систему, гостиница получает возможность предоставлять услуги по бронированию номеров в автоматическом режиме. Для этих целей международное агентство устанавливает в гостинице необходимое оборудование и подключает его к общей информационной базе. С этого момента все клиенты агентства могут получить необходимую информацию о гостинице и сразу же забронировать номер. Рассмотрим на примере 5, как в бухгалтерском учете гостиницы отражаются операции по бронированию номеров.Пример 5. Отражение операций по бронированию номеров. Гостиница ** получила от организации заявку на бронирование 15 номеров на одни сутки для участников научной конференции. Организация перечислила сумму 100% предварительной оплаты в размере 22500 руб., в том числе НДС 18% — 3431 руб. Получив предоплату, бухгалтер гостиницы сделает в учете следующие бухгалтерские проводки:^ Дебет 51 «Расчетный счет», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 22500 руб. — получена на расчётный счёт стоимость бронирования номеров;^ Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 3431 руб. — начислен НДС с аванса. За два дня до начала конференции предприятие уведомило гостиницу о том, что один участник конференции заболел, следовательно, число номеров уменьшилось до 14. Новая стоимость размещения участников конференции составит 21 тыс. руб., в том числе НДС — 3202 руб. В учете были сделаны следующие проводки:Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание», Кредит 90 «Продажи», субсчет «Выручка» — 21 тыс. руб. — отражена выручка от реализации услуг по проживанию.Дебет 90 «Продажи», субсчет «НДС», Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» — 3202 руб. — начислен НДС с реализованных услуг.Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» — 3202 руб. — восстановлен НДС с ранее полученного аванса.Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы выданные», Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Оплата за проживание» — 21 тыс.руб. — зачтена сумма аванса.Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы выданные», Кредит 51 «Расчетный счет» — 1500 руб. — возвращена заказчику стоимость размещения одного участника. В процессе оказания услуги по проживанию случается, что гости, проживающие в гостинице, портят имущество. Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации установлено, что в этом случае виновные обязаны возместить нанесенный ущерб. Согласно п. 26 указанных Правил потребитель, в соответствии с законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб в случае утраты или повреждения имущества гостиницы, а также несет ответственность за иные нарушения. В случае порчи имущества, не подлежащего восстановлению, клиент возмещает нанесённый ущерб. Эта сумма возмещаемого ущерба, которую уплачивает клиент, является для гостиницы внереализационным доходом. Это следует из п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Внереализационными доходами также являются: ■ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы. Такие суммы отражаются в учете по счету 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы». Рассмотрим на примере 6.Пример 6. Отражение сумм возмещаемого ущерба клиентами. Дежурная по этажу гостиницы ** обнаружила, что постоялец испортил по своей вине телевизор, и сообщила об этом администратору гостиницы. Телевизор можно отремонтировать, сумма ремонта составляет 800 руб. После составления Акта о порче имущества (форма № 9-Г) в трёх экземплярах постоялец полностью возместил гостинице ущерб. Один экземпляр акта был передан в бухгалтерию, второй — материально-ответственному лицу, третий — на руки виновнику. В бухгалтерском учете была сделана проводка:^ Дебет 50 «Касса» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» — 800 руб. — возмещена сумма нанесенного ущерба. Далее рассмотрим учёт затрат на приобретение форменной одежды персонала. Одним из атрибутов, позволяющих судить об уровне обслуживания гостиницы и его качестве, является внешний вид обслуживающего персонала. Естественно, что гостиница, работники которой имеют свою фирменную одежду, объединенную единым фасоном, цветом, отделкой и отличительными знаками, оставляет приятное впечатление у клиента. В отношении работников гостиниц нужно особо отметить, что они используют не спецодежду, а именно форменную одежду, что не одно и то же. Спецодежда представляет собой одежду, необходимую для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения, что соответствует требованиям статей 209 и 212 Трудового Кодекса РФ. Форменная же одежда не используется работником для защиты от вредного воздействия, она скорее предназначена для создания имиджа организации/Обязательность ношения форменной одежды для работников той или иной организации может быть продиктована и требованиями законодательства, и требованием, установленным руководителем организации. В отношении таких предприятий, как гостиницы, нужно отметить следующее: В соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 г. №490, материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории. В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 21.06.2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения», расходы на приобретение специальной одежды для гостиниц категории две звезды и выше становятся обязательными. Учёт форменной одежды в гостиницах имеет следующие особенности. Сначала отметим, что форменная одежда может выдаваться работникам гостиницы в личное постоянное пользование или только для использования на работе без личного постоянного пользования. В зависимости от этого у организации возникают различные налоговые последствия. Если форменная одежда не передается в личное пользование работнику, то право собственности на такую форменную одежду остается у гостиницы, в этом случае, увольняясь, работник обязан вернуть «униформу». Если форменная одежда используется работником исключительно в производственных целях, то расходы на нее можно учесть при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Согласно п. 1 ст. 252 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы на фирменную одежду, приобретаемую для обеспечения сотрудников организации по инициативе работодателя, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Только в этом случае они могут быть признаны для целей налогообложения прибыли. В отношении экономической обоснованности нужно иметь в виду следующее: если форменная одежда стоит неоправданно дорого, то налоговый орган может не согласиться с экономической обоснованностью таких расходов. Порядок учета фирменной одежды зависит от срока, на который она рассчитана. Если срок использования форменной одежды превышает 12 месяцев, то в бухгалтерском учете организации она учитывается в составе основных средств. Для целей налогообложения прибыли форменная одежда как средство труда, относится к основным средствам независимо от срока полезного использования. Если стоимость данной одежды превышает 10 тыс. руб., и срок использования — свыше 12 месяцев, то в целях исчисления прибыли форменная одежда будет признана амортизируемым имуществом. Таково требование п. 1 ст. 256 НК РФ. Сроки полезного использования амортизируемого имущества установлены Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1. Однако в классификации основных средств, установленных данным Постановлением, форменная одежда там не упоминается, поэтому организация вправе установить срок самостоятельно, при этом можно воспользоваться рекомендациями изготовителя одежды. Как правило, такой же срок устанавливается и для целей бухгалтерского учета (см. пример 7).Пример 7. Учёт форменной одежды, стоимостью выше 10 тыс. руб. за комплект. В январе 2005 г. гостиница ** приобрела для своих сотрудников 10 комплектов форменной одежды. Стоимость одного комплекта составляет 12 тыс. руб. (в том числе НДС — 1830 руб.). В феврале 2005 г. все 10 комплектов были выданы работникам. Гостиница установила, что срок полезного использования одного комплекта составляет два года. Амортизация начисляется линейным способом. В целях налогообложения гостиница ** использует метод начисления. В используемом примере ежемесячная норма амортизации по форменной одежде составляет 4,16% (1 : 24 мес. х 100%), а ежемесячные амортизационные начисления по 10-ти комплектам составят 4 231 руб. ((12 тыс. руб. - 1830 руб.) х 4,16% х 10 шт.). Амортизация начисляется с марта 2005 г., месяца, следующего за месяцем ввода форменной одежды в эксплуатацию. В бухгалтерском учете гостиницы данные операции будут отражены следующим образом:В январе 2005 г.1. Дебет 08 «Приобретение объектов основных средств», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 101700 руб. (без НДС)— приобретена форменная одежда.Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 18300 руб. -— учтен НДС по приобретенным комплектам одежды.Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит 51 «Расчетный счет» — 120 тыс. руб. — оплачена задолженность поставщику за комплекты одежды.В феврале 2005 г.Дебет 01 «Основные средства», Кредит 08 «Приобретение объектов основных средств» — 101700 руб. — передана форменная одежда сотрудникам.^ Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость» — 18300 руб. — поставлен НДС на возмещение из бюджета. Начиная с марта 2005 г., организация будет относить на расходы ежемесячную сумму амортизации по данной одежде в течение срока полезного использования.^ 6. Дебет 20 «Основное производство», Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 4231 руб. — начислена сумма амортизации за месяц. Если срок использования форменной одежды менее или равен 12 месяцам, то в бухгалтерском учете она учитывается в составе материально-производственных запасов (далее — МПЗ). В налоговом учете такие затраты на форменную одежду единовременно списываются в состав материальных расходов, на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Если стоимость форменной одежды не более 10 тыс. руб., то в бухгалтерском учете она учитывается в составе МПЗ. В налоговом учете такие затраты на форменную одежду единовременно списываются в состав материальных расходов, на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (см. пример 8). Если форменная одежда предназначена только для использования на работе, то нельзя считать, что работник получил от организации какой-либо доход, поэтому стоимость такой формы не будет облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).Пример 8. Учёт форменной одежды стоимостью ниже 10 тыс. руб. за комплект. Гостиница ** приобрела в январе 2005 г. 10 комплектов форменной одежды по цене 5900 руб. за комплект (в том числе НДС — 900 руб.). Срок полезного использования составляет менее 12 месяцев. Тогда в учете гостиницы это отразится следующим образом: В январе 2005 г.^ Дебет 10 «Материалы», субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 50 тыс. руб. (без НДС) — приобретена форменная одежда.Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 9 тыс. руб. — учтен НДС по приобретенным комплектам одежды.Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит 51 «Расчетный счет» — 59 тыс. руб. — оплачена задолженность поставщику комплектов одежды.Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость» — 9 тыс. руб. — поставлен НДС на возмещение из бюджета. В феврале 2005 г.^ 5. Дебет 20 «Основное производство», Кредит 10 «Материалы», субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — 50 тыс. руб. — стоимость форменной одежды списана на расходы.^ 3.5.2. Учёт дополнительных услуг в гостинице Гостиницы могут осуществлять дополнительные виды деятельности, основным из которых является общественное питание (рестораны, мини-бары, буфеты). Перечисленные предприятия относятся к предприятиям общественного питания, поэтому они должны соблюдать все требования, установленные законодательством для таких предприятий. В гостиницах предприятия общественного питания представлены, как правило, в виде ресторана, бара, кафе или буфета. В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», приведем следующие определения:1. Ресторан — предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; водочные, табачные и кондитерские изде- лия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.2, Бар — предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары. 3. Кафе — предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. Отметим, что такие предприятия, как рестораны и бары, подразделяются на классы: а) люкс; б) высший; в) первый. Независимо от класса, к этим предприятиям предъявляются жесткие требования, касающиеся качества услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества. Рассматривая вопросы лицензирования непосредственно гостиничной деятельности, мы уже отмечали, что для осуществления гостиничных услуг лицензия не нужна. Однако если, наряду с основной деятельностью, гостиница осуществляет виды деятельности, попадающие под лицензирование, то она должна получить такую лицензию. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «0 лицензировании отдельных видов деятельности», услуги общественного питания не попадают под лицензирование. Но, как правило, рестораны и бары продают алкогольную продукцию, а этот вид деятельности попадает под лицензирование, в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Кроме того, услуги общественного питания подлежат обязательной сертификации. Такое требование закреплено в Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации». Порядок сертификации продукции и услуг общественного питания установлен Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Срок действия сертификата соответствия определяется аналогичным техническим регламентом и, как правило, выдается на один год. При сертификации определяется и класс, к которому относится ресторан или бар. Основными нормативными и технологическими документами на предприятии общественного питания являются: а) калькуляционная карточка (форма № ОП-1); б) план-меню (форма № ОП-2); в) требование в кладовую (форма № ОП-3); г) ведомость учета движения посуды и приборов (ф. № ОП-9); д) акт о реализации и отпуске изделий из кухни (ф. № ОП-10). Как и любая отрасль экономики, предприятия общественного питания имеют ряд специфических особенностей. Для начала отметим одну из них — использование учетных цен на продукты (сырье), из которых изготавливается продукция собственного производства. Предприятия общественного питания определяют самостояте